Методическая разработка урока «Искусство позднего средневековья. Культура и костюм Готического искусства»

ГБОУ СПО «Волгоградский технологический колледж»






















МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по учебной дисциплине
«История стилей в костюме»
Тема урока: Искусство позднего средневековья. Культура и костюм Готического искусства.
М.В. Герасимова, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей























Волгоград – 2014
Методическая разработка урока по дисциплине «История стилей в костюме»
Тема урока: Искусство позднего средневековья.
Культура и костюм Готического искусства.
Аннотация:
Методическая разработка урока «Искусство позднего средневековья. Культура и костюм Готического искусства» соответствует требованиям ФГОС СПО по учебной дисциплине История стилей в костюме для специальности 262019. Дисциплина предназначена для групп 3 курса, группа К-3-1. Целью методической разработки урока является обобщение и практическое применение изученного материала с последующим достижением конкретного результата в процессе практической деятельности, приобретение практического опыта и освоение ПК и ОК учебной дисциплины.
Форма организации урока: обобщающий урок-практикум.
Время урока: 120 минут.
Методические рекомендации по проведению обобщающего урока-практикума:

Аспект цели урока
Вид деятельности, способствующий достижению цели урока

Образовательный аспект цели: закрепить и обобщить (в процессе творческой деятельности) знания студентов по теме «Искусство позднего средневековья. Культура и костюм Готического периода»; активизировать самостоятельную работу студентов;
- индивидуальная работа студентов (ответы на вопросы)
- работа в группах (выполнение коллажа мужской и женской одежды по предложенному образцу)


Воспитательный аспект цели: создать условия для:
- понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса (ОК 1);
- осуществления поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4);
- взятия на себя ответственности за работу членов команды, результат выполнения задания (ОК 7)



- успешные ответы на проверочные вопросы;
- выполнение коллажа западноевропейской одежды позднего средневековья на основе изученного материала, согласно вариантам, предложенным преподавателем

Развивающий аспект:
- совершенствовать умения эффективного общения обучающихся друг с другом, навыки работы в команде (ОК 6)
- выполнение коллажа (эскизов) одежды по образцу ПК.1.1
- групповая работа по выполнению коллажа

Оснащение урока:
-(выкладка презентации (приложение 1);
- индивидуальные карточки с вопросами (приложение 2);
- памятка по выполнению практического задания (приложение 3);
-лекционный материал для самостоятельного изучения темы «Позднее средневековье. Культурное наследие позднего средневековья. Западноевропейская одежда позднего средневековья (Готика)» (приложение 4);
- карточки-задания для выполнения практической работы (приложение 5)
- материалы для коллажа (бумага-основа, цветная бумага, вырезки, клей, ножницы)
Межпредметные связи (дисциплины):
- ПМ.01 «Моделирование швейных изделий»
- Спецрисунок и художественная графика;
- История костюма и моды
Методы: групповой проект, работа в группах, рефлексия






























План урока

Деятельность преподавателя
Деятельность студента
Время

Организационный этап (подготовка группы к занятию, формирование обучающей среды, студенты уже разделились на обычные для подобной практики группы по 5-6 человек)
Здравствуйте, начинаем наше сегодняшнее занятие. Староста отметьте отсутствующих, пожалуйста
Приветствие преподавателя, готовность к занятию, рассаживание на свои места, староста отмечает отсутствующих
1-2 мин

Создание ситуации успеха на уроке. В нашем случае можно обсудить и отметить успешные научно-исследовательские работы студентов, которые они выполняли самостоятельно.
Положительные эмоции, мотивация успеха, настрой на работу
1-2 мин

3. Мотивация познавательной деятельности студентов (объявление темы урока, цели и задачи)
Цели урока:
Закрепить теоретические знания, полученные при самостоятельном изучении темы «Позднее средневековье. Культурное наследие позднего средневековья. Западноевропейская одежда позднего средневековья (Готика)»;
Применять теоретические знания по теме урока при выполнении творческого задания;
Различать культурное наследие раннего и позднего средневековья;
Выполнять коллаж одного из костюмов (по заданию преподавателя) западноевропейской одежды позднего средневековья;
Работать в команде.

Записывают тему, обращают внимание на интерактивную доску (экран)
5 мин

4.Этап повторения и обобщения изученного:
актуализация опорных знаний, презентация основных моментов по теме занятия на интерактивной доске (Приложение 1)

Формирование практических умений, нацеленных на результат:
установка для выполнения практических заданий (выполнение коллажа, техника, инструкция по выполнению, цели и задачи)

диалог с преподавателем, обсуждение слайдов, ответы на вопросы (в письменном виде, на заранее подготовленных бланках с вопросами). (Приложение 2)


работа в команде – выполнение коллажа западноевропейской одежды позднего средневековья по предложенной инструкции. (Приложение 3)

15 мин





35мин


5. Презентация результатов работы каждой группой
Презентация полученных результатов выполнения практических заданий с обоснованием своего решения, подтверждением результатов работы.
10 мин

