МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ: «Медицинские вмешательства в репродукцию человека» дисциплины «Биоэтика»


КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ЦМК №2 зам. директора по УР
________________ Корнева Н. М.
протокол № _____ ________________
«___»___________ «__»_____________
Федулова А.Ю.
______________
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ:
«Медицинские вмешательства в репродукцию человека»
дисциплины «Биоэтика»

Специальность 34.02.01 Сестринское дело



Составил:
преподаватель
Федулова А.Ю.

г. Красноярск 2015
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КРАСНОЯРСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ЦМК №2 зам. директора по УР
________________ Корнева Н. М.
протокол № _____ ________________
«___»___________ «__»_____________
Федулова А.Ю.
______________
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕМЫ:
«Медицинские вмешательства в репродукцию человека»
дисциплины «Биоэтика»

Специальность 31.02.02 Акушерское дело


Составил:
преподаватель
Федулова А.Ю.

г. Красноярск 2015
Формируемые компетенции:
ОК 1-3,6, 7, 10-12
ПК 1.1-1.3, 2.1, 2.7
С целью овладения ПК в ходе освоения данной темы студент должен (проводим спецификацию компетенции - раскладываем на базовые умения и обеспечивающие эти умения знания):
Уметь: Знать:
1 2
-формировать, и аргументированно отстаивать свою собственную позицию по различным проблемам биоэтики;
-использовать положения и категории этики и биоэтики для оценивания и анализа различных тенденций, фактов и явлений в системе здравоохранения. -основные идеи, принципы и требования биоэтики; философские основания биоэтики и биомедицинской этики;
-права и моральные обязательства современного медицинского работника;
-ключевые направления, проблемы, теории и методы использования знаний по биоэтике в медицинской практике.
Межпредметные связи: (дисциплина, раздел, тема)
№ Дисциплина Раздел, тема
1 Философия Основные философские парадигмы: мораль, нравственность, зло, добро, честь.
2 История медицины История медицины Древней Греции, Египта. Великие философы и мыслители Античности.
Распределение часов по теме:
Вид занятия Лекция Семинар Практическое
занятие Учебная практика
Кол-во часов 2 2 - -
Методическое обеспечение Учебно-методическая карта №1 1.Учебно-методическая карта №2
2. ФОС - -
5. Информационное обеспечение темы:
Хрусталев Ю.М. /Введение в биомедицинскую этику.-1-е издание//Учебное пособие. М., «Академия».-2010.-224с.
Хрусталев Ю.М. / от этики до биоэтики// Учебник. – Ростов-на-
Дону. «Феникс». – 2010. -446с.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА № 1
лекционного занятия
1.Тема: «Медицинские вмешательства в репродукцию человека»
2. Продолжительность занятия: 90мин
3. Цели занятия:
Уч.цель: изучить определения биоэтики, достижения медицины и биологии, предшествование формированию биоэтики, задачам биомедицинской этики, ее роль в решении каждодневных проблем медицинского работника, проблем, возникших при развитии новых биомедицинских технологий.
Воспит.цель: воспитывать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувство милосердия, гуманизма и патриотизма.
Развивающая цель: развить у студентов правовых и нравственных ориентиров при решении проблем в области медицины
4. После изучения темы студент должен знать: основные идеи, принципы и требования биоэтики; философские основания биоэтики и биомедицинской этики;
права и моральные обязательства современного медицинского работника; ключевые направления, проблемы, теории и методы использования знаний по биоэтике в медицинской практике.
5. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемная лекция
6. Оснащение: лекционный материал, таблицы, учебники по дисциплине «Биоэтика», методические разработки по темам учебных занятий.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Организационная часть.
Начальная мотивация учебной деятельности.
Формирование новых знаний (Приложение №1):
Правовые и этические последствия прерывания беременности.
Этические аспекты *статуса* эмбриона человека. Возможности манипуляций на эмбрионе с целью исследований.
Этические аспекты «суррогатного материнства».
Право женщины быть донором и реципиентом яйцеклетки.
Обобщение и систематизация изученного материала.
Подведение итогов. Выводы.
Домашнее задание, самостоятельная работа студентов.
Темы докладов:
Контрацепция и мировые религии.
Этические трудности аборта, контрацепции и стерилизации.
Этико-медицинский уровень трудности аборта.
Либеральный подход к проблеме аборта.
Консервативный подход к проблеме аборта.
Контрацепция и стерилизация.
Преподаватель __________________
Председатель ЦМК ______________
Приложение №1
Конспект лекции: «Медицинские вмешательства в репродукцию человека»
Правовые и этические последствия прерывания беременности
Момент возникновения права на жизнь: коллизии правового регулирования.
Правовая легализация абортов в России базируется на п. 2 ст. 17 Конституции, согласно которой "основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения". В силу приведенной статьи право на жизнь как основное естественное право возникает у человека не с момента зачатия, а с момента рождения. Если обратиться к нормам зарубежного конституционного права, то в конституциях целого ряда государств момент возникновения права на жизнь определен совершенно иначе. В частности, в силу ст. 2 Конституции ФРГ "каждый имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность... это относится и к нерожденным детям"; согласно ст. 40 Конституции Ирландии "государство признает право на жизнь нерожденного ребенка..., гарантирует в законах уважение, защищает и поддерживает своими законами это право"; в соответствии со ст. 15
Конституции Словацкой республики и ст. 6 Конституции Чешской республики "человеческая жизнь достойна охраны до рождения".
Как ни парадоксально, закрепленное в п. 2 ст. 17 Конституции РФ положение не вполне согласуется не только с приведенными положениями зарубежного законодательство, но и с нормами международного права.
