Повседневная жизнь Англии в XIV веке


Содержание
Введение………………………………………………………………….3-6
Глава I О Чосере, о его творчестве и о его эпохе
§1 Жизнь и судьба Джеффри Чосера………………………………….7-10
§2 Творчество «отца английской литературы»……………………..11-12
§ 3 Англия во второй половине XIV века
3.1 Политическое развитие страны…………………………………13-15
3.2 Социально-экономическая сфера общества в Англии в конце XIV века…………………………………………………………………….16-19
3.3 Церковные реформы…………………………………………….20-23
3.4 Культурная жизнь Англии во второй половине XIV века…...24
Глава II Структуры повседневной жизни привилегированных сословий в Англии в конце XIV века
§1Повседневная жизнь средневекового рыцаря, описанного Джеффри Чосером……………………………………………………………......25-27
§2 Уклад жизни английского купца из сборника Кентерберийских рассказов……………………………………………………………….28-29
Заключение…………………………………………………………..30
Список использованной литературы…………………………….31-32
Введение
Нужны ли истории быт и повседневность прошлых веков? Никто не может дать точного ответа на этот вопрос. Мы привыкли изучать историю через призму социально-экономических и политических явлений. В своих исследованиях мы реже прибегаем к изучению проблем культуры и искусства, нежели к общественным событиям политического характера. Мы проводим исследования не задумываясь о том, что помимо привычной нам всем истории, существует также история повседневности, которая не хуже других элементов истории позволяет нам отгадывать главные загадки исторических явлений.
История повседневности»(everyday life history, Alltagsgeschichte, histoire de la vie quotidienne) - новая отрасль исторического знания, предметом изучения которой является сфера человеческой обыденности во множественных историко-культурных, политико-событийных, этнических и конфессиональных контекстах. В центре внимания истории повседневности комплексное исследование повторяющегося, «нормального» и привычного, конструирующего стиль и образ жизни у представителей разных социальных слоев, включая эмоциональные реакции на жизненные события и мотивы поведения. В русском языке синонимы слова «повседневность» - будничность, ежедневность, обыденность – указывают на то, что все, относимое к повседневному, привычно, «ничем не примечательно, имеет место изо дня в день». Однако ключевым в определении «повседневного» является как раз регулярно повторяемое.¹
Изучая быт людей, мы может ответить на такие вопросы истории как, например, почему началось то или иное крестьянское восстание или почему были отменены налоги или, наоборот, введены дополнительные пошлины. Из структур повседневной жизни людей мы можем выстроить логическую цепочку происходивших исторических событий и ответить на вопросы: почему они происходили, и с чем это было связано.
Но нельзя думать, что история повседневности - новая наука. Это не так. На Западе ее изучением занимаются очень давно еще с 60-х годов XX века. Сформировалось даже два подхода для изучения истории повседневности, намеченные Ф.Броделем и микроисториками, общим для которых было новое понимание прошлого как «истории снизу».
В России понятие «повседневность» в исторических исследованиях употребляется с середины 1980-х годов. Отчасти на его внедрение в наш научный тезаурус повлияло падение «железного занавеса» и расширение возможностей знакомства наших ученых с западной литературой, а отчасти – риторика этнографических исследований, в которых под изучением повседневной жизни подразумевалось изучение трудового и внерабочего быта.
Для своей работы я выбрала тему повседневности не случайно, мне глубоко интересен новый подход в рассмотрении исторических событий. Меня привлекают истории из жизни людей, никому ранее не известных.
Моей целью является изучение повседневной жизни высших сословий в Англии в конце XIV века. Мои задачи: познакомиться с автобиографией Джеффри Чосера, проникнуться его творчеством, найти в источнике как можно больше структур повседневной жизни; выявить общие черты социально- экономического, политического и культурного развития Англии в конце XIV века; рассмотреть реформы церкви этого периода; охарактеризовать общие черты быта высших сословий; проследить уклад жизни английских рыцарей и купцов в конце XIV века в Англии.
Хронологические рамки моей работы ограничены примерным годом создания Кентерберийских рассказов 1380 годом и концом XIV века.
В первой главе я попытаюсь охарактеризовать общую картину развития Англии в конце XIV века, познакомиться с жизнью и творчеством Джеффри Чосера.
Во второй главе я, опираясь на материалы источника, постараюсь как можно подробнее рассмотреть элементы повседневной жизни привилегированных сословий.
Главным источником написания моей работы является сборник Кентерберийских рассказов.
«Кентербери́йские расска́зы»— произведение поэта Джеффри Чосера, написанное в конце XIV века на среднеанглийском языке; не завершено. Указывается главным его произведением. Представляет собой сборник из 22 стихотворных и двух прозаических новелл, объединённых общей рамкой: истории рассказывают паломники, направляющиеся на поклонение мощам святого Томаса Беккета в Кентербери и описанные в авторском прологе к произведению. По замыслу Чосера, каждый из них должен был рассказать четыре истории (две по пути в Кентербери и две по дороге обратно). В «Кентерберийских рассказах», по преимуществу стихотворных, не используется единообразного членения стиха; поэт свободно варьирует строфы и размеры. Преобладающий размер — 5-стопный ямб с парной рифмовкой («героический куплет» — heroic couplet).