6. Подведение итогов занятия:
рефлексия;
анализ
совместное обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
оглашение отметок за урок (индивидуальных по первому заданию и групповых по второму заданию)
рефлексия;
анализ (подведение итогов выполнения задания, оглашение результатов проверочной письменной работы и практических работ)
формирование выводов по изученному материалу
5-7 мин

7. Домашнее задание (инструктаж по его выполнению)
1. Выполнить зарисовки костюмов средневековья и дать им описание
2. Написать доклад на тему «Какое знаменательное событие в культуре, религии и общественной жизни повлияло на изменение мировоззрение человека позднего средневековья, что привело к расколу католической церкви?» При выполнении второй части домашнего задания использовать только бумажные носители информации (библиотечный фонд)
Вопросы по выполнению домашнего задания, уточнение объема домашнего задания.
2-3 мин

Задание 1.
Индивидуальное задание. Ответы на вопросы для проверки уровня усвоения темы:
1. Какой художественный стиль сформировался в XI-XIII вв.?
А) Готический стиль
B) Романский стиль
C) Другой;
D) Барокко
2. Какой период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XVXVI века. Пришел на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его:
А) Ренессанс
Б) Классический стиль
C) Готический стиль
D) Модерн
3. Найдите среди перечисленных архитектурные сооружения, которые относятся к искусству западной Европы XII-XVI века:
А) Шартрский собор, Реймский собор;
B) Шартрский собор, Реймский собор; Собор Парижской Богоматери;
C) Лувр
D) Дворец Мезон Лаффит
4.Найдите связь, которая четко прослеживается в архитектуре и костюме готического периода. Как повлияла цветовая гамма элементов архитектуры на цвет одежды?:

5. Назовите основные виды женского и мужского костюма готического периода:
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки: один балл за правильный ответ, максимальная оценка 5 баллов.

Ключи:
B)
C)
B)
Форма, цветовая гамм, фактура ткани, силуэт, стремление к роскоши и величию;
женская одежда - нижняя рубашка, платье котт, сюрко, плащ или упелянд;
мужская одежда – котт, сюрко, штаны-шоссы, жакет, пурпуэн с баской,жипон.




Задание 2.
Работа в команде. Выполнить коллаж мужской или женской западноевропейской одежды позднего средневековья на основе изученного материала, согласно вариантам, предложенным преподавателем. Каждый член команды выполняет подбор необходимых материалов для коллажа, с учетом цветовой гаммы, фактуры и назначения изделия. Капитан команды выполняет, непосредственно, сам коллаж. Члены команды фиксируют название элементов костюма на полученном образце.
Критерии оценки выполнения задания:
степень готовности коллажа(1 балл);
соответствие заданию (1 балл);
аккуратность (1 балл);
умение работать в команде (1 балл);
устная презентация результатов с обоснованием выбора предложенного образа и названием всех элементов костюма (1 балл);
+ дополнительные баллы за эмоциональный доклад, общий уровень работы команды и психологический климат в команде.
Максимальная оценка 5 баллов (+ дополнительные баллы); Используемая литература
Основная литература:
1. Э. Б. Плаксина, Л. А. Михайловская, В. П. Попов. Под ред. Э. Б. Плаксиной. Учебное пособие. – 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 2014. 224 с.: ил.
2. Н.М. Сокольникова. –М .: Гадарики, 2013.-395 с.

Дополнительная литература:
1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура.М.1999
2. Р. В. Захаржевская: История костюма: От античности до современности: М.: РИПОЛ классик: 2009
3. История архитектуры. Х. Френч. Москва.2003
4. Мировая скульптура. сост. И.Г.Мосин. Кристалл. М. 2003
5. Ойстрах О.Г., Демидова Т.Л. Методическое пособие по курсу «Мировая художественная культура» М. «Фирма МХК».2011

































Приложение1
Презентация в электронном виде (сопроводительный слайд)







13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415





















Приложение 2
Карточка-задание
Студент (Ф.И.О)______________________группа( )
Задание 1.
Индивидуальное задание. Ответьте на вопросы для проверки уровня усвоения темы:
1. Какой художественный стиль сформировался в XI-XIII вв.?
А) Готический стиль
B) Романский стиль
C) Другой;
D) Барокко
2. Какой период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XVXVI века. Пришел на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его:
А) Ренессанс
Б) Классический стиль
C) Готический стиль
D) Модерн
3. Найдите среди перечисленных архитектурные сооружения, которые относятся к искусству западной Европы XII-XVI века:
А) Шартрский собор, Реймский собор;
Б) Шартрский собор, Реймский собор; Собор Парижской Богоматери;
C) Лувр
D) Дворец Мезон Лаффит
4.Найдите связь, которая четко прослеживается в архитектуре и костюме готического периода. Как повлияла цветовая гамма элементов архитектуры на цвет одежды?
_______________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Назовите основные виды женского и мужского костюма готического
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Критерии оценки-1 балл за правильный и полный ответ










Приложение 3


Памятка по выполнению практического задания

Задание 2. Выполнить коллаж мужской или женской западноевропейской одежды позднего средневековья на основе изученного материала, согласно вариантам, предложенным преподавателем. Каждый член команды выполняет подбор необходимых материалов для коллажа, с учетом цветовой гаммы, фактуры и назначения изделия.
Коллаж выполняется из цветной бумаги или из журнальных вырезок с необходимой цветовой гаммой и фактурой.
Критерии оценки выполнения задания:
степень готовности коллажа(1 балл);
соответствие заданию (1 балл);
аккуратность (1 балл);
умение работать в команде (1 балл);
устная презентация результатов с обоснованием выбора предложенного образа и названием всех элементов костюма (1 балл);
+ дополнительные баллы за эмоциональный доклад, общий уровень работы команды и психологический климат в команде.
Максимальная оценка 5 баллов + дополнительные баллы

Если команда успевает выполнить предложенное задание заранее, то можно заработать дополнительные баллы и выполнить задание № 3.

