Дидактические игры по русскому языку на тему Фразеологизмы


Игры по теме «Фразеологизмы»
Аукцион
В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот, в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.
Покупать кота в мешке, волка ноги кормят, всяк кулик своё болото хвалит, куры не клюют, крокодиловы слёзы, комар носа не подточит, когда рак свистнет, мартышкин труд, подложить свинью, кот наплакал, первая ласточка, умирающий лебедь, брать быка за рога, блоху подковать, надуться как мышь на крупу, хорош гусь, упрямый осёл, носиться как курица с яйцом, мрут как мухи красный как рак, как собак нерезаных и т. п.
Замени фразеологизмом
Учитель называет слова. Нужно заменить их фразеологическими оборотами.
Метко — не в бровь, а в глаз; неожиданно — как снег на голову; тесно — яблоку негде упасть; темно — хоть глаз выколи; опытный — стреляный воробей; мокрый — ни одной сухой нитки; молчать — держать язык за зубами; хвалить — возносить до небес; обманывать — водить вокруг пальца; бить — намять бока; исчезать — рассеиваться как дым, мало – кот наплакал, много – куры не клюют, худой – кожа да кости, далеко – за тридевять земель и т. п.Подбери синонимы
К фразеологизмам, которые читает учитель, нужно подобрать синонимичные фразеологические обороты.
Кот наплакал — с гулькин нос, с мизинец, капля в море, не густо, всего ничего, по пальцам пересчитать можно, раз-два и обчёлся.
Во всю прыть — что есть духу, со всех ног, сломя голову, на всех парах, в два счёта, в мгновение ока, раз-два! и готово, не успеешь моргнуть.
В тот же миг — сию минуту, не долго думая, не мешкая, не тратя времени, с места в карьер, не отходя от кассы, по горячим следам, как по волшебству, по мановению волшебной палочки, по щучьему велению.
Видимо-невидимо — тьма тьмущая, с три короба, деть некуда, хоть отбавляй, пруд пруди, как собак нерезаных, конца-краю нет.
Географические названия
Учитель засекает время (2—3 мин.). Нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются топонимы.
Москва не сразу строилась; Москва слезам не верит; как швед под Полтавой; коломенская верста; в огороде бузина, а в Киеве дядька; конотопская ведьма; во всю Ивановскую; открывать Америку; галопом по Европам, китайская стена, язык до Киева доведёт...
Имена собственные
Учитель засекает время (2—3 мин.). За это время нужно подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются имена собственные.
Авгиевы конюшни; ахиллесова пята; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерёму; мели, Емеля,— твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как Сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; мамаево нашествие; иудин поцелуй; лавры Герострата...


Кто больше
В этой игре побеждает тот, кто назовёт как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются имена числительные.
Один на один, в один голос, от горшка два вершка, в двух словах, на все четыре стороны, ноль без палочки, знать как свои пять пальцев, семеро одного не ждут, лить слёзы в три ручья, как телеге пятое колесо, сидеть в четырёх стенах, меж двух огней, опять двадцать пять, один за всех и все за одного, один в поле не воин, давать сто очков вперёд, семь пятниц на неделе, согнуться в три погибели, ни два ни полтора, заблудиться в трёх соснах...
Закончи фразеологизм
Учитель начинает фразеологический оборот. Ученики должны его закончить.
Дрожит...(как осиновый лист), катается... (как сыр в масле), выводить... (на чистую воду), держать... (в ежовых рукавицах), поразить...(как гром среди ясного неба), вариться... (в собственном соку), сидеть... (сложа руки), знать... (как свои пять пальцев).
Угадай профессию
Учитель называет фразеологические обороты. Нужно определить, среди представителей каких профессий они появились.
Стричь под одну гребёнку, на живую нитку, сложить оружие, брать на прицел, закидывать удочку, ни сучка ни задоринки и т. д.