Занятие по внеурочной деятельности по русскому языку Фразеологизмы (5 класс)


Технологическая карта занятия Тема: «Фразеологизмы»Учебный предмет: русский язык
Класс:5
Учитель: Вельк Ирина Александровна
Тип занятия: Занятие - путешествие
Цель: Узнать, что же такое фразеологизмы. Правильно их толковать и использовать в речи.
Научиться находить фразеологизмы в тексте.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- расширять представление о русском языке, его фразеологическом богатстве;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
- формировать умение извлекать информацию из разных источников (словаря, текста, иллюстрации);
- обобщать и классифицировать по признакам;
- перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, схемы, ключевые слова), владеть разными видами аудирования.
Регулятивные:
- формировать умение целеполагания;
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других, нести ответственность за принятые решения;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- стремиться к координации различных действий в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и аргументировать его;
- осуществлять взаимный контроль.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формировать умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов.
Планируемый результат: формирование умения опознавать фразеологические обороты, устанавливать их отличительные особенности, правильно и уместно употреблять в речи.
Основные понятия: фразеологизм, лексическое значение, устойчивые сочетания слов, свободные сочетания слов, употребление в речи.
Оборудование:
ПК учителя
аудиозапись
карточки с заданиями для определения фразеологизмов;
медальки из цветной бумаги «Знаток фразеологизмов».
Организация учебного пространства: работа с классом, в группах, индивидуальная, игровая деятельность.
№ Этап урока Форма/ приёмы Деятельность учителя Деятельность учащихся Ресурс
1. Мотивация учащихся Приветствие. Проверка готовности к занятию. 2. Постановка проблемного вопроса.
Выявление затруднений в деятельности каждого учащегося.
Прослушивание аудиозаписи. С содержание исторического возникновения фразеологизма
«Медвежья услуга»
О чём говорится в аудиозаписи? Ребята, вы поняли, что означает выражение «медвежья услуга»?
Как вы думаете, откуда оно берёт свои исторические корни? Какая наука занимается изучением таких выражений?
Прослушивают аудиозапись. Вступают в диалог с учителем, высказывают мнения.
Аудиозапись, включенная на компьютере учителя.
3. Изучение нового материала.
Соединение, заранее подготовленных изображений с фразеологизмами.
Индивидуальная работа. Разгадывание ребуса. Самопроверка. Но для того чтобы все это узнать нам нужно отправиться в волшебную страну, а отправимся мы туда на сказочном поезде. А чтобы отправиться в путешествие нам нужны билеты. Подойдите пожалуйста ко мне и выберите себе билет, но он не простой. Это билет-картинка. Вам нужно будет собрать его из 4 кусков, для того чтобы определить свое место и номер вагона.
А теперь нам надо определиться с направлением, куда же мы поедем.
Но название этой станы оказалось зашифровано, мне с трудом удалось раздобыть ключ к шифру. Но чтоб его расшифровать мне нужна ваша помощь. Поможете? У вас в вагончиках лежит шифр, а вот ключ к нему. (ключ на доске) Попробуйте расшифровать!
Молодцы — это страна ФРАЗЕОЛОГИЯ. Слышали про такую? А населена - это страна фразеологизмы, и именно с ними мы с вами сегодня познакомимся.
Давайте подумаем, как будет звучать тема нашего сегодняшнего занятия? (фразеологизмы)
А активные участники нашего путешествия будут получать смайлики, и в завершении нашего занятия мы с вами подведём итого и узнаем кто окажется знатоком фразеологизмов. Ребята собирают картинки, рассаживаются по своим местам, в подготовленные вагончики.
1.Учащиеся разгадывают название страны зашифрованной в виде ребуса с использованием ключа.
2.Самопроверка.
3.Формулируют тему и цели урока.
Картинки с изображением фразеологизмов.
Работают с подготовленным ребусом.
(Приложение 1)
4. Первичный
взаимоконтроль. Фронтальные опрос.
Индивидуальная деятельность
Информация заранее роздана ученикам.
Групповая деятельность.
Игровая деятельность. Станция «Рассуждай-ка».
Читаем фразеологизмы
1. «Кот наплакал» – это много или мало
2. «Бежать сломя голову» – бежать быстро или медленно?
3. «Кожа да кости» – это худой или толстый?
4.Работать «спустя рукава» - это прилежная или небрежная работа?
5. «Мартышкин труд» - это полезная или бесполезная работа?
6. «Знать назубок» – наизусть или частично?
7.Бежать «во весь дух» – очень медленно или очень быстро?
8. «С гулькин нос» – мало или много?
Молодцы, на этой станции мы с вами убедились, что каждый фразеологизм имеет своё лексическое значение.
Станция «Исследуй-ка»
На этой станции мы побываем в гостях у слов, немного окунёмся в историю и узнаем откуда же в нашей речи появились фразеологизмы и что они означают. Я знаю, что некоторые ребята заранее приготовили для нас интересные истории возникновения фразеологизмов. Давайте послушаем!
