План конспект урока по теме: «Тема любви и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»


План конспект урока по теме:
«Тема любви и творчества в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
(Слайд 1)
 
Цель: способствовать развитию креативности мышления посредством творческих заданий;
развивать навык коллективной работы студентов (в микрогруппах) в сочетании с самостоятельной исследовательской работой;
развивать познавательный интерес к изучению литературы;
воспитывать ответственность не только за собственные знания, но и за успешность работы всего творческого микроколлектива. (Слайд 2)
 
Задачи:
оценить результаты усвоения данной темы не только группой, но и каждым студентом (знание текста, умение анализировать и т. д.);
развивать умение работать с текстом (художественным, публицистическим) и переносить свои знания и опыт работы в группу;
воспитывать у студентов умение работать в коллективе и микрогруппе через развитие коммуникативных свойств (умение доказать свою точку зрения; понятно, грамотно, аргументированно излагать свои мысли; владение терминологией, логикой, элементами риторики). (Слайд 3)
Ход урока
 I Организационный момент.Проверка готовности студентов к уроку: наличие на партах учебных принадлежностей, конспектов и т.д.
II Сообщение темы урока.
Наш урок сегодня посвящен бессмертному творению писателя М.А. Булгакова – роману «Мастер и Маргарита». На предыдущих уроках мы уже с вами вели речь о данном произведении: разобрали ершалаимские главы, поговорили о сатирическом изображении Москвы 30-х годов, о Воланде и его свите. А сегодня будем говорить о теме любви и творчества в романе. Записывая тему в тетради, вы, наверное, уже представили цель и задачи нашего урока. Каковы же они?
Цель сегодняшнего урока: анализ образа Мастера и Маргариты, разговор о соотношении таланта и бездарности, о трагической судьбе художника и о любви как спасительной силе для человека.
III Повторение пройденного материала.Давайте вспомним, что мы знаем о романе и его героях. (Студенты отвечают на вопросы викторины.) (Викторина прилагается)
После проверки викторины студенты оценивают свои работы самостоятельно.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: как связаны в романе темы любви и творчества?
(история Мастера – это и история романа о Понтии Пилате, и история любви.)
IV Выступление групп. Студенты образовали группы по интересам. Задание на дом: подготовить характеристику героя, ответить на проблемные вопросы. Время выступления 4-5 минут.
1 группа – «Мастер». Почему мастер, а не писатель? (Слайд 4)
Слово студента (в роли Мастера):
Я – историк, сделавшийся писателем. Я во многом автобиографический герой. Мой возраст в момент действия романа – это в точности возраст Булгакова в мае 1929 года. Историк по образованию, я работал в одном из московских музеев. Был женат, но не помню имени своей жены, жил «одиноко, не имея родных и почти не имея знакомых в Москве». Бросил жену, комнату, купил книги, снимаю подвальчик на старом Арбате и пишу роман о Понтии Пилате и Иисусе Христе. Роман принес мне много горя, страданий, но дал настоящую любовь.
Слово студентки: Герой романа – Мастер появляется не с первых страниц, а лишь в 13 главе «Явление героя». Все предшествующие главы готовят нас к появлению Мастера, создают загадочную, таинственную атмосферу в романе. Как же происходит появление Мастера? Он через балкон приходит в комнату Ивана Бездомного в психиатрической больнице, названной в романе «дом скорби». Детали портрета, данные в 13 главе, характеризуют внутреннее состояние героя: «встревоженные глаза», «карие, очень беспокойные глаза пришельца». Не дается подробного портрета Мастера. Но Булгаков неоднократно описывает глаза героя (зеркало души), передающие его внутреннее беспокойство.
Преподаватель: Обратимся к диалогу 2-х пациентов «дома скорби» (Мастера и Бездомного). Вот отрывок из него. (Студентка читает главу 13, автор, Иван, Мастер). Почему в устах героя резко противопоставлены слова «писатель» и «мастер»? Почему Булгаков называет героя Мастером и что вкладывает в это понятие?
Студентка: Мы обратились к словарям и определили значение слова «писатель».
У Ожегова писатель – человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения.
Вывод: это слово не является антонимом к слову «мастер», не носит в русском языке отрицательную окраску. Но не нравится Булгакову и Мастеру слово «писатель». Почему? Это слово скомпрометировано теми, кто без всяких прав называет себя писателями: обладателями членских билетов МАССОЛИТа, посетителями ресторана. Писательский мир изображен на страницах романа сатирически. Рюхин, Богохульский, Штурман Жорж и другие опошляют писательское звание, рассматривая свою причастность к литературе как возможность сытно и праздно жить, не обременяя себя муками творчества. Они мечтали о дачах, о вкусной и дешевой еде в ресторане «Грибоедов». Таким образом, слово «писатель» совсем не подходит булгаковскому герою. Мастер, написавший о распятии Иисуса Христа, - оказывается чужаком в писательской среде. Его современники отреклись от Бога, он им не нужен. Как и не нужен роман мастера. А ведь он весь отдался работе. И в этот момент появляется Маргарита. Именно она стала называть его мастером, сулила ему славу. В Мастере главное – талант, его прозрение. Он описал события далекого прошлого так, как это было на самом деле. «О, как я угадал! О, как я все угадал!»- восклицает он. Главное его назначение – творчество. Слово «мастер» по Далю обозначает лицо, достигшее высокой степени в овладении каким-нибудь искусством, а также (в древности) – магистра, причастного к высшей власти и тайне. Герой Булгакова может с полным правом называться мастером по двум параметрам. Он знает себе цену и вполне осознает, что имеет право называться мастером, то есть человеком особенно сведущим или искусным в деле своем.
Преподаватель: Зная биографию Булгакова, ответьте на вопрос: «В чем разница между судьбой мастера и судьбой Булгакова?» Студенты: Мастер сломлен напором, сжигает роман. Булгаков творит, борется.
Преподаватель: (Слайд 5)