Прежде всего, следует обратить внимание на преамбулу Конвенции о правах ребенка (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.), согласно которой государства-участники Конвенции, в том числе Россия, принимают во внимание, что "ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в надлежащей правовой защите, как до , так и после рождения". Кроме того, в ст. 1 Конвенции, согласно которой "ребенком признается каждое человеческое существо до достижения 19- летнего возраста", не установлен начальный момент, с которого следует признать человеческое существо ребенком. По смыслу приведенной статьи ребенком является не только рожденное человеческое существо, но также и то, которое еще находится в материнской утробе, не появилось на свет. Подтверждение этому доводу можно найти и в отечественном законодательстве. Так, согласно ст. 1116 ГК РФ граждане, зачатые в момент жизни наследодателя и родившиеся после его смерти, обладают правом наследования. Таким образом, действующее законодательство РФ также охраняет интересы человеческого зародыша, называя его "гражданином"* "ребенком", а не лишенной самостоятельного бытия "частью" материнского организма. Если же согласно приведенным международным и отечественным нормативным правовым актам находящееся в материнской утробе человеческое существо признается ребенком, то на него распространяются все нормы, касающиеся прав и интересов детей, в том числе и ст. 6 Конвенции о правах ребенка, в силу которой каждый ребенок имеет право на жизнь. Какие выводы из этого следуют? На данный вопрос легче всего найти ответ в нормах действующего законодательства Германии. Согласно п. 219 УК Германии 1871 г.( по состоянию на 17 августа 1999 г.) "женщина должна сознавать, что еще не родившийся человек в каждой стадии беременности имеет собственное право на жизнь и что поэтому прерывание беременности в правовом обществе принимается во внимание только в исключительной ситуации...". Как видим, германский уголовный закон далек от того, чтобы рассматривать нерожденное человеческое существо как не обладающую самостоятельными правами "часть организма матери", напротив, законодатель приравнивает аборт к убийству человека .
Правовой статус человеческого плода в теории гражданского права.
Поскольку на сегодняшний день в законодательстве отсутствуют единые критерии определения правового статуса человеческого эмбриона, в правоведении ведутся споры на этот счет. Камнем преткновения является вопрос о моменте возникновения гражданской правоспособности человека: с какого момента человек становится субъектом права (физическим лицом) - с момента рождения или с момента зачатия?
По мнению большинства правоведов, выше приведенные нормы отнюдь не наделяют человеческий зародыш субъективными правами: человек становится субъектом права лишь в том случае, если он родится и при том родится живым. При этом часть правоведов считают, что зачатый ребенок (насцитурус) наделен условной гражданской правоспособностью, другие же склоняются к тому, что закон просто охраняет будущие права насцитуруса, не признавая его правоспособным лицом.
Что касается первой точки зрения, то она имеет достаточно глубокие исторические корни. Действительно, еще в источниках римского права встречаются нормы, приравнивающие зачатого ребенка к уже рожденному субъекту права при наличии двух условий. Во-первых, зачатый ребенок должен родиться живым. Во-вторых, признание гражданской правоспособности за зачатым ребенком должно соответствовать его интересам. Положения латинских правовых источников оказали существенное влияние на формирование в науке гражданского права теории "условной правоспособности" человеческого плода. Данная теория находит подтверждение в законодательстве ряда зарубежных стран. Так, согласно Гражданскому кодексу Венгрии 1977 г. человек, если он родился живым, является правоспособным с момента зачатия. В Гражданском кодексе Чехословакии 1964 г. указано, что правоспособностью обладает и зачатый ребенок, если он родится живым. По Гражданскому кодексу Испании 1889 г. гражданская правоспособность физического лица возникает с момента рождения, при этом зачатый ребенок рассматривается как рожденный, если он родился, имеет человеческое тело и прожил 24 часа с момента отделения от материнского организма
Особенности правового регулирования искусственного прерывания беременности в России.
В настоящее время правовое регулирование искусственного прерывания беременности (аборта) осуществляется посредством двух федеральных законов. Речь идет об Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан и Уголовном кодексе РФ. Кроме того, действует ряд подзаконных нормативных правовых актов, в числе которых Постановление Правительства РФ от 8 мая 1996 "О перечне социальных показаний и утверждении инструкций по искусственному прерыванию беременности" и Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 декабря 1993 г. №302 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности".
Согласно ст. 36 Основ "искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель. А при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности. Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности, врачами, имеющими специальную подготовку." Таким образом, в силу приведенной статьи, при сроке беременности до 12 недель человеческий зародыш может быть умерщвлен по любым основаниям, независимо от наличия медицинских и социальных показателей для такого умерщвления. По смыслу Основ, жизнь человеческого зародыша подлежит правовой охране лишь по истечении 12 недель с момента зачатия при условии отсутствия у матери социальных и медицинских показаний для искусственного прерывания беременности. При наличии медицинских показаний жизнь человеческого плода вообще не составляет предмета правовой охраны - мать, а в некоторых случаях врачи вольны распорядится этой жизнью по собственному усмотрению. При наличии социальных показаний человеческий зародыш может быть умерщвлен при сроке беременности до 22 недель.
В соответствии со ст. 36 Основ "незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством РФ". Таким образом, ст. 36 «Основ» отсылает к УК РФ. В силу ст. 123 Уголовного кодекса РФ "незаконное производство аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля наказывается штрафом в размере от 100 до 200 МРОТ или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 до 2 месяцев, либо обязательными работами на срок от 100 до 240 часов, либо исправительными работами на срок от 1 года до двух лет." При сопоставлении ст. 36 «Основ» и ст. 123 УК РФ обнаруживается их несоответствие* Во-первых, в ст. 36 «Основ» используется исключительно термин "искусственное прерывание беременности", слово "аборт" не употребляется. В ст. 123 УК РФ об "искусственном прерывании беременности" не сказано ни слова, употребляется термин "аборт". Во- вторых, исходя из смысла ст. 36, а также ст. 31 «Основ» незаконное прерывание беременности имеет место в случае нарушения сроков, произвольного расширения медицинских и социальных показаний, отсутствия необходимой и достоверный информацией о последствиях аборта и т. п. Между тем, в ст. 123 УК РФ в качестве "незаконного аборта" рассматривается лишь аборт, произведенный лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля. Получается, что "любой дипломированный акушер-гинеколог может сделать аборт хоть на 9- м месяце беременности в сквере, на лавочке, не опасаясь уголовной ответственности за свое беззаконие".
В 2003 г. перечень социальных показаний для искусственного прерывания беременности был существенно сокращен. Теперь, согласно Постановлению Правительства РФ от 11 августа 2003 г. N 485, в него входят следующие социальные показания: наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав; беременность в результате изнасилования; пребывание женщины в местах лишения свободы; наличие инвалидности I - II группы у мужа или смерть мужа во время беременности.
Этические аспекты *статуса* эмбриона человека. Возможности манипуляций на эмбрионе с целью исследований.
По данным за 1999-й год, бесплодием страдает около 20% женщин и 10% мужчин детородного возраста. С каждым годом эти цифры неуклонно растут.
