Рабочая программа по элективному чебному предмету история химии для 11 медицинского класса


558165175895
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
«История химии»
11 класс
Составитель программы Васильева С.А.
высшая квалификационная категория
г. Лабытнанги
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного учебного предмета «История химии» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и программы авторского курса «История химии» (авторов: Е.В. Савинкиной, Г.П. Логиновой, С.С. Плотниковым).Основной целью элективного учебного предмета является:
- развитие творческого мышления, общекультурной компетентности обучающегося; расширение методологических знаний в области диалектического понимания единой картины мира.
- расширение и углубление предметных знаний по химии; развитие общих приемов интеллектуальной (в том числе аналитико-синтетической, интеллектуально-графической) и практической, экспериментальной деятельности.
- развитие познавательной активности и самостоятельности.
- развитие опыта самореализации, коллективного взаимодействия.
- расширение и углубление предметных знаний по химии.
- развитие умения самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и применение новых педагогических технологий.
Основная концепция элективного учебного предмета:
 Комплексный подход (изучение вопросов развития аналитической, физической, неорганической, органической химии, предположения, гипотезы, доказательства, законы)  Сравнительно-эволюционная направленность курса (формирование у обучающихся эволюционного мышления при изучении живой и неживой природы)
 Использование самых современных химических данных в различных областях химических наук. Хорошее владение учениками основами общей, неорганической, органической химии, а так же физики и биологии.
 Историко-патриотический акцент при изучении химии. Необходимо подчеркивать интернациональный характер науки (особенно на современном этапе ее развития), но и пропагандировать достижения отечественных химиков, многие из которых внесли огромный вклад в развитие химии. Особо отметить ученых, которые отстаивали свои взгляды в трудные годы отечественной истории.
 Экологическая направленность курса. Сформировать твердое убеждение, что неблагоприятные факторы внешней и внутренней среды, включая вредные привычки пагубно сказываются на здоровье человека.
 Большой объем практических и семинарских занятий. Широкое использование ИКТ, фотографий, схем, работа с многочисленными сайтами по химии, имеющимися в Интернете.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ СОШУИП № 3 программа рассчитана на преподавание «История химии» в 11 классах в объеме 2 часа в неделю (68ч.) Обучение ведется по учебнику «История химии» авторов Е.В. Савинкиной, Г.П. Логиновой, С.С. Плотниковым. Издательство «Бином».
Элективный учебный предмет «История химии» является частью общей истории естествознания и в то же время частью самой химии как одной из естественных наук.
Работа на уроках включает как изучение фактического материала, так и проведение химических опытов в рамках учебно-исследовательской работы. Поэтому наряду с учебным пособием, содержащим изложение истории химии и вопросы по темам, предусмотрены методические рекомендации для учителя, в которых приводятся также описание лабораторных работ и демонстрационных опытов, темы дискуссий и конференций. В состав учебно-методического комплекта входит хрестоматия, содержащая фрагменты научных биографий знаменитых ученых-химиков, выдержки из изданий малодоступных книг, текстов, переводы (с примечаниями), справочные материалы (список лауреатов Нобелевской премии), список литературы.
Учебный предмет опирается на знания, полученные обучающимися при изучении базового и профильного курсов химии, поэтому на первый план выходит не объяснение материала, а его самостоятельное изучение с последующим обсуждением и обобщением на уроках. При этом вводятся элементы научного исследования, предполагающие, в частности, анализ исторических текстов и самостоятельное планирование учебно- исследовательских работ. Основной формой занятий являются уроки-консультации, уроки-дискуссии и уроки-конференции.
По каждой теме обучающиеся готовят рефераты или доклады. В ходе изучения темы проводятся дискуссии. Изучение темы завершается на уроке-конференции, на котором могут быть представлены рефераты и доклады. Источниками информации при выполнении обучающимися самостоятельной работы являются учебное пособие, теоретический материал, предоставленный учителем, а также дополнительная литература, в том числе справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т. д. Учебно-исследовательская работа считается выполненной успешно, если она содержит не только историческую справку об открытии вещества и изучении его состава и свойств, но и описание методов исследования.
