Рабочая программа кружка Решение олимпиадных задач 3 класс


Пояснительная записка
«... Только то обучение является хорошим,
которое забегает вперед развития».
Л.С.Выгодский
 
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению в школе, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 
   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, русского языка на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление об этих предметах.
Решение олимпиадных задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Цель кружка – создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.
Основными задачами являются:
Повышение эрудиции и расширение кругозора
Развитие вариативного мышления, логики, фантазии, умения строить простейшие умозаключения.
Формирование умения владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
   Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
   Содержание занятий кружка представляет собой расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базовых предметов. Занятия  кружка должны содействовать развитию у детей математического и логического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению терминологии и т.д.
  Технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается на добровольных началах с учетом склонностей ребят, их возможностей и интересов.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
 
Принципы программы:
·         Актуальность
            Создание условий для повышения мотивации к обучению, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.
·         Научность
Решение олимпиадных задач развивает умение логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения, связно излагать свои мысли.
·         Системность
Курс строится от частных примеров к общим.
·         Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других играх и конкурсах.
           Предполагаемые результаты:
Занятия в  кружке должны помочь учащимся:
·         усвоить основные базовые знания по математике и русскому языку; их ключевые понятия;
·         помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
·         формировать творческое мышление;
·         способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
 
 Основные виды деятельности учащихся: 
·         решение занимательных задач;
·         знакомство с научно-популярной литературой;
·         самостоятельная работа;
·         работа в парах, в группах;
·         творческие работы
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня: совершенствование и повышение качества знаний, применение полученных знаний и умений в практической деятельности.
Результаты второго уровня: развитие интереса школьников к математике и русскому языку, потребности изучать углубленно эти предметы.
Программа кружка рассчитана на 1год. Занятия 1 раз в неделю.

Тематическое планирование
№ Блоки Тема занятия Дата
Вводное занятие «Что такое олимпиадные задачи» Математика Как люди научились считать Интересные приемы устного счёта Упражнения с многозначными числами Решение задач международной игры «Кенгуру» Решение задач международной игры «Кенгуру» Русский язык Фразеологические обороты Омонимы, синонимы и антонимы Однозначные и многозначные слова. Решение задний международного конкурса Русский медвежонок» Решение задний международного конкурса Русский медвежонок» Общеинтеллектуальные задания Учимся отгадывать ребусы Дерево выбора Задачи со спичками Решение заданий интеллектуального марафона «Твои возможности» Решение заданий интеллектуального марафона «Твои возможности» Математика Задача о волке, козе и капусте Взвешивания Задачи с многовариантными решениями Арифметические фокусы Решение олимпиадных задач. Решение олимпиадных задач. Русский язык В мире словарей. В мире словарей. Транскрипция Олимпиадные задания по русскому языку Олимпиадные задания по русскому языку Общеинтеллектуальные задания Загадки- смекалки Знакомьтесь: Пифагор! Решение ребусов и логических задач Решение заданий интеллектуального марафона «Твои возможности» Решение заданий интеллектуального марафона «Твои возможности» Что такое коэффициент IQ Круглый стол «Подведем итоги»