Урок литературного чтения к 100 летию С. В. Михалкова Я хочу вам рассказать… (1 класс)




Урок чтения (1класс)
С. В. Михалков
«Я хочу вам рассказать…»
Подготовила и провела: Соловьёва И.В
2012-2013 уч.год
Цели:
продолжить знакомство с творчеством С.В.Михалкова;
дать понятие о басне, морали. Развивать навыки чтения учащихся;
воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи; интерес к творчеству С.В.Михалкова.
Оборудование:
выставка книг С.В.Михалкова “ Я хочу вам рассказать…”;
портрет писателя; рисунки медведя и кабана, карточки с загадками.
учебники, книги.
видеозапись м/ф «Жадный богач».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по страницам книг одного известного детского писателя. Кто этот писатель, вы мне ответите сами, отгадав, из каких произведений взяты данные строки.
“ Два часа я горевала,Книжек в руки не брала,Ничего не рисовала,Всё сидела и ждала…” ( “Мой щенок”)
“Что случилось?Что за крик?- Это тонет ученик!Он упал с обрыва в реку –Помогите человеку!” (“Дядя Стёпа”)
“- На прививку! Первый класс!- Вы слыхали? Это нас!...Я прививки не боюсь:Если надо – уколюсь!” (“Прививка”)
- Кто автор всех этих строк? (С.В.Михалков)
2. Сообщение темы
- Сегодня мы будем работать с произведениями С.В.Михалкова.
- Михалкова мы знаем как писателя, поэта, сказочника, баснописца, переводчика, драматурга.
С.В.Михалков много своих произведений посвятил детям. Поэтому его по праву называют детским писателем.
3. Дыхательная гимнастика
Подготовимся к чтению произведений.
- Правую руку положите себе на грудь. Вдох – выдох 3 раза.
- Надуваем шар (ш-ш-ш), спускаем шар (с-с-с).
- Подули на свечку (на пальчик)
4. Дифференцированное задание (текст на партах Прил.№3)
- Ученики (хорошо читающие) выполняют задание по карточкам. Вам нужно несколько раз прочитать то, что напечатано на карточке, научиться выразительно читать.
- Особое внимание обратите на те предложения, в конце которых стоят ? и ! знаки.
Карточка №1
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что – то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил.
У индюшек лучший друг,
Угадайте кто?
Карточка №2
С индюком случилось чудо –
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или… Кто?
Карточка №3
Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает, как … Кто?
Карточка №4
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята,
Тут – лисички, там – опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые … Что?
Карточка №5
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пошли на кухню сами
И сказали: - Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите,-
Обожаем поваров!
Ненавидим … Кого?
- Все остальные работают со мной. Посмотрите на доску.
- На доске записан текст. Послушайте его.

Котята
Вы послушайте, ребята,Я хочу вам рассказать:Родились у нас котята –Их по счёту ровно пять.Мы решали, мы гадали:Как же нам котят назвать?Наконец мы их назвали:РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

- О ком говорится в этом тексте?
Прочитаем этот текст вместе хором.
- Сколько было котят? Как их звали?
Откройте “Русскую азбуку” на стр. 106. Прочитайте текст до конца.
Зачитайте, как выглядели котята.
- Что вы прочитали? Как можно назвать этот текст? (Считалкой) - Где её можно использовать? (В игре)
- У Михалкова есть стихи, считалки, но он ещё и переводчик. Он переводил произведения других иностранных писателей и поэтов. Сейчас мы с вами послушаем загадки, которые Михалков перевёл с болгарского языка. А написал их Асен Босев. Эти загадки прочитают ученики, которые готовились. (читают по карточкам)


5. Физ.минутка- Сейчас мы с вами обыграем считалку о котятах, которая записана на доске. Вы будете проговаривать эту считалку и повторять движения, которые буду делать я.
6. Работа над стихотворением “А что у вас?”
- Михалков много общался с детьми, и с ними он был на равных, не сюсюкался с ними, а говорил серьёзно о вещах, важных для маленького человека. Так появилось стихотворение “А что у вас?”
- Послушайте это стихотворение (текст на партах Прил.№2):
Кто на лавочке сидел,Кто на улицу глядел,Толя пел,Борис молчал,Николай ногой качал.Дело было вечером,Делать было нечего.Галка села на заборе,Кот забрался на чердак.Тут сказал ребятам БоряПросто так:- А у меня в кармане гвоздь!А у вас?- А у нас сегодня гость!А у вас?- А у нас сегодня кошкаРодила вчера котят.Котята выросли немножко,А есть из блюдца не хотят!- А у нас в квартире газ!А у вас?- А у нас водопровод!Вот!- А из нашего окнаПлощадь Красная видна!А из вашего окошкаТолько улица немножко. - Мы гуляли по Неглинной,Заходили на бульвар,Нам купили синий-синийПрезеленый красный шар!- А у нас огонь погас -Это раз!Грузовик привез дрова -Это два!А в-четвертых - наша мамаОтправляется в полет,Потому что наша мамаНазывается - пилот!С лесенки ответил Вова:- Мама - летчик?Что ж такого?Вот у Коли, например,Мама - милиционер!А у Толи и у Веры Обе мамы - инженеры!А у Левы мама - повар!Мама-летчик?Что ж такого!
- Всех важней, - сказала Ната,-Мама - вагоновожатый,Потому что до ЗацепыВодит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо:- Разве плохо быть портнихой?Кто трусы ребятам шьет?Ну, конечно, не пилот!Летчик водит самолеты -Это очень хорошо!Повар делает компоты -Это тоже хорошо.Доктор лечит нас от кори,Есть учительница в школе.Мамы разные нужны,Мамы разные важны.Дело было вечером,Спорить было нечего.
- К какому выводу пришли дети в споре?
“Мамы разные нужны, Мамы всякие важны”.
7. Физ. Минутка (просмотр м-ф «Жадный богач»)
8. Работа над басней. Словарная работа. (текст на партах Прил.№1)
Басня – это короткий рассказ, часто стихотворный, обычно про животных, которые говорят и действуют по-человечески. В каждой басне есть мораль. Мораль – это то, чему учит нас басня.
- Сейчас я прочитаю вам басню С. В. Михалкова, которая называется “ Не стоит благодарности”. - Послушайте её внимательно и ответьте на вопрос: О ком эта басня? - В басне встречаются такие слова, давайте мы их прочитаем.
На доске: солнцепёк умаялся неподалёку сподручнее
- Как вы понимаете смысл этих слов?
-. Прочитайте этот текст (на столах у каждого) и подумайте, как бы вы отнеслись к героям этой басни?


