Кабинет химии Паспорт кабинета химии


МКОУ Новомеловатская СОШ
Калачеевского района
Воронежской области
Паспорт
учебного кабинета химии
Ответственный за кабинет:
учитель химии Дьяченко Л.В.
Содержание
Требования к кабинету химии как базы для успешного выполнения образовательной программы
План кабинета химии
Правила пользования учебным кабинетом
Цель, задачи и направления работы кабинета
Нормативные документы, регламентирующие образовательную деятельность
Опись имущества кабинета химии
Инвентарная ведомость на технические средства обучения учебного кабинета химии
Занятость кабинета на учебный год
Урочные часы работы кабинета
Внеурочные часы работы кабинета
План работы кабинета на учебный год
Перспективный план развития кабинета
Учебно-методическая и справочная литература
Наглядные пособия и оборудование кабинета
Техника безопасности и охрана труда в кабинете
13.1Требования к естественному и искусственному освещению
13.2. Требования к воздушно-тепловому режиму
13.3Инструкция по охране труда при использовании технических
средств.
13.4 План эвакуации из кабинета химии
13.5 План пожаротушения в кабинете(лаборатории)химии
13.6. Инструкция о мерах первой медицинской помощи
13.7.Аптечка первой медицинской помощи.
13.8.Виды инструктажа по технике безопасности.
13.9.Памятка по заполнению журнала инструктажа по технике
безопасности.
13.10-13-18- Инструкции по технике безопасности при работе в
кабинете химии.
14.Хозяйственный инвентарь кабинета
1.Фамилия, имя, отчество заведующей кабинетом:
Дьяченко Людмила Васильевна
2.Классы, для которых оборудован кабинет: 8-11
3.Число посадочных мест: 20
4.Расположение (этаж) - 1
- Площадь помещения36 кв.м.
- Высота помещения
- Отделка помещения (стены)
окрашены светлой краской, верхняя часть побелка
- Потолок побелка
- Пол бетонный
5.Ориентация окон на запад
- Искусственное освещение (общее, местное, комбинированное) общее
- Тип светильников
- Размещение светильников по потолку рядами
- Мощность 36 Вт
- Уровень искусственной освещенности на рабочем месте до 300 Лк
6.Оборудование рабочих мест:
- Расстановка парт - по центру в 3 ряда
- Мебель специальная, школьная , 2- местная,
- Проведение влажной уборки ежедневно
- Наличие аптечки первой помощи
7.Система техники безопасности и защиты учащихся:
- Огнетушитель типа ОП
Требования к кабинету химии как базы для успешного выполнения образовательной программы
1. Общие требования
1.1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:
Приказ о назначении ответственного за кабинет, его функциональных обязанностях (по профилю кабинета; хранится в папке «Нормативно-правовая документация).
Паспорт кабинета, оформленный с указанием функционального назначения имеющегося в кабинете оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.
Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование (хранится в папке «Паспорт кабинета»).
Правила техники безопасности работы в кабинете (вывешиваются в кабинете для ознакомления).
Правила пользования кабинета учащимися (вывешиваются в кабинете для ознакомления).
Акт приемки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию (хранится в папке «Паспорт кабинета»).
План работы кабинета на учебный год и перспективу (хранится в папке «Паспорт кабинета»).
1.2. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
1.3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета.
Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.
1.4. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплексом средств обучения необходимым для выполнения образовательной программы школы.
1.5. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения (по профилю кабинета) требованиям стандарта и образовательной программы.
1.6. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).
Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета
1.7. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.
1.8. Открытое и наглядное предъявление учащимися стандарта образования.
1.9. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и др. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.
1.10. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с учащимися различных категорий, консультаций и др.
2. Требования к планированию и организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы, переводу ее в режим работы школы как развивающей, так и развивающейся
Безусловное выполнение учителями и учащимися требований образовательного стандарта.
Разработка и внедрение образовательной программы школы (по профилю учебного кабинета).
Развитие программы школы по выбору.
Дифференциация обучения.
Гуманизация обучения.
Личностно-ориентированное обучение.
3. Оценка деятельности кабинета за учебный год
Оценка методического объединения, методического совета.
Выводы по дальнейшей работе кабинета.
4. Требования к кабинету химии
Кабинет химии должен удовлетворять следующим требованиям:
4.1. Кабинет химии должен быть оснащен мебелью, приспособлениями для работы, рабочим и демонстрационным столом.
4.2. Кабинет должен быть оснащен специальными средствами обучения:
Картинами
Таблицами
4.3. В кабинете химии должны быть экспозиционные материалы:
Отражающие события внутренней и внешней жизни, организующие учащихся на овладение приемами учебной работы.
Уголок по изучению техники безопасности.
4.4. В кабинете должна иметься литература:
Справочная.
Научно-популярная.
Учебники.
Научно-методические пособия.
Образцы практических и самостоятельных работ учащихся.
Подборки олимпиадных заданий и т.д.
4.5. В кабинете химии средства обучения должны быть систематизированы:
По видам (карты, схемы, таблицы и т.п.)
По классам (8-11)
4.6. В кабинете должны находиться раздаточные материалы:
Для организации индивидуальной, групповой, фронтальной самостоятельной учебной работы.
Для проверки знаний, умений (карточки-задания).
Для подготовки опережающих заданий.
4.7. Кабинет химии должен отвечать санитарно-гигиеническим условиям, эстетическим и техническим требованиям.
3. Правила пользования учебным кабинетом химии
1.Учебный кабинет должен быть открыт за 15минут до начала занятий.
2.Первыми заходят и принимают кабинет дежурные класса.
3.Дежурные класса сдают кабинет дежурным следующего класса.
4.Кабинет должен проветриваться каждую перемену.
5. Дежурные класса готовят доску к уроку, поддерживают порядок в кабинете.
6.Учащиеся находятся в кабинете только в присутствии учителя.
7.По окончании занятий в кабинете должна проводиться ежедневно влажная уборка.
8.Класс после последнего урока поднимает стулья для влажной уборки
4.Цель работы кабинета химии:
создание оптимальных условий для организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по химии.
Задачи:
- организация работы по оснащению кабинета в соответствии с требованиями Минобрнауки России (оформление заявки на приобретение средств материально-технического обеспечения для кабинета химии);
- совершенствование научно-методической, дидактической базы кабинета путем самостоятельного создания педагогом раздаточного и стендового демонстрационного материала для учащихся в соответствии с Программами по химии;
- систематизация материала для организации внеурочной деятельности по направлениям: подготовка к олимпиадам и молодежным чемпионатам, проектная и исследовательская деятельность школьников, работа с классным коллективом.
Основные направления работы кабинета:
Кабинет как средство выполнения государственного стандарта: проведение учебных занятий в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по химии, примерными и авторскими программами курсов по данным предметам, учебным планом образовательной программы школы; обновление раздаточного дидактического материала с учетом принципов системно-деятельностного подхода.
Кабинет как средство развития ученика: разработка и реализация программ факультативных и элективных курсов; пополнение банка заданий для подготовки к школьному, муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников; обновление памяток по выполнению различных видов заданий по данным предметам; составление рекомендаций для учащихся по выполнению проектных и исследовательских работ с учетом специфики предметов.
Здоровьесберегающая деятельность:обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований, требований пожарной безопасности и правил поведения для учащихся.