В настоящее время благодаря появлению новых медицинских технологий искусственного оплодотворения in vivo и in vitro даже гомосексуальные пары могут иметь детей. К методам новой репродуктивной технологии (НРТ)- искусственной репродукции - относятся:
искусственная инсеминация (ИИ) женщины спермой мужа или донора;
экстракорпоральное оплодотворение яйцеклетки (ЭКО) in vitro с последующим ее переносом (ПЭ) женщине;
вынашивание эмбриона/плода «суррогатной матерью» (СМ)
В 1968 г. в клинике Бон-Холл в Англии родилась Элиза Браун — первый ребёнок, зачатый в результате экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). К настоящему времени с помощью методов вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ), обеспечивающих оплодотворение яйцеклетки вне организма в случаях невозможности такового естественным путем, рождены многие тысячи детей. ВРТ непрерывно совершенствуются и все большее число людей с их помощью решают проблему деторождения. Разработаны методы криоконсервации эмбрионов и половых клеток, срок хранения которых оговорен от 5 до 10 лет, метод микрооплодотворения с помощью микроманипулятора и др.
Сторонники так называемой абсолютистской позиции, основываясь на моральных и религиозных принципах, требуют запрета любых манипуляций с эмбрионами на любых стадиях развития, поскольку считают, что эмбрион -это существо, имеющее душу с момента оплодотворения. Высказывается мнение о том, что дальнейшее развитие ВРТ несет опасность генофонду, здоровью человечества, поскольку отдаленные последствия ВРТ еще не выявлены.
Приверженцы противоположной точки зрения призывают к широкому внедрению ВРТ в качестве альтернативного естественному способу размножения людей. При более разумной, умеренной позиции, которую занимают многие ведущие специалисты в области медицины эмбриологи, генетики, репродуктологи, философы, социологи и законодатели, в правовой защите нуждается развивающийся эмбрион, когда приобретает черты и свойства, характерные для личности.
В нашей стране метод экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки (ЭКО и ПЭ) появился позже. В 1965 г. во Всесоюзном научно-исследовательском институте акушерства и гинекологии Минздрава СССР была создана группа раннего эмбриогенеза под руководством профессора Б.В.Леонова, преобразованная в 1973 г. в лабораторию экспериментальной эмбриологии. В этой лаборатории был впервые применен метод оплодотворения in vitro яйцеклеток человека. В начале 80-х годов в клиническую практику внедрен метод искусственной инсеминации, создан банк спермы.
К 1985 г. лаборатория была полностью переоснащена, переориентирована на метод ЭКО, и в 1986 г. в Центре родился первый ребенок "из пробирки".
С 1986 по 1998 г. в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН родилось более 1500 таких детей. Проф. Б.В.Леонов в интервью журналу "Человек" говорил: "Несколько первых детей обошлись нам примерно в 50 тыс. долларов каждый. Сейчас их "цена", точнее, средства, потраченные на них, стали, конечно, меньше. Сейчас уже никто не говорит о том, что это бриллиантовые дети, и никто не спорит, надо ли это делать или не надо... Сегодня практически в любой развитой стране этот метод существует, и по сравнению с консервативными методами лечения бесплодия часто оказывается более предпочтительным. Скажем, при отсутствии обеих маточных труб он абсолютно показан, т.е. только так можно помочь женщине...»
Ключевая морально-этическая проблема ВРТ – «статус» эмбриона, с какого момента его следует рассматривать как личность, имеющую право на жизнь и ее защиту в законодательном порядке.
К другим обсуждаемым в научной печати проблемам относятся:
правомерность манипуляций с гаметами и эмбрионами с терапевтическими и исследовательскими целями,
замораживание половых клеток и эмбрионов и их использование реципиентами,
анонимность доноров гамет, эмбрионов суррогатных матерей, их права и обязанности;
выбор пола плода при риске носительства связанных с полом заболеваний и т.п.
Существуют рекомендации, согласно которым эмбрион человека, развившийся при ЭКО, обладает правом на жизнь и поэтому должен быть трансплантирован в матку. Эмбрион обладает также правом не быть использованным в исследовательских целях без согласия той пары, от которой он произошел. Согласно цитируемым публикациям, «...существование эмбриона человека, полученного в результате оплодотворения in vitro, не должно поддерживаться дольше 14 Дней, если он не перенесен в женский организм...». «Культивирование эмбрионов человека in vitro без разрешения или более 14 дней следует классифицировать как уголовное преступление...». Из этого делается вывод о необходимости определить допустимые исследовательские манипуляции на эмбрионах человека, культивируемых in vitro. Работа с эмбрионами должна проводиться с разрешения их владельцев (супружеской пары, родителей эмбриона), по заявке, в которой должны быть изложены мотивы и причины планируемой работы (ЭКО для клинических целей или научных исследований) и которая должна быть одобрена экспертами и утверждаться местным комитетом по этике. Эксперименты могут быть проведены только в гуманных целях.
R.G. Edwards также считает, что все исследования и эксперименты с эмбрионами человека могут осуществляться только с согласия родителей. «Пионер» разработки техники ЭКО профессор R.G. Edwards допускает следующие виды экспериментов с эмбрионами человека:
на живых эмбрионах без нарушения их целостности (изучение условий культивирования, закономерностей развития);
инвазивные методы исследования живых эмбрионов (биопсия отдельных клеток для преимплантационной диагностики, криоконсервация для последующей ПЭ);
эксперименты с погибшими эмбрионами (изучение кариотипа, метаболизма и др.).
Предполагается, что эмбрион полностью разрушается в процессе исследования или после него.
При всестороннем обсуждении проблемы определения статуса эмбриона человека прежде всего встает вопрос о том, с какого момента эмбрион человека становится личностью? Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. А душа? Душа — это Божий дар, и она вселяется в эмбрион также с момента оплодотворения, согласно христианской вере. По Корану, вселение души, которая превращает живое существо в личность, происходит на 40-й день (или позднее...).
Основные тезисы защиты эмбриона человека соотносительно степени его развития:
сперматозоид и яйцеклетка — живые организмы высокой сложности, и оплодотворение приводит к развитию нового живого организма еще большей сложности.
различия между гаметами и эмбрионом заключаются скорее в степени (сложности), чем в принципе (их построения); оплодотворение не создает крутой перемены, вынуждающей приписывать абсолютную ценность иди безусловное право (например, на жизнь) яйцеклетки от момента оплодотворения,
преэмбрион заслуживает защиты, которая не подразумевает абсолютного права на жизнь.
