Урок изо ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА

I. Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Формирование новых знаний.
Вводная часть.
- Ребята, весной мы празднуем один из величайших христианских праздников. Что это за праздник? (Пасха.)

(Звучит запись колокольного звона.)
- Как и всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное настроение.
- Пасхи не бывало без качелей. Почти в каждом дворе устраивались качели для детей, а на главной площади заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски – возводились общественные качели и карусели.
- Верили люди: чем больше и выше качаешься в праздник, тем счастливее и успешнее будет год, тем лучше будет урожай.
-Еще с Пасхи начинались знаменитые русские хороводы. Хождение по кругу напоминало движение солнца и должно было помочь быстрому пробуждению и расцвету природы.
2. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы попробуем поучиться замечательному мастерству росписи яиц.
3. Объяснение нового материала.
- На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Как вы думаете, что это за еда?
- Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашеные яйца. Главный символ праздника – окрашенное яйцо. Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить. Почему?
- Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда все это понесут в церковь, чтобы освятить. Да, много хлопот перед Пасхой. Но одно из самых радостных дел – красить и расписывать яйца.
- Очень давно стали люди украшать яйца. Сначала их только красили в разные цвета, а потом начали расписывать узорами. С тех пор разрисованные, расписанные куриные яйца стали называть – писанками. Позднее появились яйца из фарфора, серебра с украшениями из бисера, драгоценных камней. Для чего делали писанки? Зачем создавали такую красоту? Писанки и крашенки дарили друг другу дети и взрослые. Считалось, что писанки в доме - это признак благополучия, согласия. Использовали писанки и в разных веселых забавах, развлечениях и играх. Ребята, а какие игры с яйцами вы знаете?
- Существуют некоторые игры, в которые играют до сих пор. Вот некоторые из них:
- раскручивали яйца на поверхности стола – чье будет дольше вертеться;
- скатывали с положенной наклонно доски – чье яйцо покатится дальше;
- ударяли яйца друг о друга концами – чье самое крепкое.
- Любимой пасхальной забавой всегда было катание яиц. Яйца катали с бугорочка. Если скатившееся яйцо ударялось о какое-нибудь из лежащих на земле, играющий брал себе это яйцо. Опытные игроки выбирали яйца особой формы – чтобы легко разбивало другие яйца, а само оставалось цело. Крашение яиц выполнялось по-разному: их варили в подкрашенной воде, в луковом отваре (шелуха лука), в отваре коры деревьев. Окрашенные яйца можно было не расписывать, потому что они и так были красивы – разноцветные скорлупки радовали глаз. Гораздо сложнее расписывать яйца узорами. И особенность писанок в том, что их нужно брать в руки и рассматривать со всех сторон. Это помогает увидеть их как объемные изделия, причем увидеть каждый раз по-новому. Искусство декорированного оформления поверхности яйца красивыми орнаментами восходами своим истоком к языческому культу прославления солнца и весеннего пробуждения. Яйцо – символ извечного возрождения природы, бесконечности жизни, воспевания солнца как источника жизни на земле.


Здесь вы видите элементы, которые чаще всего встречаются на писанках. Это особый язык декоративного искусства, который говорит о мире не словами, а символами:
- растения;
- снежинки;
- звездочки;
- бесконечники;
- символы солнца.
Если внимательно всмотреться в орнамент, можно многое «прочитать». Давайте попробуем! Самые распространенные орнаменты на писанках – солнечные знаки (всевозможные солнышки: круг, сочетание кругов, круг с прямыми и волнистыми линиями), растительные мотивы. Все цветы похожи на настоящие по форме лепестков и в то же время сказочные по расцветке. Многие цветы похожи на солнышки. Если такие солнышки располагаются на «полюсах», это символизирует восход и заход – непрерывную смену дня и ночи, бесконечность жизни. Прямые и волнистые линии символизируют движение. Каждую писанку можно разделить на части системой условных линий. Элементы размещаются внутри участков или на пересечении линий.



- Поглядите на иллюстрацию и найдите знакомые символы. Какие из них вы нашли?
4. Практическая работа.
а) Обдумывание работы;
б) Покрывание яйца краской;
в) Разрисовка средней части яйца;
г) Дорисовка мелких элементов маркером или фломастером.
5. Выставка работ.
Учащиеся выходят к доске и показывают готовые работы.

III. Итог урока.
-Что нового мы сегодня узнали на уроке? Чему научились?
- Да, сегодня на уроке вы поучились замечательному мастерству росписи яиц, узнали маленькие хитрости, которые помогут вам превратить простую яичную скорлупу в замечательные поделки. Ваша писанка будет чудесным подарком родным и друзьям.








МОУ Копанищенская ООШ



Урок по ИЗО




Тема урока ИЗО:
«Использование народных традиций
на уроках ИЗО».

Цели урока:
познакомить учащихся с мастерством миниатюрной росписи на поверхности яйца, с историей и особенностями этого древнего искусства;
научить рисовать традиционные элементы и орнаменты;
развивать фантазию и наблюдательность учащихся;
формировать эмоционально-эстетическое отношение к изображаемому;
воспитывать любовь и доброту к окружающему миру, интерес к искусству и культуре русского народа.

Оборудование:
плакаты, элементы орнамента, яйца-писанки, аудиозапись.

Урок провела:
Москалева Л.А. – учитель ИЗО


2010 год



Рисунок 3Рисунок 2"Писанка. Роспись яиц."!ђ Заголовок 1!ђ Заголовок 2!ђ Заголовок 3!ђ Заголовок 4!ђ Заголовок 5!ђ Заголовок 6!ђ Заголовок 7!ђ Заголовок 8!ђ Заголовок 915