Рассказчики относятся ко всем слоям средневекового английского общества: среди них есть рыцарь, монах, священник, врач, мореход, купец, ткачиха, повар, йомен и пр. Их истории частично восходят к традиционным новеллистическим сюжетам (использованным, в частности, в «Книге благой любви» Хуана Руиса и «Декамероне» Боккаччо), частично носят оригинальный характер. Рассказы паломников весьма разнообразны по тематике, часто связаны с темой любви и предательства; некоторые из них сатирически изображают злоупотребления католической церкви. Литературное мастерство Чосера проявляется и в том, что в новеллах отражены индивидуальные черты и манера речи рассказчиков.²
В ходе исследования, я использовала и другую научную литературу, например, посвященную истории Англии³, отражающую общие черты развития Средневековой цивилизации¹¹, исследование, посвященное жизни и творчеству Джеффри Чосера²².

См.: Пушкарева Н.Л. «История повседневности» как направление исторических исследований;
http://ru.wikipedia.org/wiki;
Штокмар В.В. История Англии в Средние века/В.В. Штокмар. - Алетейя,2005 г.;
Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада/ Ж. Ле Гофф.,2005г.;
22- Горбунов А.Н. Чосер Средневековый / А.Н. Горбунов. - М., 2010.
Глава I О Чосере, о его творчестве и о его эпохе
§1 Жизнь и судьба Джеффри Чосера
Вторая половина XIV века в Англии стала временем замечательного
подъема национальной поэзии. Ничего подобного ранее в истории английской литературы не было. ¹¹ Выдающуюся роль в формировании национального языка и национальной культуры сыграло творчество великого английского писателя Джеффри Чосера. Высокообразованный, владевший латынью, французским, итальянским языками, путешествовавший по Франции, Италии, познакомившийся из первых рук с произведениями гениальных итальянских гуманистов Данте, Петрарки, Бокаччо, Чосер тем не менее отверг традицию писать по-латыни или по- французски, как делали многие его образованные современники. Чосер стал английским национальным писателем, «отцом английской поэзии», создателем английского национального языка. Чосер - автор ряда произведений. Им написано несколько поэм эпического и сатирического характера, баллады. Он переводил Овидия и Боэция. Джеффри Чосера по масштабу дарования часто ставят рядом с Шекспиром, а в рамках мировой литературы с Сервантесом и Толстым. На русский язык сейчас уже переведены почти все его главные произведения. Кентерберийские рассказы, написанные Джеффри Чосером, стали своеобразной энциклопедией английской жизни XIV века, и вместе с тем светлым повествованием о любви к жизни, ко всему земному.¹
________________________________________________________________
Маркова С.П. Англия эпохи Средневековья и раннего Нового времени: учебное пособие / С.П. Маркова.- М., 2007.
11- Горбунов А.Н. Чосер Средневековый / А.Н. Горбунов. - М., 2010.
Парадоксальным образом мы знаем о жизни Чосера, жившего надва столетия раньше Шекспира, гораздо больше, чем о жизни великого
драматурга. Так случилось потому, что Чосер был довольно заметным
государственным деятелем. Публикация в 1966 году «Анналов жизни
Чосера», включивших в себя 493 пункта, значительно облегчила задачибиографов писателя. Однако все это сведения в основном чисто внешнего
характера, которые практически не касаются поэзии. Но зато они
дают богатый материал для разного рода гипотез, которыми биографы подчас злоупотребляют.
Тем не менее, даже в этих фактах есть существенные пробелы. Так мы
не знаем точного дня рождения поэта. Долгое время считалось, что Чосер
родился в 1328 году. Однако сейчас благодаря открытым в XX веке
документам эта дата пересмотрена. Теперь ученые утверждают, что поэт
родился в начале 40-х годов XIV века, возможно в 1342-м или
1343-м году, хотя никаких точных сведений на этот счет не сохранилось.
Джон Чосер, отец поэта, принадлежал к сословию состоятельныхкупцов. Он занимал довольно прочное положение среди лондонскихвиноторговцев и даже входил в штат помощников при главном королевском виночерпии в 1347—1349 годах, а также служил в эти годы натаможне, собирая налоги на сукно в пяти английских портах.
Мать поэта Агнесс Коптон также принадлежала к богатой купеческой
семье Поэтому юныйДжеффри, единственный сын своего отца, уже в детстве оказался богатым наследником родителей, которые постарались дать ему хорошее образование и помочь завязать нужные связи при королевском дворе ив деловом мире.
У нас нет никаких данных о детских годах Чосера. Вероятно, он
жил вместе с родителями в богатом доме в купеческом районе Лондона
недалеко от собора Святого Павла, рядом с кварталами немецких и
итальянских купцов. Благодаря такому соседству Чосер мог овладеть
итальянским языком еще в детстве, что очень пригодилось ему в дальнейшем
и как дипломату, и как поэту. Мы ничего не знаем и о том, где
Чосер учился в школьные годы. Биографы предполагают, что он мог
посещать школу при соборе Святого Павла с ее богатой по тем временам
библиотекой, где он овладел латынью, научившись не только читать
классиков, но и разговаривать на этом языке международного общения.
Первые достоверные сведения о жизни Чосера относятся к 1357 году.
Из написанных на латыни счетов Елизаветы, графини Ольстерской,
жены Лионеля, второго сына короля Эдуарда III, которая вела собственное
хозяйство, мы узнаем, что некому Galfrido Chaucer Londonieбыло выдано 4 шиллинга на приобретение куртки и 3 шиллинга на покупку
двух пар чулок и пары ботинок. Так в роли пажа началась придворная
жизнь будущего поэта.
В 1359 году Чосер, уже в роли оруженосца, отправился в свите
Лионеля на фронт во Францию, где попал в плен. Спустя четыре месяца
в марте 1360 года король Эдуард выкупил его, заплатив за освобождение
16 фунтов. Больше в военных действиях Чосер никогда не участвовал.