В рамках элективного предмета деятельность обучающихся оценивается в виде зачета, если выполнена лабораторная работа или подготовлен демонстрационный опыт с представлением письменного отчета (доклада) или реферат по выбранной теме с последующей презентацией реферата на уроке-дискуссии или на уроке-конференции.
II. Планируемые результаты обучения
Обучающиеся должны знать:
основные исторические периоды развития химии;
имена выдающихся химиков, краткие биографические сведения о них и важнейшие вехи их научной деятельности;
историю развития знаний о некоторых соединениях и классах соединений, а также историю разработки методов изучения этих соединений;
основные направления химии;
взаимосвязь химии с другими науками;
современные направления химии;
достижения отечественной химической науки.
Обучающиеся должны уметь:
выделять этапы развития химии в хронологическом порядке;
характеризовать этапы развития химической науки;
характеризовать основные направления химии, их особенности и взаимосвязь;
определять место химии среди других естественных наук;
характеризовать состояние современной химической науки.
Обучающиеся должны научиться:выявлять признаки, по которым проводится классификация отдельных периодов развития химии;
планировать и осуществлять химический эксперимент или самостоятельно проводить химические опыты, предусмотренные программой, в соответствии с возможностями химического кабинета; соблюдать правила техники безопасности при работе с химическими веществами, химической посудой и приборами;
составлять рефераты на заданную тему, делать по ним доклады;
участвовать в дискуссиях, грамотно излагать свою точку зрения и внимательно выслушивать чужую; анализировать существующие представления по вопросам классификации и совместно вырабатывать собственное отношение к ним;
проводить самостоятельный поиск информации с использованием учебных пособий, теоретического материала, предоставленного учителем, а также дополнительной литературы, в том числе справочников и энциклопедий, сетевых ресурсов, электронных библиотек и т. д.; анализировать и систематизировать найденную информацию.
III. Содержание учебного предмета
Тема I. Ранний период развития химии (6 ч)Зарождение химии в Древнем мире. Химические представления в древности. Использование биохимических процессов (брожение). Использование технических процессов (спекание, сплавление). Развитие ремесел: гончарное и стекольное производства, выплавка металлов, получение красок и эмалей, ядов и лекарств. Первые теоретические обобщения. Древнегреческая натурфилософия.
Химия в период средневековья. Алхимия, ее достижения, значение и влияние на развитие химии. Греко-египетская алхимия. Арабская алхимия. Европейская алхимия. Практическая химия. Техническая химия. Ятрохимия.
Персоналии. Ибн Сина (Авиценна), Агрикола, Парацельс.
Демонстрационной опыт. Горение угля в расплаве нитрата калия (опыт, описанный Р. Бэконом). Другие опыты.
Лабораторные работы. Крашение тканей растительными пигментами в присутствии: а) кислоты, б) щелочи. Взаимодействие металлов с разбавленными и концентрированными кислотами. «Варка» мыла. Очистка воды дистилляцией. Очистка твердых веществ перекристаллизацией.
Дискуссия. Достижения и заблуждения раннего периода развития химии.
Доклады и рефераты. Античные натурфилософские учения. Химические ремесла в древности. История алхимии. Период технической химии и ятрохимии.
Тема II. Становление химии как науки (10 ч)Первые научные представления в химии. Возрождение атомистики. Развитие атомистических представлений. Пневматическая химия. Открытие и исследование диоксида углерода, азота, водорода, кислорода.
Первые химические теории. Начало точных измерений в химии. Теория флогистона. Кислородная теория окисления, горения и дыхания.
Законы стехиометрии. Количественные измерения в химии. Представления о химическом сродстве. Закон сохранения массы. Закон постоянства состава. Законы кратных и объемных отношений. Закон Авогадро. Новый взгляд на элементы. Атомный вес (масса). Символы элементов. Развитие понятий атом, молекула, эквивалент.
