Воинам русским — слава


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЛОБОДЧИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КЛАССНЫЙ ЧАС:
«ВОИНАМ РУССКИМ - СЛАВА»
АВТОР:
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ,
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
СИВОХА НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА
Пояснительная записка.
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Н.П.Кончаловская.
История нашей Родины, наших родных и близких, её должен знать каждый уважающий себя человек.
Патриотизм – это любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, к своему народу. Привязанность человека к дому, городу, стране не возникает сама по себе: её нужно воспитывать. Непременным компонентом патриотического воспитания наряду с изучением героических страниц прошлого Отечества должно стать изучение учащимися истории своей семьи. Ребёнок должен знать, что он – хранитель памяти о своих предках и должен передать её потомкам.
Материал классного часа раскроет перед школьниками духовную сущность русского и советского воина, нравственные традиции выполнения воинского долга перед Родиной. Классный час «Воинам русским – слава!» можно провести 23 февраля в День Защитника Отечества или 27 января в День воинской славы, обе даты входят в месячник военно – патриотического воспитания.
Подготовка к мероприятию:
- дать задание, чтобы дети подготовили рассказы о бабушках и дедушках, участниках великой Отечественной войны;
- пригласить на классный час ветерана войны Харитонова И.В., воина – интернационалиста Быкова Д.Ф.;
- оформить выставку рисунком «Пусть всегда будет солнце»;
- оформить выставку книг «Защитники земли Русской»;
- распределить роли между учащимися.
Оформление класса:
- портрет или стилизованное изображение Александра Невского (желательно в полный рост), с русским стягом, его изречение «Ради Родины мы должны жить в одно сердце»;
- выставка детских рисунков, вывешивается стенд «Мой отец – солдат России», работает книжная выставка «Защитники земли Русской»;
- аудиозаписи песен: «С чего начинается Родина», «Священная война» (муз. А. Александрова, сл.В. Лебедева - Кумача), «Ах война, что ж ты сделала подлая?», колокольный звон в записи, «Богатырская симфония» А.П. Бородина.Цель классного часа:
- воспитание чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите.
Задачи:
- развитие и углубление знаний на примере боевых подвигов своих соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
- формирование духовно – нравственных качеств, воспитание патриотизма и гражданственности, формирование идеи преемственности поколений;
- воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, воинам – интернационалистам и родным.
Действующие лица:
Баян – голова опоясана берестяным ободком; одет в белую рубаху навыпуск, с косым воротом, с вышивкой, с вышитым узким поясом; штаны холщовые или льняные, на ногах лапти или босиком; в руках – гусли.
Князья – одеты в длинные плащи однотонного цвета (зелёный, золотистый, серый); шлемы из фольги, сапоги.
Пётр I – одет в длинный кафтан, из-под рукавов которого виднеются белые манжеты; панталоны черного цвета; чёрные сапоги; широкополая шляпа с загнутыми тульями, образующими треуголку, с белой каймой по краям и с крупной металлической фибулой в виде якоря.
Солдат – в форме Великой Отечественной войны (1941-1945).
Воин – интернационалист – одет в комуфляжный костюм, на голове – чёрный берет.
Чтец – школьник.
Ведущий – классный руководитель.
Ход мероприятия.
Звучит колокольный звон.
Баян: Вы слышите, люди? Это Россия плачет по всем павшим на земле Русской, во славу и защиту её.
Россия! Прозвучало это слово, Тебя хотели сделать бездыханной,
Вписав в бессмертье наши имена. Отнять твою печаль и озорство.
От льдов Невы, до поля Куликова. Ты столько лет терпела ЧингизханаОт Куликова до Бородина. И верных продолжателей его.
(Звучит Богатырская симфония А.П. Бородина).
Баян: «Не в силе Бог, а в правде». Эти слова святого князя Александра, сказанные перед битвой на Неве, стали символом всех ратных подвигов нашего народа.
Князь А. Невский.
И, только выждав, чтоб ливонцы, Из леса с криком вылетали
Смешав ряды, втянулись в бой, Новогородские полки.
Он, полыхнув мечом на солнце, По льду летели с лязгом, громом
Повёл дружину за собой, К мохнатым гривам наклоняясь.
Подняв мечи из русской стали, И первым на коне огромном
Нагнув копейные древки, В немецкий строй врубился князь.
Баян: И успел по поднебесью ветер развеять победную весть: «Князю Невскому слава с дружиной, и многие лета и честь!»
(Звучат фрагменты из Богатырской симфонии №2 А.П. Бородина).
Баян: Уже больше века стонала земля Русская под игом Золотой Орды. За землю Русскую вышли на поле Куликово воины князя Дмитрия, Великого князя Московского.
Ведущий: Страшную картину представляло собой Куликово поле после битвы! Дон – река три дня кровью текла, восемь дней хоронили погибших.