Задание 3. На основе источника вдохновения (западноевропейский костюм позднего средневековья), выполнить коллаж современной одежды (женской или мужской) с учетом направления моды 2014-2015 года. Пояснить результат работы в устной презентации.
















Приложение 4

Лекционный материал для самостоятельного изучения темы «Позднее средневековье. Культурное наследие позднего средневековья. Западноевропейская одежда позднего средневековья (Готика)»
План:
1. Общая характеристика готического искусства
2. Готическая архитектура
3. Готическая скульптура
4. Декоративно-прикладное искусство и зодчество готического периода
5. Костюм готического периода

1.Общая характеристика готического искусства
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Так называют художественный стиль искусства Западной Европы завершающий развитие средневекового искусства. Термин введен итальянскими теоретиками XVI в., считавшими искусство Средневековья порождением варварского племени готов, разрушивших Рим в 410. Поздний архитектурный готический стиль (XV - XVI вв., т. н. «пламенеющая готика») в некоторых странах (Франция) сосуществовал с искусством Ренессанса. Возрождение, отнесясь с пренебрежением к варварским наследникам Рима, не заметило значимости искусства Средневековья, объявив его варварским. Лишь в XX в. открылась ценность его художественных исканий, появился интерес к духовному миру Средневековья.
 
Готика зародилась в XII векена севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила т. н. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше  вплоть до XVI века.
Однако рамки эти в некоторой степени условны. Так, в Италии уже XIV век отмечают как период Раннего Возрождения, между тем как в Германии даже в начале XVI века были сильны традиции готического искусства.
В целом в готическом искусстве Западной Европы выделяют:
- Раннюю готику - вторая половина XII - первая четв. XIII века.
- Зрелую (высокую) готику - XIII век.
- Позднюю готику - XIV - XV век - сначала радостно сияющую своей декоративностью и потому иногда называемую «лучистой», а затем «пламенеющую», чья бурно разросшаяся декоративность обретает уже самостоятельное значение.
Готический стиль в Западной Европе достиг вершин (высокая готика ) в XIII веке . Угасание приходится на XIV – XV  века (пламенеющая готика).
Готика более зрелый стиль искусства средневековья, чем романский. Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включает в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному. Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения.
Для Готики характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. Родина готики Франция, королевская область Иль-де-Франс, откуда она распространилась как знак королевской власти по Франции, в конце XII в. стиль пришел и в остальные страны Западной Европы.
Развитие готики происходит в период господства религиозного мировоззрения: главным созданием готического искусства во Франции стал городской собор, возводившийся большими строительными артелями (ложами) и отличавшийся совершенством архитектурной конструкции, богато украшенный скульптурными изображениями и витражами.
Готическое искусство искусство цветущих торговых и ремесленных городов-коммун, добившихся известной независимости внутри феодального мира. Оно было вызвано новыми условиями общественной жизни Европы высоким подъемом производительных сил, разрастающимся пламенем грандиозных крестьянских войн и победой к началу XIII в. коммунальных революций. В некоторых странах королевская власть, опирающаяся на союз с городами, возвышается над силами феодальной раздробленности. Цеха и гильдии укрепляют свои позиции. Обустраиваются города-коммунны, города-республики, частно-владельчиские города. Юридически закрепляется "Магдебурское право". Начало этому было положено в XII веке в немецком городе Магдебург.
Развитие искусства Готики отражало  кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.
От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культовых зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) и многоцветные [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
2. Готическая архитектура

Капелла Сент-Шапель
Собор как центральное явление готического стиля был средоточием всех видов художественной деятельности в их совокупном проявлении: архитектуры, живописи (витражи и роспись), музыки и литературы (литургия и проповедь). Также собор был важнейшим центром жизни европейского города, кроме церковной службы в нем устраивались университетские лекции, театральные представления, иногда заседал городской совет и королевский парламент. Кафедральный собор, в отличие от романского храма, - городское сооружение: контрастируя с небольшими окружающими постройками, он господствовал над городом. Первые готические соборы появились в Северной Франции, затем стиль приобрел всеобщее распространение.
Грандиозные готические соборы резко отличались от монастырских церквей романского стиля. Они были вместительны, высоки, нарядны , зрелищно декорированы. Динамичность, легкость и живописность соборов определяет характер городского пейзажа.
Главное отличие готического собора - устойчивая каркасная система, в которой конструктивную роль выполняют крестово-реберные стрельчатые своды, арки стрельчатой формы, определяющие во многом внутренний и внешний облик собора. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода. Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами.
Романские церкви гладью стен были четко изолированы от окружающего пространства. В готических соборах, напротив, дан образец сложного взаимодействия, взаимопроникновения внутреннего пространства и внешней природной среды. Этому способствуют огромные проемы окон, сквозная резьба башенных шатров, лес увенчанных пинаклями контрфорсов. Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.
Вслед за собором устремлялись вверх и городские постройки. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 13511509). Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки ("отели") богатых горожан.

