Статья Крепкая семья — крепкое государство


Крепкая семья – крепкое государство
Лукьянова С.М., учитель начальных классов,
КГУ «Основная школа № 37»,
г. Караганда
«Семья есть первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения – родине и государству».
Есть притча о том, что на вершине горы растет трава, которая цветет только однажды, а затем она высыхает и разносится ветром по всему миру. По преданию, тому, кого коснется эта трава, суждено милосердие. Открытость и благожелательность всегда являлись национальной чертой нашего народа. Казах всегда относился к людям приветливо, с радостью усаживал незнакомца за свой дастархан. Именно в этом секрет единства нашего государства.
Крепкая семья – крепкое государство… Это аксиома, не требующая доказательств. С ранних лет необходимо учить детей культуре труда, культуре проведения досуга, формировать чувство коллективизма, ответственности за порученное дело. Если ребенок живет и воспитывается в здоровой, полной семье, если отец и мать являются примером нравственности для своего ребенка, то никаких проблем воспитания не возникнет.
А если наоборот? Если ребенку плохо и неуютно в семье, если он систематически оказывается свидетелем грубости и насилия, то важнее важного во всех учебных заведениях поставить на должную высоту организацию детского воспитания.
Здесь рекомендуется проведение ролевых игр: «Правила счастливого человека», «Турнир будущих семьянинов», конкурсов, способствующих приобщению детей к семейным, народным традициям, рекомендуется проведение «круглых столов», по проблемам «отцов и детей»…
Задача семьи и школы – научить детей мудрости выполнения семейных обязанностей, высокой нравственности и психологической готовности к вступлению в систему семейных отношений, умению бесконфликтного общения в семье.
В настоящее время Казахстан является участником более 60 различных договоров и конвенций по правам человека, ведь семья - это прежде всего составляющая социальной политики государства, которое принимает опережающие меры в различных областях развития. Согласно Конституции РК (статья 33), граждане имеют равные права и возможности на участие в управлении делами государства.
Сегодня все общество говорит об особой миссии воспитания, о том, что мы потеряли целое поколение в 90-х годах. Впрочем, воспитание ведь так или иначе присутствовало в процессе обучения за счет содержания учебных предметов, во время общения ученика и учителя. В то же время воспитательная работа в 80-е годы часто подвергалась критике, зачастую заслуженной, когда не учитывались интересы детей, многие мероприятия были принудительными. В такой форме воспитание не должно возвращаться в современную школу. Как бы там ни было, школа всегда будет в той или иной форме заниматься воспитанием детей, и поэтому ей очень важно установить тесное взаимодействие с семьей. Надо учитывать также тот факт, что есть две группы семей. Первая нуждается в том, чтобы школа воспитывала их детей, а вторая считает, что это непосредственно прерогатива родителей. Поэтому если мы говорим о новом стандарте как общественном договоре, то школа должна вычленить семьи, ориентированные на сотрудничество, которые ждут помощи от нее. Школа также должна принимать во внимание тот факт, что, с одной стороны, она осталась государственным институтом, институтом воспитания и ученики сильно изменились, они составляют гражданское общество со всеми его противоречиями и разными взглядами. В общем, школа обязана перестроиться, стать более открытой, строить свою работу более профессионально, дифференцированно с разными категориями семей.
Образовательный процесс будет наиболее оптимальным и результативным, если выстроить единое образовательное поле, единую образовательную среду, где учителя, ученики, семья и школа выступят в роли единомышленников.
Школа в общении с родителями обязана быть более открытой, строить свою работу более профессионально. Семья же должна выступать как равноправный партнер школы. Это в идеале. А как на самом деле? Школа пусть не на все 100, но на 80 процентов готова к партнерским отношениям. Мы, учителя, готовы давать родителям всю интересующую их информацию. Но на такие партнерские отношения со школой пойдут от силы пять процентов родителей.
Сейчас просто выросло поколение родителей, которые не умеют общаться со своими детьми. Они родили ребенка, привели его в детсад, потом в школу и полностью поручили учителям. В идеале родители и школа должны найти взаимопонимание уже с первого класса, тогда учителя, дети, папы и мамы научатся слышать и слушать друг друга. А для этого надо, чтобы их объединяли какие-то общие дела — турпоходы, субботники, совместные праздники. Хорошо, когда родительский комитет класса и школы не только занимается материальной стороной дела — сбором денег и ремонтом, но и неформально вникает в суть школьных проблем. Я убеждена: содружество и взаимопонимание рождаются в совместной работе.
А может быть, и не надо стучаться в ту семью, которая не желает идти на контакт, а работать лишь с ребенком. Откуда у педагогов такая иллюзия, что, пригласив родителя в школу и поговорив с ним, учитель может что-то изменить? Учитель может изменить лишь свои отношения с этим ребенком. Его главная задача — наладить контакт со своим учеником. Кстати, дети зачастую в старших классах делятся своими сокровенными проблемами с учителем, а не с родителями.