Обеспечение сохранности имущества кабинета: организация работы актива кабинета; оформление своевременных заявок заведующему хозяйством школы.
5.Нормативные документы, регламентирующие
образовательную деятельность
1.Программа основного общего и среднего (полного) общего образования курса химии для общеобразовательной школы.
2.Конституция Российской Федерации.
3.Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, утвержден 29.12.2012 г.
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015;
5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
6. Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30 августа 2013г. №840 «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. №760»
7. Основной образовательной программой МКОУ Новомеловатская СОШ 8.Учебный план МКОУ Новомеловатская СОШ Калачеевского района Воронежской области.
6Опись имущества кабинета химии
Наименование Количество
1. Доска учебная 1
2. Стол учительский 1
3. Стол демонстрационный 1
4. Столы ученические 10
5. Стулья ученические 20
6. Стул учительский 1
7. Шкаф вытяжной 1
8. Занавески 1
9. Плафоны осветительные 11
10. Доска магнитная 1
11. Сейф для хранения реактивов 1
12. Шкафы для оборудования и
реактивов
6
13. Огнетушитель 1
14. Ящик для песка 1
15. Аптечка 1
16. Стенды 13
17. Раковина с тумбой 1
7. Инвентарная ведомость на технические средства обучения учебного кабинета химии
№ Наименование ТСО Марка Год приобретения Инвентарный № по школе
1. Мультимедийный проектор 2008 2. Компьютер 2008 3 Системный блок 2008 4 Монитор 2008 8. Занятость кабинета на 2016-2017 учебный год
8.1. Урочные часы работы кабинета
Ф.И.О. учителей, работающих в кабинете: Дьяченко Л.В.
№ ур. Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница
1 2 3 4 5 6 8.2 Внеурочные часы работы кабинета
Название Кол-во часов Класс Дни недели
Понед. Втор. Среда Четв. Пятн. Суб.
Заседания кружка 2 8-10 + Работа с отстающими детьми 1 + Работа с мотивированными детьми
1 + Школьная научно-исследова- тельская деятельность 1 + 9.План работы кабинета на 2016 – 2017 учебный год

п/п Мероприятие Планируемый срок выполнения Ответственные
1. Оформление учебного наглядного материала: 1.1 Создание учебных электронных презентаций для уроков и внеклассной работы В течение года Зав. кабинетом
1.2 Стенд «Готовимся к ГИА и ЕГЭ» Сентябрь-ноябрь Зав. кабинетом
1.3 Стенд «Решение расчетных задач» В течение года Зав. кабинетом
2. Мероприятия по охране труда 2.1 Проведение вводного, первичного, повторного и целевых инструктажей В течение учебного года Зав. кабинетом
2.2 Ежедневный осмотр оборудования кабинета, регистрация ремонта В течение учебного года Зав. кабинетом
2.3 Осмотр средств пожаротушения, контроль сроков действия огнетушителя Ежемесячно Зав. кабинетом, лаборант
2.4 Своевременное обновление инструкций с истекшим сроком действия 1 раз в полугодие Зав. кабинетом
2.5 Контроль за соблюдением правил Т.Б. при выполнении эксперимента На практических работах Зав. кабинетом
2.6 Соблюдение режима проветривания кабинета, санитарного режима. Ежедневно Зав. кабинетом
2.7 Инвентаризация химических реактивов, утилизация непригодных для работы 1 раз в год
(июнь) Зав. кабинетом, лаборант
3. Совершенствование научно-методической, дидактической базы кабинета: 3.1 Использование ИКТ на уроках и внеурочной деятельности В течение учебного года Зав. кабинетом
3.2 Создание учебных электронных презентаций для уроков и внеклассной работы В течение учебного года Зав. кабинетом
3.3 Приобретение демонстрационных версий экзаменационных работ в форме ЕГЭ В течение учебного года Зав. кабинетом
3.4 Оформление информационно-справочного стенда для учащихся В течение учебного года Зав. кабинетом
3.5 Ремонт печатных таблиц В течение учебного года Зав. кабинетом
3.6 Приобретение книгопечатной продукции по методике преподавания химии В течение учебного года Зав. кабинетом
3.7 Приобретение учебных видеофильмов для курса химии В течение учебного года Зав. кабинетом
4. Совершенствование материальной базы кабинета: 4.1 Оформление заявки на лабораторное оборудование и реактивы декабрь-январь Зав. кабинетом
5. Обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических требований, требований пожарной безопасности и правил поведения для учащихся: 5.1 Проветривание Ежедневно Учитель химии
5.2 Организация проведения генеральной уборки в кабинете
1 раз в месяц Зав. кабинетом
5.3 Озеленение кабинета Сентябрь, март Зав. кабинетом,
5.4 Обновление инструкций по технике безопасности для «Уголка безопасности» Сентябрь Зав. кабинетом
6. Обеспечение сохранности имущества кабинета: 6.1 Рейды по сохранности школьной мебели В течение года Зав. кабинетом,
6.2 Профилактический ремонт мебели В течение года Зав. кабинетом
6.3 Инвентаризация кабинета В течение года Зав. кабинетом, зав. хозяйством школы
6.4 Ремонт кабинета Июль Зав. кабинетом,
7. Внеклассная работа по предмету 7.1 Подготовка и проведение школьной олимпиады по химии сентябрь учитель
7.2 Подготовка и проведение мероприятий на Неделе естественных наук Январь, апрель 7.3 Подготовка с учащимися проектов к научно-исследовательской конференции Сентябрь-март 10. Перспективный план развития кабинета
№ Что планируется
Сроки Ответственный
1. косметический ремонт кабинета каждый год учитель
2. обновление мебели по мере возможности 4. приобретение видео материалов по мере возможности План развития кабинета
Обновление: 1.   методическая и учебная литература в течение 3 лет Приобрести: 2 обновленный раздаточный материал 2018г 3 видео плакаты 2018г 4 тематические компьютерные обучающие программы, игры По мере возможности учитель
Систематизировать: 1 раздаточный и наглядный материал в течение года 2 Оформить стенды «Готовимся к ГИА и ЕГЭ»; «Уголок по технике безопасности» 2016 Измерители обученности обучающихся.
1.Контрольные работы.
Класс Тема Кол-во
8-11 Проверочные работы по химии за 1 полугодие 15
8-11 Проверочные работы по химии за 2 полугодие 15
8-11 Тематические контрольные работы по химии 15
8-11 Контрольные работы по химии 15
2. Тесты.
Класс Тема Кол-во
8-11 Тематические тесты по химии 15
8-11 Тесты по разделам рабочей программы 15
8-11 Итоговые тесты по химии 15
8,10 Тесты по химии к промежуточной аттестации 15

11.Учебно-методическая и справочная литература
Предмет
Класс Методические и оценочные материалы
Химия 8класс 1.Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. — М.: Дрофа, 2006.
2.Химия. 8 кл.: Контрольные и проверочные работы к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8»/ О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. — М.: Дрофа, 2012.
3. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. — М.: Блик плюс, 2004.
4. Габриелян О. С., Яшунова А. В. Рабочая тетрадь. 8 кл. К учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8». — М.: Дрофа, 2014.
5. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. изучаем химию. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8— 9 кл. — М.: Дрофа, 2005.
6.Ким Е.М.8класс Ч.1и Ч.2 Проверочные работы.-Саратов: Лицей, 2014.-80с.