Основные направления химии. Разделение химии. Неорганическая химия. Органическая химия. Аналитическая химия. Физическая химия
Персоналии. Бойль. Ломоносов. Гельмонт. Пристли. Блэк. Кавендиш. Шееле. Шталь. Лавуазье. Бертолле. Пруст. Дальтон. Гей-Люссак. Авогадро, Берцелиус. Канниццаро. Деви. Бунзен. Вёлер. Оствальд. Вант – Гофф.
Демонстрационные опыты. Определение состава воздуха. Моделирование опытов Ломоносова и Лавуазье по сжиганию веществ.
Лабораторные работы. Получение диоксида углерода, азота, водорода, кислорода. Определение молярной массы диоксида углерода.
Дискуссия. Сравнение теории флогистона и кислородной теории.
Доклады и рефераты. Эпоха пневмохимии. Роберт Бойль: научные достижения и влияние на развитие химии. A. JL Лавуазье — основоположник современной химии, Атомистика: эволюция представлений. Важнейшие йдеи М. В. Ломоносова; его роль в развитии науки в России. Становление молекулярной теории. Открытие основных стехиометрических законов. История полемики Пруста и Бертолле.
Тема III. Развитие неорганической химии (12 ч)Периодический закон. Первые попытки систематизации химических элементов. Открытие периодического закона. Заполнение пробелов в периодической системе элементов Д.И.Менделеева. Появление новых групп элементов.
Новая металлургия. Современные методы получения обычной и легированной стали. Развитие цветной металлургии. Производство алюминия. Порошковая металлургия.
Прикладная неорганическая химия. Связывание азота. Фотография. Изобретение спичек. Новые синтетические неорганические материалы: особо твердые вещества, полупроводники, сверхпроводники
Открытие новых классов неорганических соединений. Комплексные соединения. Координационная теория. Русская школа координационной химии. Соединения благородных газов.
Персоналии. Гесс: Менделеев. Рамзай. Курников. Вернер.
Демонстрационные опыты. Получение тиоцианатных и фторидных комплексов железа (III). Образование диметилглиоксиматного комплекса никеля.
Лабораторные работы. Изменение свойств гидратов оксидов элементов третьего периода. Сравнение свойств соединений железа, кобальта и никеля. Синтез сульфата тетраамминмеди(П). Синтез хлорида гексаамминникеля (П).
Дискуссия. Роль Периодического закона в современной химии.
Доклады и рефераты. Эволюция учения о периодичности. Д. И. Менделеев: основные этапы жизни и научной деятельности. Структура и границы периодической системы элементов Д. И. Менделеева. Современная история и проблемы периодической системы. Закономерности изменения физикохимических характеристик элементов и периодическая система. Координационная теория: эволюция воззрений. История открытия благородных газов.
Тема IV. Развитие органической химии (12 ч)Первые шаги органической химии. Использование элементного анализа для исследования органических соединений. Развитие синтеза органических веществ. Первые теории в органической химии. Представления о валентности. Теория строения органических веществ.
Синтетическая органическая химия. Появление синтетических красителей. Исследование и синтез белков и других биологически важных веществ. Развитие химии высокомолекулярных соединений. Нефтепереработка. Каталитические превращения углеводородов. Синтез элементоорганических соединений. Силиконы, фторуглероды. Синтез металлоорганических соединений.
-Физическая органическая химия. Химическая связь в органических соединениях. Современные представления о строении органических соединений. Теория резонанса и представления о мезомерии. Обнаружение свободных радикалов. Механизмы химических реакций.
Персоналии. Либих. Бертло. Дюма. Жерар. Лоран. Кекуле. Бутлеров. Зинин. Гофман. Байер. Э. Г. Фишер. Сенгер. Вудворд. Ипатьев. Лебедев. Зелинский. Несмеянов. Полинг. Арбузов.
Демонстрационный опыт. Распознавание класса органических соединений.
Лабораторные работы. Сравнение свойств карбоновых кислот и спиртов на примере уксусной кислоты и этанола. Сравнение условий получения и гидролиза сложного эфира (на примере этилацетата). Сравнение свойств соединений с различными функциональными группами. Получение хвойного масла.
Дискуссия. Значение теории строения органических соединений в современной химии.
Доклады и рефераты. Органическая химия в XIX в. Теория химического строения А.М.Бутлерова. Возникновение и развитие теории валентности.
