Самоанализ урока по биологии по ФГОС по теме: «Плауны. Хвощи. Папоротники», биология в 5 класс


Самоанализ урока по биологии по ФГОС
по теме: «Плауны. Хвощи. Папоротники», биология в 5 класс.
В 5 классе обучается 8 человек: 4 мальчика и 4 девочки.
Личные наблюдения за поведением учащихся на уроке: на лидерство претендуют несколько учеников. 4 ученика имеют повышенный познавательный интерес, твёрдую установку на учение, они активны в работе на протяжении всего урока. Один ученик имеет низкий уровень обученности и обучаемости.
Внешние связи урока. Место урока в изучении раздела «Царство растений»:
Урок в теме «Плауны. Хвощи. Папоротники». На изучение темы отводится 1 час. На предыдущем уроке ребята познакомились с темой «Мхи».
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель: способствовать формированию умений реализации знаний о папоротниковидных растениях, способе размножения; расширение понятийной базы за счет включения научных методов познания об особенностях строения папоротникообразных.
Исходя из целей урока, были запланированы задачи урока: образовательные
изучить сходства и отличия разных групп высших споровых растений;
изучить процесс размножения папоротников;
изучить процесс образования каменного угля
развивающие:
формирование приемов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
развивать умения работать образцами и делать выводы;
воспитательные:
формирование умений работать в группах;
воспитывать точность и организованность в работе, при выполнении заданий.
Методы и методические приемы: словесные (эвристическая беседа), наглядные (схемы, рисунки), практические (лабораторная работа, выполнение упражнений).Методы стимулирования интереса к учению – учебная дискуссия.
Методы контроля – устный контроль, письменный контроль.
Оборудование для учителя: мультимедийное оборудование
Оборудование для учащихся: таблицы: «Папоротники. Хвощи. Плауны», полезное ископаемое - каменный уголь, гербарные образцы папоротника, хвоща и плауна, рисунки, лупа.
Основные понятия: вайя, спорангии.
Урок был направлен на достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.
- личностные УУД: формирование познавательного интереса к предмету изучения; навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя;
- метапредметныеУУД: коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию; познавательные: объяснять главное отличие Высших споровых растений и что общего у всех высших споровых растений.
- предметные: научатся составлять характеристику высших споровых растений; объяснять значения папоротникообразных.Технологии, реализованные на уроке: здоровьесбережения, продуктивного чтения.
Виды деятельности: работа с текстом учебника, работа в группе (заполнение схем «Строение папоротникообразных».Цель и задачи урока сформулированы с учетом особенностей учебного материала, уровня подготовленности класса и места данного урока в тематическом цикле. Поставленная цель была достигнута, ребята вели самостоятельный поиск, анализ и отбор информации, самостоятельно приобретали новые знания и практические умения; делали выводы, строили логически обоснованные рассуждения, излагали свое мнение, оценивали результаты своей деятельности.
Выбранная структура урока рациональна для реализации планируемых результатов. Оптимально подобрано время для каждого этапа урока. Была обеспечена логическая связь между ними. Основные формы обучения – фронтальная, групповая и индивидуальная.
Основной задачей на уроке являлось создание условий обучающимся для самостоятельной работы и помощь обучающимся при изучении нового материала. Самостоятельная работа практического характера, которая стимулировала учебно-познавательную деятельность, занимала большую часть урока, что является высоким показателем урока. Для повышения интереса к уроку использовалась групповая форма организации работы, что повысило учебную и познавательную мотивацию у обучающихся. Такая форма работы значительно снизила уровень тревожности у детей, страх оказаться неуспешным. При совместном выполнении задания происходило взаимообучение.
Использование на уроке компьютера позволяло не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствовало более осмысленному его усвоению. Это позволило увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп.
Цель и планируемые результаты урока были достигнуты. На уроке происходило формирование личностных качеств обучающихся, развивалось творческое мышление, закреплялись рациональные приемы учебной деятельности.
Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности.
Эмоциональный настрой в начале урока, смена видов деятельности обеспечили комфортную психологическую атмосферу на протяжении всего урока, о чем свидетельствуют результаты рефлексии.
Урок получился интересным, познавательным. Результативность урока высокая, так как все обучающиеся работали; все обучающиеся справились с заданиями. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока в целом выполнен.