Тема любви и творчества в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»


Тема урока
Тема любви и творчества в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Общая цель
Рассмотреть концепцию любви М.А. Булгакова.

Ожидаемые результаты

Знают авторскую позицию по отношению к героям произведения; понимают разноплановость повествования; формируют умения анализировать текст, аргументированно доказывать собственное мнение; развивают речь, критическое мышление, кругозор

Тип урока
Метод творческого чтения. Тип урока - комбинированный

Задания
Групповая форма работы (флипчарты «Образ Маргариты»), учебный диалог, элементы дискуссии, создание проблемной ситуации, работа в парах (написание синквейна, составление кластера)

Необходимые материалы
Презентация учителя, компьютер, проектор, учебники, тетради, текст романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”, раздаточный материал, иллюстрации учеников, репродукции картин.

Ход урока:

Этапы урока
Действия учителя
 Действия ученика

Вводная часть
Вступительное слово учителя



На фоне песни В.Леонтьева «Маргарита»
Есть книги, к которым невольно возвращаешься И даже не важно, понравилось тебе произведение или нет, только что перевернул последнюю страницу или много лет назад. Главное, что в ней есть что-то особенное. Одна из таких книг - бессмертный роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».
Пожалуй, нет ни одного человека, который с 1966 года, когда это произведение впервые увидело свет спустя 26 лет после смерти своего создателя, не прочел бы это творение. Первому из читателей своего вечного романа, пришедшему на могилу автора, Булгаков завещал половину гонорара. И одному из московских журналистов вдова писателя, Елена Сергеевна, прямо на кладбище вручила пухлый конверт с деньгами








Презентация


Сегодня речь пойдет о любви, о Мастере и той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Ее имя Маргарита. Глава 19, названная ее именем, начинается словами: «За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Слайд 2 Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? Чтобы убедиться, что любовь Мастера и Маргариты – явление исключительное, перечислите любовные пары, известные по произведениям русской классики. Достаточно, сейчас мы прервем этот перечень и вернемся к данному разговору лишь в конце урока, чтобы сравнить перечисленных героев по силе чувств и выражению любви и сделать вывод, а пока вспомните, как Маргарита вошла в жизнь Мастера. Поможет нам в этом видеофрагмент. Задача: определить роль цветовой гаммы в данном эпизоде.
Просмотр видеофрагмента из к/ф «Мастер и Маргарита»
Какую цветовую гамму использовал автор? Кто из писателейбольшое внимание уделял цвету? Достоевский (желтый Петербург) Действительно, Булгаков использует традиции предшественников. Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком. - Что вносит в описание такая цветовая гамма?





- Кто же такая эта Маргарита?
Определяют ключевое слово в эпиграфе и называют тему урока.






Евгений Онегин и Татьяна; Ленский и Ольга; Болконский и Ростова; Безухов и Ростова; Раскольников и С. Мармеладова и т.д. Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”

Основная часть




Составление постера и защита. (10 мин., защита – не более 3 мин.) (Песня И.Николаева «Мастер и Маргарита», группы «Машина времени» «Он был старше ее»)Маргарита Николаевна красива, умна. Ей 30 лет. Замужем, но бездетна. Муж крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравится. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми. - Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!.. - восклицает автор. Слайд 4. Она испытывала потребность любить. Была одинока. Маргарита Николаевна не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу. Ребята, вспомните стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Путь». Перед вами распечатки со стихотворением. Прочитайте его.
Путь к любви.
Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, - даже презрение. Да, все чувства... исключая одного: благодарности.     Благодарность - долг; всякий честной человек платит свои долги... но любовь - не деньги. О чем это стихотворение? По-видимому, так же сложилась судьба Маргариты Николаевны. Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока. Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами в руках она вышла, чтоб он наконец ее нашел и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста”. Булгаков рассказывает о Маргарите так, словно знает о ней все и любит, как Пушкин свою Татьяну. Что значит для вас любовь? Составьте ассоциативный ряд (кластер) Любовь – это Переверните листочек, на другой страничке вы видите концепцию любви, которую составил сам Булгаков. Совпало ли ваше мнение с мнением Булгакова. Значит, чтобы так описать любовь, Булгакову суждено было все это пережить самому.
Как изменилась жизнь Маргариты, когда в нее вошел Мастер?
(Она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку (чего никогда не делала раньше) и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого романа). Одиночество кончилось. Она стала подругой Мастера. Итак, возлюбленная по Булгакову – это подруга. Но только ли подруга? Вспомните, на что идет Маргарита ради спасения Мастера?(Становится ведьмой, продав душу дьяволу) Значит, возлюбленная, по мнению Булгакова, это и ведьма. Какие детали указывают на это? (Маргарита слегка косит, что свойственно юным ведьмам)
А теперь посмотрим на Маргариту в роли ведьмы. Отрывок «Погром в квартире Латунского». Как ведет себя Маргарита в этом эпизоде? (В ней просыпается ярость, она мстит). Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером. И при этом, она становится милосердной при виде испуганного ребенка. Также по Булгакову возлюбленная – это королева, ибо каждая женщина – королева, когда ее любят. Королевой Маргарита была для Мастера, и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу.Посмотрим на Маргариту в роли королевы. Такой ее увидел режиссер В.В.Бортко. В этих эпизодах мы увидели Анну Ковальчук в роли Маргариты. Главная задача Маргариты всех одарить вниманием и любовью. «Если кто-нибудь не понравилсянужно полюбить его, полюбить, королева». Эти слова Коровьева перекликаются со словами Иешуа : «Все люди добры». Снова становится очевидной главная мысль романа о милосердии и всепрощении. Ведь гости Маргариты - великие грешники, и с каждой минутой самочувствие Маргариты ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно забывает о награде. «Только бы выбраться отсюда,- думает Маргарита, - а там дойду до реки и утоплюсь». Когда же наконец Воланд спрашивает ее, что хотела бы она сказать на прощание, она надменно отвечает: «Я очень повеселилась на балу, так что если бы он продолжался еще, я охотно бы подставила мое колено , чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц». И наконец, когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду. И это тоже по-королевски, сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо надежду. Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул. В сцене бала реализуется одна из главных мыслей романа: страдание очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаянье, заслуживает прощения. И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить ее сокровенное желание, она нем просит , а приказывает , как королева. «Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!» Так кто же сильнее в любви из двух возлюбленных? Итак, образ Маргариты складывается из трех составляющих. Это подруга, ведьма и королева одновременно. Такой ее видел Булгаков. А я предлагаю вам посмотреть на Маргариту в живописи. Показ иллюстраций Евгения Глотова, Анатолия Фоменко, Нади Рушевой. А вот как ребята нашего класса видят этот образ.


