Доклад Адаптация пятиклассников в условиях реализации ФГОС


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Нивнянская средняя общеобразовательная школа
ДОКЛАД
Адаптация пятиклассников
в условиях реализации ФГОС
Подготовил:
учитель русского языка
и литературы
Суровцева И.А.
Ноябрь, 2015
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Преемственность в системе народного образования – это установление взаимосвязи между смежными её звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания. Предлагаемые материалы раскрывают опыт работы администрации школы по созданию единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы.
Переход из начальной школы в среднюю - второй кризисный этап в школьной жизни. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в пятом классе происходит резкое изменение условий обучения. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику разными учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность и даже противоречивость требований педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания учителя - все это служит серьезным испытанием для психики школьника.
В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они часто становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит. Возможно снижение интереса к учению, падение успеваемости, появление нарушений во взаимоотношениях со сверстниками. Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные нарушения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 4-5 недель после начала учебы. Однако есть дети, у которых адаптация затягивается на 2-3 месяца и даже больше (именно эти школьники требуют повышенного внимания).
Основными задачами работы педагогов, и в первую очередь педагога- психолога, на этапе перехода обучающихся в среднее звено являются:
облегчить переход детей с одной ступени обучения на другую;
создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения и навыки, полученные в начальной школе;
облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям;
установить нормальные взаимоотношения, творческое сотрудничество учителей начальных классов и предметников.
адаптировать учебные программы, нагрузку, образовательные технологии к индивидуальным и возрастным особенностям пятиклассников.
Очевидно, что данные задачи могут быть выполнены лишь в совместной деятельности педагога-психолога, учителей, администрации школы и родителей, школьного психолога, еще одна задача которого - наладить такое сотрудничество.
Основными условиями преемственности в условиях реализации ФГОС должны стать:
ориентация педагогической оценки на достижения ребёнка с учётом его индивидуальности;
формирование ведущей деятельности как важнейших факторов развития (дошкольник-игра, младший школьник-учёба);
опора учителя на игру при формировании учебной деятельности;
сбалансированность репродуктивной, исследовательской и творческой деятельности;
использование при обучении совместных и самостоятельных видов деятельности;
использование в процессе обучения подвижных и статичных форм активности детей;
создание развивающей образовательной среды в начальной школе.
Успешность адаптации школьников к обучению в среднем звене зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно во время адаптации, необходимо учитывать психологические особенности обучающихся, вступающих в подростковый период развития, уровень их познавательной деятельности, анализировать причины неуспешности адаптации и возможности ее коррекции. Преемственность в обучении и воспитании обучающихся должна стать предметом педагогического осмысления и целенаправленной работы всего коллектива учителей в сотрудничестве с педагогом-психологом.
Для грамотного планирования профилактической работы необходимо опираться на сильные стороны ученика, его психологические особенности в данный возрастной период. В это время формируются: произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, их внутреннее опосредование; осознание собственных изменений, развитие рефлексии.
Важное место в самосознании ребенка занимает теперь так называемое чувство взрослости. Проявляется оно в следующем:
Новая личностная позиция в учебной деятельности. Предпосылкой успешной адаптации к обучению в средней школе является решение главной задачи учения школьника - стать субъектом собственной учебной деятельности: понять смысл учения для себя, научиться осуществлять волевые учебные усилия, регулировать учебные приоритеты, заниматься самообразованием и др. Ведущим учебным мотивом в этом случае станет для пятиклассника мотив собственно познавательный.
Новая личностная позиция по отношению к школе и педагогам, которая характеризуется прежде всего ответственностью и осознанностью ребенка, это позиция субъекта внутришкольных отношений, переход от чисто ролевых, конформных со стороны ребенка отношений с учителями к отношениям межличностным.
Новая личностная позиция по отношению к сверстникам. Внутригрупповая жизнь класса начинает формироваться и развиваться автономно от влияния взрослых. От ребенка требуется определенная социальная зрелость, конструктивность во взаимоотношениях, для того чтобы занять статусное положение, наладить устойчивые эмоциональные связи со сверстниками.
Формированию этих позиций у обучающихся способствует психологическая работа по развитию навыков общения, повышению уровня социальной зрелости на специально организованных коррекционно-развивающих занятиях, тренингах. В целом предпосылки готовности ребенка к переходу к обучению в средней школе можно представить в психолого-педагогическом статусе пятиклассника.
Следует также обратить внимание на следующие аспекты, влияющие на успешность быстрой адаптации:
преемственность форм и методов обучения: темпа, объёма и уровня изложения предметного материала, а также требований к качеству его оформления.
единство подхода к критериально - оценочной деятельности в начальных и средних классах. Многие «хорошисты» и «отличники» начальной школы при переходе в среднюю меняют свой «статус» на более низкий.
Положительным в этом году является более тесное взаимодействие программ обучения. Класс, обучавшийся в начальной школе по ФГОС, перейдя в среднюю школу, не возвращается к традиционной системе, как было прежде, а продолжает работать по новым государственным стандартам.
Что же необходимо сделать в первую очередь всему коллективу педагогов, работающему в 5-х класса в условиях реализации ФГОС, для более быстрой адаптации пятиклассников? Прежде всего, сделать нормой единые дисциплинарные требования:
1. Необходимо согласовывать требования всех учителей- предметников.
2. Уделять особое внимание организации учебного процесса :
- готовность к урокам ( наличие необходимых учебно-письменных принадлежностей, порядок на парте);
- правильность оформления тетради, различных видов работ;
3. Сделать нормой единые дисциплинарные требования:
- начинать урок со звонком
- готовиться к уроку на перемене
- прививать культуру диалога, не перебивать ни учителя, ни ученика;
- поднятая рука – это сигнал для ответа или вопроса;
- отвечаем, выйдя из-за парты, для развернутого ответа выходим к доске.
4. Урок заканчиваем со звонком, не задерживаем детей.
5. Домашнее задание не оставляем на самый конец урока – его надо прокомментировать, дать инструкцию по оформлению.
Помните правило: домашняя работа должна приносить чувство удовлетворения ученику, стимулировать успех. Не перегружайте детей заданиями, дифференцируйте их.
________________________________________
Использованные материалы:
Крылова Т.А. Психологическая поддержка обучающихся на этапе адаптации к обучению в средней школе.
Цукерман Г.А. Психолого-педагогический статус пятиклассника.
Чиненкова С.А. Адаптация пятиклассников в новых условиях обучения и воспитания по русскому языку и литературе.