Элективный курс по физике в 10 классе Решение задач по механике




Элективный курс по физике
10-х классов
"Решение задач повышенного уровня по механике "





Пояснительная записка.
Программа элективного курса физики согласована с содержанием программы основного курса. Курс построен с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в основной школе. Она ориентирована на дальнейшее совершенствование уже усвоенных знаний и умений. Из-за сокращения числа часов на изучение физики не удаётся пройти многие важные темы, поэтому программа элективного курса дополнена темами, которые не входят в программу базовой школы: «Графическое представление движения», На изучение физики в 10 классе отводится 2 часа в неделю, что недостаточно для решения задач. А неумение решать задачи является одной из причин снижения успеха в физике.
Данный курс является дополнением к   базисному учебному плану.
Данная программа используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.
С помощью решения задач сообщаются знания о конкретных объектах и явлениях, создаются и решаются проблемные ситуации, формируются практические и интеллектуальные умения, сообщаются знания из историй науки и техники, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, дисциплинированность, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности. На современном этапе развития науки и техники на каждом рабочем месте необходимы умения ставить и решать задачи науки, техники, жизни. Поэтому, важной целью физического образования является формирование умений работать с школьной учебной физической задачей. Последовательно это можно сделать в рамках предлагаемой программы.
Школьники знакомятся с минимальными сведениями о понятии «задача», осознают значение задач в жизни, науке, технике, знакомятся с различными сторонами работы с задачами. В частности, они должны знать основные приемы составления задач, уметь классифицировать задачу по трем-четырем основаниям.При решении задач особое внимание уделяется последовательности действий, анализу физического явления, проговариванию вслух решения, анализу полученного ответа. При повторении обобщается, систематизируется как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к ЕГЭ.
Возможно, шире должны использоваться задачи, связанные с профессиональными интересами школьников, задачи межпредметного содержания. При работе с задачами постоянно обращается внимание на примеры задач из истории физики, значение математики для решения физических задач и т.д.
Повышение познавательного интереса школьников достигается как подбором задач, так и методикой работы с ними. На занятиях применяются коллективные и индивидуальные формы работы: постановка, решение и обсуждение решения задач, подготовка к олимпиаде, подбор и составление задач на тему и т.д.

Целью курса является:
Научить учащихся, интересующихся предметами естественнонаучного цикла, не только понимать физические явления и закономерности, но и применять их на практике путём решения задач разной сложности, различного типа (исследовательские, тестовые, задачи-оценки, качественные, графические, занимательные).
Задачами курса являются:
- развитие интереса к физике, к решению физических задач;
- совершенствование, расширение и углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
- формирование представлений о постановке, классификации, приемах и методах решения школьных физических задач;
- осуществление связи изучения физики с жизнью;
- формирование у школьников профессиональные намерения для выбора профессии связанные с физикой и техникой;
- подобрать и решить задачи, связанные современным производством;
- подготовка к ЕГЭ.        

Содержание программы курса.

Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач

Что такое физическая задача. Состав физической задачи. Физическая теория и решение задач. Значение задач в обучении и жизни.
Классификация физических задач по требованию, содержанию, способу задания и решения. Примеры задач всех видов.
Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Способы и техника составления задач. Примеры задач всех видов.
Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Работа с текстом задачи. Анализ физического явления; формулировка идеи решения (план решения). Выполнение плана решения задачи. Числовой расчет. Использование вычислительной техники для расчетов. Анализ решения и его значение. Оформление решения.
Типичные недостатки при решении и оформлении решения физической задачи. Изучение примеров решения задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы. Метод размерностей, графические решения и т. д.

Законы кинематики и динамики.
Координатный метод решения задач по механике. Решение задач на основные законы динамики: Ньютона, законы для сил тяготения, упругости, трения, сопротивления. Решение задач на движение материальной точки, системы точек, твердого тела под действием нескольких сил.
Задачи на определение характеристик равновесия физических систем.
Задачи на принцип относительности: кинематические и динамические характеристики движения тела в разных инерциальных системах отсчета.
Подбор, составление и решение по интересам различных сюжетных задач: занимательных, экспериментальных с бытовым содержанием, с техническим и краеведческим содержанием, военно-техническим содержанием.
Экскурсии с целью отбора данных для составления задач.

Законы сохранения. Механическая работа.
Классификация задач по механике: решение задач средствами кинематики, динамики, с помощью законов, сохранения.
Задачи на закон сохранения импульса и реактивное движение. Задачи на определение работы и мощности. Задачи на закон сохранения и превращения механической энергии.
Решение задач несколькими способами. Составление задач на заданные объекты или явления. Взаимопроверка решаемых задач. Знакомство с примерами решения задач по механике республиканских и международных олимпиад.
Конструкторские задачи и задачи на проекты: модель акселерометра, модель маятника Фуко, модель кронштейна, модель пушки с противооткатным устройством, проекты самодвижущихся тележек, проекты устройств для наблюдения невесомости, модель автоколебательной системы.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Приоритетами для элективного курса физики являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение различными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий.