7.Ким Е.П.Химия.8класс.Тесты:в2ч.-Саратов: Лицей,2011.-128с
8.ХомченкоИ.Г.Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.-2-е изд.,испр. И доп.-М.:РИА «Новаяволна»:издательУмеренков,2013.-214с.
9.Каверина А.А. Химия:8-9 классы:тематические и итоговые контрольные работы: дидактические материалы.-М.:Вента-Граф,2009.-224с.-(Аттестация: школа,учитель,ученик)
10.Учебник О.С.Габриелян «Химия, 8 класс»,М.,2014г
Химия
9класс 1. Габриелян, О. С. Настольная книга учителя. Химия. 9 класс: методическое пособие [Текст] / О. С. Габриелян. − М.: Дрофа, 2002.
2. Габриелян, О. С. Химия. 9 класс: контрольные и проверочные работы [Текст] / О. С. Габриелян и др. − М.: Дрофа, 2008.
3. Габриелян, О. С. Химия. 9 класс: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна [Текст] / О. С. Габриелян, А. В. Яшукова. − М.: Дрофа, 2008, 2009.
4. Некрасова, Л. И. Химия. 9 класс: карточки заданий к учебнику О. С. Габриеляна [Текст] / Л. И. Некрасова. – Саратов: Лицей, 2004.
5. Рябов, М. А. Тесты по химии к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 9 класс» [Текст] / М. А. Рябов, Е. Ю. Невская. – М.: Экзамен, 2009.
6.Ким Е.М.9 класс Ч.1и Ч.2 Проверочные работы.-Саратов: Лицей, 2014.-80с.
7.Ким Е.П.Химия.9класс.Тесты:в2ч.-Саратов: Лицей,2011.-128с
8.ХомченкоИ.Г.Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.-2-е изд.,испр. И доп.-М.:РИА «Новаяволна»:издательУмеренков,2013.-214с.
9.Каверина А.А. Химия:8-9 классы:тематические и итоговые контрольные работы: дидактические материалы.-М.:Вента-Граф,2009.-224с.-(Аттестация: школа,учитель,ученик)
10.Габриелян, О. С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / О. С. Габриелян. − М.: Дрофа, 2008, 2009.
Химия 10класс 1. Габриелян, О. С. Лысова Г.Г.Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 10 класс: методическое пособие [Текст] / О. С. Габриелян. − М.: Дрофа, 2003.
2.Габриелян, О. С. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы [Текст] / О. С. Габриелян и др. − М.: Дрофа, 2008.
3.Габриелян, О. С. Химия. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна [Текст] / О. С. Габриелян, А. В. Яшукова. − М.: Дрофа, 2008, 2009.
4.КимЕ.М.10класс Проверочные работы.-Саратов: Лицей, 2014.-80с.
5.ХомченкоИ.Г.Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.-2-еизд.,испр.Идоп.-М.:РИА «Новаяволна»:издательУмеренков,2013.-214с.
6.Лидин Р.А.,Маргулис В.Б. Химия.10-11 кл:Учебное пособие.-М.:Дрофа,2002.-288с.-(Дидактические материалы)
7.Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О.С.Габриеляна и др..10(11)класс.М.: «ВАКО»,2005-320с.
8.Габриелян О.С., Остроумов И.Г.Химия10 класс: Метод.пособие.-М.:Дрофа,2001.-160с.
9.Рыбников А.В. Дидактический материал по химии.10 класс.-М.:АРКТИ,2000.-24с.
10.Учебник: Габриелян, О. С. Лысова Г.Г. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / О. С. Габриелян. − М.: Дрофа, 2011.
Химия
11класс 1. Габриелян, О. С. Лысова Г.Г.Введенская А.Г. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс: методическое пособие [Текст] / О. С. Габриелян. − М.: Дрофа, 2003.
2. Габриелян, О. С. Химия. 11 класс: контрольные и проверочные работы [Текст] / О. С. Габриелян и др. − М.: Дрофа, 2008.
3. Габриелян, О. С. Химия. 11 класс: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна [Текст] / О. С. Габриелян, А. В. Яшукова. − М.: Дрофа, 2008, 2009.
4.Радецкий А.М. Проверочные работы по химии в 11 классе. М.: Просвещение, 2003.
5.КимЕ.М.11класс Проверочные работы.-Саратов: Лицей, 2014.-80с.
6.ХомченкоИ.Г.Сборник задач и упражнений по химии для средней школы.-2-е изд.,испр. И доп.-М.:РИА «Новаяволна»:издательУмеренков,2013.-214с.
7.Лидин Р.А.,Маргулис В.Б. Химия.10-11 кл:Учебное пособие.-М.:Дрофа,2002.-288с.-(Дидактические материалы)
8.Химия. 11 класс: Поурочные планы по учебникуО.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой/Авт.-сост.В.Г.Денисова.-Волгоград: Учитель,2005.-208с.
9.Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии к учебным комплектам О.С.Габриеляна и др..10(11)класс.М.: «ВАКО»,2005-320с.
10.Учебник: Габриелян, О. С. Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразовательных учреждений [Текст] / О. С. Габриелян. − М.: Дрофа, 2011.
Учебно-познавательная литература
Л.Ю.Аликберова, Н.С.Рукк "Полезная химия: задачи и истории"
А.И.Артеменко "Удивительный мир органической химии"
О.С.Габриелян, А.Н.Прошлецов "Региональные олимпиады"
О.С.Габриелян и др. "Химия. Готовимся к единому государственному экзамену"
Д.Д.Дзудцова, Л.Б.Бестаева "Окислительно-восстановительные реакции
А.Е.Савельев "Основные понятия и законы химии.
Б.Д.Степин, Л.Ю.Аликберова "Занимательные задания и эффектные опыты по химии"
Г.И.Штремплер "Школьный словарь химических понятий и терминов"Л.Л.Андреева "Химия. Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы"
12.Наглядные пособия и оборудование кабинета
Коллекции
1. Топливо 2 экз.
2. Каменный уголь 1 экз.
3. Металлы 1 экз.
4. Металлы и сплавы 3 экз.
5. Пластмассы 2 экз.
6. Стекло и изделия из стекла 2 экз.
7. Минералы и горные породы 16 экз.
8. Полезные ископаемые 3 экз.
9. Шерсть 1 экз.
10. Шелк искусственный 1 экз.
11 Шкала твердости 2 экз.
12 Чугун и сталь 2 экз.
13 Основные виды промышленного сырья 4 экз.
14 Удобрения 2 экз.
15 Волокна 3 экз.
16 Нефть и продукты ее переработки 1 экз.
17 Алюминий 2 экз.
Модели
1. Кристаллическая решетка алмаза 1 экз.
2. Кристаллическая решетка графита 1 экз.
3. Кристаллическая решетка железа 1 экз.
4.Кристаллическая решетка йода 1 экз.
5.Кристаллическая решетка льда1 экз.
6.Кристаллическая решетка магния1 экз.
7 Кристаллическая решетка меди 1 экз.
8 Кристаллическая решетка соли 1 экз.
9 Кристаллическая решетка углекислого газа 1 экз.
10 Модели атомов для составления молекул 1 экз.
Таблицы
1. Инструктивные таблицы 20 экз.
2. Основы химических знаний 6 экз.
3. Химическое производство. металлургия 17 экз.
4. Химия 8-9 классы 20 экз.