Станция «Соображай-ка»
Перед вами изображение некоторых фразеологизмов, ваша задача дать им толкование подобрав синоним к рисунку. Все помнят, что такое синонимы? (Синонимы – это слова одной части речи, которые различны по написанию и звучанию, но имеют одно значение, очень близкое друг к другу или одинаковое.) Проверка.
Станция «Изображай-ка»
Ваша задача изобразить, т.е. нарисовать или показать в виде пантомимы фразеологизм, который вы вытяните. А окружающие должны понять о чём идет речь.
Находят верное толкование фразеологизма.
Учащиеся по очереди рассказывают, заранее подготовленный материал.
Работают в группах с рисунками.
Соотносят рисунок и значение фразеологизма.
Зачитывают то, что получилось.
Каждая группа вытягивает себе задание. Несколько минут на размышление, а затем постановка.
Работа устно.
Словарь фразеологизмов.
(Приложение 2)
На столах карточки с рисунками.
(Приложение 3)
Подготовленные карточки
(Приложение 4)
5. Итоговый контроль. Индивидуальная деятельность Станция «Завершай-ка».
На этой станции я прочитаю вам небольшой текст, а ваша задача услышать и выписать из него как можно больше фразеологизмов.
Консультируем учащихся, затрудняющихся с выполнением задачи. Прослушивают текст и выписываю фразеологизмы. Работа в тетрадях.
(Приложение 5)
6. Подведение итогов. Индивидуальная деятельность Всем участникам рекомендуется подсчитать свои смайлики. И мы выявим знатока фразеологизмов.
Вручаем медаль знаток фразеологизмов. Ребята подсчитывают смайлики.
Подготовленная медаль.
ЗНАТОК ФРАЗЕОЛИГИЗМОВ.
7. Рефлексия. Индивидуальная деятельность И так мы прибыли к месту назначения, а теперь оцените сами свою работу используя фразеологизмы.
Сделал дело - гуляй смело!
Прикрепляют стикеты к заранее подготовленному стенду с фразеологизмами.
Запись на доске.
На занятии я работал в не покладая рук.
На занятии я считал ворон.
Приложение 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
е у к т р ф а о я м д л з г ы э б и
6, 5, 7, 13, 1, 8, 12, 8, 14, 18, 9
Приложение 2
1. Заруби(те) на носу. В старину носом называли дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, чтобы делать на ней различные заметки, зарубки. Зарубить на носу означало о том, что нужно помнить, не забыть.
2.Спустя рукава. В Древней Руси носили верхнюю одежду с очень длинными рукавами, которые перед работой засучивали (отсюда засучив рукава значит «усердно приниматься за дело»). Со спущенными длинными рукавами работать было трудно, так как они очень мешали. Так и возник фразеологизм спустя рукава (то есть спустив рукава).
3. Не лыком шит – Старая Русь не могла обойтись без лыка-липовой коры. Из неё делали обувь – лапти. Лапти считались признаком бедности. Поэтому «не лыком шит» раньше означало, что человек не из простых, не беден. А сегодня это выражение мы употребляем в том случае, когда хотим подчеркнуть, что человек не простак, его нелегко провести.
4. Бить баклуши – Баклуши – небольшие продолговатые бруски мягких пород дерева, откалываемые от полена. Зимой, когда основные сельхоз работы заканчивались, русские крестьяне долгими вечерами били баклуши, т.е. откалывали эти бруски, затем сушили их и использовали в качестве исходных заготовок для последующего вырезания ложек, мелкой кухонной утвари, игрушек и т.п. В сравнении с тяжёлым трудом на пашне или скотном дворе битьё баклуш считалось приятным времяпрепровождением, т.е. вполне приравнивалось к безделью.
5.Толочь воду в ступе – толочь воду в ступе заставляли в древних монастырях. Это было наказание за прегрешения. Работа совершенно бессмысленная, вырабатывала послушание, смирение. На самом же деле это бестолковое, ненужное занятие.
Приложение 3
Примерные ответы: обманывать, довериться, злиться, дремать, преувеличивать, умолкнуть, болтать, кокетничать, испытывать неловкость.
-2533418722
Приложение 4
работать в поте лица
держать язык за зубами
зарубить на носу
мотать на ус
чесать языки
водить за нос
Приложение 5
Попались на удочку. Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас. У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки, – успокоил нас дед, со мной пойдёте. И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.
Литература
Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов. Изд. 5-е.– Ростов на Д : Феникс, 2006.
Фразеологический словарь русского языка для школьников / Сост. Л.А.Субботина. – Екатеринбург : У – Фактория, 2005.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М., 1992 г.
https://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik/uroki/konspiektotkrytoghourokafrazieologhizmydlia5klassov