эмбрион имеет право на жизнь, но это право может быть отвергнуто при определенных, но строго аргументированных ситуациях (поздние аборты и пр.)
этически приемлемы исследования in vitro на эмбрионах до 14-го дня после оплодотворения.
Этические аспекты «суррогатного материнства»
Женщина, которая не в состоянии по определенным причинам выносить плод, использует для этой цели другую здоровую женщину, в матку которой помещают оплодотворенную яйцеклетку. Некогда в печати промелькнуло сообщение, что одна мать, дочери которой в детстве пришлось ампутировать матку, решила выносить оплодотворенную яйцеклетку своей дочери. Для родившегося ребенка она была одновременно "суррогатной" матерью и бабушкой. "Суррогатное материнство", видимо, так широко распространено в американской жизни, что сценаристы двух популярных телесериалов — "Санта-Барбара" и "Династия" — включили эту проблему в сюжетную картину своих произведений. Следует отметить, что обычная стоимость такой процедуры не менее 30 000—50 000 долларов, что делает ее не очень доступной.
Как и во всяком деле, у "суррогатного материнства" появились свои сторонники и противники. Одни считают, что оно может быть благом, другие полагают, что нельзя превращать в предмет торговли способность женщины к деторождению. Сложные этические проблемы возникают в случае появления на свет ребенка с дефектами развития или близнецов. Зачастую семья согласна признать лишь "хорошего" ребенка. Бывают случаи, когда обе участвующие в этой процедуре женщины не чувствуют себя ответственными за дальнейшую судьбу ребенка, родившегося с какой-либо патологией. Иногда складывается асимметрия взаимоотношений приемной матери и ее мужа — биологического отца. В связи с чем 39я Всемирная медицинская ассамблея в Мадриде (1987г) приняла Декларацию об искусственном оплодотворении и трансплантации органов.
Право женщины быть донором и реципиентом яйцеклетки.
До применения криоконсервации яйцеклеток было возможно трансплантировать донорские яйцеклетки, оставшиеся не использованными, для донора в программе ЭКО и с согласия донора — другой женщине в качестве помощи при бесплодии. В настоящее время источником женских половых клеток для программы ЭКО в случаях невозможности получения их от самой реципиентки, являются забор ооцитов с согласия женщины при ее стерилизации; нахождение самой реципиенткой донора ооцитов; получение ооцитов от здоровых женщин, согласных на донорство ооцитов из альтруистических побуждений. Считают, что при перечисленных случаях донорство должно быть анонимным. Обязательными условиями для доноров ооцитов являются, помимо здоровья и возраста, наличие хотя бы одного ребенка и согласие обоих супругов. Высказано предостережение о возможности потери персональной ответственности за будущего ребенка в подобных ситуациях.
При обсуждении морально-этических аспектов репродуктивной технологии необходимо учитывать психологические и психиатрические проблемы реципиентов и доноров ооцитов, у которых нередко развиваются психологические дистрессы. Делается акцент на необходимость проведения с пациентами соответствующей и индивидуальной работы психиатра.
В правовой системе большинства стран отсутствует определение статуса донорских гамет. Такие гаметы можно рассматривать либо как интегральную составную часть организма человека (и тогда они являются объектами права), либо они должны приниматься как автономная единица и как самостоятельный субъект права.
Как один из вариантов, согласно мнению зарубежных специалистов, к донорам гамет можно применить законы о донорстве крови и о донорстве органов. Если по отношению к гаметам и их донорству принять эти законы, то для доноров будут существовать такие условия, как бесплатность и донорство в качестве терапевтической помощи (что имеет место во Франции ). Законодательные акты о донорстве гамет несовершенны, необходима их дальнейшая разработка при широком обсуждении многих аспектов этой проблемы в обществе: определение «статуса» гамет; правомерность, регламентация и характер их использования в медицинских и научных целях; правила донации гамет; отношение общества к донорству гамет; отношения между юридическим и биологическим родством при донорстве; двусторонняя анонимность процедуры и др.
В случае преждевременного истощения яичников (половыми клетками), при отсутствии яичников и в некоторых иных ситуациях программа ЭКО позволяет таким женщинам забеременеть и вынашивать ребенка при использовании донорской яйцеклетки. Этические аспекты, возникающие в подобных случаях, и правовые вопросы обсуждаются. Необходима разработка принципов донорства половых клеток, которые бы свели к минимуму или предотвратили полностью развитие коммерциализации при донорстве половых клеток и эмбрионов. В последние годы в мировой литературе обсуждаются возможность и правомочность использования незрелых женских половых клеток от плодов при абортах.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА № 2
семинарского занятия
1. Тема: «Медицинские вмешательства в репродукцию человека»
2. Продолжительность занятия: 2часа
3. Цели занятия
Уч.цель: изучить определения биоэтики, достижения медицины и биологии, предшествование формированию биоэтики, задачам биомедицинской этики, ее роль в решении каждодневных проблем медицинского работника, проблем, возникших при развитии новых биомедицинских технологий.
Воспит.цель: воспитывать в студентах высокие моральные качества: любовь к своей профессии, верность долгу, чувство милосердия, гуманизма и патриотизма.
Развивающая цель: развить у студентов правовых и нравственных ориентиров при решении проблем в области медицины
4. После изучения темы студент должен знать: основные идеи, принципы и требования биоэтики; философские основания биоэтики и биомедицинской этики;
права и моральные обязательства современного медицинского работника; ключевые направления, проблемы, теории и методы использования знаний по биоэтике в медицинской практике
5. Методы обучения: исторический метод, объяснительно-иллюстративный метод.
6. Оснащение: лекционный материал, таблицы, учебники по дисциплине «Биоэтика», методические разработки по темам учебных занятий.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть.
2.Начальная мотивация учебной деятельности.3.Устный фронтальный опрос (Приложение1).
Контрацепция и мировые религии.
Этические трудности аборта, контрацепции и стерилизации.
Этико-медицинский уровень трудности аборта.
Либеральный подход к проблеме аборта.
Консервативный подход к проблеме аборта.
Контрацепция и стерилизация.
Обобщение и систематизация изученного материала (Приложение 2)
5.Подведение итогов. Выводы.
6.Домашнее задание:
Вопросы для самоподготовки:
1. Вопросы для самоподготовки
Назовите основные аргументы сторонников абортов.
Назовите страны, в которых запрещены искусственные аборты.