Тема V. Развитие аналитической химии (7 ч)Качественный анализ. Зарождение аналитической химии. Систематический качественный анализ. Система группового анализа. Использование аналитических реагентов. Спектральный оптический анализ.
Количественный анализ. Весовые и объемные методы анализа. Развитие анализа ионов в водных растворах.
Новые методы анализа. Микроанализ. Физико-химические методы разделения смесей. Хроматографический анализ. Экстракция. Использование инструментальных методов в химическом анализе.
Персоналии. Ловиц. Цвет.
Демонстрационные опыты. Перлы буры. Обнаружение катионов и анионов в растворе.
Лабораторные работы. Гравиметрический анализ. Кислотно-основное титрование.
Дискуссия. Взаимосвязь аналитической химии с неорганической и органической.
Доклады и рефераты. Возникновение и развитие химического анализа.
Тема VI. Развитие физической химии (12 ч)Химическая термодинамика. Возникновение термохимии. Становление термодинамики. Учение о химическом равновесии.
Химическая кинетика. Учение о скорости химической реакции. Возникновение и развитие катализа.
Электрохимия. Электрохимические теории. Законы электролиза. Изучение термодинамики электрохимических реакций.
Учение о растворах. Теория электролитической диссоциации. Теории кислот и оснований. Коллоидная химия.
Строение вещества. Открытие электрона. Открытие радиоактивности. Развитие представлений о строении атома. Появление квантовой химии. Учение о химической связи.
Ядерная химия. Исследование ядерных реакций. Синтез новых доурановых и трансурановых элементов.
Персоналии. Гиббс. Нернст. Пригожин. Аррениус. Вольта. Фарадей. Дебай. Онсагер. Лэнгмюр. Склодовская-Кюри. Содди. Малликен.
Демонстрационные опыты. Каталитические свойства воды. Смещение химического равновесия.
Лабораторные работы. Влияние концентрации и температуры на скорость реакции.
Дискуссия. Роль физической химии в развитии химической науки.
Доклады и рефераты. Физическая химия в XIX в. Физическая химия в XX в. Эволюция взглядов на строение атома. История возникновения и эволюция взглядов на природу катализа. История открытия и получения трансурановых элементов. Физические методы в химических исследованиях.
Тема VII. Современная химия (9 ч)Взаимосвязь химии с другими науками. Математическая химия. Химическая физика. Биохимия и молекулярная биология. Изучение структуры белка, гемоглобина, нуклеиновых кислот. Геохимия. Космохимия.
Новые направления в химии. Физические методы в химии. Супрамолекулярная химия. Биотехнология. Нанотехнология.
Персоналии. Вернадский. Семенов. Хиншелвуд. Вилштеттер. Уотсон. Крик.
Дискуссия. Перспективы развития современной химии.
Доклады и рефераты. Возникновение и развитие биохимии. Современные представления о нестехиометрических соединениях. Нобель и Нобелевская премия. Физические методы в химических исследованиях.