Конструкция готического собора. Система нервюр, аркбутанов и контрфорсов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Конструкция готического собора
15
Искусство готики, особенно архитектура, отличается большим стилистическим единством. Однако существенные особенности и различия исторического развития каждой из европейских стран обусловливали значительное своеобразие в художественной культуре отдельных народов. Достаточно сравнить французский и английский соборы, чтобы почувствовать большую разницу между внешними формами и общим духом французской и английской готической архитектуры.
Сохранившиеся планы и рабочие чертежи грандиозных соборов средневековья (Кельнского, Венского, Страсбургского) таковы, что не только составлять их, но и пользоваться ими могли лишь хорошо подготовленные мастера. В XII-XIV вв. были созданы кадры архитекторов-профессионалов, подготовка которых стояла на очень высоком по тому времени теоретическом и практическом уровне.
Наиболее известные готические соборы:
Во Франции:
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (XII в.);
Сложившаяся каркасная система готического собора появилась в церкви аббатства Сен-Дени (12в.). Настоятеля этого монастыря, регента и королевского советника, по праву можно назвать "крестным отцом" готического стиля. Именно он начал постройку церкви аббатства "патрона и апостола Франции" святого Дионисия (Сен-Дени). Храм должен был придать значение и величие монастырю как древней усыпальнице французских королей. К сожалению, подробное описание всех этапов строительства храма, то, что сейчас определяет сущность готического стиля, утрачено. Возведенный Сугерием храм оказался "удивительным и непрерывным светом, насыщавшим красотой весь интерьер".
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (XII - XIV вв.);
Первоначальное здание собора в Шартре было сооружено в XII в. Западный фасад собора был закончен в 1170 г. и счастливо избежал полного разрушения во время пожара 1194 г. (остальная часть здания была разрушена). В западном фасаде отчетливо ощутим переходный характер архитектуры. Ранняя северная башня (113450) имеет основание, полностью романское по духу (венчающий башню ажурный шатер был завершен в начале XVI в.). Архитекторы Шартра мыслили здание уже как единое целое, подразделяющееся на соподчиненные части, между которыми существует тесная связь. Интерьер раскрывается навстречу зрителю как последовательная цепь контрастов и усложняющихся архитектурных ритмов, которым придан ясный и четкий порядок. Стена имеет трехчастное деление на аркаду опор, трифорий и окна. Служебные колонны, поднимаясь от основания устоя, собираются во втором ярусе в пучки и почти непрерывным движением возносятся к сводам. Зодчие сумели придать вертикальным тягам ощущение свободного и одухотворенного подъема. Нотр-Дам в Шартре по праву считается одним из красивейших соборов в Европе. Шартр один из немногих готических соборов Франции, который сохранил почти неизменным свое остекление. Это самый большой из дошедших до нас ансамблей витражей XIIXIII вв. Витражи, слепые и почти бесцветные снаружи, раскрывали всю свою магию в интерьере, когда солнечные лучи, проникая сквозь цветные стекла, придавали каждой краске наибольшую звучность. Нематериальный свет, падавший из окон храма, в сочетании с цветной окраской тяг, сводов и капителей рождал особое чувство среды, в которой волшебным образом преображался каждый предмет, привносил особый оттенок ликующей лучезарности в торжественное и стремительно-напряженное внутреннее пространство собора. В высоких окнах Шартра витражи XII в., с яркими насыщенными тонами, соседствуют с более темной гаммой красок окон XIII в. Общую сиреневато-розовую тональность освещения храма пронизывают в солнечный день сполохи красных стекол, в пасмурную погоду доминирует нематериальное голубое мерцание. Тематика изображений в окнах Шартра была чрезвычайно разнообразна. Наряду со сценами из Ветхого и Нового заветов, пророками и святыми в нижней части представлено около ста сюжетов из жизни ремесленников, пожертвовавших собору витражи; одна из витражных роз посвящена крестьянам. - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1211-1330 гг.), место коронации французских королей;
Шедевром зрелой готики и «академией искусств» для средневековых мастеров стал собор Нотр-Дам в Реймсе. Город в сердце Шампани издавна был местом коронования французских королей, а с 1179 г. этот обряд совершался там постоянно. Существовавшая в XII в. базилика погибла в пожаре 1210 г. Строительство нового собора началось незамедлительно, уже в 1211 г., и продолжалось до 1481 г. История собора в Реймсе это история нескольких поколений зодчих. На основании надписей «лабиринта», сложного мозаичного орнамента пола, известны имена архитекторов и этапы возведения грандиозного здания. Собор в Реймсе, несмотря на длительные сроки строительства, сохранил единство замысла: многообразие талантов архитекторов и скульпторов, работавших здесь, слилось в общую, полную вдохновения «каменную симфонию». Сложность развития архитектурной темы присуща западному фасаду храма; отдельные мотивы переплетаются, контрастируют, дополняют друг друга. Масса здания, тяжелая и инертная у земли, становится все более легкой и подвижной по мере подъема вверх. Взволнованную увертюру фасада сменяет строгое величие размеренных, но напряженных ритмов интерьера. Внутреннее пространство храма в Реймсе отличают ясная структура, благородство и стройность пропорций как целого, так и отдельных частей, естественность и пластичность их переходов, высокое совершенство обработки камня, тщательность отделки каждой детали, свобода и продуманность архитектурного рисунка. Скульптурное убранство собора в Реймсе по праву считается вершиной французской готической пластики. Наиболее сильно влияние античности в Реймсе проявилось в произведениях 121125 гг. Скульптура св. Петра с так называемого портала «Страшного суда» на северном трансепте является ярким примером античного влияния в пластике Реймса.
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1218 - 1260 гг.);