Вслед за этим в биографии Чосера, как потом и в биографии Шекспира,
начинается период «потерянных лет». Ввиду отсутствия каких-либо достоверных сведений ученые выдвигают разные предположения,
подтвердить или опровергнуть которые в равной степени невозможно.Согласно одной такой версии, Чосер, оставив службу у Лионеля и его
жены, которые переехали в Ирландию, перешел на службу к Джону
Гонту; согласно другой — к самому королю Эдуарду III. Некоторые
биографы предполагают, что поэт учился в это время в лондонской
высшей юридической школе Иннер-Темплс, где он постигал азы не
только юриспруденции, но также классической литературы, патристики
и схоластики.
В 1366 году умер отец поэта, оставив сыну солидное наследство.
Скорее всего, тогда же Чосер женился на Филиппе де Роэт, аристократке,
с которой поэт познакомился еще на службе у принца Лионеля.Подобные браки состоятельных купцов с отпрысками знатного рода уже
не были тогда редкостью; Чосеру же эта женитьба открывала двери ввысшее общество.
В 1366 году Чосер состоял уже на службе короля Эдуарда III, который
выдал ему охранную грамоту для поездки за границу
В 1385 году Чосер занимает пост мирового судьи в Кенте, а в 1386
его избирают в парламент от этого графства. Тогда же поэт оставляет
службу на таможне и переезжает в Кент, где его ждала более спокойнаяжизнь вдали от интриг, бурливших в Лондоне вокруг юного короля.
В 1387 году умирает жена Чосера Филиппа. Биографы предполагают,
что в этом же году он приступил к сочинению «Кентерберийских рассказов», хотя никаких точных сведений на этот счет у нас нет. В 1389году Чосер был назначен на пост смотрителя королевских строительных работ, но и этот малоподходящий для него пост он тоже оставил спустя два года. Последнее место службы Чосера — скромная должность помощника лесничего в королевском Пезертонском лесу.
В Лондон поэт вернулся только в 1399 году незадолго до своей смерти, которая наступила 25 октября 1400 года. Чосера похоронили в Вестминстерском Аббатстве у входа в часовню Святого Бенедикта. В 1556 году прах Чосера был перезахоронен в том же Аббатстве в так называемом «уголке поэтов». Вошедший в историю как «отец английской литературы», Чосер по праву занял это место.²
Горбунов А.Н. Чосер Средневековый / А.Н. Горбунов. - М., 2010.
§2 Творчество «отца английской литературы»
 Во второй половине XIV в. в Англии появились крупнейшие литературные произведения, в которых английский язык выступал в качестве национального литературного языка.¹¹ 
У каждого из поэтов была своя аудитория, которой предназначались их стихи, и вкусы их читателей (или слушателей) могли не совпадать. Однако их творчество, рассматриваемое в совокупности, поставило английскую поэзию, имевшую дотоле явно провинциальный характер (из-за господства французского языка в образованной среде общества), вровень с континентальной и создало прочный фундамент для дальнейшего развития национальной литературы.
Главная заслуга в этом достижении, несомненно, принадлежит Чосеру. Как Шекспир поднимается над своим окружением, так и Чосер над своим. Никто из его современников не сопоставим с ним по масштабу творчества и по влиянию на последователей. При этом если до Шекспира уже были Марло, Сидни и Спенсер, то Чосер, не имея предшественников, делал все сам, в одиночку.
Г. К. Честертон со свойственной ему афористичностью суждений в свое время писал об этом так: «Не будет преувеличением сказать, что Чосер создал не только новую нацию, но и новый мир; он был истинным творцом, хоть мир этот и был вымышленным. Он сотворил его с помощью языка, который мало годился к употреблению, пока он не обратился к нему; он сделал это для прославления нации, которая едва лисуществовала, пока он не прославил ее». ¹ В словах Честертона нет преувеличения. Они справедливы. Чосер, действительно, достоин такой похвалы.
Творчество поэта делится на три главных периода: первый этап творчества Чосера (приблизительно до 1379) называется «французским», поскольку в этот период он испытывает сильное влияние французского куртуазного романа и осуществляет переводы на английский язык «Романа о Розе» и поэмы «Книга герцогини».
Второй период Чосера (между 1380—1386) по аналогичным причинам называется «итальянским», и в этот период создаются все основные сочинения поэта до «Кентерберийских рассказов»: поэмы «Птичий парламент», «Дом славы», «Троил и Хризеида» на латыни, а также «Легенда о славных женщинах» — перевод всех чосеровских поэм на английский язык и первая большая поэма на английском языке. Наконец, в третий — «английский» — период творчества Чосера, наступивший в конце 80-х годов и длившийся до самой смерти поэта, он создает самое значительное свое произведение — «Кентерберийские рассказы» — поэтическое повествование, состоящие из более чем 20 историй, которые паломники — представители из почти всех социальных слоев современной поэту Англии — рассказывают друг другу по дороге к гробу святого Томаса (Фомы) Беккета. Несмотря на то, что «Рассказы» остались незавершенными, их значение для английской поэзии, литературы и литературного английского языка неоценимо.²
_________________________________________________________________
11 - Абрамсон М.Л., Кириллов А.А.,Колесницкий Н.Ф. и др. История Средних веков/ М.Л. Абрамсон, А.А.Кириллов, Н.Ф. Колесницкий.- М,1986 г.;
1 -Chesterton G. К. Chaucer. L., 1934. Р. 15;
2 -http://books.vremya.ru/authors/2510-choser-dzheffri.html.§ 3 Англия во второй половине XIV века.
