Из опыта работы МАОУ «Покчинская ООШ» по внедрению ФГОС НОО


Из опыта работы МАОУ «Покчинская основная общеобразовательная школа» по внедрению ФГОС ООО. Директор школы Белина О.В.Изменения, происходящие в жизни нашего общества привели к процессу формирования и реализации современной модели образования, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина, определили новые подходы к содержанию образования.
ФГОС – принципиально новый документ для отечественной школы, который нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Методологической основой стандарта выступает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, определяющая воспитательный идеал и базовые национальные ценности. В качестве ценностных ориентиров выделено формирование российской гражданской идентичности, как условие укрепления российской государственности. Лежащий в основе стандартов системно-деятельностный подход обеспечивает формирование готовности к самообразованию и непрерывному образованию.
С 01.09.2011 г. наша школа начала работу по введению ФГОС начального общего образования. С целью четкой и последовательной организации работ по введению ФГОС в нашей школе была создана рабочая группа, которая позволила объективно спроектировать необходимые изменения в образовательном процессе сoгласно требованиям стандарта, своевременно корректировать все виды деятельности, координировать выполнение многочисленных взаимосвязанных работ с поуровневой детализацией по видам деятельности, ответственности, объемам и ресурсам. Специфичность управления состоит в том, что оно оперативно, опирается на работу всех участников образовательного процесса.
Таким образом, каждый член коллектива школы является участником внедрения ФГОС, неся персональную ответственность за выполнение отдельного вида работ.
Необходимым является осуществление мероприятий по следующим направлениям:
- нормативное обеспечение;
- финансово-экономическое обеспечение;
- кадровое обеспечение;
- организационное;
- материально-техническое обеспечение;
- информационное обеспечение.
Мероприятия, выполненные в течение трех лет:
1. Разработана ООП начального общего образования школы на основе существующих требований и рекомендаций, утверждена на педагогическом и Управляющем совете.
2. Разработана нормативная база, в том числе определены учебники и учебные пособия с учетом направлений деятельности, рекомендаций и нормативных документов федерального, регионального и муниципального уровней.
3. Разработан план-график введения ФГОС в школе и проводилась его ежегодная корректировка.
4. Внесены изменения в положение об оплате труда, критерии и показатели оценки качества труда педагогов.
5. Оформлены дополнительные соглашения к трудовому договору при изменении существенных условий труда.
6. Совершенствование профессиональной компетентности учителя при переходе на новый ФГОС (100% учителей прошли курсы повышения квалификации в соответсвии с федеральными государственными образовательными стандартами);
7. Осуществлялось внутришкольное повышение квалификации (методические семинары, методические объединения учителей, педсоветы).
8. Приведены в соответствие с требованиями ФГОС, новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции педагогов (учитель, классный руководитель, педагог-психолог, педагог доп. образования).
9. Соблюдение санитарных норм и правил к учебным кабинетам (плановый ремонт), поэтапное оснащение кабинетов (перспективный план укрепления МТБ).
10. Оборудование учебных кабинетов проекционным оборудованием (7 кабинетов, 1 компьютерный класс). Приобрели лабораторию в кабинет физики для проведения исследований, спортивное и игрове оборудование.
11. Формирование банка программ и дидактических материалов (внешняя экспертиза программ дополнительного образования, предметных программ, презентация программ внеурочной деятельности).
12. Проводилось анкетирование участников образовательного процесса; проведение внутришкольного мониторинга.
13. Представление информации Управляющему совету, подготовка отчета, размещение на сайте учреждения.
14. Еженедельное заполнение сайта. Закрепление в должностной инструкции заместителя директора по УМР функционала.
Организация образовательной деятельности обучающихся на уроке и создание соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время должно обеспечить достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов.             Накануне нового учебного года активно проводится работа с родителями первоклассников по вопросам организации обучения детей. Мы предложили следующие направления:
через занятия в кружках, имеющих художественно-эстетическое направление:
«Искусница» «Танцевальный» Театр песни «7 нот»
через занятия в кружках, имеющих научно-познавательное направление:
«Умники и умницы» «Мои первые проекты»
через секции, имеющие основы здорового образа жизни:
ОФПтуристическийлыжи и футбол
         Родители нас поддержали и в начальных классах обучение построено по трем направлениям внеурочной работы: художественно-эстетическое, научно-познавательное и спортивно-оздоровительное. Часы на внеурочную деятельность учащихся – одно из главных достоинств новых стандартов. Это имеет огромное значение, так как увеличивает возможности сельской школы в расширении предоставляемых образовательных услуг, создаёт возможности для организации индивидуальной исследовательской работы с учащимися, позволяет в современных условиях обеспечить нагрузкой педагогов дополнительного образования. Внеурочная работа в классе построена на привлечении педагогов дополнительного образования, практически все педагоги нашей же школы, за исключением танцевального, руководителем которого является хореограф Дома Культуры.    Ведущие формы деятельности на кружках с художественно- эстетической направленностью это:Культпоходы в музеи, выставки;Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы, района.Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе;Праздничное оформление школы и классных комнат. Занятия проходят в игровой форме, устного журнала, конкурсов. Кроме этого в практической части занятия учитель использует показ видеофильмов, презентаций, слайдов и др.
При проведении занятий также используются словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические, которые позволяют всесторонне развивать личность ребенка формы работы.Основными формами деятельности на спортивно-оздоровительной секции являются:школьные спортивные турниры, соревнования, Дни Здоровья. утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований. Оформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьми. Тематические беседы, беседы – встречи с работниками ЦРБ, школьным фельдшером. Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты «Здоровье - плюс», обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт». Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса. Участие в общешкольном конкурсе «Самый здоровый класс».Ведущими формами на кружках научно-познавательной направленности являются, прежде всего: Разработки проектовДетские исследовательские проектыВикторины, познавательные игры и беседы;Внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны);Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы. Однако нам предстоит еще многому научиться для правильной методической организации внеурочной работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах работы преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе главным будет воздействие словом, информацией - метод убеждения. Воспитательные результаты любого из видов деятельности распределяются по трем уровням: Первый уровень – приобретение школьниками социальных знаний, первичное понимание реальности (важно взаимоотношение ученик-учитель). Второй уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (важно взаимоотношение ученик-ученик). Третий уровень - получение опыта самостоятельного общественного действия (важно взаимоотношение ученик-субъект за пределами школы в открытой общественной среде). В рамках реализации управления введением ФГОС на ступени начального общего образования определяются исходные нормативно-правовые, материально-технические, финансово-экономические, научно-методические, информационные, кадровые условия организации образовательного процесса в школе, осуществляется подготовка необходимых условий для организации образовательного процесса в соответствие с требованиями ФГОС, разрабатывается основная образовательная программа школы, учителей готовят к работе в соответствии с требованиями ФГОС, в том числе через организацию внутришкольного обучения. Итак, позади три года «жизни» в условиях введения ФГОС НОО. Есть удачные решения, есть проблемы. Но мы уверены, если работать над поставленными целями, то эти цели будут работать на нас. Если мы реализуем задуманный план, этот план будет работать на нас. Какую бы полезную вещь мы не осуществляли, в конечном итоге она будет работать на нас.