Конспект урока Повседневная жизнь европейцев

Урок истории в 7 классе  Тема урока: «Повседневная жизнь европейцев»  Цель: помочь учащимся понять, что изменения в духовной и экономической жизни общества порождают новые явления в повседневной жизни.  Методы обучения: репродуктивный метод с постановкой познавательного задания. Познавательное задание: подумайте, какие изменения произошли в повседневной жизни европейцев в XVI-XVIII вв. в сравнении с повседневной жизнью человека в XIV-XV вв. Чем эти изменения были вызваны?  Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы.  Приемы деятельности учителя: рассказ, картинное описание (описание бедствий – голода, болезней, войн, питания; описание моды и пр.), беседа, сравнительная характеристика (сравниваются одежда, питание в обществе в XVI-XVIII вв., средневековый город и город в Новое время и пр.).  Межпредметные связи: курс литературы.  Развитие умений учащихся: уметь слушать рассказ учителя и по ходу рассказа выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративным материалом как источником содержания; предъявлять результаты своей работы.  Основные понятия и термины: повседневность, канон.  Источники информации (школьные и внешкольные): учебник, & 6; задания 20, 22 из рабочей тетради, исторические документы.  Оборудование: таблица «Численность европейского населения»,
график расходов семьи каменщика,
раздаточный материал: тексты исторических документов, тесты;
изображения фасонов одежды XVI-XVIII вв.;
М. Твен. Принц и нищий,
М. Сервантес. Дон Кихот;
картина «Площадь средневекового города».  ХОД УРОКА  1. Оргмомент: приветствие, настрой на успешную работу, пожелание удачи  2. Актуализация опорных знаний
а) словарная работа (по выбору): тестирование или фронтальный опрос – 3-5 мин Термины: революция, абсолютизм, этикет, меркантилизм, монополия, биржа, капитал, мануфактура, буржуазия, индульгенция, откупщик, батрак, реформация.  б) беседа по вопросам:
- Какие изменения произошли в обществе в XVI-XVII вв.?
(Рост предпринимательской деятельности, развитие внутренней и международной торговли, развитие рыночного хозяйства, развитие мануфактур, зарождение капитализма, возникновение в обществе новых ценностей)  - Как изменились состав и занятия европейского населения?  (Буржуазия нового времени, крестьяне, новое дворянство, «люди с дорожной обочины»)  - Как вы думаете, какие новые ценности больше всего влияют на изменение структуры европейского общества?  ( Дух предпринимательства, стремление к обогащению, частная собственность, потребность в наемном труде)  в) Подведение итогов знаний учащихся:  - В начале нового времени зарождается капитализм – общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике. Изменяются положение и занятия различных слоев населения: растет и богатеет буржуазия, втягивается в предпринимательскую деятельность дворянство, постепенно освобождается от личной зависимости крестьянство, растет число наемных работников.  Главная ценность – деньги, все продается, все покупается.  3. Знакомство учащихся с темой урока, целью, планом урока и познавательным заданием.
- Тема сегодняшнего урока «Повседневная жизнь европейцев». Запишите ее в тетрадь.
- Какие ассоциации возникают в связи с названием темы? Выполнить индивидуально, обменяться мнениями в группе, выбрать спикера группы, вынести свои ассоциации на обсуждение классу. (Учитель записывает ассоциации на доске. Спикеры групп делятся с классом своими ассоциациями. Каждый последующий спикер называет только не совпавшие ассоциации). В результате работы формируется план урока, который вывешивается на доске. Затем учитель знакомит учащихся с познавательным заданием, целью урока и тоже помещает их на доску.  5. Формирование новых знаний (краткие записи в тетрадях по ходу). 
«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» (рассказ учителя) 
- По окончании рассказа вы должны сформулировать его основную мысльи сделать вывод.
Из истории средневековья вы знаете, что крестьяне не раз поднимали восстания против сеньоров, вели настоящие войны. Боролись за свои вольности и города. Но это бывало не так уж и часто. Свою личную несвободу и многочисленные повинности крестьяне воспринимали как должное: ведь так было при отцах и дедах. Сеньоры тоже понимали, что худой мир лучше доброй ссоры.
Повседневными же врагами человека в это время были чума, голод и война.
«Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны» - этими словами начиналась молитва французских крестьян в XVII в.
Чувство неуверенности и страха рождали у населения постоянные войны.
