Рабочая программа учебной дисциплины ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ














ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»






















2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО):
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Организация-разработчик: государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Энгельсский промышленно-экономический техникум» (далее ГАПОУ СО «ЭПЭТ»)

Разработчик:

Дубинец Т.В. преподаватель.





СОДЕРЖАНИЕ



ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


условия реализации учебной дисциплины


Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
























1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Осуществлять формирование норм здорового образа жизни.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
основы здорового образа жизни.
о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 144 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 96 часов; самостоятельной работы обучающегося 48 часов.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
144

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
96

в том числе:


практические занятия


Самостоятельная работа обучающегося (всего)
48

Итоговая аттестация в форме зачёта.

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» 2 курс

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, теоретические и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения



1 сем
2 сем


1
2
3
4
5

Раздел 1.
Теоретический.

48
48


Тема 1.1.
Здоровый образ жизни. Формирование норм здорового образа жизни.
Содержание учебного материала
6
0



1.
2.
3.
Понятие о здоровом образе жизни. Формирование норм здорового образа жизни.
Понятие о здоровом человеке.
Дневник самоконтроля.
2
2
2

2


Самостоятельная работа студента:
Заполнить дневник самоконтроля.
3




Тема 1.2.
Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
Содержание учебного материала
6
0



1.
2.


Понятие о физической культуре.
Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.

2
4





2


Самостоятельная работа студента:
Презентации к занятию. Разработать тест и кроссворд.
3




Тема 1.3.
Здоровье и пути его формирования.
Содержание учебного материала
2
0



1.
Понятие о здоровье. Как сохранить здоровье. Способы сохранения здоровья.
2



2


Самостоятельная работа студента:
Презентации к занятию. Разработать тест и кроссворд.
Заполнить дневник самоконтроля.
1





Тема 1.4.
Режим дня. Сон и его значение для здоровья.
.
Содержание учебного материала
2
0



1.

Что такое режим дня. Понятие о правильном распорядке дня. Что такое сон. О пользе сна. Фазы и разновидности сна. Цикличность и продолжительность сна.
2



2


Самостоятельная работа студента:
Презентации к занятию. Разработать тест и кроссворд.
1




Тема 1.5.
Личная гигиена.
Содержание учебного материала
4
0



1.
2.
Понятие о личной гигиене. История вопроса о гигиене.
Правила личной гигиены в течение дня, предметы личной гигиены.
2
2



2


Самостоятельная работа студента:
Презентации к занятию. Разработать тест и кроссворд.
2



Тема 1.6.
Влияние высоких и низких температур на организм.
Содержание учебного материала
6
0



1.


2.

3.


О влиянии высоких температур на организм человека. Разновидности влияния высоких температур на организм. Тепловой и солнечный удар. Солнечные и термические ожоги.
О влиянии низких температур на организм человека. Разновидности влияния низких температур на организм. Переохлаждение организма, обморожения.
Профилактика отрицательного влияния высоких и низких температур на организм человека. Понятие о теплорегуляции.
2


2


2





2


Самостоятельная работа студента:
Презентации к занятию. Разработать тест и кроссворд.

3



Тема 1.7.
Понятие о вирусных инфекциях.

Содержание учебного материала
6

0




1.
2.
3.
Понятие о вирусных инфекциях.
Основные виды вирусных инфекций.
Детские вирусные инфекции.
2
2
2


2


Самостоятельная работа студента:
Презентации к занятию. Разработать тест и кроссворд.
3



Тема 1.8.
Понятие о закаливании организма.
Содержание учебного материала
0
4



1.
2.
Что такое закаливание.
Основные способы закаливания организма. Правила закаливания организма.


2
2


2


Самостоятельная работа студента:
Презентации к занятию. Разработать тест и кроссворд.

2



Тема 1.9.
Физическая культура и здоровье.
Содержание учебного материала
0
6



1.
2.
3.
Понятие физической культуры.
Гиподинамия.
Роль двигательной активности в формировании организма человека.


2
2
2


2


Самостоятельная работа студента:
Презентации к занятию. Разработать тест и кроссворд.

3


Тема 1.10.
Питание и здоровье.
Содержание учебного материала
0
4



1.

Понятие о рациональном питании. Польза и вред диет. Правильное питание человека.

2
2
2


Самостоятельная работа студента:
Презентации к занятию. Разработать тест и кроссворд.


2


Тема 1.11.
Вредные привычки и здоровье.
Содержание учебного материала
0
6



1.
2.
3.
Понятие вредных привычек.
Классификация вредных привычек.
О влиянии вредных привычек на здоровье человека.


2
2
2

2


Самостоятельная работа студента:
Презентации к занятию. Разработать тест и кроссворд.

