Доклад Адаптация пятиклассников к новым условия учебы


Тема моего доклада «Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы». Прежде чем начать свой доклад стоит отметить, что наши дети учатся в малокомплектной школе. Малокомплектная школа - это школа без параллельных классов, с небольшим количеством учеников. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» малокомплектной называется школа, насчитывающая менее 15 учеников. Школа с 10-15 учениками напоминает большую семью. Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее, чем в больших коллективах. Поэтому нет случаев серьезного хулиганства и других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают и любят, все друг другу доверяют и помогают. Что же такое адаптация? Адаптация— привыкание к новым условиям обучения. Переход учащихся из начальной школы в среднюю является одним из критических этапов в школьной жизни ребенка. Период адаптации иногда занимает от 3х недель до полугода. Задача взрослых - облегчить детям трудности этого периода, помочь им стать успешными в 5 классе. Это сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей.
Этот этап связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассника можно выделить следующие:
Дети переходят от одного основного учителя к системе "классный руководитель – учителя-предметники", поэтому ребенку необходимо приспособиться к индивидуальному стилю преподавания каждого педагога;
появляется кабинетная система, а, значит, необходимо уметь концентрироваться, воспитывать в себе собранность и внимательность;
возрастает разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность, и даже противоречивость требований разных педагогов),поэтому приходится справляться с возросшим объемом работ как на уроке, так и дома;
возрастает темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают выполнять работу, предложенную учителем;
Все это является серьезным испытанием для психики школьника. В 5 классе у нас всего одна ученица –Черняева Полина. Сразу скажу, что проблем с учениками старше неё у Полины, при переходе в среднее звено, не было. Я уже говорила, что мы учимся в малокомплектной школе, а там все друг друга знают, и все друг с другом дружат. Можно заметить, что на переменах все ученики нашей школы собираются вместе и дружески общаются. А Полина девочка общительная и всегда находится в центре внимания. С учителями- предметниками Полина тоже знакома. Учителя нашей школы, когда проводят мероприятия, стараются задействовать всех учеников школы, т.к. их мало. Мероприятие это одно, а отвечать на уроке с глазу на глаз, гораздо тяжелее. Трудности и страхи в отношениях с учителями на первых уроках все- таки у девочки были, чего не замечаю сейчас. И смена учителей всё-таки повлияла на успеваемость девочки в первой четверти. В начальной школе она училась в классе комплекте(1-4 классы). Она привыкла, что где-то её не спросят, где-то работала самостоятельно, поэтому сначала были проблемы с учебой. Иногда приходила с невыученными уроками, наверное, надеялась, что до неё очередь не дойдет. Но после нескольких бесед с ней, а также с её родителями эта проблема стала потихонечку налаживаться. Сейчас она понимает, что её обязательно спросят и проверят домашнее задание. Но это ,я думаю, тоже плохо для неё. Во- первых ей не на кого ровняться в учебе, во вторых к концу дня она просто напросто устает, изматывается. Это все повлияло на качество знаний девочки в первой четверти. В начальной школе у неё были две тройки, а сейчас закончила первую четверть практически с одними тройками. Но, я думаю, что во второй четверти она подтянется, т.к. себя она теперь чувствует увереннее и уже привыкла, что в классе она одна. С учителями отношения налаживаются. Как классный руководитель я заметила, что она    активный ребенок. У неё есть желание участвовать в делах класса и школы. Немалую роль также в учебном процессе девочки играют её родители. У неё многодетная, полная семья. В семье между ней и родителями отношения теплые, родители проявляют заинтересованность, беспокойство за учебу своего ребенка. Посещают мероприятия, родительские собрания, справляются об учебе и поведении девочки. Хочу сказать, что адаптация девочки к новым условиям учёбы идет полным ходом. А я со своей стороны буду стараться ей во всем помочь. Также мне необходимо научить её жить, добиваться успеха в беспокойном мире, объяснить, что трудности закономерны, и что, только преодолевая их, мы приобретаем нравственные ценности и жизненные ориентиры
ФИЛИАЛ МБОУ «БОЛДОВСКАЯ СОШ» РУЗАЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «ПАЛАЕВСКАЯ ООШ»
 
Доклад
на тему: «Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы».
Подготовила:
классный руководитель 5 класса
Лапштаева Н.А.
2015