Баян: Слава Дмитрию Донскому и воинам русским слава! Вечная память потомков!
Ведущий: К Москве, к сердцу России, опять рвались захватчики.
Есть под Москвой большое поле Кто вам опишет эту сечу,
На Бородинские вершины Тот гром орудий, стон долин.
Седой орёл с детьми засел. Со всей Европой эту встречу
И там схватились исполины, Мог русский выдержать один.
И воздух рделся и горел.
Ведущий: Невозможно назвать всех, кто геройски сражался на Бородинском поле. Но все они – и простые солдаты, и генералы – достойны славы.
Баян: «Полтавская битва» - одно из самых важных событий во время царствования Петра Великого.
Пётр Великий: Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и в славе для благосостояния вашего.
И грянул бой, Полтавский бой!
Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим, гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
Ещё напор и враг бежит!
Ведущий. Как на Руси говорили о мужчинах, которые не прячутся по щелям, а идут в армию и готовятся стать на защиту родных рубежей? Испокон века с уважением, любовью и гордостью! Помните, как писал про княжеских дружинников в «Слове о полку Игореве» наш соплеменник: «Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.» В этих строках чувствуется искреннее любование людьми, которые слились с конём, вросли в броню и неразлучны с копьём и саблей.
Славны были наши деды. Их парил орёл победы,
Помнит их и швед и лях; На полтавских на полях.
Народ любит воина, русский воин не просто солдат – это ещё и богатырь, на котором русская земля держится, о ком сложено множество сказок, пословиц, поговорок. О нём, русском солдате, который воюет отлично, «дымом греется, шилом бреется», а при случае и кашу из топора сварит – пальчики оближешь!
У каждого русского воина в сердце живёт любовь к Родине. Из чего же складывается чувство любви к Родине? В этом чувстве соединилось многое: и материнский голос, и «угол милый, где есть деревья, что отец садил, где есть, быть может, прадедов могилы », и родные поля, и реки, и леса, и города, и Красная площадь с перезвоном курантов; потому «мила до рыдания» земля отцов, что на свете одна. Образ Родины – Образ Матери, зовущей своих верных сынов на бессмертный подвиг «не ради славы – ради жизни на Земле».
Солдат.
В час испытаний поклонись Отчизне.
По- русски, в ноги и скажи ей:
Ты мне дороже жизни!
С тобою – жить, с тобою – умирать!
Люби её, клянись, как наши деды,
Горой стоять за жизнь её и честь!
Ведущий: Мы родились в замечательной стране. Она замечательна тем, что она наша! Что мы с ней тесно связаны, так же тесно, как мать со своими детьми. Мы и те, кто были до нас, и те, кто будут после нас, - это и есть наша страна, наша Отчизна, наша Родина, наша история.
Чтец: Выдающийся русский педагог Ушинский говорил: «Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё-всё в ней для нас родное, а Матерью – потому, что она нас вскормила своим хлебом, вспоила своими водами, как мать защищает и бережёт нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
Солдат: Родина… Отечество… Россия! Край, где мы родились, где живём. И его надо любить и беречь! Россия! Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то… Особенно чувство любви к Родине проявлялось в годы войны.
Я патриот. Я воздух русский,
Я землю русскую люблю.
Я верю, что нигде на свете
Любимей края не найду.
Баян: Великая Отечественная Война 1941-1945 год. Мужайся, Россия! Это испытание будет для тебя самым страшным!
Ведущий: Да, война стала испытанием человеческого духа и плоти. Это была чудовищная война – жестокая, масштабная, бессмысленная. Более двух миллионов человек погибло в этой войне. И названа она - Великая – война за Отечество, за Родину, за землю Русскую. В России нет ни одной семьи, которой бы не коснулась чёрным крылом война, почти в каждой семье есть свои герои.
Чтец:
Нет в России ни дома, ни хаты, Здесь одним полотенцем повиты
Где б ни глянул на вас со стены И деды, и отцы, и сыны,
Молодыми глазами солдата И потери царицыной битвы,
Окрыляющий подвиг войны. И победы Берлинской войны.
Ведущий: Что же заставляло людей идти в бой пол смертельные пули, молчать под пытками в плену, партизанить в лесах, выносить раненых с поля боя под огнём, работать в тылу и ждать, ждать, ждать?
Ответ здесь прост – это великое слово «любовь» - к своему дому, к своему селу, к России, к детям и их будущему. Для нас Великая Отечественная война – история. Но её должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей страны, наших родных и близких.
Чтец:
Не забывай кровавые закаты,
Когда в руинах был родимый край,
И как на землю падали солдаты
Живой, не забывай!