Почти одновременно с Реймсом началось строительство собора в Амьене. Первый камень был заложен в 1220 г., сразу же после пожара, уничтожившего романское здание. Возведение здания начали с продольной части, хор строили позже. Западный фасад был завершен в основном в XIII в., его верхняя часть достраивалась в XIV и обновлялась в XV вв. Расположение частей фасада живописно не случайно в процессе строительства возникли разные по высоте и рисунку башни. «Лабиринт», разобранный в начале XIX в., донес имена строителей. С 1220 г. здесь работал Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и его сын. Работы в основном были закончены в 1288 г. Также как и в Реймсе, примером для зодчих служил собор в Шартре, однако образец был заметно модифицирован. Собор в Амьене крупнейший среди готических храмов Франции и один из крупнейших в Европе. Ширина его нефов достигает 33 м, трансепт растянут на 59 м, своды центрального нефа подняты на высоту 42, 3 м.
- собор в Бурже (1194г.)
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1163 г. - XIV в.)
Здание собора воздвигнуто на месте храма Юпитера, стоявшего здесь при римлянах. Это место с древности считалось священным, и позже на нем стали строить церкви нового христианского Бога. В XII веке Морис де Сюлли распланировал огромный Собор Парижской Богоматери, а в 1163 году в восточной части города королем Людовиком VII и специально приехавшим в Париж на церемонию папой Александром III был заложен первый камень фундамента. Строительство шло постепенно с востока на запад и длилось более ста лет. Собор должен был вмещать в себя всех жителей города 10 000 человек. Но пока его строили, прошло более полутораста лет, и население Парижа выросло во много раз. Собор в средневековом городе являлся центром общественной жизни. Он весь облеплен какими-то лавками и ларьками, в которых продавали всякую всячину. Внутреннее пространство собора это царство вертикальных линий, стройных каменных столбов каркаса, соединенных стрельчатыми арками. Здесь все подчинено бурному взлету вверх, к небу. В рамы витражей со сложными линиями свинцовых переплетов вставлены цветные стекла. Рассеянный свет, проникающий через витражи, льется на статуи мужчин, женщин, детей, королей, епископов, воинов, стоящие во весь рост, коленопреклоненные, конные, из мрамора, серебра и даже восковые... Стен нет вообще, их заменяет каркас из соединенных арками столбов. Заполняют этот каркас огромные стрельчатые окна, даже не окна а многоцветные картины с десятками фигур. Солнечный свет заставляет играть стекла всеми цветами радуги и делает витражи похожими на огромные самоцветы. Мерцающий мистический свет опьяняюще действует на человека, приводя его в благочестивое религиозное состояние. Собор Парижской Богоматери разделен на пять нефов, средний выше и шире остальных. Высота его 35 метров. Под такими сводами мог бы уместиться дом в 12 этажей. Посередине главный неф пересечен другим нефом такой же высоты, два нефа (продольный и поперечный) образуют крест. Это сделано специально, чтобы собор напоминал крест, на котором был распят Иисус Христос. Сооружения, подобные Колизею или термам Каракаллы, нужно было строить быстро и возводить все здание сразу, целиком. Длительная приостановка работ или медленное возведение отдельных частей таких сооружений грозили тем, что разные помещения имели бы различную прочность. Для строительства нужны были гигантские средства, требовались армии рабов. Ничего этого у парижан не было. Готический собор строился, как правило, десятилетиями, а то и веками. Горожане не спеша собирали деньги, и здание собора росло медленно. В 1841 году для спасения Нотр-Дам де Пари было принято специальное правительственное решение, а в 1845 году началась капитальная реставрация собора под руководством известного архитектора Э.Э. Виолле-ле-Дюка. В своем первозданном виде до наших дней сохранились лишь частично витражи западного, южного и северного фасадов, скульптуры на фасадах и в хоре.
В Германии:
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1248 г.- XIX век);
Грандиозный пятинефный Кельнский собор (1248 1880) построен по типу Амьенского. Легкие башни с остроконечными крышами па западном фасаде, необычайно высокий средний неф и изящный архитектурный декор всех деталей конструкции характеризуют его внешний облик. Замена розы стрельчатым окном усиливает стремительность движения. Кельнский собор отличается сухостью форм. Западная часть его была закончена лишь в 19 в. В эпоху готики в искусстве возросло значение светской архитектуры, частной, дворцовой и общественной. Развитая политическая жизнь и растущее самосознание горожан получили отражение в строительстве монументальных ратуш.
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (XII в.);
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
В Англии:
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (XIIXIV вв.), главный храм английского королевства;
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ](XIIXIV вв.) в Лондоне;
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (12201266 гг.);
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (1050 г.);
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (конец XI в.);
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (XIXIV вв.)
В Чехии:
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (13441929 гг.)
В Италии:
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
Это яркий образец венецианской готики, воспринявшей не конструктивные принципы, а декоративность этого стиля. Фасад его необычен по композиции: нижний ярус дворца опоясывает беломраморная колоннада с переплетающимися стрельчатыми арками. Огромное монументальное здание точно вдавливает приземистые колонны в землю. Сплошная открытая лоджия с килевидными арками, с тонкими, часто расположенными колоннами образует второй этаж, отличающийся изяществом и легкостью. Над мраморным кружевом резьбы возвышается мерцающая и вибрирующая на солнце розовая стена третьего этажа с редко расположенными окнами. Вся плоскость этой части стены покрыта геометрическим белым орнаментом. Розово-жемчужный издали, дворец вблизи восхищает звучностью декоративного решения, облегчающего формы. Архитектура Венеции сочетает строгую пышность Византии с восточной и готической декоративностью, со светской жизнерадостностью.
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ( 1386г. XIX в.);
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в Венеции
3.Готическая скульптура.
Особенности готической скульптуры