«Он (мастер) не заслужил света, он заслужил покой, – печальным голосом проговорил Левий».
Почему Мастер не заслужил света?
— Мне ничего не трудно сделать, — ответил Воланд, — и тебе это хорошо известно. — Он помолчал и добавил: — А что же вы не берете его к себе, в свет?
— Он не заслужил света, он заслужил покой, — печальным голосом проговорил Левий. — Передай, что будет сделано, — ответил Воланд».
Мастер сделал свое дело на земле: он создал роман об Иешуа и Пилате и показал, что жизнь человека может определиться одним его поступком — тем, который возвысит и обессмертит его или заставит потерять покой на всю жизнь и страдать от обретенного бессмертия. Но в какой-то момент Мастер отступил, сломался, не сумел бороться за свое детище до конца. Может быть, поэтому не заслужил света?
Не заслужил света
Мастер не заслужил света, он достоин покоя.
Мастер и Маргарита увидели обещанный рассвет. Он начинался тут же, непосредственно после полной луны…
Преподаватель: Итак, Мастер не заслужил света.  А свет – это высшая награда. Свет – это вера до конца, преданность своим убеждениям, беззаветная любовь и самоотречение. Кто его заслужил и почему?
2 группа – «Маргарита». Почему она заслужила света? (Слайд 6)
Студенты: Света заслужила Маргарита, потому что борется за свою любовь до конца. Маргарита - пример следования нравственной чистоты, любви. Маргарита – символ той вечной женственности, о которой поет Мистический хор в финале гётевского «Фауста»: Все быстротечное –Символ, сравненье.Цель бесконечнаяЗдесь в достиженье.Здесь – заповеданность Истины всей.Вечная женственность тянет нас к ней. (Перевод Б. Пастернака) Первое появление Маргариты в романе. Мастер весь отдался работе. И именно в это время он встретился с женщиной, которая была так же одинока, как и он. «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы… По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!» -рассказывал Мастер Бездомному.  О причине этого одиночества Маргарита скажет позже Азазелло: «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого я не люблю, но портить ему жизнь считаю делом недостойным». Итак, встретились два одиночества. «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» - скажет Мастер. И жизнь этих двух людей наполнилась великим смыслом. Маргарита стала подгонять его в работе, называть Мастером.
Как Маргарита борется за любовь?
      Маргарита в последний раз виделась с Мастером перед его арестом. Много месяцев она не знает, что с ним. «Ах, право, дьяволу я бы заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!» И оказывается, подручный дьявола тут как тут. За сведения о Мастере она должна расплатиться присутствием на балу у сатаны. С достоинством вынесет Маргарита страшную ночь. Но Мастера нет. Спросить о нем она не может. (Глава 24-я.) «Только бы выбраться отсюда, а там уж я дойду до реки и утоплюсь». «— Сядьте-ка, — вдруг повелительно сказал Воланд. Маргарита изменилась в лице и села. — Может быть, что-нибудь хотите сказать на прощанье?      — Нет, ничего, мессир, — с гордостью ответила Маргарита, — кроме того, что если я еще нужна вам, то я готова охотно исполнить все, что вам будет угодно…      Маргарита глядела на Воланда, глаза ее наполнялись слезами.      — Верно! Вы совершенно правы! — гулко и страшно прокричал Воланд. — Так и надо!      — Так и надо! — как эхо, повторила свита Воланда.      — Мы вас испытывали, — продолжал Воланд, — никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!.. Итак, Марго, — продолжал Воланд, смягчая свой голос, — чего вы хотите за то, что сегодня вы были у меня хозяйкой?.. Во что цените ваше колено? Каковы убытки от моих гостей, которых вы сейчас наименовали висельниками?..»      Воланд говорит Маргарите, что он может исполнить только одно ее желание. Конечно, она должна бы просить вернуть ей Мастера. «Маргарита вздохнула и сказала:       — Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего ребенка…      — Вы, судя по всему, человек исключительной доброты? Высокоморальный человек?      — Нет, — с силой ответила Маргарита, — я знаю, что с вами можно разговаривать только откровенно, и откровенно вам скажу: я легкомысленный человек. Я попросила вас за Фриду только потому, что имела неосторожность подать ей твердую надежду. Она ждет, мессир, она верит в мою мощь. И если она останется обманутой, я попаду в ужасное положение. Я не буду иметь покоя всю жизнь. Ничего не поделаешь! Так уж вышло».
Маргарита борется за свою любовь. В ее душе поселилась ненависть к гонителям Мастера, желание отомстить им, но не исчезло милосердие. Она, став «ведьмой», разгромила квартиру Латунского, но тут же успокоила проснувшегося в соседней квартире малыша. Милосердие же заставит несчастную женщину подавить в себе жгучее желание вернуть Мастера и попросить пощады для Фриды. (Слайд 7)
Каким испытаниям подвергается Возлюбленная Мастера? (Слайд 8)
Желая спасти погибающего Мастера, на что обречена Маргарита? (гл 19)
-  ожидание в неизвестности
- «единственное ценное, то имела в жизни…старый альбом коричневой кожи, в котором была карточка  мастера, книжка сберегательной кассы … на его имя…,лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем….»
-  готовность уйти из жизни
-  «сон …если он мертв и поманил меня, то это, значит, он приходил за мной, и я скоро умру…это очень хорошо, потому  что  мучениям тогда  настанет  конец…»
-  невозможность  забыть Мастера
-  «Если ты сослан, то почему не даешь о себе знать…Ты разлюбил меня? Нет, я почему-то этому не верю. Значит ты был сослан и умер…  Тогда, прошу, отпусти меня, дай мне наконец  свободу  жить, дышать  воздухом». Маргарита Николаевна  сама  отвечала себе за него: «Ты свободна… Разве  я держу тебя?» Потом возражала ему: «Нет, что  же это за ответ! Нет, ты  уйди  из  моей  памяти, тогда  я стану свободна».
 