3


Тема 1.12.
Травматизм и его профилактика.
Содержание учебного материала
0
4



1.
2.
3.
Понятие о травматизме.
Виды травм и их последствий.
Профилактика травматизма у человека.

1
1
2

2


Самостоятельная работа студента:
Заполнить дневник самоконтроля.

2


Тема 1.13.
Понятие о семейном праве в Российской Федерации.
Содержание учебного материала

8



1.

2.

3.

Основные направления государственной семейной политики. Понятие семейного права.
Условия заключения брака. Препятствия для заключения брака. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак. Расторжение брака.
Права и обязанности супругов. Ответственность супругов по обязательствам. Проблема отнесения долгов к личным и общим.

4

2

2




2


Самостоятельная работа студента:
Презентации к занятию. Разработать тест и кроссворд.

4


Всего
48
48



2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ» 3 курс
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, теоретические и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения



1 сем
2 сем


1
2
3
4
5

Раздел 1.
Теоретический.

48
0


Тема 1.1.
Здоровый образ жизни. Факторы ЗОЖ.
Содержание учебного материала
12
0



1.
2.

3.

4.

5.
6.
1-я группа факторов – среда (дом, природа, климат, и т.д)
2-я группа – что человек вводит в себя: питание; влияние избыточного веса на состояние здоровья; средства поддерживания нормального веса.
Курение. Его роль в развитии заболеваний; алкоголизм, наркомания, токсикомания. Их роль в деградации личности.
3 группа – что человек делает с собой волевыми усилиями: Физическая культура и ЗОЖ.
Закаливание. Значение, средства, методика
Роль ритмов в жизни человека.
2
2

2

2

2
2
0
2


Самостоятельная работа студента:
Заполнить дневник самоконтроля.
6

0


Тема 1.2.
Первая медицинская помощь.
Содержание учебного материала
10
0



1.
2.
3.
4.
5.
Потеря сознания.
Реанимация.
Кровотечения.
Травмы и переломы
Профилактика травматизма у человека.
2
2
2
2
2
0


2


Самостоятельная работа студента:
Презентации к занятию. Разработать тест и кроссворд.
5




Тема 1.3.
Что нужно знать о лекарствах.
Содержание учебного материала
4
0



1.
2.
Хранение лекарств. Самолечение.
Приемы первой помощи при лекарственной передозировке. Когда и как нужно принимать лекарства.
2
2
0

2


Самостоятельная работа студента:
Презентации к занятию. Разработать тест и кроссворд.
Заполнить дневник самоконтроля.
2



0


Тема 1.4.
Внутренняя боль и её опасность.
Содержание учебного материала
6
0



1.
2.


3.
Понятие о внутренней боли.
Разновидности внутренней боли; симптомы заболеваний (аппендицит, зубная боль, головная боль, боли после ушибов и травм, кровяное давление)_
Опасность внутренней боли; -Профилактика и первая помощь.
2
2


2
0

2


Самостоятельная работа студента:
Презентации к занятию. Разработать тест и кроссворд.

3




Тема 1.5.
Зачет.
Содержание учебного материала
0
0



1.
Контроль навыков и умений. Презентация, тестирование.

0
2


Самостоятельная работа студента:
Презентации к занятию. Разработать тест и кроссворд.

0








Всего
48
0



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий, плакатов;

Технические средства обучения:
- интерактивная доска;
- персональный компьютер (IBM – совместный);
- мультимедиа-проектор, экран (на штативе);
- принтер;
- сканер;
- модем, обеспечивающий высокоскоростной канал доступа в сеть Интернет;
- программное обеспечение общего и профессионального назначение (операционная система – «MS Windows XP», офисный пакет «MS Office 2007» и выше

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Павлова М.А., Гришанова О.С., Серякина А.В. Методическое сопровождение здоровьесберегающих технологий в школе - Саратов, 2010. Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».

Дополнительные источники:
Михайлов В.В. Путь к физическому совершенству [Текст]: учебное пособие для студентов / В.В. Михайлов – М., Фис, 2006.-237с.
Назаренко, Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений [Текст]: учебное методическое пособие / Л.Д. Назаренко – М., 2009.-153с.
Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. – М., 2006.
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10-11 кл. – М., 2006.
Михайлина М.Ю., Павлова М.А., Лысогорская М.В - Саратов, Добродея, 2007. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие для учащихся 9 классов.
Решетников Н.В., Кислицин Ю.Л. Физическая культура: учебные пособия для студентов СПО. – М., 2009. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов учреждений среднего профессионального образования.

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Центральная отраслевая библиотека по физической культуре и спорту.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результат обучения
(основные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания/понимание


Основы здорового образа жизни.

Тестирование


Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;
Тестирование


Умения:


Осуществление формирования норм здорового образа жизни

Экспертная оценка выполнения практического задания