Готическая скульптура. Аббатство Бат, Англия.
Переход от романского стиля к готике в скульптуре произошел несколько позже, чем в архитектуре, но затем развитие совершалось в необычайно быстрых темпах, и готическая скульптура на протяжении одного столетия достигла своего наивысшего расцвета.
Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Принцип единения всех видов искусств, их подчинения архитектуре нашёл яркое и полное воплощение в готике. С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Готика - период расцвета монументальной скульптуры, в ней возрастает значение статуарной пластики, в рельефе появляется тяга к горельефу - высокому рельефу.
Готические фигуры воспринимаются, особенно на фасадах, как элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. Отдельные статуи или статуарные группы, неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами портала, являются как бы частями большого многофигурного рельефа.
Скульптура портала Шартрского собора
Собор в целом представлял собой как бы собранное в едином фокусе религиозно преображенное изображение мира. Но в религиозные сюжеты незаметно вторгался интерес к реальной действительности, к ее противоречиям. Правда, жизненные конфликты, борьба, страдания и горе людей, любовь и сочувствие, гнев и ненависть выступали в преображенных образах евангельских сказаний: преследование жестокими язычниками великомученика, бедствия патриарха Иова и сочувствие его друзей, плач Богоматери о распятом сыне и т. д.
Центральный портал западного фасада, как правило, посвящался Христу, иногда Мадонне; правый портал обычно Мадонне, левый святому, особенно чтимому в данной епархии. На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера: Благовещение, Посещение Марии Елизаветой, Разумные и неразумные девы, Церковь и Синагога и т. д.
При изображении Мадонны тимпан заполнялся сценами: Успение, Взятие Мадонны на небо ангелами и ее небесное коронование. В порталах, посвященных святым, на тимпанах развертываются эпизоды из их житий. На архивольтах портала, охватывающих тимпан, помещали фигуры, развивавшие основную тему, данную в тимпане, или образы, так или иначе идейно связанные с основной темой портала.
Готическая скульптура
Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. Он передает радость и тревогу, сострадание, гнев, страстную взволнованность, томительное раздумье. Стремление к самоанализу, к воспроизведению облика своего современника характерная черта готического искусства. Готические мадонны воплощение прекрасной женственности, моральной чистоты; сильные апостолы полны несокрушимого мужества, благородных порывов. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. Он во многом утратил свою сверхреальную природу. Представленного в Амьенском соборе благословляющего Христа современники нарекли "благим амьенским Богом". Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. От всего его облика веет твёрдостью духа, пастырской убеждённостью и наставнической требовательностью. В статуе дается образ Христа, доброго и вместе с тем мужественного человека, покровительствующего людям и страдающего за них. В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Спокойный и вместе с тем повелительный жест руки точно останавливает зрителя, призывая к исполнению долга, к достойной чистой жизни. Спокойные, широкие линии, обобщая верхнюю часть фигуры, подчеркивают сдержанное благородство его образа; каскад драпировки одежды, устремляясь вверх, акцентирует выразительность жеста.
Изображаются сцены из земной жизни Христа, в которых обнаруживается близость его к страдающему человечеству. Таков образ «Христа-странника» (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой.
Созданные реймскими мастерами, образы привлекают нравственной силой, высотой душевных порывов и в то же время жизненной простотой и характерностью. Задумчива Анна с тонкими чертами лица, искрящийся галльский ум и пылкость темперамента сквозят в насмешливом святом Иосифе. Выразительны отдельные детали: острый задорный взгляд, франтовато закрученные усы, буйно вьющаяся шевелюра, кудрявая бородка, стремительный поворот головы к собеседнику. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность.
4. Декоративно-прикладное искусство и зодчество готического периода
Готический рельеф
Для позднеготического рельефа характерно появление орнамента, который теперь не довольствуется мотивами растений, а состоит из столбиков, завивающихся вокруг своей оси, загибающихся и покрытых зубчиками. Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем. Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке, и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня. Растительная капитель - важное нововведение реймской пластики, имевшее большой европейский резонанс. На смену стилизованным листьям аканта и орнаментальным плетениям пришли мотивы местной флоры, переданные с необычайной точностью.
Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.
 
