Конспект интегрированного урока по физике на тему Физика в профессии врача

Конспект интегрированного урока по физике по теме
«Физика в профессии врача»
Урок проводится в 10-ом классе медицинском профиля.
Цель урока: показать учащимся значение курса физики в медицине и её роль в профессии врача различных специальностей.
Форма проведения: медицинский консилиум.
Оформление доски:
Тема: Физика в профессии врача
Эпиграф: Наука представляет собой внутренне единое целое. Её разделение на отдельные области обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченной способностью человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана Макс Планк, физик
Приборы и материалы: фонендоскоп (стетоскоп), термометр, шприц, психрометр, барометр, карточки с медицинскими терминами: «кровяное давление», «гипертония», «гипотония», «аппарат Рива-Роччи», «тонометр», «36,5єС», «лазер», «рентген», «УЗИ», «электрокардиограмма», «рентгено-компьютерная томография», «магнитно-резонансный томограф», «ядерно-магнитный резонанс», «лапароскопическая хирургия».
Демонстрации: таблицы, различные виды весов, прибор для измерения давления, фонендоскоп, различные виды термометров, аппарат Рива-Роччи, шприц, капельница, барометр, гигрометр, электрокардиограмма, свинцовый воротник, рентгеновский снимок, различные виды линз, очки, шприц, пипетка, банки.
Подготовительная работа
Из учащихся 10 медицинского класса заранее формируются группы, которые выбирают тему из списка, предложенного учителем: «Физика в профессии врача-терапевта», «Физика в профессии врача-рентгенолога», «Физика в профессии врача-физиотерапевта », «Физика в профессии кардиолога», «Физика в профессии стоматолога», Физика в профессии врача- анестезиолога», «Физика в профессии врача-неонотолога», «Физика в профессии хирурга», «Физика в профессии психолога». Специалисты групп заранее, осуществляют поиск информации из различных источников, готовят отчёт в русле сформулированной цели урока, готовят выступления, оформляют материал в виде компьютерной презентации.
Ход урока

·. Организационный момент (приветствие, отмечаю отсутствующих). Помощники («врачи», «медицинские сестры») садятся на первый ряд. Они одеты в белые халаты, у каждого на столе табличка с названием специальности, на халат прикреплен идентификатор.

·
·. Вступительное слово учителя.
Физика и медицина Физика – наука, занимающаяся изучением простейших и вместе с тем наиболее общих свойств окружающего нас материального мира. Поэтому понятия физики и ее законы лежат в основе любого раздела естествознания. Физика очень тесно связана с астрономией, геологией, химией, биологией и другими естественными науками. Знания физических законов, явлений часто используются на различных уроках других предметов для объяснения различных явлений. Физика дала другим наукам еще и методы исследований, различные приборы. Физика связана и с медициной – наукой о болезнях человека, их предупреждении и их лечении. Современное медицинское образование – важнейшее звено общей системы непрерывного образования в России, направленное на обеспечение здоровья населения и формированию у людей здорового образа жизни. В настоящее время обширна линия соприкосновения физики и медицины. Не существует ни одной области медицины, где бы не применялись физические приборы для профилактики, диагностики заболеваний и их лечении. Физико-математические дисциплины приобретают все более важное значение в связи с проникновением точных наук в медицину. Это связано, прежде всего, с совершенствованием и усложнением методов диагностики, диагностического и лабораторного оборудования, сложностью экспериментальных исследований. Без глубокого понимания физических процессов в организме человека, физических основ воздействия на него внешних факторов окружающей среды, знания различных физических законов невозможно правильно назначить физиотерапевтическое или лекарственное лечение, дать пациенту необходимые рекомендации для оптимального образа и ритма жизни.
Сегодня на уроке мы с вами попытаемся показать тесную связь физики и медицины на основе уже полученных на уроках физики знаний, познакомимся с некоторыми методами применения физических законов в медицине.
У нас на уроке присутствует врач-терапевт Колосовская Анна Адольфовна, которая сегодня выступает в роли врача-консультанта. В роли консультанта-физика буду выступать я. Сейчас мы с вами перенесемся на медицинский консилиум в клинике, на котором присутствуют доктора различных специальностей. Все остальные учащиеся будут выступать в роли студентов, находящихся на практике в данной клинике. В течение урока вы должны заполнить специальные карточки - отчеты по практике, которые по окончании урока должны сдать.
Физическое явление, закон
Применение в медицине