Эпоха последних Плантагенетов была сложным временем с точки зрения как внутриполитического, так и внешнеполитического развития страны. Эта эпоха активных действий баронской оппозиции, дворцовых переворотов эпоха самого крупного крестьянского восстания английского Средневековья (1381), городских движений, борьбы за реформы церкви, агрессивных внешнеполитических действий короны.¹
3.1 Политическое развитие страны.
Столетняя война между Англией и Францией явилась результатом целого ряда обстоятельств, коренившихся в предшествующем развитии как той, так и другой страны. Основной причиной раздора явилась Фландрия, представлявшая собой важнейший рынок для вывоза английской шерсти. Французский король хотел захватить Фландрию, но фландрские города, не желая ему подчиняться, держали сторону англичан. Не менее важен был и вопрос о юго-западных землях, большая часть которых являлась в свое время владением династии Плантагенетов, но ныне оказалась утраченной. Англичане стремились закрепить за собой Гиень (Аквитанию), имевшую очень большое значение для экономики Англии (оттуда ввозили сталь, соль, вино,фрукты. Когда во Франции оборвалась династия Капетингов (1328), Эдуард III, будучи по материнской линии внуком Филиппа IV Красивого, предъявил претензии на французский престол. Эти династические притязания стали «законным» поводом к войне.
Английская армия во многом отличалась от французской и превосходила ее. Ядро английской армии составляли наемные отряды пехоты, набранной из свободных крестьян. Особое значение имели отряды лучников. Английские лучники стреляли быстрее и на более далекое расстояние, нежели стрелки противника. У англичан лучше была и организация войска: наемные отряды подчинялись единому командованию, тогда как французское тяжеловооруженное рыцарское войско строилось еще полностью на феодальных основаниях. Английский флот также превосходил французский во много раз по своим качествам. В 1340 г. англичане одержали блестящую победу на море в битве при Слейсе (устье Шельды). В 1346 г. имела место не менее блестящая победа англичан в битве при Креси. В этом сражении особую роль сыграли английские стрелки из лука. Результат был ошеломляющим: французы потеряли убитыми 1500 рыцарей, а англичане — всего трех. В 1347 г. англичане захватили Кале, а в битве при Пуатье в 1356 г. окончательно разгромили французскую армию; в плен попал весь цвет французского рыцарства вместе с королем Франции - Иоанном Добрым. Начавшиеся во Франции народные волнения, вылившиеся в парижское восстание Этьена Марселя, а затем в крестьянскую войну Жакерию (1358), вынудили французов заключить в 1360 г. мир с Англией. Так закончился первый этап Столетней войны между Францией и Англией. В 1369 г. Франция возобновила войну. Военные действия продолжались до 1375 г., причем англичане потеряли большую часть захваченных ими во Франции земель (за англичанами остались только Кале, Бордо и Байонна). В 1377 г., после того как на английский престол взошел Ричард II, французы напали на Англию, захватили остров Уайт и даже высадились в Суссексе. После восстания Уота Тайлера (1381) англичане попытались возобновить войну в 1382 г., но потерпели полную неудачу. Военные действия были приостановлены до 1415 г.¹¹
Англия также как и Франция, косвенно пострадала от Столетней войны, хотя военные действия велись на континенте. Непомерно возросшее налоговое бремя ложилось в основном на крестьянство, которое поставляло помимо прочего лучников в королевскую армию. Расширение рыночных отношений сказывалось на сельском хозяйстве двояко: увеличивалось число свободных и самостоятельных земледельцев, а также арендаторов земли, и в то же время количество безземельных крестьян, обрекаемых на наемный труд. Вместе с тем в конце XIV в., вследствие нехватки рабочих рук после ряда эпидемий чумы, наблюдалось некоторое возрождение барщинного хозяйства. Особенностью Англии было вмешательство государственной власти в экономику на низшем уровне и жесткая регламентация правил торговли, ремесленной практики и занятости. После «Черной смерти» был принят ряд указов в рамках «рабочего законодательства», обязывающих всех трудоспособных наниматься на работу.²
Юный Чосер принял участие в одной из военных кампаний Столетней войны, которая закончилась для него пленом. Однако прямого отражения в творчестве поэта этот опыт не нашел: он как художник позднего Средневековья обычно избегал батальных сцен, столь типичных для литературы предшествующей эпохи высокого Средневековья с ее героическими идеалами, в частности, для Лайамона, писавшего за сто с лишним лет до Чосера.³
_______________________________________________________________
1- Маркова С.П. Англия эпохи Средневековья и раннего Нового времени: учебное пособие / С.П. Маркова.- М., 2007 г.;
11- Штокмар В.В. История Англии в Средние века/В.В. Штокмар. - Алетейя,2005 г.;
2- Чубарьян А.О Всемирная история / А.О.Чубарьян.- М.,2011 г.;
3- Горбунов А.Н. Чосер Средневековый / А.Н. Горбунов. - М., 2010 г.
3.2 Социально-экономическая сфера общества в Англии в конце XIV века.