Перечислите основные этические проблемы при ЭКО.
На каких трех этапах происходит утрата эмбрионов при ЭКО?
Что такое «кризис идентичности» ребёнка?
Назовите страны, в которых запрещены НРТ (ЭКО).
Какие альтернативы ЭКО возможны при бесплодии?
Выучить материал лекции и семинарского занятия №6 «Медицинские вмешательства в репродукцию человека»
Подготовить материал к семинару №7 «Основы культуры общения медицинского работника», ответить на контрольные вопросы.
Преподаватель __________________
Председатель ЦМК ______________
Приложение1
Содержание занятия: «Медицинские вмешательства в репродукцию человека»
Контрацепция и мировые религии
Еще с древнейших времен в мире использовали контрацепцию. Так получилось, что с развитием цивилизации и новых технологий контрацепция становилась все сложнее и в итоге стала прерогативой науки – медицины. Хотя, в некоторых религиозных странах до сих пор вопросы контрацепции регламентируются представителями духовной элиты. Кроме того разные религии имеют свою позицию относительно предупреждения беременности.   Православие -одна из основных целей этой религии – продолжение человеческого рода. Контрацепция допустима только по уважительным причинам. Способы контрацепции делятся на абортивные и неабортивные. Намерение совершить аборт, а так же его действие греховно.  Иудаизм -предотвращение рождаемости нежелательно. Запрещена необратимая стерилизация, но имеет место быть в случае абсолютной медицинской необходимости. Вопрос об аборте рассматривается индивидуально в каждом конкретном случае. Однако, как правило, аборты запрещены. Исключение – аборты, производимые с целью спасения жизни матери.  Буддизм -использовать контрацепцию допустимо, так как, якобы, не влияет на карму или влияние ее незначительно, но аборт рассматривается как нарушение кармы, равносилен уничтожению жизни. Католичество - религия разделяет контрацепцию на естественную и искусственную. К естественной относятся методы, не требующие применения каких-либо медицинских средств (например, календарный метод); искусственная – с использованием медицинских средств. Естественные методы, по мнению Папы, для католиков допустимы; аборт осуждается. 
Взгляд ислама на контрацепцию Деторождение в Исламе является делом богоугодным. Пророк, благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Женитесь на женщине способной к деторождению, любящей, чтобы я с вашей помощью превзошел другие народы по численности в День Воскресения» « Богатство и дети - украшение здешней жизни», гласит Священный Коран (18:46) Большинство исламских ученых согласны в том, что использование средств контрацепции не противоречит Исламской религии. Они мотивируют это в первую очередь примерами из жизни сподвижников Пророка, которые часто прибегали к прерванному половому акту. 
Этические трудности аборта, контрацепции и стерилизации
Искусственный аборт, контрацепция и стерилизация - это современные формы медицинского вмешательства в репродуктивную способность человека. В XX веке оно приобретает массовый характер и происходит на фоне принципиальных конфигураций его нравственной оценки и юридического статуса. Цивилизованный мир - до этого всего страны Европы, США, Россия - пробует освободиться от традиции, в которой они существовали фактически пятнадцать веков. Речь идет о традиции морально-религиозного осуждения и законодательного запрещения абортов. Понятно, к примеру, что плодоизгнание каралось смертной казнью во всех европейских государствах на протяжении нескольких веков. За последние сорок лет в итоге долгих дискуссий и дискуссий произошла отмена законодательного запрета либо его ослабление в той либо другой степени в Швеции (1946), в Англии (1967), во Франции (1979), в США (1973), в Италии (1978), в Испании (1978), в Нидерландах (1981), в Норвегии (1978). В то же время остаются еще страны, которых не затронула легализация абортов. Это страны с устойчивой церковной культурой (к примеру, Португалия). 
С начала XX века и до сих пор вопрос о легализации абортов остается поводом для дискуссий профессионалов, демонстраций людей, заседаний парламентов. Острота в обсуждении заморочек аборта сохраняется, несмотря на то, что эта неувязка «стара как мир». Исторически отношение врача к аборту является одной из первых и главных этико-медицинских заморочек, сохраняющих свою актуальность и сейчас. Это разъясняется тем, что неувязка аборта концентрирует в себе дела меж людьми на уровне нравственного, юридического, социально-политического, религиозного, научного сознания. Рассмотрев делему аборта на каждом из этих уровней, можно ответить на вопрос, почему она является основной и принципиальной неувязкой современной биомедицинской этики.
Этико-медицинский уровень трудности аборта
Вопрос об отношении врачей, медицинских сообществ и ассоциаций к практике искусственного аборта имеет свою историю и свою логику. В данной логике есть две противоположные позиции. Движение от одной из них к другой и составляет историю вопроса об этико-медицинском отношении к плодоизгнанию.  Первая позиция выражена в Клятве Гиппократа. Посреди бессчетных врачебных манипуляций Гиппократ специально выделяет плодоизгнание и обещает: «Я не вручу никакой даме абортивного пессария». Так, в V в. До н.Э. Гиппократ фиксирует позицию врачебного сословия о этической недопустимости роли врача в производстве искусственного выкидыша. Эта позиция тем более принципиальна, что прямо идет вразрез с мнением великих моралистов и законодателей старой Греции о естественной целесообразности аборта. Их взоры обобщает и выражает Аристотель, который писал в «Политике»: «Если же у состоящих в супружеском сожитии обязан родиться ребенок сверх (этого) положенного числа, то следует прибегнуть к аборту, до того, чем у зародыша покажется чувствительность и жизнь». В качестве второй позиции могут быть рассмотрены документы Ассоциации врачей России, В «Клятве русского врача» и в «Этическом кодексе русского врача», принятых в ноябре 1994 г. На 4-й Конференции Ассоциации, отношение к искусственному аборту никак не обозначено. Хотя на данной конференции высказывалось предложение включить в эти документы вопрос об этическом отношении Ассоциации к искусственному аборту, что в особенности актуально для нынешней кризисной демографической ситуации в России, но это предложение не было принято. Таковой подход выявил разрыв не лишь с принципом Гиппократа, но и с этическими традициями русского медицинского общества, существовавшими в России до 1917 года. 