5. Растворы. Электролитическая диссоциация 12 экз.
6. Неметаллы 16 экз.
7. Химия 10-11 классы 20 экз.
Лабораторное оборудование
№ Название Кол-во
1 Набор деталей к установке для перегонки веществ 1
2 Прибор для получения и собирания газов 1
3 Прибор для получения газов 12
4 Штатив для пробирок 13
5 Спиртовка 13
6 Зажим пробирочный 13
7 Нагреватель для пробирок 1
8 Мерный цилиндр 50 мл 10
9 Мерный цилиндр 100 мл 4
10 Мерный цилиндр с носиком 100 мл 1
11 Мерный цилиндр с носиком 250 мл 1
12 Мерный цилиндр с носиком 250 мл 1
13 Мерный цилиндр с носиком 500 мл 1
14 Весы электронные 12
15 Штатив лабораторный 1
16 Пробирки 50
17 Кружка фарфоровая с носиком №2 13
19 Ложка фарфоровая №2 13
20 Ложка фарфоровая №3 13
21 Пест фарфоровый №3 13
22 Ступка фарфоровая №4 13
23 Тигли высокие №4 13
24 Треугольник 70 мм 13
25 Чашка выпарительная №3 фарфор 13
26 Чашка выпарительная №5 фарфор 13
27 Шпатель №2 фарфор 26
28 Колба плоскодонная П-2-250-34 ТС 1
29 Колба плоскодонная 500 мл 2
30 Колба мерная 250 мл 2
31 Колба мерная 500мл 1
32 Колба мерная 1000мл 2
34 Колба коническая 100мл 2
35 Колба коническая 250мл 2
36 Колба коническая 500мл 2
37 Колба плоскодонная 100мл 1
38 Колба круглодонная 100мл 1
39 Стакан высокий 250мл 2
40 Стакан высокий 400мл 2
Наборы веществ
1 Набор 2М кислоты 1
2 Набор 3 ВС Щелочи 1
3 Набор 5С Органические вещества 1
4 Набор 11С Соли для демонстрационных опытов 1
5 Набор 12 ВС Неорганические вещества 1
6 Набор 14 ВС Сульфаты, сульфиты, сульфиды 1
7 Набор 21 ВС Неорганические вещества 1
8 Индикаторы 2
9 Набор 7С Минеральные удобрения 1
10 Набор 13 ВС Галогениды 1
11 Набор 16 ВС Металлы, оксиды 1
12 Набор 17С Нитраты 1
Химические реактивы
№ п/п Наименование Химическая
формула Группа
хранения Место
хранения
Простые вещества
1 Алюминий гранулированный Аl VIII шкаф
2 Железо восстановленное Fe VIII шкаф
3 Йод кристаллический I2 VII сейф
4 Цинк гранулированный Zn VIII шкаф
5 Сера молотая S V сейф
6 Магний порошок Mg VIII шкаф
7 Олово гранулированное Sn VIII шкаф
8 Медь (проволока) Cu VIII шкаф
9 Набор «Щелочные и щелочноземельные металлы» Na, Ca, K, Li II сейф
10 Свинец гранулированный Рb VIII шкаф
Оксиды
11 Оксид алюминия Al2O3 VIII шкаф
12 Оксид железа (III) Fe2O3 VIII шкаф
13 Оксид меди (II) CuOVIII шкаф
14 Оксид марганца MnO2 VI шкаф
15 Оксид цинка ZnOVIII шкаф
16 Оксид магния MgOVIII шкаф
17 Оксид кальция СаОVII сейф
18 Оксид ванадия V2O5 VIII шкаф
Основания
19 Гидроксид калия КОН VII сейф
20 Гидроксид алюминия Al(OH)3 VIII шкаф
21 Гидроксид кальция Са(ОН)2 VII сейф
22 Гидроксид бария Ba(OH)2 VIII сейф
23 Гидроксид натрия NаOH VII сейф
Кислоты
24 Азотная кислота HNO3 VII сейф
25 Серная кислота H2SO4 VII вытяжной шкаф
26 Соляная кислота HClVII сейф
27 Фосфорная кислота H3PO4 VIII вытяжной шкаф
28 Борная кислота H3BO3 VIII шкаф
Cоли29 Алюминия хлорид AlCl3 VIII шкаф
30 Алюминия сульфат Al2(SO4)3 VIII шкаф
31 Алюмокалиевые квасцы K2SO4.Al2(SO4)3 VIII шкаф
32 Аммония нитрат NH4NO3 VI шкаф
33 Аммония сульфат (NH4)2SO4 VIII шкаф
34 Аммоний углекислый (NH4)2СO3 VIII шкаф
35 Аммония хлорид NH4Cl VIII шкаф
36 Аммония роданид NH4CNS VIII шкаф
37 Аммония дихромат (NH4)2Cr2O7 VII сейф
38 Бария нитрат Ba(NO3)2 VII сейф
39 Бария хлорид BaCl2 VII сейф
40 Железный купорос FeSO4.7H2O VIII шкаф
41 Калия бромид KBrVIII шкаф
42 Калия сульфат K2SO4 VIII шкаф
43 Калия роданид KCNS VII сейф
44 Калия хлорид KClVIII шкаф
45 Калия перманганат KMnO4 VI сейф
46 Калия иодид KI VIII шкаф
47 Калия карбонат K2CO3 VIII шкаф
48 Калия гидроортофосфатK2HPO4 VIII шкаф
49 Красная кровяная соль K3Fe(CN)6 VII cейф50 Желтая кровяная соль K4Fe(CN)6 VII cейф51 Калия дихромат K2Cr2O7 VII cейф52 Калия нитрат КNО3 VI шкаф
53 Кальция хлорид CaCl2.2H2O VIII шкаф
54 Кальция дигидрофосфатCa(H2PO4)2 VIII шкаф
55 Кобальта сульфат CoSO4.2H2O VII шкаф
56 Магния сульфат MgSO4 VIII шкаф
57 Магния хлорид MgCl2 VIII шкаф
58 Марганца хлорид MnCl2 VIII шкаф
59 Марганца сульфат MnSO4 VIII шкаф
60 Меди гидроксокарбонат (малахит) Cu(OH)2CO3 VIII шкаф
61 Меди сульфат б/в CuSO4 VIII шкаф
62 Медный купорос CuSO4.5H2O VIII шкаф
63 Меди хлорид CuCl2 VIII шкаф
64 Меди нитрат Сu(NО3)2 VIII шкаф
65 Натрия бромид NaBrVIII шкаф
66 Натрия гидрокарбонат NaHCO3 VIII шкаф
67 Натрия карбонат Na2CO3 VIII шкаф
68 Натрия сульфат б/в Na2SO4 VIII шкаф
69 Натрия нитрат NaNO3 VIII шкаф
70 Натрия дигидрофосфатNaH2PO4 VIII шкаф
71 Натрия сульфит Na2SO3 VIII шкаф
72 Натрия тиосульфат Na2S2O3 VIII шкаф
73 Натрия фторид NaFVII cейф74 Натрия хлорид NaClVIII шкаф
75 Никеля сульфат NiSO4 VIII шкаф
76 Свинца ацетат Pb(CH3COO)2 VII сейф
77 Серебра нитрат AgNO3 VII сейф
78 Хрома (III) хлорид CrCl3 VII сейф
79 Цинка сульфат ZnSO4 VIII шкаф
80 Цинка хлорид ZnCl2 VII сейф
81 Железоаммонийные квасцы VIII шкаф
Органические вещества
82 Анилин VII сейф
83 Анилин солянокислый гидрохлорид VII сейф
84 Анилин солянокислый сульфат VII сейф
85 Бензол VII сейф
86 Глицерин VIII шкаф
87 Аминоуксусная кислота IV сейф
88 Набор «Аминокислоты» VIII шкаф
89 Нефть сырая IV сейф
90 Формалин IV сейф
91 Спирт изоамиловый IV сейф
92 Спирт бутиловый IV сейф
93 Спирт изобутиловый IV сейф
94 Ксилол IV сейф
95 Углерод четыреххлористый VII сейф
96 Стеариновая кислота V сейф
97 Олеиновая кислота V сейф
98 Крахмал VIII шкаф
99 Фенолфталеин VIII шкаф
100 Метилоранж VIII шкаф
101 Бумага индикаторная конгоVIII шкаф
102 Бумага лакмусовая (нейтральная) VIII шкаф
103 Сахароза VIII шкаф
104 Лимонная кислота VIII шкаф
105 Глюкоза VIII шкаф
106 Уксусная кислота VIII шкаф
107 Этиленгликоль IV сейф
13.Техника безопасности и охрана труда в кабинете
13.1Требования к естественному и искусственному освещению
Естественное освещение.