Другой причиной неуверенности и страха людей был голод или его угроза.
И, наконец, страх вызывали эпидемии, прежде всего чумы и оспы. В Париже, например, произошло шесть эпидемий чумы только за одно столетие XVII века. Не умели в то время лечить и такие болезни, как оспа и сыпной тиф. Страшные цифры статистики свидетельствуют: в XVI в. население Западной Европы в результате «черной смерти» (чумы) сократилось на 1/5 часть. Эпидемии тифа, проказы, малярии, холеры, чумы поражали целые поколения европейцев.
Население погибало не только от эпидемий, но и от пожаров, опустошений, приносимых войнами, повышения цен на продукты первой необходимости. Чувство страха и неуверенности поддерживалось чередой этих бедствий. Не успеет население оправиться от эпидемии, как начинается холодная зима, затем следует неурожай, и так бесконечно. Только в XVIII в. европейцы смогли вырваться из этого страшного круга.
Вывод (в тетрадь): Повседневные враги человека – чума, голод и война.  2) «Столетия редкого человека» (рассказ учителя + самост. работа уч-ся)  а) В таких условиях европейское население росло медленно, а то и не росло совсем. Особенно высока была смертность среди новорожденных: только половина из них достигала десятилетнего возраста. Сказывалось отсутствие медицинской помощи. Больниц в современном смысле не было, они существовали только как благотворительные учреждения. В те времена сорокалетние считались стариками, и мало кому удавалось дожить до 70 лет. Средняя продолжительность жизни была 30 лет.
Особенно коротка была жизнь женщин. Чаще всего они умирали между двадцатью и сорока годами. Как вы думаете – почему? Сказывался тяжкий, непосильный труд в поле и дома, отсутствие медицинской помощи при родах, вечные заботы. В XVI в. две трети населения европейских стран составляли мужчины и только одну треть – женщины.
- А как обстоит дело сейчас? Как вы думаете, с чем это связано? Только к концу XVII в. в связи с окончанием религиозных войн в Европе, улучшением питания и ростом личной гигиены население начинает расти. «Столетия редкого человека» уходят в прошлое.  (Демонстрируется и комментируется таблица «Численность населения»)  - Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод, как менялась численность населения с XVII века.  б) – Другие причины размаха эпидемий и медленного роста населения вы сможете назвать, прочитав текст на стр. 52 в режиме «INSERT».
(Отводится 3 минуты на сам. чтение, затем - беседа по позициям режима).
Вывод (в тетрадь): Рост численности населения начинается с XVIII в.  3) Физминутка «Ветер перемен» (2-3перемены)  4) «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!..» -  как вы понимаете эту фразу? Что можно определить по еде?  а) От чего зависело питание европейцев? (от времени года и от климата, от региона). Какие события внесли изменения в питание европейцев?
В доиндустриальную эпоху подавляющая часть европейцев более половины того, что производила или зарабатывала, потребляла или тратила на приобретение продуктов питания. Исследователи приводят следующие данные: в Антверпене, где в XVI в. был самый высокий уровень жизни в Европе, семья каменщиков из пяти человек тратила на питание 79 % дохода, из них 49 % - на хлеб; 11 % - на оплату жилья, отопление и освещение; на одежду и прочее – 10 % .
(График-диаграмма)  б) лабораторная работа с документами: чтение, обмен впечатлениями, ответ на вопрос: какие еще факторы влияли на питание европейцев?  Вывод (в тетрадь): Питание европейцев зависело от времени года, климата, региона, имущественного и социального положения личности.  5) Домашнее задание: составить меню для домашних трапез в бедной городской семье, в зажиточной семье, в аристократической семье для XVIII в.
* два варианта меню: первый – для XVI-XVII вв., второй – для XVIII в.
6) О чем может рассказать мода.
- А сейчас мы побываем на дефиле. Что это такое? (Показ мод).
Изменения происходили и в моде. Чем вы можете объяснить бесконечные изменения в моде 16-17 вв.  Сообщения и показ картин одежды королей и придворных Испании и Италии.  - Ваши впечатления (ответы детей).  Вывод: Одежда отражает историческую эпоху, ее порядки, взгляды на жизнь, представления о красоте.  6) Ответ на познавательное задание.  7) Итог урока (личная заинтересованность), оценки за работу на уроке  8) Дополнительный материал о Лондоне (в учебнике) – с.57-59