XIV век стал временем радикальных изменений в городской жизни страны, в ремесле, в торговле, что самым непосредственным образом влияло на положение в аграрной сфере.¹
В XIV веке все чаще и чаще отказываются от барщины. В связи с этим значительно возрастает спрос на наемную рабочую силу, необходимую как в домениальном хозяйстве феодалов, так и в хозяйстве зажиточных крестьян. Предложение наемной рабочей силы начинает отставать от спроса отчасти вследствие общей убыли населения, вызванной тяжелой эксплуатацией и хроническим недоеданием крестьянства, отчасти вследствие отлива крестьянской бедноты в города и северные районы страны, где крепостнический гнет был слабее. Малая производительность барщинного труда там, где он сохранялся, слабая приспособляемость домениального хозяйства к условиям рынка, наконец, нехватка наемной рабочей силы в хозяйстве феодалов, коммутировавших барщину, уже к середине XIV века создали предпосылки для упадка домениального хозяйства в конце XIV и XV веков, проявившегося, прежде всего в сокращении домена и передаче части его земель в держания или аренду крестьянам.¹¹ В начале XV века большинство крестьян было уже фактически свободным. Основными категориями крестьян в Англии в эту пору были: копигольдеры (бывшие вилланы) — наследственные держатели по копии протокола, в котором были записаны условия договора с лордом манора; условия оговаривали обязательства и сумму ренты; фригольдеры — свободные держатели, являвшиеся фактическими собственниками земли, и лизгольдеры — арендаторы, бравшие в аренду земельные участки на разные сроки у лордов за деньги. По своему экономическому положению крестьяне делились на йоменов и коттеров. К разряду йоменов относились зажиточные и средние крестьяне, фактически владеющие землей на том или ином праве. Коттеры — это малоземельные и безземельные крестьяне, зачастую вынужденные работать в качестве батраков.
Община и все ее распорядки сохранялись, но общинные угодья уже были захвачены лордами.
Уже в X веке в Англии известен ряд крупных городов, ремесленных и торговых центров (таких, как Лондон, Йорк, Бостон, Ипсуич, Линн, портовые города на южном побережье) и много мелких городов и поселков, экономика которых носила еще полуаграрный характер.
К XIV веку ремесленные гильдии включали в свой состав ремесленников определенных специальностей. Они создавались и действовали с согласия городских властей и использовались ими для регламентации и надзора за ремеслом. В то же время в самих ремесленных гильдиях были разные по имущественному положению мастера, и противоречия между мелкими и крупными мастерами были достаточно острыми. Списки плательщиков парламентских субсидий в городах свидетельствуют о глубокой имущественной дифференциации городского населения. Каждый мастер имел мастерскую, в которой работал с одним-двумя подмастерьями и двумя-тремя учениками. Ученичество, как правило, семилетнее, было обязательным, а переход из подмастерьев в мастера очень затруднен. Положение учеников и подмастерьев к XIV веке ухудшилось, зачастую оно приближалось к положению наемных работников. С начала XIV века подмастерья стали создавать собственные организации, называвшиеся гильдиями йоменов. Они подвергались репрессиям, но продолжали действовать тайно. Развитие городской экономики, товарно-денежных отношений и рынка шло в Англии параллельно с ростом потребностей феодалов, которые для удовлетворения своих нужд усилили нажим на крестьян.
Жизненный уровень крестьян был достаточно низким: утром крестьяне имели кусок хлеба и кружку эля, днем — хлеб с сыром, луковицу и эль, вечером — овсяную или гороховую похлебку, хлеб и сыр. Мясо, рыба, молоко и масло были на столе только в праздники. Жили вилланы в хижинах из прутьев, обмазанных глиной, крытых соломой или тростником. Печей не было, огонь разводили на земляном полу или на железном листе. Дым шел в отверстие в крыше, закрывавшееся заслонкой. Утварь была крайне бедной: стол, две-три табуретки, соломенные тюфяки, грубая деревянная посуда, переходившая из поколения в поколение, металлический котел. На фоне непрерывного увеличения ренты всех видов, огораживаний общинных угодий и попыток закрепощения в крупных поместьях даже ранее свободных крестьян становится понятным совершенно очевидное обострение социальных противоречий, нарастание недовольства и глухого протеста среди крестьян.
Причина восстания 1381 года, охватившего большую часть графств Англии, коренится в резком обострении противоречий социального и экономического порядка в английской деревне. Усиление феодальной эксплуатации в связи с развитием товарно-денежных отношений привело к значительному увеличению денежной ренты в средних и мелких поместьях и к увеличению барщины в крупных поместьях.²
На протяжении всей второй половины XIV века в Англии свирепствовала чума, получившая имя Черной Смерти. Первая и особенно сильная вспышка бубонной чумы случилась в 1348—1349 годах, а затем эпидемии периодически повторялись: в 1361, 1368—1369, 1371, 1375, 1390 и 1405 годах. За все это время в Англии, население которой от четырех до пяти миллионов человек, умерло, по разным оценкам, от полутора до двух миллионов. Знаменитая Пляска Смерти стала для англичан эпохи Чосера не мифом или абстрактным символом бренности мира сего, но зловещей повседневностью, подстерегавшей за каждым углом любого человека, независимо от возраста и сословного положения. Это, однако, вовсе не означало, что люди той эпохи жили в состоянии постоянного трепета, непрестанно думая об опасности и боясь сделать лишний шаг. Смерть средневековый человек воспринимал, как правило, спокойно и отрешенно, не абсолютизируя ее, а видя в ней лишь ступень к истинной и вечной загробной жизни.³
Маркова С.П. Англия эпохи Средневековья и раннего Нового времени: учебное пособие / С.П. Маркова.- М., 2007 г.;
11- Сказкин С.Д. История Средних веков/ С.Д. Сказкин.- М,1977 г.;
2-Штокмар В.В. История Англии в Средние века/В.В. Штокмар. - Алетейя,2005 г
Горбунов А.Н. Чосер Средневековый / А.Н. Горбунов. - М., 2010 г.