. Все учебные помещения должны иметь естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.
. В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО на рабочей поверхности парт в наиболее удаленной от окон точке помещения должен быть не менее 1,5%. При двустороннем боковом естественном освещении показатель КЕО вычисляется на средних рядах и должен составлять 1,5%.
Световой коэффициент (СК - отношение площади остекленной поверхности к площади пола) должен составлять не менее 1:6.
. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни. Ориентация кабинетов информатики - на север, северо-восток.
Светопроемы учебных помещений в зависимости от климатической зоны оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами (подъемно-поворотные жалюзи, тканевые шторы) с длиной не ниже уровня подоконника.
Рекомендуется использование штор из тканей светлых тонов, обладающих достаточной степенью светопропускания, хорошими светорассеивающими свойствами, которые не должны снижать уровень естественного освещения. Использование штор (занавесок), в том числе штор с ламбрекенами, из поливинилхлоридной пленки и других штор или устройств, ограничивающих естественную освещенность, не допускается.
В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.
Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
- не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;
- очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной).
Продолжительность инсоляции в учебных помещениях и кабинетах должна быть непрерывной, по продолжительности не менее:
- 2,5 ч. в северной зоне (севернее 58 градусов с.ш.);
Допускается отсутствие инсоляции в учебных кабинетах информатики, физики, химии,. Искусственное освещение
Во всех помещениях общеобразовательного учреждения обеспечиваются уровни искусственной освещенности в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
В учебных помещениях система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками. Предусматривается люминесцентное освещение с использованием ламп по спектру цветоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый.
Светильники, используемые для искусственного освещения учебных помещений, должны обеспечивать благоприятное распределение яркости в поле зрения, что лимитируется показателем дискомфорта (Мт). Показатель дискомфорта осветительной установки общего освещения для любого рабочего места в классе не должен превышать 40 единиц.
. Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания для общего освещения.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах на классной доске - 300 - 500 лк
При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк.
. В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней.
. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.
Рекомендуется светильники размещать выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
7.2.8. Для рационального использования искусственного света и равномерного освещения учебных помещений необходимо использовать отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,9; для стен - 0,5 - 0,7; для пола - 0,4 - 0,5; для мебели и парт - 0,45; для классных досок - 0,1 - 0,2. Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.
7.2.9. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы.
7.2.10. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются в контейнер в специально выделенном помещении и направляют на утилизацию в соответствии с действующими нормативными документами
13.2Требования к воздушно-тепловому режиму.
Кабинеты и учебные помещения оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.
Паровое отопление  в учреждениях не используется.
При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.
Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.
Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.  
Температура воздуха в зависимости от климатических условий в  учебных помещениях и  кабинетах должна составлять 18 - 24° С.
Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами.
Во внеучебное время при отсутствии детей в помещениях общеобразовательного учреждения  должна поддерживаться температура не ниже 15 °С.
В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна  составлять 40 - 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1м/сек.
Учебные помещения проветриваются во время перемен. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений. Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью отопительной системы. Рекомендуемая длительность сквозного проветривания приведена в таблице
Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура, °С Длительность проветривания помещения, мин. в малые перемены в большие перемены
и между сменами
От +10 до +6 4-10 25-35
От +5 до 0 3-7 20-30
От 0 до -5 2-5 15-25
От -5 до -10 1-3 10-15
Ниже -10 1-1,5 5-10
Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена.
Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания.
Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
13.3Инструкция по охране труда при использовании технических средств обучения
1. Общие требования безопасности
1.1. К использованию технических средств обучения допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие 1 квалификационную группу допуска по электробезопасности. К использованию проекционной аппаратуры и других технических средств обучения учащиеся не допускаются. 1.2. Лица, допущенные к использованию технических средств обучения, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха. 1.3. При использовании технических средств обучения возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов: поражение электрическим током при отсутствии заземления (зануления) корпуса демонстрационного электрического прибора или неисправном электрическом шнуре и электрической вилки; - ослепление глаз сильным световым потоком при снятии защитного кожуха демонстрационного электрического прибора во время его работы; ожоги рук при касании защитного кожуха демонстрационного электрического прибора во время его работы; - возникновение пожара при воспламенении кинопленки, диафильма. Диапозитивов, слайдов и пр. 1.4. При использовании технических средств обучения соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Помещение для демонстрации кинофильмов должно быть обеспечено огнетушителем и ящиком с песком. 1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности технических средств обучения прекратить работу и сообщить администрации учреждения. 1.6. Соблюдать порядок использования технических средств обучения, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место. 1.7. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подёргаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Установить проекционную электрическую аппаратуру с противоположной стороны от выхода из помещения. 2.2. Заземлить корпус электрического прибора, имеющего клемму «Земля». 2.3. Убедиться в целостности электрического шнура и вилки прибора, а также исправности линз объектива и наличии защитного кожуха.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. Не подключать демонстрационный электрический прибор к электрической сети влажными руками. 3.2. Включить демонстрационный электрический прибор и убедиться в его нормальной работе, а также работе охлаждающего вентилятора. 3.3. Во время демонстрации кинофильмов, диафильмов, слайдов и пр. в помещении должно присутствовать не более 50 чел., которых необходимо рассаживать впереди демонстрационного прибора. 3.4. Во избежание ослепления глаз мощным световым потоком, не снимать защитный кожух во время работы демонстрационного электрического прибора. 3.5. Во избежание ожогов рук не касаться защитного кожуха демонстрационного электрического прибора во время его работы. 3.6. Не оставлять работающие технические средства обучения без присмотра. 
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При возникновении неисправности в работе демонстрационного; электрического прибора или нарушении заземления его корпуса выключить прибор и отключить его от электрической сети. Работу продолжать только после устранения неисправности. выключить демонстрационный электрический прибор, эвакуировать учащихся из. 4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Выключить демонстрационный электрический прибор и после его остывания охлаждающим вентилятором отключить от электрической сети. 5.2. Вынуть из демонстрационного прибора кинопленку, диафильм, диапозитивы, слайды и пр., уложить в плотно закрывающуюся коробку и убрать в отведенное для хранения место. 5.3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.