С начала XX века на страничках российских медицинских журналов и газет очень интенсивно разворачивалось дискуссия этико-медицинских заморочек искусственного аборта. Так, в 1900 г. Доктор Э. Катунский писал: «У акушера нет ни нравственного, ни юридического права создавать эмбриотомию над живым плодом». В 1911 г. Доктор Т. Шабад констатирует, что аборт - «это социальное зло». В то же время он фактически один из первых ставит вопрос о «праве матери распоряжаться функцией собственного тела», в особенности в случае опасности её жизни. Практически Шабад стоит у истоков либерального подхода к искусственному аборту, пытаясь отыскать аргументы против господствующего принципа, который, к примеру, в католицизме был выражен так: «Вечная жизнь дитя дороже временной жизни матери». При этом он ссылается на принцип иудейского врача и богослова Маймонида: «не следует щадить нападающего», который он трактует как разрешение на убийство дитя в утробе матери, совершаемое врачом для спасения жизни матери. Такое действие не является преступным и не обязано быть наказуемо. 
Осуждение уголовного наказания матери и врача было итогом работы XII Пироговского съезда в 1913 году. Тем не менее на съезде и после него, в дискуссиях его итогов, основная тенденция в русском врачебном мире - моральное неприятие аборта - сохраняется. 
Так, к примеру, д-р Л. Личкус, выступая на съезде, говорил: «Преступный выкидыш, детоубийство и применение противозачаточных средств - симптом болезни современного человечества». Русские врачи с опаской констатировали образование особенного класса «профессионалов-плодоистребителей», нелицеприятно называя их «выкидышных дел мастерами». Вот точка зрения д-ра Я. Выгодского (из стенограммы съезда): «Принципиальный взор на выкидыш как на зло и убийство обязан быть сохранен, создание выкидыша как профессия для врача недопустима». Проф. Б.Ф. Вериго полагал, что «всякий же аборт, произведенный врачом за плату, обязан быть наказуем, тогда как всякий аборт, произведенный врачом бескорыстно, не обязан считаться преступлением». Д-р Д. Жбанков писал: «Неопровержима связь меж культурой реального времени и упадком ценности жизни, как собственной, так и чужой: выкидыш и суицид - явления одного порядка». И еще одно мировоззрение: «Ни один уважающий себя врач, верно соображающий задачки медицины, не будет делать выкидыш по исключительному желанию дамы, а постоянно будет управляться серьезными медицинскими показаниями. Мы, врачи, постоянно будем чтить завет Гиппократа, что задачка медицины сохранять и удлинять человеческую жизнь, а не разрушать её, хотя бы и в зародышевом состоянии».
XII Пироговский съезд, признав неморальность искусственного выкидыша, тем не менее пришел к выводу, что государству нужно отрешиться от принципа уголовной наказуемости плодоизгнания. В резолюции Съезда от 2 июля 1913 года сказано:
«1. Уголовное преследование матери за искусственный выкидыш никогда не обязано иметь места.
2. Также обязаны быть освобождены от уголовной ответственности и врачи, производящие искусственный выкидыш по просьбе и настоянию. Исключение из этого положения обязаны составлять врачи, сделавшие искусственный выкидыш из корыстных целей собственной профессией и подлежащие суду врачебных советов». 
Итогом широкого обсуждения в печати морально-этических заморочек аборта в начале века было различение и разведение вопросов об его этической недопустимости и уголовной наказуемости.
Либеральный подход к проблеме аборта
Если законодательства стран Европы и Америки, запрещающие медицинскую практику абортов вплоть до 1-й половины XX века, были сформированы под влиянием морально-религиозных установлении, то современные законодательства, легализирующие аборты, имеют своим основанием либеральную идеологию. 
Либеральное оправдание аборта базируется на двух принципах. Первый - это право дамы распоряжаться своим телом. Второй - отрицание личного статуса плода. 
Первый принцип - «право дамы распоряжаться своим телом» - завоевывал себе место в европейской культуре с трудом. Его первые рубежи - это так называемые медицинские показания к аборту, т.Е. Специфически медицинские случаи, к примеру, анатомически узенький таз, либо гидроцефалия плода (водянка мозга), когда рождение дитя ставит жизнь матери под опасность. Равномерно происходило расширение медицинских показаний, к ним стали относить болезни сердца, почек, туберкулез, душевные болезни, наследственные заболевания и т.п. 
В первой половине XIX века входит в оборот понятие «социальные показания», которое вначале включало изнасилование, сношение методом обмана, чрезмерная нужда. Равномерно размер понятия расширяется, и оно начинает включать «желание супруга», «неблагоприятную семейную жизнь», «хотимое количество детей». В итоге цивилизованный мир приходит к признанию права дамы быть совсем автономной в принятии решения о прерывании беременности и не лишь в первой её трети. К примеру, в вариантах огромных сроков беременности, согласно «аннотации о порядке разрешения операции искусственного прерывания беременности по немедицинским свидетельствам» 1988 г. Основаниями немедицинского характера для прерывания беременности по желанию дамы являются - «погибель супруга во время беременности, пребывание дамы либо её супруга в местах лишения свободы, лишения прав материнства, многодетность (число детей свыше пяти), развод во время беременности, инвалидность у дитя. Если у дамы есть основания, не предусмотренные настоящей аннотацией, то вопрос о прерывании беременности решается комиссией (медицинского учреждения - И.С.) В личном порядке». И если, как правило, такие операции довольно дороги (весной 1994 г. - 400 Тыс. Руб. - 2,5 Средней месячной зарплаты), то в Москве, к примеру, есть такие медицинские организации, которые осуществляют аборты лишь с огромным сроком беременности и совсем бесплатно. Это медицинские научно-исследовательские учреждения, использующие эмбриональный материал поздних сроков беременности (18-22 недельки) для фетальной терапии. 
С 1996 года в России согласно распоряжению премьера Виктора Черномырдина действует расширенный список социальных показаний для искусственного прерывания беременности сроком до 22 недель. 22 Недельки - это срок настоящей выживаемости и жизнеспособности родившихся в этом возрасте детей. Лишать детей данной жизнеспособности могут дамы, признанные безработными либо имеющие безработного супруга, дамы, не имеющие жилья, проживающие в общежитии либо на частной квартире и т.П. Либеральность подобного распоряжения может быть сравнима лишь с либеральностью Постановления Наркомздрава и Наркомюста 18 ноября 1920 года, согласно которому Россия стала первой государством мира, полностью легализовавшей искусственный аборт. 
