Элективный курс Физика в задачах


Департамент Общего Образования Томской области
Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
Кадетская школа-интернат
«Колпашевский кадетский корпус»
Рассмотрено на заседании МО
протокол № от
Руководитель МО УТВЕРЖДАЮ
директор____________Е.Ю. Вдовенко
приказ № от
Рабочая программа
элективного курса
«Физика в задачах»
для обучающихся
9 классов
Составитель: Сёмин А.А. -
учитель физики и информатики
ОГКОУ КШИ «Колпашевский
кадетский корпус»
г.Колпашево2016
Пояснительная записка
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х класса, выбирающих профиль обучения в старшей школе. Этот курс углубляет и систематизирует знания учащихся 9 класса по физике и способствует успешной сдаче ГИА за курс основной школы. Курс рассчитан на 34 часа, по одному часу в неделю.
Повторение теоретических вопросов каждого урока сопровождается заданиями, которые формируют умения и навыки, такие как умение, анализировать, сравнивать, обобщать; организовывать свою работу; самостоятельно составлять алгоритм решения задач, выделять главное.
Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (основного) общего образования, обязательного минимума содержания физического образования и рабочих программ для общеобразовательных школ.
При решении задач по механике, гидростатике, молекулярной физике, обращается внимание на решение задач различной сложности и на накопление опыта решения задач. Данный элективный курс является своеобразным тренингом для подготовки учащихся к решению, оформлению работ и умению пользоваться справочной литературой.
Курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества, уважительного отношения к мнению оппонента. В ходе изучения данного элективного курса особое внимание уделяется на развитие умений учащихся решать вычислительные, графические, качественные и экспериментальные задачи.

Основные цели курса:
Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности; углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
Задачи курса:
- углубление, систематизация и расширение знаний по физике;
- формирование осознанных мотивов учения;
- усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач; - выработка навыков цивилизованного общения.
После окончания курса учащиеся должны уметь решать задачи базового, повышенного и высокого уровня, уметь проводить экспериментальные измерения. Учащиеся должны уметь оформлять тестовые работы и пользоваться справочной литературой.

Содержание программы:
1. Вводное занятие -1 час.
2. Основы кинематики – 4 часа.
Механическое движение, равномерное и равноускоренное движение, свободное падение, криволинейное движение.
3. Основы динамики - 6 часов.
Законы Ньютона. Силы в природе: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, сила Архимеда.
4. Импульс. Закон сохранение импульса. Механическая работа, мощность, энергия - 3 часа.
Импульс. Закон сохранение импульса. Работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, полная механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. КПД простых механизмов.
5. Тепловые явления - 3 часа.
Расчет количества теплоты при теплообмене. Расчет количества теплоты при различных фазовых переходах. Уравнение теплового баланса.
6. Колебания и волны – 3 часа.
Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники. Волны. Звук.
7. Электрические явления - 5 часов.
Электризация тел. Электрическое поле. Построение электрических цепей. Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Соединения проводников.
8. Магнитные явления - 3 часа.
Сила Ампера. Сила Лоренца, электромагниты, электромагнитная индукция, переменный ток.
9. Оптические явления – 5 часов.
Отражение и преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах. Фотоаппарат и другие оптические приборы.
10. Резерв - 1 часа.