Инструкция по охране труда для учащихся
при работе в кабинете химии
1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся,
работающих в кабинете химии.
2. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения эксперимента разрешается только с ведома учителя химии.
3. Во время работы в кабинете учащиеся обязаны быть в халатах и пользоваться средствами индивидуальной защиты (по указанию учителя), поддерживать порядок на рабочем месте.
4. Прежде чем приступить к выполнению работы, необходимо изучить по учебнику или пособию порядок ее проведения. Следует соблюдать все указания учителя по безопасному обращению с реактивами и растворами, методам нагревания, наполнению сосудов и т. д.
5. Подготовленный к работе прибор необходимо показать учителю или лаборанту.
6. Запрещается проводить самостоятельно любые опыты, не предусмотренные данной работой.
7. Запрещается приём пищи и напитков в кабинете химии.
8. Запрещается загромождать проходы портфелями, сумками.
9. При получении травмы (порезы, ожоги), а также при плохом самочувствии
учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю или лаборанту.
10.Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без
разрешения учителя.
11. Обо всех разливах жидкостей, а также о рассыпанных твердых реактивах нужно сообщить учителю или лаборанту. Самостоятельно убирать любые вещества запрещается.
12.Запрещается выливать в канализацию растворы и органические жидкости,
они должны сливаться в специальные сосуды на рабочих местах.
13.0бо всех неполадках в работе оборудования, водопровода, электросети и т. д. необходимо ставить в известность учителя или лаборанта. Устранять неисправности учащимся самостоятельно запрещается.
14.Запрещается оставлять без присмотра нагревательные приборы.
15. Уборка рабочих мест по окончании работы производится в соответствии
с указаниями учителя.
16.По окончании практических и лабораторных работ учащиеся обязаны
вымыть руки с мылом.
17.При возникновении в кабинете во время занятий аварийных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов) не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.
13.5. Инструкция по пожарной безопасностив кабинете химии и лаборантской
1. Общие требования пожарной безопасности1.1. Кабинет химии и лаборантская должны постоянно содержаться в чистоте.1.2. Эвакуационные проходы не загромождать каким-либо оборудованием и предметами.1.3. Огнетушители должны размещаться в легкодоступных местах на высоте не более 1,5 м, где исключено их повреждение, попадание на них прямых солнечных лучей, непосредственное воздействие отопительных и нагревательных приборов.1.4. Неисправные электросети и электрооборудование немедленно отключать до приведения их в пожаробезопасное состояние.1.5. По окончании занятий необходимо тщательно осмотреть закрепленные помещения и закрыть их, обесточив электросеть.
2. Запрещается:2.1. Курить в помещениях учреждения.2.2. Хранить в здании учреждения легковоспламеняющиеся, горючие жидкости и другие легковоспламеняющиеся материалы.2.3. Использовать для отделки стен и потолков горючие материалы.2.4. Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.2.5. Проводить уборку помещений с применением бензина, керосина и других легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня.3. Действия при возникновении пожара.3.1. Немедленно сообщить о пожаре в пожарную часть по телефону 01.3.2. Немедленно оповестить людей о пожаре и сообщить руководителю учреждения или заменяющему его работнику.3.3. Открыть все эвакуационные выходы и эвакуировать людей из здания.3.4. Вынести из здания наиболее ценное имущество и документы.3.5. Покидая помещение или здание, выключить вентиляцию, закрыть за собой нее двери и окна во избежание распространения огня и дыма в смежные помещения.3.6. Силами добровольной пожарной дружины приступить к тушению пожара и его локализации с помощью первичных средств пожаротушения.3.7. Отключить электросеть и обеспечить безопасность людей, принимающих участие в эвакуации и тушении пожара, от возможных обрушений конструкций, воздействия токсичных продуктов горения и повышенной температуры, поражения электрическим током.
13.6.Аптечка первой медицинской помощи
Бинт стерильный1уп.
Бинт нестерильный1уп.
Салфетки стерильные1уп.
Вата стерильная 1уп.
Пинцет1шт.
Клей БВ-61шт.
Йодная настойка1шт.
Пероксид водорода 3%1шт
Активированный уголь(в таблетках)
Водный раствор аммиака 10%
Альбуцит 30%10-20мл
Спирт этиловый30-50
Глицерин30-50мл
Водный раствор NaHCO3200-250
Водный раствор борной кислоты 2%200-250
Пипетки 2-3шт.
Жгут резиновый1шт.
Фурацилин
Валериановые капли
MgO,KMnO4
13.7 Инструкция о мерах первой медицинской помощи
Во всех случаях после оказания первой медицинской помощи следует обратиться в медицинское учреждение!
1.             Отравление газами: чистый воздух, покой.
2.             Отравление парами брома: дать понюхать с ватки нашатырный спирт (10%), затем промыть слизистые оболочки носа и горла 2%-м раствором питьевой соды.
3.             Ожоги: при любом ожоге запрещается пользоваться жирами для обработки обожженного участка, а также применять красящие вещества (растворы перманганата калия, бриллиантовой зелени, йодной настойки).
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
4.             Попадание на кожу разбавленных растворов кислот и щелочей: стряхнуть видимые капли раствора и смыть остальное широкой струей прохладной воды или душем. Запрещается обрабатывать пораженный участок увлажненным тампоном.
5.             Отравление кислотами: выпить 4—5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же взвеси оксида магния в воде и снова вызвать рвоту. После этого сделать два промывания желудка чистой теплой водой. Общий объем жидкости не менее 6 литров.
6.             Отравление щелочами: выпить 4—5 стаканов теплой воды и вызвать рвоту, затем выпить столько же 2%-го раствора уксусной кислоты. После этого сделать два промывания чистой теплой водой.
7.             Помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (жгут, пережатие сосуда, давящая повязка);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг нее, но ни в коем случае — из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой медицинской помощи обращаются в медпункт
8.             Обработка микротравм:
Небольшие раны после остановки кровотечения обрабатывают пленкообразующими препаратами — клеем БФ-6, жидкостью Новикова. Возможно использование бактерицидного пластыря.
9.             Первая помощь при ушибах — покой поврежденному органу. На область ушиба накладывают давящую повязку и холод (например, лед в полиэтиленовом мешочке). Ушибленному органу придают приподнятое положение. Если ушиб сильный, после оказания первой помощи необходимо отправить пострадавшего к врачу.
10.         Ушиб головы: пострадавшему обеспечивают полный покой, на место ушиба кладут холодный компресс и вызывают скорую помощь.
11.         Попадание в глаза инородных тел: разрешается удалить инородное тело влажным ватным или марлевым тампоном. Затем промывают глаз водой из фонтанчика не менее 7-10 минут. Для подачи воды допускается пользование чайником или лабораторной промывалкой.
12.         Попадание в глаза едких жидкостей: глаз промывают водой, как указано в п. 11, 2%-м раствором борной кислоты или питьевой соды (в зависимости от характера попавшего вещества). После ополаскивания глаз чистой водой под веки необходимо ввести 2-3 капли 30%-го раствора альбуцида и направить пострадавшего в медпункт.
