Методическая разработка по информатике на тему Устные упражнения при изучении языка программирования Паскаль (9 класс)







Методическая разработка по информатике: «Устные упражнения при изучении языка программирования Паскаль».











Составитель: учитель математики и информатики
1 квалификационной категории Осикова С. С.








Задания по теме "Основные понятия языка Паскаль"

№1. Укажите какие записи состоят из символов языка Паскаль:
1)
ВЕТТА + 7.893

2)
ALFA <= 5.3-103

3)
ПЕТЯ

4)
7/8 - 5 * 3

5)
Ф < > L’

6)
а>у

7)
X <> Y

8)
[-5, 8]

9)
Т\95 * (А + А12)

10)
N..X




№2. Какие из приведенных ниже чисел определяют одно и то же значение:
1)
351

2)
-35.1Е + 01

3)
0.351Е + 3

4)
3.51.0

5)
35.1Е-1

6)
35100Е-2

7)
351000.0Е - 2

8)
0.00000351Е +08

9)
0.00000351Е7

10)
+ 351.0Е+00

№3. Какие из следующих последовательностей символов являются числами в Паскале?
№5. Составьте из символов Х и 7 все возможные идентификаторы, состоящие из 3 символов.
№6. Какие числа и переменные содержатся в следующих выражениях,
записанных по правилам Паскаля:
а) 2+х-у-1.7; б) 2*ху; в) 2+а1/3; г) 1/2+1/3+1/4-0.2/0.5.
№7. Какие из следующих последовательностей символов являются выражениями, записанными по правилам Паскаля:
а) 1; б) а; в) ab; г) 1+|у|; д) 2ху; е) -2*ху; ж) ху2; з) х2+у2; и) -abs(x)+sin(y); к) abs(x)+cos(abs(y-1,7)); л) x+y*-z; м) l/-2+beta.
№8. Дано выражение (х1/2)*(у3/10)4/5;
Указать переменные и числа, содержащиеся в данном выражении.
Сколько операций требуется выполнить при вычислении данного выражения?
Заменить данное выражение тождественно равным ему выражением, для вычисления которого требуется меньшее количество операций.
а) 0; б)-5; в) 1/12; г) 3,14; д) +7.7; е) 0.66...; ж) 0.(6); з)-0.815; и) 2+2.5; к) sqrt(2); л) ±1; м) VII.
М4. Какие имена (идентификаторы) записаны неверно?
TEXT, text, СУММА, А2В, 3S,SUMMA KVADR, NIL, V.22, R_3.
№10. Вычислить значение выражения:
а) PRED(7’)
б) ORD(q’) < ORD(z’)
в) ORD(PRED(CHR(24))) r) SUCC(0’) = PRED(2’)
Д) d’ > ’a’
е) CHR(25) >= CHR(16)
ж) CHR(ORD(5’)+l)
№11. Даны значения переменных: a = 10, b= 20, log = true, In = false. Какими будут значения выражений:
а) log and In;
б) log or In or (a>b);
в) (a=10) and (b=20);
г) (а=10) or (b<>20);
д) (а>5) and (b>5) and (a<20) and (b<30);
е) (a>5) and (b>5) and (a<10) and (b<30);
ж) (a>5) and (b>5) or (a<10) and (b<30);
з) (not (a<15) or (not (b<30)));
№12. Даны значения переменных: a = 5, b = -10. Вычислите значения выражений:
а) abs(a+b);
б) a+abs(b);
в) a+sqr(b);
г) a+sqr(b+l);
д) odd(a) and odd(b);
е) odd(a+l) or odd(a-l).
Задания по теме "Операторы присваивания, ввода и вывода"

№1. Какие операторы присваивания составлены неправильно?
а) а:=b;
б) а=b;
в) а:=b+1;
г) b+1:=а;
д) b=2,3*105 + 2*а*Ь
№2. Устранить ошибки в записи следующих операторов присваивания:
В = 2,99*109 + 2*а*Ь
А12+В12:=АВ;
Betta = 2* Alfa/x - у;

4). z = ABC(A+B)/(A-B/2).
№3. Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания:
а) а:=Ь; б) а+с+1 в) a:b-sqr(2); г) а*х+Ь:=0; д) z:=0; е) z:=z+l; ж) z:=z+l,2 з) у:=у; и) -у:=у;
№4. Даны значения переменных а=1, Ь=2, с=3. Какими будут значения этих
переменных после выполнения следующих трех операторов:
а:=Ь;
Ь:=с;
с:=а;
№5. Какие значения получит переменная Z в результате выполнения следующих операторов присваивания:
Z:= -А * В/С * А/В * С;
Z:= А + А/(А+В) * С(С + А) + (А - В)/С;
Z:= А * SQR(B) * С + А/В - А;
Z:= (((SQRT(C) * А) * В + 1) + 0.3) - С*А/(А*В)*(А-В),
Если А = 1,2; В = 10; С = 4.
№6. Пусть значения переменных х и у равны, соответственно, 0.3 и 0.2. Какие значения будут иметь эти переменные после выполнения операторов присваивания:
а) х:=х+2*у; у:=у/2;
б). у:= -у; х:=х+у; у:=у+1;
в) х:=1;
г) у:=х+у;