3.3 Церковные реформы
Если большинство христианских государств в начале XIV века еще колебалось в подвижных границах, то христианский мир в его целостности стабилизировался. Как сказал А.Льюис, он достиг «последней границы». Средневековая экспансия закончилась. Когда она возобновилась в конце XV века, это был уже другой феномен.¹
Вера в Бога и власть Католической церкви в XIV веке была еще очень сильна. В весьма маленьком по современным рамкам Лондоне XIVвека, население которого вместе с соседним Вестминстером не превышало сорока тысяч, было 99 церквей, и колокольный звон сопровождал всю повседневную жизнь горожан, постоянно напоминая им о неразрывной связи вечности и текущего дня, небесного и земного. Такая связь пронизывает собой всю поэзию Чосера, где низкое на средневековый манер сочетается с высоким, физиология фарса соседствует с житием святых, а небесный Промысел определяет движение потока жизни. Однако уже тогда, в XIV веке, слышалась критика в адрес чрезмерно разбогатевших и предавшихся мирским заботам монахов. Как манастырскую, так и странстувющую братию уличали в вымогательстве и корыстолюбии. Причем, подобная критика исходила не только со стороны некоторых радикально настроенных церковных деятелей, но и со стороны благочестивых мирян, что было абсолютно невозможно еще сто лет назад (как мы увидим, подобные настроения дали о себе знать в«Кентерберийских рассказах» Чосера).²
Во второй половине XIV в. в Англии развертывается широкое движение за реформу католической церкви. Различные общественные группы, участвовавшие в нем, были заинтересованы в церковной реформе по разным причинам.
Особенно глубокое недовольство католической церковью нарастало в 60—70-е годы XIV в. в среде крестьянства и городской бедноты. Оно выражало их общие антифеодальные настроения. Церковные феодалы были самыми жестокими эксплуататорами крестьянства. Они упорно держались за барщину и личную зависимость крестьян. Церковь донимала крестьян своими десятинами и другими поборами.
В этой атмосфере всеобщей антицерковной оппозиции в середине 70-х годов XIV в. выступил профессор Оксфордского университета Джон Виклиф (1320—1384). Виклиф доказывал, что папа не имеет права взимать поборы с Англии и вообще вмешиваться в дела светской власти, а, напротив, церковь и ее глава во всех гражданских делах должны подчиняться светским государям. Из этого он выводил право английского короля на конфискацию церковных имуществ. Английское правительство полностью поддержало Виклифа, взяв его под защиту, когда папа потребовал церковного суда над ним. На защиту Виклифа встали и лондонские горожане.
Почувствовав поддержку, Виклиф стал выступать более решительно, требуя коренной реформы церкви и отвергая ряд основных догматов католицизма: учение о «благодати» — особых сверхъестественных «дарах», которыми в отличие от мирян якобы обладает духовенство и, которые дают ему силу отпускать грехи и «спасать» души верующих; материальный характер так называемого пресуществления. Он поставил под сомнение право папы и епископов давать грамоты на отпущение грехов (индульгенции), право на тайную исповедь и замахнулся на необходимость самого института папства. Единственным источником вероучения Виклиф провозгласил Священное писание и, чтобы сделать его доступным мирянам, содействовал переводу Библии с латинского языка на английский. Однако дальше требования церковной реформы Виклиф не шел. Он ни в чем не посягал на существующий социальный строй, напротив, призывал верующих к покорности светской власти, вилланов — к повиновению феодалам.
Взгляды Виклифа отражали главным образом интересы и настроения рыцарства и горожан. Придворные круги, сначала поддерживавшие Виклифа, испугались его более поздних выступлений и отвернулись от него. В 1382 г. учение Виклифа было осуждено как еретическое.
Однако оно нашло широкий отклик в простом народе, так как еще до Виклифа народные проповедники, так называемые лолларды, или бедные священники, выступали против официальной церкви. Они сами вели полунищенское существование и понимали народные нужды. Поэтому, используя учение Виклифа, они придавали ему социальное звучание. Лолларды выступали не только против официальной церкви и духовенства, но и против феодалов, королевских чиновников, обличая несправедливость существующего строя. Их излюбленная поговорка «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?» выражала стремление народных масс к уравнению сословий и ликвидации дворянских привилегий. В начале XIV в. прозвище лолларды получили члены благотворительного общества св. Алексея в Антверпене, которые ухаживали за больными и погребали умерших от чумы. В Англии в секту входили рыцари, горожане, купцы и даже представители низшего духовенства. В своих проповедях и трактатах лолларды активно обличали пороки духовенства, обрядовую сторону культа и иконопочитание, оспаривали необходимость церковной иерархии, право священников исповедовать и отпускать грехи. Центральное место среди конкретных предложений по преобразованию церкви занимало требование лишить клир богатств. В начале XV в. лолларды все чаще стали критиковать институт монашества и целибат. Предвосхищая протестанские учения, лолларды осуждали паразитизм нищих ( в том числе и нищенствующих монахов) и провозглашали обязанность каждого человека обеспечивать себя собственным трудом.³
Среди лоллардов особую известность еще в 60-х годах приобрел своими страстными проповедями «бедный священник» Джон Болл. Он ходил по деревням и городам Англии, собирая (обычно на кладбище или на церковном дворе) большие толпы слушателей, и произносил перед ними проповеди, в которых, исходя из идей Уиклефа, развивал по сути дела отнюдь не желательные для Уиклефа идеи социального равенства и общности имущества. Особенно известна была его проповедь на тему: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто тогда был дворянином?». Если собственно идеи Уиклефа пользовались огромным успехом у горожан, мелких дворян (джентри), зажиточных крестьян, то идеи «бедных священников» встречали горячий отклик среди самых широких народных кругов, среди батраков, крестьянской бедноты, мелких городских ремесленников, учеников и слуг. Распространение этих идей социального равенства явилось как бы идеологической подготовкой назревающего восстания.¹¹
____________________________________________________________
1-Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада/ Ж. Ле Гофф.,2005г.;
2-Горбунов А.Н. Чосер Средневековый / А.Н. Горбунов. - М., 2010 г.;
11- Штокмар В.В. История Англии в Средние века/В.В. Штокмар.-Алетейя,2005 г;
3-Карпов С.П., Удальцова З.В. История Средних веков/С. П. Карпов, З.В. Удальцова.- Москва, 1990 г.