13.8 ВИДЫ ИНСТРУКТАЖА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
(в соответствии с ГОСТом 12.0.0004-90 «Организация обучения безопасности труда»)
 №п/п Вид инструктажа Время или причины
проведения Ответственный за проведение Документ для регистрации
1 Вводный На первом уроке химии и с каждым вновь прибывшим учащимся Зав. кабинетом, учитель Классный журнал
2 Первичный на рабочем месте Перед практической работой – правила техники безопасности при работе в кабинете химии, и с каждым вновь прибывшим учеником Зав. кабинетом, учитель Классный журнал
3 Повторный На первом уроке в каждом полугодии (триместре) Зав. кабинетом, учитель Классный журнал
4 Текущий Перед проведением лабораторных и практических работ Учитель Фиксируется только для пр.работ в классном журнале (учителем) и в тетрадях (уч-ся)
5 Внеплановый В случаях: а) грубого нарушения безопасности труда; б) получения травмы; в) отсутствия на занятиях (работе) более 60 дней; г) введения в действие новых правил, инструкций по охране труда и технике безопасности Зав. кабинетом, учитель Классный журнал (для лаборанта и практикантов – специальный журнал)
 
13.9 Рекомендации к заполнению журнала инструктажа по технике безопасности
I. Требования к заполнению:1. Даты должны быть проставлены напротив каждой фамилии ученика.2. В графе 2 проставляются фамилия и инициалы.3. Вид инструктажа указывается напротив каждой фамилии.4. В графе 4 указывать точное название инструкции.5. В графе 5 допускается 1 общая запись фамилии и должности инструктора.6. В графе 6 (росписи учащихся) не должно быть пустых мест.7. Подпись инструктора ставится напротив каждой фамилии.8. Все инструктажи должны быть изучены в течение сентября и не более 2-х инструкций за 1 раз.9. Внеплановый инструктаж должен иметь запись: «О состоянии травматизма в ОУ ..................... района». 10. Каждый инструктаж оформляется отдельно.II. Виды инструктажей:– вводный инструктаж;– первичный инструктаж по 7 направлениям;– внеплановый инструктаж (по поводу несчастных случаев);– целевой инструктаж (при выходе на каникулы, проведении экскурсий и внеклассных мероприятий).
13.10 ВВОДНЫЙ ИНСТРУКТАЖпо охране труда для учащихся в кабинете химии
Общие положения1. Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для учащихся, работающих в кабинете химии.2. К проведению работы в кабинете химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие медицинский осмотр.3. Вредными и опасными производственными факторами при проведении лабораторных и практических работ могут быть:
химические ожоги при работе с химреактивами;
термические ожоги при работе с нагревательными приборами;
порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
отравления токсичными веществами.
4. Вход в кабинет химии только по приглашению учителя, без верхней одежды и в сменной обуви.5. Допуск посторонних лиц в кабинет в момент проведения занятий возможен только по разрешению учителя.6. Проходы между столами не должны загромождаться портфелями, сумками.7. В лаборатории нельзя работать при плохом самочувствии.8. При получении травмы (порезы, ожоги и т. п.), а также при плохом самочувствии учащиеся должны немедленно сообщить об этом учителю, лаборанту.9. Нельзя вносить в кабинет и выносить из него какие-либо вещества без ведома учителя.
Требования безопасности перед началом работы1. Перед началом работы необходимо изучить по учебнику порядок ее проведения. Учащиеся в соответствии с инструкцией учителя подготавливают рабочее место, проверяют исправность оборудования, инструментов, приборов и т. д. Соблюдают все указания по безопасному обращению с реактивами, нагреванием веществ.2. Проверьте исправность оборудования, водопровода, электросети и т.п. Обо всех неполадках в их работе необходимо ставить в известность учителя или лаборанта. Нельзя устранять неисправности самостоятельно.3. При проведении работ, связанных с нагреванием жидкостей до температур кипения, использованием разъедающих растворов, подготовьте защитные очки.4. Подготовьте рабочее место, уберите все лишнее.
Требования безопасности при работе1. Работать необходимо аккуратно, неукоснительно соблюдая порядок проведения работы, изученный по учебнику или пособию, выполнять требования охраны труда при проведении практических или лабораторных работ. Работайте только над столом.2. Подготовленный прибор покажите учителю или лаборанту.3. Будьте особенно осторожны в обращении с концентрированными растворами кислот и щелочей, огнеопасными и ядовитыми веществами.4. Берите вещества для опыта в минимально-необходимых количествах и только в чистую посуду.5. Обо всех разливах химических жидкостей, а также о рассыпанных твердых веществах нужно сообщить учителю или лаборанту. Самостоятельно убирать любые химические вещества нельзя.6. Участки кожи или одежды, на которые попал реактив, сначала промойте большим количеством воды, затем обработайте нейтрализующим веществом.7. Не оставляйте без присмотра включенные нагревательные приборы.8. Не проводите самостоятельно опыты, не предусмотренные инструкцией; нельзя произвольно смешивать вещества.
Требования безопасности в аварийных ситуациях1. При возникновении в кабинете во время занятий чрезвычайных ситуаций (пожар, появление сильных посторонних запахов и т. п.) не допускать паники и подчиняться только указаниям учителя.2. При разливах растворов, рассыпании твердых веществ немедленно сообщите об этом учителю или лаборанту. Не убирайте самостоятельно никакие вещества.3. При разливах легковоспламеняющихся или горючих веществ немедленно погасите открытый огонь, сообщите об этом учителю или лаборанту, по его указанию немедленно покиньте помещение.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирайте ее осколки незащищенными руками, а используйте для этой цели щетку и совок. 5. В случае возникновения травм, сообщите об этом учителю или лаборанту, при необходимости окажите пострадавшему первую помощь.6. Для тушения пожара используйте имеющиеся в кабинете противопожарные средства: песок, совок, покрывало, огнетушитель. Телефон скорой помощи – 03, пожарной команды – 01.Адрес ближайшего мед. учреждения – с. Новомеловатка ул. Ленина 50
Требования безопасности по окончанию работыПогасите спиртовку специальным колпачком, приведите в порядок рабочее место.Не оставляйте склянки с реактивами открытыми, не сливайте и не ссыпайте оставшиеся вещества в сосуд, из которого они были взяты. Не выливайте в канализацию растворы и органические жидкости, сливайте их в специальные сосуды на рабочих местах. Уборку рабочих мест по окончанию работы производите в соответствии с указаниями учителя.По окончанию практических и лабораторных работ снимите спецодежду и вымойте руки с мылом.
13.12 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ОПЫТОВ ПО ХИМИИ
    Соблюдение требований настоящей инструкции обязательно для всех лиц, работающих в кабинете химии.       
      1.Запрещается привлекать учащихся к подготовке и проведению демонстрационных опытов по химии: к этой работе разрешается привлекать лаборанта.
          2. Запрещается пить, есть и класть продукты на рабочие столы в кабинете химии и лаборантской, принимать пищу в спецодежде.
        3. Кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом.
           4.Всем лицам, работающим в кабинете химии, необходимо применять индивидуальные средства защиты, а также соблюдать правила личной гигиены.
        5. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком, накидками из огнезащитной ткани размером 1,2 м х 1,8 м и 0,5 м х 0,5 м.
   6.В кабинете химии (в лаборантской) должна быть аптечка первой медицинской помощи, укомплектованная в соответствии с перечнем медикаментов, разработанным для школьных кабинетов химии.11.        
