Формирование информационной и коммукативной компетентности учащихся на уроках литературного чтениядоклад


Гимназия «БЭСТ»
Подготовила и провела для учителей кафедры
начальных классов
Тема доклада: «Формирование информационной и коммуникативной компетентности учащихся на уроках литературного чтения».
Учитель: Чернова С. А.г. Петропавловск, 2011 г
\
«Чтение есть создание собственных мыслей при помощи мыслей других»
(А.Рубалин)
Учащиеся не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с учителем. В то же время именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика - актуальная задача воспитательно - образовательного процесса школы.
Коммуникативная компетентность имеет особую значимость в жизни человека, поэтому её формированию следует уделять пристальное внимание.
Во-первых, она влияет на учебную успешность.
Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс адаптации ребёнка к школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.
В-третьих, коммуникативная компетентность учащихся может рассматриваться как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Коммуникативные умения можно разделить на две группы:
базовые, отражающие содержательную суть общения: приветствие, прощание, обращение; просьба о поддержке, помощи, об услуге; оказание помощи, благодарность.
процессуальные, обеспечивающие общение как процесс: умение анализировать ситуацию коммуникации с точки зрения чувств и состояний партнёров, производимых ими воздействий; говорить перед другими; слушать других; сотрудничать; управлять (командовать); подчиняться.
На уроках литературного чтения формируются информационные и коммуникативные компетентности.
Для детей создаются условия, в которых они сами, через игры, дискуссии и упражнения, открывают закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения.
На уроках литературного чтения, как и на других уроках, развиваю умение сотрудничать в паре, в группе, в команде. Продолжаю развивать самоуважение и уважение к другим, сотрудничать с другими, управлять и подчиняться.
Была проведена литературная неделя среди 3-х классов. Своему классу была объявлена тема «Путешествие по сказкам Андерсена» и по желанию начался собираться материал.
в библиотеке книги
в Интернете
портреты
иллюстрации
предметы
видеокассеты.
Обработав всю эту информацию, мы провели это мероприятие среди 3 «А», «Б», а затем 3 «В», «Г». В процессе этого мероприятия дети были увлечены, кто более коммуникативный и начитанный - отвечал полным ответом. Дети были заинтересованы в ответах и информации других детей. Были оглашены итоги конкурса «Шифровщик» (Дюймовочка).
Общаясь с учащимися, я определяю темы, которые интересны и полезны детям, а материала учебников явно недостаточно, поэтому они обращаются не только в библиотеки, но и выходят в Интернет, готовят доклады. На уроках литературного чтения дети часто задают дополнительные вопросы, выходящие за рамки программы, поэтому пользуются различными источниками информации, где находят ответы на предоставленные вопросы.
Я надеюсь, что участие детей в проектной деятельности «Prodigy», олимпиадах, в литературных неделях способствует формированию у учащихся готовности к разрешению проблем, развивает потребность в самообразовании, формирует коммуникативные компетентности учащихся.
Таким образом, в ходе совместной общественной деятельности не только формируется коллектив, но и формируются коммуникативные компетентности учащихся, что положительно влияет на развитие ребёнка.