Либеральная легализация аборта совсем развела юридическое и моральное измерение трудности. Это разведение делит и религиозно-философская, т.Е. Консервативная, в нашей терминологии, позиция. К примеру, Е.Н. Трубецкой в собственной докторской диссертации «Религиозно-публичный идеал западного христианства в XI веке» прослеживает организующую роль исторического христианства в политической жизни современных культурных народов и приходит к выводу, что смешение «порядка благодатного с порядком правовым» обрекает «порядок благодатный» на утрату собственной силы. 
Данная Богом сущностная, внутренняя свобода человека вряд ли может быть непременно и совсем ограничена какими бы то ни было внешними, в данном случае властными, факторами, в том числе и государственным законодательством. Неуспех правового запрещения и ограничения данной свободы (в случае прерывания беременности) даже под ужасом суровых наказаний - только еще одно тому подтверждение. Единственно, кто может ограничить свою сущностную свободу - это сам человек. Одно из толкований греха связано с пониманием греха «не как непослушания, а как утерю свободы». дама, делающая аборт, теряет свою свободу, - утрачивает дар быть мамой. И какие бы «показания» ни сопровождали данную утрату, это в христианской традиции проявление общественного и нравственного зла. 
Не разделяя идей традиционной морали, либеральное сознание выстраивает свою аргументацию «моральности аборта». Исходным в данной аргументации является принцип: «право дамы на аборт». Анализ этого суждения выявляет, что оно имело свой смысл быстрее в условиях борьбы либерализма с консервативным законодательством, преследующим создание абортов, ежели в условиях господства либерального законодательства, разрешающего создание абортов. В данной ситуации принцип «права дамы на аборт» как «ценность» борьбы теряет свой положительный смысл. Поэтому в арсенале либеральной идеологии возникает принцип «право дамы на собственное тело», либо «право дамы распоряжаться функцией собственного тела.» Но без конкретного медицинского содержания внедрение этого суждения вряд ли целесообразно. Понятно, что метафизическим основанием либерального сознания является натуралистическо-материалистическая антропология. Согласно последней, человек - это «психоматериальная телесность», «осознающая сама себя материя», и даже «тело и лишь тело» (Ф. Ницше). С другой стороны, сторонники абортов говорят, что зародыш человеческого существа практически ничего из себя не представляет, не считая «сгустка тканей» либо «кровавой массы». В свете произнесенного суждение «право дамы на аборт» преобразуется в суждение «право тела на собственное тело» либо «право тела распоряжаться функцией собственного тела». «Отрицание личного статуса плода» - второй основополагающий принцип защитников абортов. Вправду, если исходить из понимания морали как системы идей, регулирующей дела меж людьми, то нужно, по крайней мере формально, наличие двух субъектов этого дела - «человек - человек». Если при этом допустить, что плод - это не человек, то, в силу отсутствия второго субъекта морального дела, аборт - это вообще не моральная неувязка. Принятие решения об аборте - это итог вычисления тех либо других интересов, баланса жизненных событий, но ни в коем случае не моральный поступок. Но можно ли допустить, что плод - это лишь «сгусток тканей», а не человек?
Консервативный подход к проблеме аборта
В России сосуществуют самые разные ценностно-мировоззренческие ориентации, посреди них выделяются - либеральная и консервативная, любая из этих позиций имеет свои основания, свою традицию. Консервативная - основывается на моральных ценностях религиозной культуры. Рассмотрим особенности консервативного подхода к проблеме аборта на примере православия. 
Как понятно, в Библии не достаточно изречений, прямо относящихся к обсуждаемой проблеме. К ним относятся слова Иова, который, говоря о собственной жизни, начинает с «ночи, в которую сказано: «Зачался человек!» Аборт - это «препятствие рождению». Но рождение - это «выход из материнской утробы», которая в христианской семантике является не просто анатомическим термином. Смысл этого слова в христианской традиции, как полагает С. Аверинцев, очень широкий и значим: это и «милосердие», и «милость», и «жалость», и «сострадание», и «всепрощающая любовь». С. Аверинцев считает, что символика «чревной» и «теплой» материнской любви в особенности характерна для грекославянского Православия, в различие от смыслов этого понятия в античности, и сохраняется «в виде девственного материнства Богородицы» до сих пор. 
Врач, как принципиальный соучастник жизни человека с момента его рождения до погибели, сейчас имеет возможность свободно обсуждать фундаментальные трудности человеческой жизни. Найти отношение к ним ему поможет и моральная традиция российского врачевания, и принципы глобальной Медицинской Ассоциации, которая в 1983 году воспринимает специальную декларацию о медицинских абортах: 
1. Основополагающий моральный принцип врача - уважение к человеческой жизни с момента её зачатия. 
2. происшествия, противополагающие интересы возможной матери интересам её не родившегося дитя, ставят врача перед необходимостью выбора: сохранить беременность либо преднамеренно её прервать. 
3. Неоднозначность выбора определяется различными религиозными и нравственными позициями, причем хоть какое из решений просит уважения. 
4. Определение дела к этому вопросу и правил его решения в данном государстве либо общине лежит вне компетенции медицины; врачи обязаны только обеспечить защиту своим клиентам и отстоять собственные права в обществе. 
5. В тех странах, где медицинские аборты разрешены законом, компетентные мастера могут делать их на легальном основании. 
6. Если личные убеждения не разрешают врачу рекомендовать либо сделать медицинский аборт, он обязан перепоручить пациентку компетентному коллеге. 
7. выполнение положений настоящей Декларации Генеральной Ассамблеи глобальной Медицинской Ассоциации не является обязательным для тех ассоциаций-членов, которые не присоединятся к ней».
Контрацепция и стерилизация
Наряду с искусственным абортом, формами медицинского вмешательства в генеративную функцию человека являются контрацепция и стерилизация. В настоящее время дама владеет равным правом как на аборт, так и на контрацепцию и стерилизацию. Но эти формы медицинского вмешательства не равнозначны. Контрацепция и стерилизация - это эффективные формы предупреждения искусственных абортов, включая и нелегальные. Забугорная статистика свидетельствует, что обширное применение контрацепции понижает количество абортов. В Болгарии, Венгрии, Чехии, Германии, где охват современными видами контрацепции составляет 50-60%, количество абортов стало в 2-3 раза меньше родившихся. 
