Урок ь знак после шипящих в глаголах 2 лица ед. числа


Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа»
УМК: Т.А. Ладыженская. М.Т. Баранов. Л.А. Тростенцова и др. Москва « Просвещение», 2013г.
Тип урока: комбинированный
Цели: познакомить учащихся с правилом употребления мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа; отрабатывать навыки правописания окончаний глаголов в данной форме; развивать познавательную активность учащихся.
Задачи: развивать у учащихся умения пользоваться учебником, добывать информацию из разных источников, соотносить и осмысливать ее; развивать связную монологическую речь.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся узнают правило употребления Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного лица, научатся находить изучаемую орфограмму и объяснять условия написания слов.
Метапредметные:
Познавательные УУД: самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают свой выбор; применяют приемы смыслового чтения; анализируют и сопоставляют различные языковые единицы; строят логическую цепь рассуждений.
Регулятивные: формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения заданий.
Коммуникативные: учитывают мнения одноклассников, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют работать в парах, формулировать собственное мнение, составлять и задавать вопросы.
Личностные: дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания, стремятся к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания
1. Оргмомент. Мотивация. Учитель: Здравствуйте, ребята. Запишите число, классная работа. Начнем урок с игры «Золотая рыбка» (вопросы на доске через проектор):
- какая часть речи называется глаголом?
- что называется спряжением?
-как могут изменяться глаголы? (ученики дополняют и корректируют ответы одноклассников) Личностные результаты:
- интерес к изучению русского языка;
- достаточный объем словарного запаса для выражения своих мыслей.
2.Актуализация знаний. Задание: проанализируйте слова в таблице. Как вы считаете, по какому принципу они разделены на две группы? (на доске через проектор)
Играть – Играешь
Петь – Поешь
Смотреть – Смотришь
Гнать – Гонишь
Писать – Пишешь
(в первой колонке – неопределенная форма глагола, во второй – глаголы в форме 2-го лица ед. числа)
Что объединяет эти глаголы? (ь знак на конце глагола)
Как вы думаете, в правописании слов какой колонки можно допустить больше ошибок и почему?
Предположите, о чем пойдет речь на уроке. (Ответы учащихся)
Запишите тему «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа»
Познавательные УДД:
- анализировать, сравнивать, группировать
Регулятивные УДД:
- высказывать предположения на основе наблюдения.
3.Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока. Учитель: Попробуем вместе с вами определить цели. Это важно для дальнейшей работы.
«Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа» - очень важная тема, усвоение которой является показателем грамотности каждого из вас. Сформулируйте вопросы, на которые вы хотели бы получить ответы на нашем уроке. Составьте план урока.
Регулятивные УДД:
- высказывать
предположение на основе наблюдения;
- определять цель урока;
- осуществлять личностную и познавательную рефлексию.
4. Открытие новых знаний. 1. Какое местоимение является вашим помощником в изучении данной темы? (местоимение ТЫ).
2. Самостоятельное наблюдение (п. 122 учебника)
Сделайте выводы.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что показалось сложным и непонятным?
- Как выделяется данная орфограмма? Какую еще орфограмму необходимо знать? (правописание безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения)
Познавательные УДД:
- выделять главное;
- анализировать, сравнивать, делать выводы;
5. Развитие учебно-языковых и речевых умений. 1.Выполнение упражнений 690.691.
2.Синтаксический разбор предложения: Без труда не вынешь рыбку из пруда.
- выделить орфограммы, объяснить написание;
- произвести морфологический разбор глагола 2-го лица ед.ч.;
- какие еще поговорки и пословицы, где употребляются глаголы данной формы, вы знаете?
3. Самостоятельная работа.
В каких частях речи еще пишется мягкий знак на конце? А где его не должно быть?
Выпишите слова в два столбика: с мягким знаком на конце и без него:
Много туч…, колюч…, делаешь…, ключ…, мыш…, пишеш…, дышиш…, камыш…, умоеш…ся, смотриш… .
4. Работа в парах. Взаимопроверка самостоятельной работы по эталону. Самооценка. Регулятивные УДД:
- искать пути решения проблемы;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УДД:
- слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль.
6.Итоги урока. Рефлексия. Устный рассказ. (Что вы узнали о правописании глаголов 2-го лица единственного числа? Ответили ли вы в ходе урока на поставленные вопросы? Что было для вас сложным? Какую оценку за работу на уроке вы поставили бы каждый сам себе? Почему? Коммуникативные УДД:
- строить связное монологическое высказывание.
Регулятивные УДД:
- соотнести цели и результаты своей деятельности.
7.Домашнее задание. П. 122, записать пословицы и поговорки по теме урока, выделить изученную орфограмму.