Ведущий: В России издавна существует обычай: над могилой погибшего солдата сажать берёзку, чтобы его жизнь продолжалась в зелёном дереве. Тихо стоят берёзы у солдатских могил, как много они могли бы рассказать о страшной трагедии войны. Последний поцелуй и привет, умирающие солдаты посылали ей, как символу Родины.
Стоят три берёзки у Вечного Огня в любом уголке России, потому что каждый четвёртый россиянин погиб во время Великой Отечественной. Берёзку, милую, родную издавна считали символом России и Родины.
Солдат:
Для меня берёзка – часть России. Сколько раз осколки били в каску,
Есть она и будет, и была. Но живым я вышел из огня.
Вот берёзку росы оросили, Верил я не в присказку, не в сказку
И стоит она белым бела. А в берёзку, ждущую меня.
Ты, берёзка, искренне поведай Как ждала меня, ждала с победой
Эту быль подснежникам весны, 40 с лишним месяцев войны.
Растёт в Волгограде берёзка, растёт на той земле, которая пережила 200 огненных дней. Она помнит разрушенный город, взрывы бомб, реки крови, стоны умирающих. Здесь насмерть стояли советские солдаты, выстояли и победили.
Звучит песня «Растёт в Волгограде берёзка» музыка М. Агашиной.
Ведущий:
Сегодня для многих мальчишек Великая Отечественная война – далёкое прошлое. А в действительности было так: война не щадила ни взрослых, ни детей. Мальчишки 12-15 лет рвались на фронт. Они осаждали военкоматы с просьбой взять их сынами полков. И их брали. Дети войны… Они рано и быстро повзрослели. Не детская это тяжесть – война, а они хлебнули её полной мерой «Наше детство огнём опалила большая, не по детскому росту война».
Российское правительство 27 января объявило Днём воинской славы России. В этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа. Фашисты отступили от Ленинграда. Голод, бомбёжки, артобстрел – всё это для ленинградцев ушло в прошлое, но не кануло в Лету!
Была война, прошла война, Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине Идут легенды о войне.
- Поднимите руку, ребята, чьи деды и прадеды воевали в годы Великой Отечественной войны, и принесли себя в жертву на алтарь Победы? (рассказы ребят).
Уходят от нас ветераны Великой Отечественной, всё меньше остаётся их – живых свидетелей военных лихолетий. «И будет так, неотвратимо будет,: на сцену выйдет в орденах старик – последний на планете фронтовик».
- Ваши деды и прадеды в 1941-1945 годах с оружием в руках защищали Родину. А как в это время жили те, кто остался в тылу? (рассказы детей)
Ведущий: Память – это связующее звено между прошлым и будущим. Тысячи памятников народным страданиям и народному мужеству поставлены в городах и сёлах нашей родины. В граните, в бронзе, в металле высятся памятники городам и сражениям, воинам, партизанам, матерям и сёстрам, тем, кто самоотверженно ковал в тылу священное оружие победы. Нескончаемым потоком идут к ним люди. Никогда не зарастут дороги, напоминающие о героизме, мужестве и страданиях нашего народа.
Куда б ни шёл , ни ехал ты, Могиле этой дорогой
Но здесь остановись, Всем сердцем поклонись.
Прошло много лет с окончания той войны. Но и сейчас вспыхивают пожары войн, где необходимо присутствие российского солдата. Живая память, именно живая, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне и других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи, семьи, близкие. Подвиг воина – это подвиг веры, долга, присяги.
И до сих пор мне снится Кандагар,
Войны внезапной вспыхнувший пожар.
Душа болит и ноет, словно рана,
За тех, кто не вернулся из Афгана.
И снова боль. И вновь не спится мне.
Мой сын в огне, теперь уже в Чечне.
Эти строки посвящены воинам – интернационалистам.
Помяни нас, Россия, в февральскую стужу.
Перед тем, как сойдёшься за праздничный стол.
Вспомни тех, кто присягу тебе не нарушил,
Кто берёг тебя вечно и в вечность ушёл.
Любовь русского человека к своей Родине беспредельна и беззаветна: когда Родина в опасности, он готов, пренебрегая смертью, отдать свои силы на защиту её. Мы должны помнить слова великого сына земли русской Александра Невского: «Ради Родины мы должны жить в одно сердце».
Использованная литература.
История России в произведениях русских поэтов. Автор- составитель П.А. Стыденко. Волгоград, 2008
Калинов В. Русские победы. М.; 1989
Ни дня без тоста. Отрывной календарь, 2007
Опыт патриотического воспитания. Автор – составитель Типаева Т.В. Волгоград. 2008
Поле славы. Калугин В.И. М,: 1995
Ради жизни на Земле. Репертуарный сборник. Составитель Фоменко А.В. М,: 1990
Симонов К. Стихотворения. М,; 1985
Твардовский А.Т. Стихотворения. Поэмы. М,; 1983