3.4 Культурная жизнь Англии во второй половине XIV века
Вторая половина XIV века была очень важной эпохой в развитии английской национальной культуры. Именно тогда завершается в основном процесс слияния различных англосаксонских диалектов и на базе лондонского диалекта складывается литературный английский язык. Этот язык становится языком закона и парламента. Перевод Библии Уиклефом оказал большое влияние на этот процесс. Ко второй половине XIV века относится расцвет английской литературы. У. Ленгленд пишет поэму «Видение Уильяма о Петре Пахаре», в которой в аллегорической форме изображает английское общество и возвеличивает образ простого крестьянина-пахаря. Получают распространение песни о Робине Гуде. Джефри Чосер (1340—1400) создает свои «Кентерберийские рассказы», дающие яркую реалистическую картину жизни Англии. Распространяется образование. Центрами его являются Оксфордский и Кембриджский университеты с их системой колледжей. Центром юридического образования становится Судебное подворье в Лондоне.¹
Разные народности и диалекты слились воедино. Высший класс - уже не французы, а крестьянство-не англосаксы. Все они теперь англичане. Англия XIV века напиталась достижениями и живительной силой других народов, впитала в себя все нужное и отныне сама стала оказывать влияние. Силы, создающие Англию, создающие ее литературные, научные, богословские концепции, были теперь уже не иностранными, а отечественными. Англя формирует свои общественные системы и структуры, свои обычаи и традиции, которые будет в дальнейшем бережно хранить.²
1-Штокмар В.В. История Англии в Средние века/В.В. Штокмар. - Алетейя,2005 г.;
2- Маркова С.П. Англия эпохи Средневековья и раннего Нового времени: учебное пособие / С.П. Маркова.- М., 2007 г.
Глава II Структуры повседневной жизни привилегированных сословий в Англии в конце XIV века
§1Повседневная жизнь средневекового рыцаря, описанного Джеффри Чосером
 Слово "рыцарь" (лат. miles, caballarius, фр. chevalier, англ. knight, ит. cavaliere) нередко буквально значило "всадник", но Рыцарство - это не "кавалерия". "Рыцарями" называли благородных сеньоров, однако Рыцарство не может быть отождествлено со знатью и сеньорами. Наконец - и, возможно, в первую очередь, - с понятием Рыцарства связывается определенная этическая модель, различные элементы которой стали результатом взаимодействия церковной и аристократической культур.¹
Примером вышеизложенного может стать рыцарь, описанный Чосером:
Тот рыцарь был достойный человек.
С тех пор как в первый он ушел набег,
Не посрамил он рыцарского рода;
Любил он честь, учтивость и свободу…¹¹
Средневековые источники, как исторические, так и литературные, делают ударение на ведущей роли рыцарства во всех боевых действиях и красноречиво повествуют о личных подвигах рыцарей, в первую очередь их вождей. Историки нашего времени, напротив, поставили под вопрос всю средневековую военно-историческую концепцию как слишком пристрастную к рыцарству вообще и к отдельным рыцарям в частности.
Роль рыцарства в средневековых войнах действительно нуждается в пересмотре. Большая часть хронистов, монахов и капелланов происходила из рыцарской среды, а потому они испытывали естественное желание прославить военные подвиги ее представителей. Авторы литературных произведений стремились снискать одобрение той же самой среды, которая как раз и составляла подавляющее большинство читательской публики, а следовательно, и главный источник их денежных доходов. Вот почему все эти источники подчеркивают решающую роль рыцарской атаки в сражениях, которые в свою очередь считаются решающими для исхода той или иной войны.
В действительности же сражения были весьма редки на протяжении всего Средневековья.²
Рыцарь, описанный Джеффри Чосером, так же представлен им как доблестный воин, не знающий поражений на поле боя:
Крещеные и даже басурмане
Признали доблести его во брани. ¹¹
Можно ли подсчитать стоимость рыцарской экипировки? В источниках довольно часто встречаются цены на лошадей. Ценность лошади на войне и привязанность к ней воина привели к развитию коневодства, учреждению конских заводов, к успехам в области ветеринарии, косвенные указания на которые обнаруживаются с XII века. Лошадь для рыцаря — основной инструмент войны, его козырь, но вместе с тем она — его постоянный спутник, его верный друг, от поведения которого зависит подчас и жизнь всадника-воителя. Конь занимает первенствующее место и в духовной жнзни воина, и в литературе той эпохи:
Был конь хорош, но сам он не параден;
Потерт кольчугой был его камзол,
Пробит, залатан, в пятнах весь подол.¹¹
Так и для рыцаря, представленного нам Чосером, главным в его экипировке является боевой конь, остальное обмундирование второстепенно, хотя на деле, я полагаю, было иначе. Так, например, литературные тексты содержат неоднократные упоминания о «двойной» и даже о «тройной» кольчуге, о специально изготовленных копьях и шлемах.
Гуревич А.Я. Словарь средневековой культуры/ А.Я. Гуревич.- Москва , 2003 г;
11-Джеффри Чосер. Кентерберийские рассказы/ Чосер Джеффри.- Москва,1988 г.;
Флори Жан Повседневнная жизнь рыцарей в Средние века/Жан Флори.-Москва, 2006.