Но моральное различие меж предупреждением зачатия и искусственным абортом принималось и было не постоянно. Ориентируясь на ветхозаветный императив «Плодитесь и размножайтесь», многие христианские ученые отрицали хоть какое искусственное ограничение деторождения. В качестве единственной альтернативы допускалось воздержание в браке. Эти принципы длительное время сформировывали нравственную культуру врачей. В 1912 году доктор Л. Окинчиц писал: «основным препятствием к научной разработке способов, предупреждающих зачатие, является осуждение их медиками с этической точки зрения». В начале века пробы многих врачей усмотреть и убедить публичное мировоззрение, что «предохраняющие средства есть мера лечебная», фурора не имели. 
Ситуация изменяется к концу века. В 1991 году на XIII международном конгрессе акушеров-гинекологов проф. Пинотти была предложена новая концепция здоровья и благосостояния дамы, где наряду с традиционными формами принципиальное место занимает медицинская помощь по контрацепции.
Медицинские аспекты контрацепции и стерилизации
Имеющиеся способы контрацепции можно условно поделить на две группы. К первой, традиционной, группе относят ритмический способ, который известен в литературе как календарный, температурный способ, прерванный половой акт, механические средства, химические с локальным действием. Ко второй группе современных способов относятся: гормональная либо оральная контрацепция, внутриматочные средства (ВМС). 
50-60 годы XX века - период испытаний и внедрения в клиническую практику оральных контрацептивов. Американские ученые Y. Pincus и J. Rock выделяют ряд препаратов, подавляющих овуляцию. В 60-х годах, благодаря применению гибкой пластмассы была реализована мысль германского гинеколога R. Ricker, который еще в 1909 г. Предлагал употреблять введение в полость матки шелковые нити, скрученные в кольцо, 60-е годы - время сотворения и внедрения полиэтиленовых внутриматочных спиралей типа петли Lippes. Интересно, что несмотря на то, что ВМС обширно используются уже десятки лет, механизм их деяния остается загадкой.
Различие современных контрацептивных средств - уровень их патологического действия на организм. И. Мануилова, на основании многолетних исследований, приходит к выводу: «Эффективность противозачаточного способа пропорциональна частоте побочных реакций и осложнений, обусловленных способом контрацепции». Степень же эффективности современных средств растет по сравнению с традиционными способами в 10-20 раз (оральная контрацепция) и в 3-7 раз (ВМС), максимально эффективным способом контрацепции является стерилизация - «перевязка» либо создание искусственной непроходимости маточных труб при мини-лапаротомии, лапароскопии либо гистероскопии. Но возможна и сейчас получает распространение не лишь женская, но и мужская стерилизация (вазэктомия). В настоящее время употребляется два вида стерилизации: один из них - с восстановлением генеративной функции («зажимы Фильше»), и второй - так называемая необратимая стерилизация. Оба вида стерилизации активно пропагандируются, к примеру в США. В журнальчике «Демографические отчеты» (июнь, 1996 г.), Издаваемым институтом имени Джонса Гопкинса (США) и субсидированным Фондом ООН по народонаселению, подробно описывается применение местной анестезии при стерилизации, а также сама хирургическая операция, изложены имеющиеся методики лигирования маточных труб, описываются формы, с помощью которых можно приготовить профессионалов по выполнению данной процедуры, которую журнальчик называет «способом номер один.
Приложение 2
"Конвенция о правах человека и биомедицине" (1997 г.) при использовании достижений биологии и медицины не обязуется защищать и гарантировать:уважения достоинства человека
защиту индивидуальности каждого человеческого существа
уважение целостности и неприкосновенности личности
соблюдение прав человека и основных свобод
обеспечения экономической выгоды и материального интереса
"Конвенция о правах человека и биомедицине" (1997 г.) при использовании достижений биологии и медицины объявляет приоритетными:интересы и благо человеческого существа
интересы общества
интересы науки и научного прогресса
интересы трудоспособного населения
другие интересы
При проведении любого вмешательства в сферу здоровья, включая вмешательство с исследовательскими целями не должны соблюдаться:законы РФ, международное законодательство
профессиональные биомедицинские этические стандарты
моральные представления пациента, общечеловеческие ценности
нормы библейской морали
экономические интересы исследователя
Вмешательство в сферу здоровья человека может осуществляться:на основании свободного, осознанного и информированного согласия больного
на основании медицинских показаний
на основании редкости картины заболевания и его познавательной ценности
на основании требования родственников
на основании извлечения финансовой выгоды
Понятие "информированное согласие" не включает в себя:информации о цели предполагаемого вмешательства
информации о характере предполагаемого вмешательства
информации о возможных негативных последствиях
информации о связанном с вмешательством риске
информации о несомненном приоритете пользы вмешательства по сравнению с возможным риском.
К лицам, не способным дать информированное согласие, относятся:несовершеннолетние
лица с тяжелыми формами заболевания
лица женского пола
граждане с иностранным подданством
лица с психическими заболеваниями
Право врача на лжесвидетельство безнадежному больному не может быть универсальным по причине существования:юридического положения об информированном согласии
моральной заповеди "не лжесвидетельствуй"
различий в ценностно-мировоззренческих представлениях людей
разнообразия психо-эмоциональных характеристик личности
по всем перечисленным причинам
Максима "решение пациента — закон для врача" нравственно оправдана только в том случае, если это решение:не приводит к ухудшению состояния пациента (предоставление медицинских средств, противопоказано пациенту)
мотивировано "информированным согласием" и не угрожает другим человеческим жизням (аборт, тельная эвтаназия по желанию родственников пациент 1)
совпадает с позицией министерства здравоохранения
предполагает достойную оплату медицинской услуги
соответствует интересам медицинской науки
Во время операции возникла необходимость оперативного вмешательства, не предусмотренного, не санкционированного, не узаконенного информированным письменным согласием больного. Правомочно с моральных и юридических позиций:Произвести операцию после выведения больного из наркоза и получения в операционной его устного согласия;
Произвести операцию в оптимальном объеме, не выводя больного из состояния наркоза;
Произвести операцию после выведения больного из наркоза и получения письменного согласия;
Ограничить хирургическое вмешательство диагностикой и оперировать спустя сутки и более при письменном согласии больного;
Согласовать по телефону объем операции с юристом.
Понятие «информированное согласие» впервые было использовано в:1.Лиссабонскойдекларации о правах человека
2.Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан
3.Нюрнбергском кодексе
4.Конвенции стран Европы «О защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины»
5.Международном кодексе медицинской этики
Эталоны ответов: 1-5 2-1 3-5 4-1 5-5 6-1 7-5 8-2 9-2 10.