IV. Тематическое планирование предмета

№ Тема Кол-во часов Общее количество часов
Теория Лабораторные работы 1. Ранний период развития химии 6 2 6
2. Становление химии как науки 10 - 10
3. Развитие неорганической химии 11 1 12
4. Развитие органической химии 11 1 12
5. Развитие аналитической химии 6 1 7
6. Развитие физической химии 11 1 12
7. Современная химия 9 9
Итого 62 6 68
V. Приложение. Календарно-тематическое планирование
Дата Тема урока КЭС Корректировка
Тема 1. Ранний период развития химии (6 часов)
Зарождение химии в Древнем мире. Химические представления в древности. Использование биохимических процессов (брожение). Использование технических процессов (спекание, сплавление). Развитие ремесел: гончарное и стекольное производства, выплавка металлов, получение красок и эмалей, ядов и лекарств. Первые теоретические обобщения. Древнегреческая натурфилософия. Химия в период средневековья. Алхимия, ее достижения, значение и влияние на развитие химии. Греко-египетская алхимия. Арабская алхимия. Европейская алхимия. Практическая химия. Техническая химия. Ятрохимия. Тема 2. Становление химии как науки (10 часов)
Первые научные представления в химии. Возрождение атомистики. Развитие атомистических представлений. Пневматическая химия. Открытие и исследование диоксида углерода, азота, водорода, кислорода. Лабораторная работа. Первые химические теории. Начало точных измерений в химии. Теория флогистона. Кислородная теория окисления, горения и дыхания Законы стехиометрии. Количественные измерения в химии. Представления о химическом сродстве. Закон сохранения массы. Закон постоянства состава. Законы кратных и объемных отношений. Закон Авогадро. Новый взгляд на элементы. Атомный вес (масса). Символы элементов. Развитие понятий атом, молекула, эквивалент. Основные направления химии. Разделение химии. Неорганическая химия. Органическая химия. Аналитическая химия. Физическая химия. Тема 3. Развитие неорганической химии (12 часов)
Периодический закон. Первые попытки систематизации химических элементов. Открытие периодического закона. Заполнение пробелов в периодической системе элементов Д. И. Менделеева. Появление новых групп элементов. Новая металлургия. Современные методы получения обычной и легированной стали. Развитие цветной металлургии. Производство алюминия. Порошковая металлургия. Прикладная неорганическая химия. Связывание азота. Фотография. Изобретение спичек. Новые синтетические неорганические материалы: особо твердые вещества, полупроводники, сверхпроводники. Открытие новых классов неорганических соединений. Комплексные соединения. Координационная теория. Русская школа координационной химии. Лабораторная работа: «Синтез комплексных соединений» Соединения благородных газов Тема 4. Развитие органической химии (12 часов)
Первые шаги органической химии. Использование элементного анализа для исследования органических соединений. 2.2.7 Развитие синтеза органических веществ. Первые теории в органической химии. Представления о валентности. Теория строения органических веществ. 3.1
2.4.3 Синтетическая органическая химия. Появление синтетических красителей. Исследование и синтез белков и других биологически важных веществ. Развитие химии высокомолекулярных соединений. Нефтепереработка. Каталитические превращения углеводородов. Синтез элементоорганических соединений. Силиконы, фторуглероды. Синтез металлоорганических соединений. Физическая органическая химия. Химическая связь в органических соединениях. Современные представления о строении органических соединений. Теория резонанса и представления о мезомерии. Обнаружение свободных радикалов. Механизмы химических реакций. Тема 5. Развитие аналитической химии (7 часов)
Качественный анализ. Зарождение аналитической химии. Систематический качественный анализ. Система группового анализа. Использование аналитических реагентов. Спектральный оптический анализ. Количественный анализ. Весовые и объемные методы анализа. Развитие анализа ионов в водных растворах. Новые методы анализа. Микроанализ. Физико-химические методы разделения смесей. Хроматографический анализ. Экстракция. Использование инструментальных методов в химическом анализе Тема 6. Развитие физической химии (12 часов)
Химическая термодинамика. Возникновение термохимии Становление термодинамики. Учение о химическом равновесии. 1.4.4Химическая кинетика. Учение о скорости химической реакции. 1.4.2
1.4.3
Возникновение и развитие катализа. 4.3.4 Электрохимия. Электрохимические теории. Законы электролиза. Изучение термодинамики электрохимических реакций. Учение о растворах. Теория электролитической диссоциации. Теории кислот и оснований. Коллоидная химия. Строение вещества. Открытие электрона. Открытие радиоактивности. Развитие представлений о строении атома. Появление квантовой химии. Учение о химической связи. Ядерная химия. Исследование ядерных реакций. Синтез новых доурановых и трансурановых элементов.
Тема 7. Современная химия (9 часов)
Взаимосвязь химии с другими науками. Математическая химия. Химическая физика. Биохимия и молекулярная биология. Изучение структуры белка, гемоглобина, нуклеиновых кислот. Геохимия. Космохимия. Новые направления в химии. Физические методы в химии. Супрамолекулярная химия. Биотехнология. НанотехнологияИтоговое занятие по курсу «История химии» Итого часов по курсу - 68