Готическая живопись: витражи и книжная миниатюра
Переход от романской живописи к готической вовсе не был гладким и незаметным. "Прозрачная" структура готического собора, в которой плоскость стены уступала место ажурным орнаментам и огромным окнам, исключила возможность обильного живописного декора. Зарождение готического собора совпало с периодом наивысшего расцвета романской живописи, в особенности фресковой. Но вскоре господствующую роль в отделке храмовых зданий стали играть другие виды изобразительного искусства, и живопись была оттеснена на вторые роли.
 
Готический витраж
Замена в готических соборах глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве XI и XII вв. Фреску заменил витраж своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой. Возникли витражи, по-видимому, в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], но полное развитие и распространение они получили лишь при переходе от романского к готическому искусству.

Витражи Кентерберийского собора.
Огромные поверхности окон заполняли витражные композиции, которые воспроизводили традиционные религиозные сюжеты, исторические события, сцены труда, литературные сюжеты. Каждое окно состояло из серии фигурных композиций, заключенных в медальоны. Техника витража, позволяющая сочетать цветовое и световое начала живописи, сообщала этим композициям особую эмоциональность. Алые, желтые, зеленые, голубые стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма. Готическое цветовое стекло создало новые эстетические ценности дало краске наивысшую звучность чистого цвета. Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света. Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало необычайный художественный эффект. Украшающие алтарь и алтарные обходы живописные композиции поздней готики, выполненные в технике темперы, или цветные рельефы также отличались яркостью красок.
В середине XIII в. в красочную гамму вводят сложные цвета, которые образуются путем дублирования стекол (Сент Шапель, 1250). Контуры рисунка по стеклу наносились коричневой эмалевой краской, формы носили плоскостной характер.
 