Она готова пойти  ради спасения Мастера:
-  на весьма сомнительное предприятие, предложенное Азазелло
« …вы намекаете на то, что я там  могу  узнать о нем?  Азазелло  молча кивнул  головой.
-Еду!. – с силой  воскликнула Маргарита и ухватила Азазелло  за руку, - еду, куда  угодно!»
-  на месть Латунскому- на  Бал сатаны.
 
Какие истинные ценности связаны с образом Маргариты?
 
МИЛОСЕРДИЕ
ЧЕСТНОСТЬ
ВЕРА
ЛЮБОВЬ
 
Верная и вечная любовь – один для другого!!!
 
Что главное в характере Маргариты? (Слайд 9)
Любовь Гордость
Соглашается на предложение Воланда стать хозяйкой бала Сатаны Не дает ей слабости просить о помощи, готова закончить жизнь, если нет с ней рядом Мастера. Именно это и покоряет Воланда.
Любовь и гордость присущи прообразу Маргариты – жене Булгакова – Елене Сергеевне Шиловской.  До появления в жизни Михаила Афанасьевича Елены Сергеевны в романе не было ни Мастера, ни Маргариты. Черновые названия романа были следующие: «Консультант с копытом», «Князь тьмы», «Сатана» и другие. Все они были связаны с нечистой силой.
Преподаватель: Сейчас мы послушаем песню А. Розенбаума «На плантациях любви».
Как соотносится прозвучавшая песня с судьбой Булгакова, мастера? (Слайд 10)
Студентка: Это песня о Музе-вдохновительнице.
Преподаватель: Как вы думаете, достигли ли мы цели урока? Справились ли мы с нашей задачей, дали ли ответы на наши вопросы?
Рефлексия урока. (Слайд 11)
Оцените, пожалуйста, вашу эффективность на уроке. У каждого из вас есть разноцветные квадратики.Розовый квадратик – все здорово! столько информации! работа в группе сблизила!Оранжевый квадратик – много полезной информации, появилось желание еще раз обратиться к страницам романа.Зеленый квадратик – плохое знание произведения, малый вклад в работу группы. Желтый квадратик – урок не понравился, долго, скучно.
(Слайд 12)