Статья на тему Роль внеурочной деятельности в достижении личностных результатов освоения основной образовательной программы


Федеральный государственный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. К предметным, метапредметным и личностным резльтатам.
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных и личностных результатов удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Достижению личностных результатов способствует эффективная организация внеурочной деятельности в общеобразовательном учреждении.
Направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Формы внеурочной деятельности разнообразны: классные часы, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные НОУ, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, клубы по интересам.
Участниками образовательных отношений в рамках внеурочной деятельности являются: ученики, учителя, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагоги дополнительного образования, библиотекарь и классный руководитель как координатор.
Я, как педагог дополнительного образования, хочу рассказать о достижении личностных результатов на примере своего кружка «Пресс Центр». На своих занятиях я предлагаю своим ученикам различные формы работы: мозговой штурм, свободная творческая дискуссия, выполнение индивидуальных творческих заданий, групповая работа. Что очень важно, здесь дети сами выбирают кем они хотят быть и что делать, и имеют возможность попробовать себя в разных ролях. При разделении обязанностей, принятии общих решений таких, например, как темы рубрик или при распределении заданий, они учатся взаимодействовать в коллективе, слушать друг друга, уважать мнение другого человека и отстаивать свое. Выполнение индивидуальных творческих заданий воспитывает в них ответственность, способность самостоятельно принимать решения. Особое внимание на занятиях я уделяю изучению и обсуждению «Кодекса российского журналиста», или предлагаю ученикам для обсуждения какую-нибудь проблемную ситуацию, таким образом развивается моральное сознание, формируются нравственные качества.
Говоря об оценивании личностных результатов, надо сказать, что я, как руководитель кружка, в отличие от учителей предметников, оценивающих предметные результаты, могу пользоваться только таким средством, как наблюдение.
Подводя итоги, хочу сказать, что вовлечение ребенка во внеурочную деятельность означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – безотметочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным предметам. По сути дела, внеурочная деятельность увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Во внеурочной деятельности ребенок сам выбирает содержание и форму занятий. Учитель в данном случае выступает в роли тьютора, направляет, подсказывает, поддерживает. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития и, благодаря этому, мы достигаем целей, поставленных перед нами современным стандартом образования.