Готический стиль в книжной миниатюре
Высокого расцвета достигает во Франции XIII-XIV вв. искусство книжной миниатюры, в которой проявляется светское начало.
В готической рукописи изменился вид страницы. В иллюстрации, звучные по чистым краскам, включаются реалистические детали, наряду с растительной орнаментикой религиозные и бытовые сцены. Употребление остроугольного письма, полностью сформировавшегося к концу XII века, придало тексту вид ажурного узора, в который были вкраплены различные по виду и величине инициалы. Лист готической рукописи с рассыпаннымим сюжетными инициалами и малыми буквицами, имевшими орнаментальные ответвления в виде усиков, производил впечатление филиграни со вставками из драгоценных камней и эмалей.
5. Костюм готического периода В XIII-XV вв. феодализм в Европе вступил в следующую стадию развития. После крестовых походов европейцы познакомились с Востоком; появились новые торговые пути; оживилась жизнь городов и стали бурно развиваться ремесла. В этот период не только произошел прогресс в ткацком производстве и улучшилось качество тканей, европейцы овладели умением строить чертежи, что зародило основу кроя одежды. Одежда разделилась на части, и появилась возможность создавать любые ее формы. Ремесленники объединились по профессиям, и возникли ремесленные цеха. В профессиональные цеха объединяются и портные, одежда теперь изготовляется по индивидуальным заказам знатных людей. В архитектуре и прикладном искусстве сложился новый художественный стиль готический. Он сильно отличается от романского, хотя и возник на его основе. Архитектурным сооружениям и мебели характерны легкие, устремленные вверх, изящные формы. Готические сооружения это конструкции из стрельчатых арок, и опор столбов и витражей. Вытянутые пропорции, устремленность вверх, сложность и изящество формы приобретал и силуэт костюма этого периода. Особенностью средневекового костюма стало подражание рыцарским латам. В XIII в. были заложены основы кроя, что повлияло на изменение форм женского костюма. Теперь уже фасон не зависел от ширины полотнища, которое, в свою очередь, зависело от ширины ткацкого станка. В костюме впервые появились вшивные рукава. Поначалу они пришивались временно, только на день, а вечером отпарывались (иначе снять узкую одежду, у которой не было застежки, было невозможно). Рукава также могли привязывать шнурками. Только, когда у платья появилась застежка, рукава пришили насовсем. К XIV в. европейский костюм приобрел столько видов покроя, что, в сущности, до настоящего времени не появилось ничего нового. В XIV в. появились распашные одежды. Костюмы стали более разнообразными по форме и цвету. Самой модной и дорогой тканью был бархат, а излюбленным орнаментом растительный. На европейский костюм позднего средневековья повлиял также культ Прекрасной Дамы и возникновение такого социального явления, как «мода». Самые лучшие ткани изготовлялись в Венеции, Милане, Флоренции, Генуе парча, муар, газ, атлас, узорчатые шелка (особенно был популярен шелк с цветочным орнаментом в турецком стиле), бархат, в том числе тканый золотом и серебром.
Мужской костюм
В XIII в. мужчины всех сословий в качестве нижней одежды носили, как и прежде, камизу. Поверх нее надевали длинный котт, доходивший порой до щиколотки, у которого были длинные рукава и декоративный пояс. К середине XIV в. котт сменил «пурпуэн» короткая куртка с узкими рукавами, к которой прикрепляли штаны-чулки. У простолюдинов пурпуэн был верхней одеждой. Богатые щеголи носили пурпуэн с декоративными рукавами, свисающими до самого пола. Вначале пурпуэн носили рыцари под латами, но затем он стал верхней одеждой и просуществовал до начала XVII в. В этот же период у знати стали модными верхние кафтаны «котарди» и «блио». Котарди был узким, доходившим до середины бедер, с самыми разными рукавами и узкими, и широкими. Вокруг бедер застегивался декоративный пояс. Впереди могла быть застежка. Блио отрезной кафтан с узким лифом и «юбочкой» пышными полами, несшитыми на боках. Сзади у блио была шнуровка. И знать, и простой народ носили «нарамники» . Эти длинные или короткие плащи делались из сложенного пополам куска ткани, в котором на месте сгиба было отверстие для головы. По бокам нарамник не сшивался. Когда у нарамника сшили бока, он превратился в «сюрко» одежду с декоративными рукавами или без рукавов. Существовало четыре основных вида сюрко: с длинными рукавами, с полудлинными, с откидными и безрукавное. Сюрко с капюшоном носили монахи. Обязательной частью костюма герольда или пажа был короткий плащ «табар». У него были рукава колоколообразной формы, несшитые по бокам. К середине XIV в. появился «жакет». Он был без рукавов или с откидными рукавами, узкий, подчеркивающий талию. В XIV в. возникает верхняя одежда «упленд» с сильно расширенными книзу и отделанными мехом рукавами. Молодые люди носили короткий упленд (от середины бедра до колен). У знатных феодалов, особенно зрелого возраста, упленд был длинным, из дорогой парчовой или бархатной ткани. Мужские костюмы шили из шерстяных тканей красного, коричневого, синего цветов, а также полосатых. Но самыми распространенными цветами были черный и зеленый.
Женский костюм
Женский костюм позднего средневековья подчеркивал женственность. Культ Прекрасной Дамы противостоял влиянию церкви, учению о греховности плоти. Женская одежда стала менее закрытой, не скрывала формы фигуры, выявляла физическую привлекательность женщины. По-прежнему в гардеробе женщин оставались котт и камиза. Нижнюю рубашку женщины украшали вышивкой, окрашивали в кремовый цвет настоем шафрана. Узкий лиф котт имел сбоку или впереди разрезы и шнуровку, сквозь которую виднелась рубашка. Юбка котта расширялась за счет боковых клиньев. Узкие длинные рукава заканчивались расширенными книзу манжетами. У котта могло быть несколько рукавов разного цвета, которые пристегивались булавками к проймам или соединялись шнуровкой. С XIII в. у женских платьев удлинилась талия, а у юбки появился шлейф. Особенно разнообразной становится форма рукавов: они могли быть широкими, колоколообразными или длинными и узкими, которые завязывались внизу узлом. К коротким рукавам иногда пришивалась длинная декоративная полоса ткани. Декольте увеличилось, расширяясь к плечам. В XIV в. юбка отделилась от лифа и появилась возможность создать клёш. Возникли новые формы женского костюма. Очень модной становится драпировка ткани на юбке. Женщины приобрели особую осанку: откинутая назад спина и характерное положение сложенных перед животом рук. К XIV в. у знатных дам, особенно Франции и Англии, вошло в моду знаменитое «королевское сюрко» без рукавов, с удлиненным лифом и огромными проймами, обшитыми мехом. Вырезы пройм получили название «адских окон»: сквозь них была видна талия котта. В XIV-XV вв. сюрко стало парадной королевской одеждой. Постепенно сюрко укорачивалось и приобрело форму душегреи. Верхней одеждой как знатных дам, так и простолюдинок был нарамник длинный или доходивший до середины икр. Иногда его подпоясывали. Простым женщинам как нижней, так и верхней одеждой служила рубашка-камиза. А знатные дамы носили пенулу со шлейфом, прорезями для рук и меховым оплечьем в виде круглого воротника. В XIV в. у знатных дам в качестве одежды для торжественных случаев появился женский упленд. Летние упленды делали из шелка или парчи; зимние из фландрского сукна на меху.
на женщине: платье-котт и верхняя наплечная одежда с удлиненными проймами
на мужчине: королевское облачение (две туники, штаны ми-парти, длинный плащ и корона в виде обруча)








































Приложение 5
Карточки-задания для выполнения практической работы







































Root Entry