§2 Уклад жизни английского купца из сборника Кентерберийских рассказов
XIV век стал временем радикальных изменений в городской жизни страны, в ремесле и торговле. Так в торговле шерстяной продукцией все большую роль приобретают не иностранные купцы, а англичане.
XIV век – век активного отделения торговли от ремесла, время рождения большого социального слоя купцов- профессионалов.¹
Самой выдающейся купеческой гильдией в Англии в течение Средних веков была гильдия торговцев сырой шерстью. Торговля шерстью была здесь самой крупной и самой доходной отраслью торговли, и именно к ней английские короли проявляли наибольший интерес, ибо торговля сырой шерстью и овечьими шкурами давала самые крупные таможенные сборы.²
По всей видимости, купец, описанный Джеффри Чосером, имел прямое отношение к продаже шерсти. Это доказывает его, достаточно богатый для того времени наряд:
Купец с ним ехал, подбоченясь фертом,
Напялив много пестрого добра.
Носил он шапку фландрского бобра
И сапоги с наборным ремешком¹¹
Еще одним подтверждением того, что купец из Кентерберийских рассказов являлся продавцом шерсти служит тот факт, что он предоставлял займы:
Охотно деньги в рост купец давал
А за займом в ожидании крупных сборов, обращались именно к торговцам шерстью, как к самым богатым купцам в стране. По этой и другим причинам правительство установило обычай назначать «шерстяные города», то есть центры, через которые должен был идти весь экспорт английской шерсти. Города время от времени менялись — то это был Брюгге, то Антверпен, но чаще всего это был Кале. В 1354 году была создана гильдия торговцев шерстью, которые держали в своих руках основную часть торговли. Управлял работой гильдии мэр. Система отвечала интересам и короны, и купцов. Корона могла сосредоточить всех таможенников в одном месте и без проблем собирать свою пошлину. Купцы же получали выгоду от концентрации торговли — они могли ездить не в одиночку, а группами и нанимать конвои, которые защищали их суда с шерстью от пиратов, наводнявших пролив между Англией и Францией. Покупатели шерсти тоже выиграли от этого, ибо корона и Компания торговцев шерстью получили возможность тщательно контролировать качество выставленной на продажу шерсти и принимать законы против мошенничества.²
Иными словами торговцы шерстью в Англии в XIV веке пользовались успехом, жизнь их складывалась вполне благополучно. Это доказано на примере купца из Кентерберийских рассказов:
Но так искусно вел свои расчеты,
Что пользовался ото всех почетом.¹¹
Маркова С.П. Англия эпохи Средневековья и раннего Нового времени: учебное пособие / С.П. Маркова.- М., 2007 г.;
Эйлин Пауэр. Люди Средневековья / Пауэр Эйлин. - Центрополиграф, 2010 г.;
11-Джеффри Чосер. Кентерберийские рассказы/ Чосер Джеффри.- Москва,1988 г.
Заключение.
На мой взгляд, изучение истории повседневности – это очень перспективное направление в исторической науке. Я считаю, что посредствам изучения жизни простых людей, становится возможным представить эпоху изнутри, понять причины важнейших исторических событий, разглядеть ход истории глазами очевидцев.
В ходе своей работы, я постаралась проникнуться в повседневную жизнь английского рыцаря конца XIV века, рассмотреть уклад жизни купца, жившего в этот период времени.
Мне удалось подробнее познакомиться с величайшем источником по истории Средневековья – Кентерберийскими рассказами Джеффри Чосера. В ходе работы я попыталась дать общую характеристику социально- экономического и культурного развития Англии в конце XIV века.
Хочется лишь добавить, что изучение повседневности – очень интересное и увлекательное занятие для начинающего исследователя.
Список использованной литературы.
Источник:
1)-Джеффри Чосер. Кентерберийские рассказы/ Чосер Джеффри.- Москва,1988 г.
Литература:
1)- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада/ Ж. Ле Гофф.,2005г.;
2) Горбунов А.Н. Чосер Средневековый / А.Н. Горбунов. - М., 2010;
3)-Эйлин Пауэр. Люди Средневековья / Пауэр Эйлин. - Центрополиграф, 2010 г.;
4) - Маркова С.П. Англия эпохи Средневековья и раннего Нового времени: учебное пособие / С.П. Маркова.- М., 2007г.;
5) - Штокмар В.В. История Англии в Средние века/В.В. Штокмар.-Алетейя,2005 г.;
6)- Карпов С.П., Удальцова З.В. История Средних веков/С. П. Карпов, З.В. Удальцова.- Москва, 1990 г.;
7) -Гуревич А.Я. Словарь средневековой культуры/ А.Я. Гуревич.- Москва , 2003 г. ;8) -Абрамсон М.Л., Кириллов А.А.,Колесницкий Н.Ф. и др. История Средних веков/ М.Л. Абрамсон, А.А.Кириллов, Н.Ф. Колесницкий.- М,1986 г.;
9) -Chesterton G. К. Chaucer. L., 1934. Р. 15;
10) - Чубарьян А.О Всемирная история / А.О.Чубарьян.- М.,2011 г.;
11) -Сказкин С.Д. История Средних веков/ С.Д. Сказкин.- М,1977 г.;
12) - Флори Жан Повседневнная жизнь рыцарей в Средние века/Жан Флори.-Москва, 2006 г.;
Электронные ресурсы:
13)- http://ru.wikipedia.org/wiki;
14) - http://books.vremya.ru/authors/2510-choser-dzheffri.html.