Составляют флипчарты.
Защита флипчартов.
Голосуют сигнальными карточками. Лидеры групп оценивают выступающих
Оценивают разноцветными треугольными карточками



Выразительное чтение стихотворения.






Работают в парах. Составляют кластер.







Художественный пересказ отрывка.
















Индивидуальное задание: Какой увидели Маргариту вы после прочтения романа. Ержан, Бекжан, Гаухар рассказывают о своих работах.
















Итог









Домашнее задание
Дискуссия « Возможна ли такая «настоящая», верная, вечная любовь в наше время?» Перед тем, как спорить, подумай, что именно ты должен сказать.  Обязательно выскажи и аргументируй свое мнение. Говори просто и ясно, логично и последовательно Говори только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждай того, в чем сам не уверен.  Спорь честно: не перекручивай мысли человека, с которым ты не согласен. Не повторяйся и не повторяй слов других.  Помни, что лучшие доказательства - точные факты. Уважай того, кто спорит с тобой; твое тактичное поведение доказывает, что ты не только сильный оппонент, но и воспитанный человек. Высказывания великих людей о любви. Верь в великую силу любви! С. Надсон. Любить – значить жить жизнью того, кого любишь. Л. Толстой. Любовь стоит ровно столько, сколько стоит человек, который ее испытывает. Р. Роллан. Радость и горе, волнение душ, Сладостной мукой встревоженный ум. Трепет восторга, грусть тяжкая вновь. Счастлив лишь тот, кем владеет любовь. Дж. Байрон. Любовь стара, как мирозданье, Но кто пришел и кто придет на свет –  Приходит обновить ее завет. Дж. Байрон. А я хочу продолжить слова Булгакова цитатой из повести Куприна «Поединок». « Такая любовь, для которой совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения вовсе не труд, а одна радость». Наш урок подошел к концу, желаю вам такой любви, которая бы приносила только радость! Как вы думаете, мы выполнили задачу, которую ставили в начале урока? Закончить свой урок я бы хотела стихотворением Софьи Новопавловской. Берегите любовь. Всей душой берегите. И не тратьте секунды на мелочь обид. Позвоните сейчас. Просто так позвоните, Чтоб сказать о своей бесконечной любви. Берегите детей. Всей душой берегите. Берегите отцов своих и матерей. Не заметите, как в угнетающем быте Мы взрослеем, потом начинаем стареть. Берегите друзей. Всей душой берегите. Нас однажды не станет на этой земле. Сгоряча уходить навсегда не спешите, Чтоб потом не пришлось навсегда пожалеть. Берегите себя. Всей душой берегите. Даже если вас топят в болоте молвы; Даже если весь мир холоднее гранита,  Есть душа, для которой весь мир - это ВЫ. Написать сочинение-рассуждение, ответить на вопрос « Возможна ли такая «настоящая», верная, вечная любовь в наше время?»
Ребята спорят, высказывают свое мнение по теме.










 














Средняя общеобразовательная школа № 1

Открытый урок в 11 «Б» классе





Учитель: Ахтанова З.Р.


с.Жанибек


Заголовок 215