№7. Какими будут значения переменных тип после выполнения
последовательностей операторов:
а) ш:=25; п:=ш+1; m:=m-25;
б) ш:=5; п:=6; m:=m*n; n:=n*m;
№8. Какими будут значения переменных х, у, z после выполнения операторов: х:=8+6 mod 4*2; у:=х div 5*5; z:=x*5 div 5;
№9. Дан фрагмент программы: m:=25; n:=m+l; m:=n-25; write (m, n) Какие числа напечатает машина?
№10. Укажите ошибки в следующей программе: program gh;
var а, b, с : integer; begin read (a, b+1); b:=c+l; s:=a+b+c; write(a:=b+l); end.
№11. Исправьте синтаксические ошибки, содержащиеся в следующей программе:
PROGRAM PRIMER 1;
RREAL
BEGIN 3J = 3E-01 READ(I1,I2) 11+12+13 =R WRITELN®
VAR
12,3JINTERGER

№12. Определить значение литерной переменной d после выполнения следующих операторов:
а). С:=’+’;d:=c;
б).c:=’+’;d:=’c’;
№13. Дано описание переменных
var А,В,С: INTEGER;
X,Y,Z: BOOLEAN;
Какие из перечисленных ниже операторов недопустимы и почему?
а) х:= true
б) а:=х
в) х:=а
г) х:=а=Ь
д) х:=с=у
е) х:= у+а
ж) с:=у+2
з) а:= Ь=с
и) с:=а+Ь

Задания по теме "Условный оператор"

№ 1. Является ли условным оператором последовательность символов:
if х<у then х:=0 else у:=0;
if х>у then х:=0 else read(y);
if х>=у then x:=0;y:=0 else write(z);
if a if a if sqrt(z)<=3.17 then z:=z+l;
if a< >b then z:=z+l;a:=b+l;
№ 2. Какие из следующих вложенных условных операторов допустимы:
if x+yz then z:=0 else y:=0;
if x+yz then z:=0 else y:=0 else z:=0;
if x+yz then z:=0 else y:=0;
№ 3. Какими будут значения переменных j и к после выполнения условного
if j>k then j:=k-2 else k:=k-2;
Исходные значения переменных:
j = 3, к = 5; 6) j = 3, k = 3; в) j = 3, к = 2.
№ 4. После выполнения операторов а:=0;
if а <> 0 then а:=2;
значение переменной а стало равно 2. Почему?
№ 5. Дан условный оператор:
if а<=5 then с:=1 else if а>5 then с:=2 else с:=3;
Какое значение примет переменная а, если переменной с будет присвоено значение 3?
a:=3;
if a<4 then begin a:=a+2; a:=a+3 end ’

№ 6. Что напечатает машина в результате выполнения программы? Program logic; var a,b: integer;
aa, bb, cc: boolean;
begin
a:=3; b:=5;
aa:= ab; cc:= aa;
if aa then write (a’); if bb then write (b’); if cc then write (c’);
end.





Задания по теме "Циклы”
№1. Сколько раз будет выполнены циклы в следующих фрагментах программ:
а) for к:=-1 to 1 do
б) for к:=10 to 20 do
в) for к:=20 to 10 do
г) k:=5;t:=15; for i:=k+l to r-1 do
д) k:=5;r;=15; for i:=0 to k*r;
е) k:=r; for i:=k to r do
№2. Дана последовательность операторов: а:=1;
Ь:=1;
while а + b<8 do begin
а:=а+1;
b:=b+2;
end;
s:=a+b
Сколько раз будет повторен цикл и какими будут значения переменных а, b и s после завершения этой последовательности операторов?
№3. Какими будут значения переменных aub после выполнения операторов:
а:=1;Ь:=1;
while а<=3 do
a:=a+l;b:=b+l
№4. Дана последовательность операторов: р:=а; s:=0; while р>0 do begin
s:=s + p mod 10; p:=p div 10 end;
Определите значение результата p при следующих значениях исходного данного:
а) а = 23; б) а = 32; в) а = 109.
№5. Дана последовательность операторов, вычисляющих факториал f числа
while kf:=f*k
k:=k+l
которая содержит пять ошибок. Напоминаем, что факториал числа п равен произведению всех натуральных чисел от 1 до п. Найдите ошибки.
№ 6. В чем особенность следующего цикла: while a













15