Учебно-тематический план.
№ урока
Тема
Количество часов
Теория
Практика
Контроль

1
Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач
1
1



2
Законы кинематики и динамики.
4
2
2


3
Законы сохранения. Механическая работа
4
1
2


5
Итоговое занятие



1

ИТОГО
9
4
4
1

В процессе реализации данной программы используются такие методы обучения:
Метод проблемного обучения, с помощью которого учащиеся получают эталон научного мышления.
Метод частично-поисковой деятельности, способствующий самостоятельному решению проблемы.
Исследовательский метод, который поможет школьникам овладеть способами решения задач нестандартного содержания.
При организации работы курс начинается с теоретических занятий, сначала лекционных, при этом используется метод проблемного обучения. Использование этого метода позволяет активно включать учащихся в обсуждение выдвигаемых проблем, гипотез, задач, которые предлагает как учитель, так и сами ученики. Позволяет ученикам активно участвовать в обсуждении поставленных вопросов, учит культуре общения, умениям высказывать и отстаивать свою точку зрения, обосновывать высказанные утверждения и т.д.
На практических занятиях работа организована от простого к сложному. При их выполнении учащиеся смогут приобрести умения и навыки планировать физический эксперимент в соответствии с поставленной задачей, научиться выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент, обрабатывать и сравнивать полученные результаты. Сначала ученикам необходимо придерживаться предлагаемого описания проведения лабораторной работы, а впоследствии они должны сами научиться планировать собственную экспериментальную деятельность.
Текущий контроль собственных достижений учащихся организуется при проведении письменных контрольных работ в конце определённой темы и при взаимопроверке на знание теоретического материала.
Критерии оценки эффективности выполнения работ:
50-60% правильных ответов – оценка “удовлетворительно”;
70-80% правильных ответов – оценка “хорошо”;
90% правильных ответов – оценка “отлично”.

Ожидаемые образовательные результаты:
 В результате изучения курса «Решение задач повышенного уровня по механике» в 10 классе ученик должен:
знать/понимать
смысл физических величин, физических формул и уметь их применять при решении задач;
смысл физических законов и уметь их применять при решении задач;
уметь описывать и объяснять физические явления;
  использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.




Тематическое планирование курса.
№ урока
Тема
Количество часов
Используемая литература

1
Физическая задача. Классификация задач. Правила и приемы решения физических задач
1
[1,3]

Законы кинематики и динамики.

2
Графическое представление движения (график скорости, пути, ускорения).
1
[2]

3
Решение задач (ЕГЭ часть А и В).
1
[8,9]

4
Законы динамики.
1
[2,8]

5
Решение задач (ЕГЭ часть А и В).
1
[10]

Законы сохранения. Механическая работа

6
Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии.
1
[2]

7
Механическая работа. Мощность.
1
[2,10]

8
Решение задач (ЕГЭ часть А и В).
1
[8,9]

Итоговое занятие

9
Тест на знание всех формул и понятий. (Тестовые задания (ЕГЭ часть А и В).
1
 


























Перечень учебно-методических средств обучения.

Литература для учащихся.

1. Балаш В.А. Задачи по физике и методы их решения. М.: Просвещение, 1983.
2. Бутиков Б.И., Быков А.А., Кондратьев А.С. Физика в задачах. Л.: ЛГУ, 1976.
3. Гольдфарб И.И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 1973.
4. Ланге В.Н. Экспериментальные задачи на смекалку. М.: Наука, 1985.
5. Низамов И.М. Задачи по физике с техническим содержанием. М.: Просвещение, 1980.
6. Пинский А.А. Задачи по физике. М.: Наука, 1977.
7. Куприн М.Я.Физика в сельском хозястве. М: Просвещение, 1985.
8.Н.И.Павленко,К.П.Павленко Тестовые задания по физике.10класс.. Москва «Школьная пресса»,2004г.
9. Н.И.Павленко, К.П.Павленко Тестовые задания по физике.11 класс.. Москва «Школьная пресса»,2004г.
10. А.П.Рымкевич Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 10-11 кл. сред. шк.

Литература для учителя.

1. Глазунов А.Т. Техника в курсе физики средней школы. М.: Просвещение, 1977.
2. Задачи и упражнения с ответами и решениями: Фейнмановские лекции по физике. М.: Мир, 1969.
3. Каменецкий Е.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по фи зике в средней школе. М.:   Просвещение, 1972.
4. Тульчинский М.Е.Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 1972.

Электронные пособия

1. Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы ШКОЛЬНЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (по всем темам курса физики за среднюю школу) .(DVD-R)
2. Открытая физика под редакцией профессора МФТИ С.М.Козела. Полный интерактивный курс физики.(более 80 компьютерных экспериментов, учебное пособие, видеозаписи экспериментов, звуковые пояснения.(CD-R)
3. Виртуальная школа Кирилла и  Мефодия. Уроки физики Кирилла и Мефодия (7 -11классы) .(CD-R)
4. Живая физика.(CD-R)
7. Физика. Библиотека наглядных пособий(7-11кл). Представляет собой мультимедиаобъекты, снабженную системой поиска.
8. Учебное электронное издание ФИЗИКА(7-11классы)Интерактивный курс физики, позволяет изучить разные разделы физики и астрономии.
Интернет ресурсы
1.  Сайт федерального центра информационных образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 2. Сайт единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]




чђ Заголовок 1чђ Заголовок 315