·
·
·. Основная часть – медицинский консилиум.
Главный врач. Уважаемые коллеги, сегодня мы собрались, чтобы рассмотреть историю болезни нескольких пациентов. Я пригласил на консилиум врачей – терапевта, рентгенолога, физиотерапевта, кардиолога, окулиста, хирурга, анестезиолога, стоматолога, психолога, неонотолога. Итак, заслушаем историю болезни первого пациента. Вам слово, терапевт.
Терапевт. Больной – мужчина, возраст 60 лет. Поступил в клинику со следующими симптомами: головокружение, слабость, повышение температуры, боли в сердце, кашель, боли в животе, в течение двух месяцев у него понизилось зрение.
Главный врач. Какие были Ваши действия?
Терапевт. Пациент направляется на консультацию к следующим врачам: рентгенологу, физиотерапевту, кардиологу, окулисту. (Демонстрация презентации с комментариями и демонстрацией приборов, измерение температуры, давления).
Главный врач. Я познакомлю вас с устройством и принципом действия фонендоскопа. Фонендоскоп – прибор, который состоит из мембраны и резиновой трубки наушников. С помощью фонендоскопа врач выслушивает работу сердца, движение воздуха в легких, артерию, которая сдавлена при измерении давления кроки. Кровь ударяет в стенку артерии. Колебание стенки артерии (пульсация) передается на мембрану, колебание мембраны приводят в движение воздух, находящийся в трубке и через наушники передается на барабанную перепонку уха. Механические колебания во внутреннем ухе преобразуются в ощущения звука. Аналогично можно прослушать работу клапанов сердца, движение воздуха в легких. Более простой прибор – стетоскоп (отсутствует мембрана). Желающему можно прослушать сердце, легкие.
Первый врач-рентгенолог. Демонстрация презентации с комментариями и объяснение с помощью таблицы.
Второй врач-рентгенолог. Демонстрация презентации с комментариями и демонстрацией рентгеновского снимка и свинцового воротника.
Врач-физиотерапевт. Демонстрация презентации с комментариями.
Врач-кардиолог. Демонстрация презентации с комментариями и демонстрацией электрокардиограммы.
Врач-окулист. Демонстрация презентации с комментариями и объяснение с помощью таблицы. Рекомендации по сохранению зрения.
Главный врач. Итак, мы выслушали всех специалистов, какой поставлен диагноз, какое лечение ему назначим?
Терапевт. Наш пациент получил консультацию у различных специалистов, получил современную диагностику, ему поставлен диагноз: гипертония, левосторонняя пневмония, на почве давления осложнения на глаза – снижение зрения. Он направлен на лазерную коррекцию зрения, физиопроцедуры, медикаментозное лечение. Как видим, пациент с запущенной формой заболеваний и с наличием осложнений, в частности проблемы с сердцем, нарушение зрения.
Медицинская сестра. Больному назначено медикаментозное лечение. Введение лекарства внутримышечно или внутривенно осуществляется с помощью шприца. Шприц – инструмент, состоящий из стеклянного цилиндра с нанесенной на него шкалой и поршня. Принцип действия: поршень прижат к входу. Объем воздуха в цилиндре минимальный. При выдвигании поршня жидкость поднимается за счет разряженного воздуха до определенной врачом метки, а затем при вдвигании поршня лекарство попадает в иглу и через кожу проникает в тело человека. Формула давления р=F|S, поэтому игла должна быть максимально заостренна, так как чем острее игла, тем быстрее прокалывается кожа и меньше ощущается боль.
Главный врач. Спасибо. Если вопросов нет, заслушаем историю болезни последнего больного.
Терапевт. Больной, возраст 40 лет, поступил с жалобами на головокружение, слабость, тошноту, боли в животе. Больной осмотрен и направлен на консультацию к следующим врачам: рентгенологу, кардиологу, анестезиологу, хирургу, стоматологу.
Терапевт. Наш пациент получил также консультацию у различных специалистов, получил современную диагностику, поставлен диагноз цирроз печени, направлен на лапароскопическую операцию, а также на лечение к врачу стоматологу.
Стоматолог. Демонстрация презентации с комментариями.
Анестезиолог. Демонстрация презентации с комментариями.
Первый хирург. Демонстрация презентации с комментариями.
Второй хирург. Демонстрация презентации с комментариями.
Главный врач. Наличие стольких заболеваний ставит необходимость обратиться за консультацией к врачу-неонотологу.
Врач-неонотолог. Демонстрация презентации с комментариями.
Хирург. Операция прошла без осложнений. Самочувствие больного удовлетворительное. Все показатели в норме. Но после операции у больного наступила депрессия и он направлен на консультацию к врачу-психологу.
Психолог. Демонстрация презентации с комментариями.

·V. Заключительная часть. Закончился наш консилиум, поставлены диагнозы, даны рекомендации нашим виртуальным больным. Консилиум продемонстрировал нам, что для успешного обучения в выбранном вами классе медицинского профиля, а также для успешного поступления и обучения в медицинских вузах, вам необходимы знания физики.
Слово для подведения итогов урока предоставляется нашему консультанту Анне Адольфовне.
Учитель. В заключение хочется поблагодарить всех родителей-медиков, участвующих в подготовке и проведении урока. Все учащиеся, подготовившие выступления и презентации, получат поощрения в виде отличной отметки. Урок закончен. Учитесь хорошо и будьте здоровы.