Календарно-тематическое планирование

п/п Тема Кол-во часов Виды деятельности Дата
1. 1. Вводное занятие 1час Решение задач по различным разделам физики. Сентябрь 1-7
2.Основы кинематики 4часа 2-3. Равномерное и равнопеременное движение и величины его характеризующие 2часа Составление таблицы, отражающей связь между кинематическими величинами, составление алгоритма решения задач на кинематику. 8-14
15-21
4. Движение тела по вертикали под действием силы тяжести 1 час Применение алгоритма по кинематике для этого вида движения. 22-28
5. Криволинейное движение 1 час Составление таблицы, отражающей связь между кинематическими величинами при движении по окружности. 29-Октябрь 5
3. Основы динамики 6 часов 6. Законы Ньютона 1 час Решение качественных и расчетных задач. 6-12
7- 8 Силы в природе 2часа Построение векторов сил, действующих на тело, нахождение проекций этих сил, нахождение сил по формулам. 13-19
20-26
9. Движение под действием нескольких сил 1час Решение задач с применением алгоритма. 27-28, Ноябрь 7-9
10. Атмосферное давление. Гидростатическое давление. Сообщающие сосуды 1 час Решение задач на определение высоты столба в сообщающихся сосудах. 10-16
11. Сила Архимеда, условие плавания тел 1час Решение задач на условие плавание тел., нахождения веса тела в жидкости. 17-23
4.Законы сохранения в механике 3 часа 12. Импульс. Закон сохранение импульса 1 час Решение задач с применением алгоритма. 24-30
13. Работа, мощность, энергия 1час Построение таблицы, устные сообщения. Декабрь 1-7
14. Простые механизмы. КПД механизмов 1 час Повторение теоретического материала. Презентации. 8-14
5. Тепловые явления 3 часа 15. Расчет количества теплоты при теплообмене 1 час Составление таблицы, нахождение количества теплоты при теплообмене и построение графиков процесса. 15-21
16. Расчет количества теплоты в различных процессах 1 час Составление таблицы для нахождения количества теплоты при фазовых переходах по формулам. 22-28
17. Уравнение теплового баланса 1 час Распространение закона сохранения энергии на тепловые процессы Январь 11-17
6. Колебания и волны
3 часа 18. Свободные и вынужденные колебания 1 час Составление таблицы, отражающей различие свободных и вынужденных колебаний. 18-24
19. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники 1 час Построение и чтение графика гармонических колебаний. 25-31
20. Волны. Звук 1 час Составление таблицы. Определение зависимости скорости волны от частоты и периода колебаний. Февраль 1-7
7. Электрические явления
5 часов 21. Электризация тел. Электрическое поле. Электроскоп 1час Повторение электризации тел и закона сохранения заряда. Свойства электрических сил. 8-14
22. Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи. 1 час Построение обобщающей таблицы. 15-21
23. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. 1 час Нахождение энергетических параметров электрического тока. 22-28
24-25. Соединения проводников. 2 часа Составление таблицы на законы последовательно и параллельного соединения проводников. Март 1-7
8-14
8. Магнитные явления. 3 часа 26. Изображение магнитных полей. Сила Ампера. 1 час Обобщение формулы закона Ампера. Линии магнитной индукции. 15-18, 27-28
27. Электромагниты, электромагнитная индукция. 1 час Электромагниты и их применение. Практическое применение электромагнитной индукции. 29-Апрель 4
28. Переменный ток. 1 час Составление таблицы на параметры переменного тока. 5-11
9. Оптические явления. 5 часов 29. Отражение света. 1 час Изображение лучей, построение изображений в зеркале. 12-18
30 Преломление света. 1 час Использование закона преломления света. 19-25
31-32 Линзы. Построение изображений в линзах. 2 часа Составление таблицы на виды изображений в линзах. 26 - Май 2
3-9
33 Фотоаппарат и другие оптические приборы. Определение хода лучей в оптических приборах. 10-16
34 10. Резерв 1 час 17-24
Литература для учителя:
1. ГИА. Сборник тестовых заданий по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2014 г.
2. Куперштейн Ю.С., Марон Е.А, Физика, контрольные работы. 7-9кл.- СПб.: Специальная литература, 2013 г.
3. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9 классы .- М. Просвещение, 2013 г.
4. Меледин Г.В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями.- М. Просвещение,2012 г.
5. Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике.- М.: Просвещение, 2013 г.
6. Фадеева А. Тесты. Физика 7-11классы. – М.: АСТ, Астрель Олимп, 2013 г.
Литература для учащихся:
1. ГИА. Сборник тестовых заданий по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2014г.
2. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9 классы.- М. Просвещение, 2013.
3. Рабочая тетрадь физика 7, А.А. Фадеев; изд. Дом «Генжер», 2010 год.
4. Самостоятельные и контрольные работы 7 класс, Л.А. Кирик; изд-во «Илекса», 2012 год.
5. МИОО, сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля (7-9 класс); «Интеллект-Центр», 2015 год.