- Кто из героев басни вам понравился, а кто нет? Почему?

- На доске записаны слова, прочитайте их:
Рисунок медведя трудолюбивыйсильныйленивыйскромный Рисунок кабана
- Выберите и назовите из этих слов те слова, которые подходят к медведю.

- А какие слова можно отнести к кабану? Почему?
Правильно ли поступил кабан?


- Чему же учит нас эта басня? - Значит, мораль этой басни, помогать не только словом, но и делом.
9. Работа с пословицами
- Послушайте пословицы и выберите ту, которая больше всего подходит к нашей басне.
Звону много, да толку мало.
Словом туда - сюда, а делом никуда.
Не спеши языком, торопись делом.
- К кому из героев басни подходит пословица “ Словом туда – сюда, а делом никуда”? Почему?
10. Итог урока
- Над произведениями какого автора мы работали? - Что он написал? (стихи, рассказы, сказки, считалки, басни, пьесы)
11. Работа с выставкой книг “ Я хочу вам рассказать …” - На выставке представлены книги С.В.Михалкова:
- В сборнике “ Детям” вы найдёте стихи, рассказы, сказки Сергея Владимировича.
Узнать новые басни Михалкова вам поможет книга “Аисты и лягушки”. В остальных книгах С.В.Михалкова вы познакомитесь не только со сказками и стихами, но и пьесами.
- Спасибо за урок. Вы сегодня хорошо поработали.
Приложение №1
С. В. Михалков. Басня «Не стоит благодарности».
Тащил на себе старый Медведь здоровенное бревно. Замучился, присел на пенёк.
- Тяжёлое небось бревно-то? – спросил молодой Кабан, что неподалёку грелся на солнцепёке.
- Ух и тяжёлое! – ответил Медведь, отдуваясь.
- И далеко ещё тащить?
- До самого леса.
-В такую жару! Поди, умаялся?
- И не спрашивай!
- Такое-то бревно вдвоём бы тащить!
- Ясное дело – вдвоём бы сподручнее было!
- Ну, я пошёл! – сказал Кабан, поднимаясь. – Желаю удачи! Да смотри не надорвись!
- Спасибо, - вздохнул Медведь.
- Не за что! – ответил Кабан.
Приложение №2
А ЧТО У ВАС? Кто на лавочке сидел,Кто на улицу глядел,Толя пел,Борис молчал,Николай ногой качал.Дело было вечером,Делать было нечего.Галка села на заборе,Кот забрался на чердак.Тут сказал ребятам БоряПросто так:- А у меня в кармане гвоздь!А у вас?- А у нас сегодня гость!А у вас?- А у нас сегодня кошкаРодила вчера котят.Котята выросли немножко,А есть из блюдца не хотят!- А у нас в квартире газ!А у вас?- А у нас водопровод!Вот!- А из нашего окнаПлощадь Красная видна!А из вашего окошкаТолько улица немножко.- Мы гуляли по Неглинной,Заходили на бульвар,Нам купили синий-синийПрезеленый красный шар!- А у нас огонь погас -Это раз!Грузовик привез дрова -Это два!А в-четвертых - наша мамаОтправляется в полет,Потому что наша мамаНазывается - пилот!С лесенки ответил Вова:- Мама - летчик?Что ж такого?Вот у Коли, например,Мама - милиционер!А у Толи и у Веры Обе мамы - инженеры!А у Левы мама - повар!Мама-летчик?Что ж такого!
- Всех важней, - сказала Ната,-Мама - вагоновожатый,Потому что до ЗацепыВодит мама два прицепа.И спросила Нина тихо:- Разве плохо быть портнихой?Кто трусы ребятам шьет?Ну, конечно, не пилот!Летчик водит самолеты -Это очень хорошо!Повар делает компоты -Это тоже хорошо.Доктор лечит нас от кори,Есть учительница в школе.Мамы разные нужны,Мамы разные важны.Дело было вечером,Спорить было нечего.

Приложение №3
Важно по двору ходил
С острым клювом крокодил,
Головой весь день мотал,
Что – то громко бормотал.
Только это, верно, был
Никакой не крокодил.
У индюшек лучший друг,
Угадайте кто?
С индюком случилось чудо
Превратился он в верблюда!
Стал он лаять и рычать,
По земле хвостом стучать.
Я запутался, однако,
Он верблюд или… Кто?
Не зовут собаку Шавкой,
И не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко
И мяукает, как … Кто?
А теперь давайте с вами
В лес поедем за грибами.
Посмотрите-ка, ребята,
Тут – лисички, там – опята,
Ну, а это, на полянке,
Ядовитые … Что?
Но поганки захотели
Стать полезными грибами
И пошли на кухню сами
И сказали: - Как хотите,
Хоть зажарьте, хоть сварите,-
Обожаем поваров!
Ненавидим … Кого?