       7.В каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации школы.
       8. Работающие в кабинете химии должны соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности, выполнять требования инструкций по безопасному обращению с реактивами, лабораторным оборудованием и электроприборами, содержать в чистоте рабочее место.
Требования безопасности перед началом работы
    
  1.Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шкафа.
         2.Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборантской.
         3.Надеть спецодежду. При работе с токсичными и агрессивными веществами подготовить к использованию средства индивидуальной защиты.
           4. Проверить исправность подготовленной лаборантом аппаратуры, приборов, качество лабораторной посуды и наличие реактивов.
       5. Проверить противопожарные средства кабинета и лаборантской.
           6.Удалить с учительского стола все предметы, не относящиеся к данному опыту. Это правило следует особо выполнять в отношении легковоспламеняющихся, горючих и других опасных веществ и объектов.
            7. Если учитель проводит опыт впервые, то он обязательно должен предварительно проверить его в отсутствие учащихся с помощью лаборанта.
         8. Перед демонстрацией электрифицированных моделей, макетов и т.п., питаемых током от осветительной электросети, необходимо до урока проверить электроизоляцию проводов и всех деталей.
          9.При проведении опыта, сопровождающегося громким звуком (выстрелом), яркой вспышкой и т.д., учитель должен предупредить об этом учащихся во избежание их испуга и вредного воздействия на их нервную систему.
Требования безопасности во время работы
        1.  Демонстрационные опыты по химии, при которых возможно загрязнение атмосферы кабинета токсичными парами и газами, необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу с включённой вентиляцией.
          2. Опыты нужно проводить с использованием только чистой посуды.
 3.При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.
          4. В процессе работы необходимо следить, чтобы вещества не попадали на кожу лица и рук.
           5.Склянки с веществами или растворами необходимо брать одной рукой за горлышко, а другой поддерживать за дно.
             Реактивы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!). Каплю, оставшуюся на горлышке сосуда, снимают верхним краем той посуды, куда наливается жидкость.
          6.Твёрдые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок. Для твёрдой щелочи пользоваться только пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Не использовать металлических ложечек и не насыпать щелочи из склянок через край!
          7.Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенную посуду. Пробирки для нагревания жидкостей запрещается наполнять более чем на одну треть их объема. Отверстие пробирки при нагревании нельзя направлять в сторону учащихся и на себя.
            8.Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в лапке лабораторного штатива осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.
      9.Нельзя заглядывать сверху в открыто нагреваемые сосуды во избежание возможного поражения в результате химической реакции.
     10. Демонстрацию взаимодействия щелочных металлов и кальция с водой необходимо проводить в химических стаканах типа ВН-600, наполненных не более, чем на 0,05 л. В этом случае допускается демонстрация опыта без защитного экрана.
Требования безопасности по окончании работы
1.             Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в специальные шкафы и сейфы.
2.             Установки, приборы, в которых использовались или образовывались вещества 1, 2 и 3 классов опасности, оставить в вытяжном шкафу с работающей вентиляцией до конца занятий, после окончания которых учитель лично производит демонтаж установки, прибора.
3.             Отработанные растворы реактивов слить в специальную стеклянную тару с крышкой, емкостью не менее 3 л для последующего обезвреживания и уничтожения.
4.             Выключить вентиляцию вытяжного шкафа.
5.             Снять спецодежду и средства индивидуальной защиты.
6.             Тщательно вымыть руки с мылом.
7.         Тщательно проветрить помещение кабинета химии и лаборантской
13.15. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ СО СПИРТОВКАМИ И СУХИМ ГОРЮЧИМ
 
Спиртовки широко распространены в химических кабинетах. Они просты по устройству, но требуют осторожности при эксплуатации.
1.Перед зажиганием спиртовки следует произвести внешний осмотр и удостовериться, что корпус ее исправен, фитиль вытащен на требуемую высоту и достаточно распушен, а горловина и держатель фитиля совершенно сухие. Если спиртом смочены держатель фитиля и горловина спиртовки, почти неизбежно произойдет взрыв паров внутри, следствием чего может быть нарушение целостности корпуса, выброс держателя, растекание спирта и пожар. Поэтому ни в коем случае нельзя зажигать спиртовку с остатками жидкости, а следует выждать некоторое время и дать ей обсохнуть.
2.Фитиль должен плотно входить в направляющую трубу держателя, иначе не исключена возможность вспышки паров внутри спиртовки
3.Зажженную спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
4.Гасить спиртовку можно только одним способом — накрывать пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
5.Заполняются спиртовки только этиловым спиртом. В самом крайнем случае можно заливать в спиртовки керосин (но не бензин, не метанол!).
6.В нерабочем состоянии спиртовки хранят в металлических ящиках для ЛВЖ или под тягой (в изолированном от других реактивов отсеке).
7.Сухое горючее. При выполнении учениками опытов, связанных с нагреванием, из-за отсутствия спирта приходится пользоваться так называемым сухим горючим.
8.Прежде чем раздавать таблетки сухого горючего, учащимся нужно рассказать о правилах пользования ими, особенно о способе тушения.
9.Зажигать таблетки сухого горючего надо спичками, а тушить — с помощью колпачка от спиртовок, керамическими тигельками, накрыв таблетку сверху. Недогоревшие таблетки издают довольно неприятный запах, поэтому их лучше сжигать до конца или сразу же убирать в вытяжной шкаф.
13.16.ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ С КИСЛОТАМИ
 
Концентрированные кислоты вызывают обезвоживание кожи и других тканей.
По быстроте действия и по скорости разрушения тканей тела кислоты располагаются в следующем порядке, начиная с наиболее сильных: царская водка (смесь азотной и соляной кислот), азотная кислота, серная кислота, плавиковая кислота, соляная кислота, уксусная кислота (90—100%), молочная кислота, щавелевая кислота и т.д. Очень опасны ожоги хромовой смесью. Сильное раздражающее действие на слизистые оболочки дыхательных путей и глаз оказывают дымящие кислоты (концентрированные соляная и азотная кислоты).
Кислоты вызывают локальный химический ожог. Исключение составляет циановодород HCN и некоторые другие, обладающие общеядовитым действием.
Степень тяжести химического ожога зависит от силы и концентрации кислоты. Даже уксусная и щавелевая кислоты способны вызвать некроз кожи при концентрации 60—70% и выше. Наиболее сильные, долго не заживающие ожоги происходят от: царской водки, соляной и азотной кислот в отдельности, хромовой, серной, плавиковой, хлорной кислот.
Концентрированные кислоты опасны еще и тем, что могут выделять едкие пары. Например, азотная кислота с концентрацией выше 63% выделяет физиологически активные оксиды азота. От концентрированной серной кислоты воздух загрязняется оксидами серы. Ледяная уксусная и муравьиная кислоты сильно раздражают дыхательные пути и слизистые оболочки глаз, являются легковоспламеняющимися жидкостями.
1.Концентрированные кислоты хранят под тягой. Переливают их также под тягой, пользуясь индивидуальными средствами защиты (очки или защитная маска, резиновые перчатки, халат, резиновый фартук).
2.При пользовании склянкой с кислотой необходимо следить, чтобы на каждой склянке было четкое название кислоты. Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание ее порчи оказывалась сверху.
3.Опыты с концентрированными кислотами должны демонстрироваться учителем или лаборантом (без допуска учащихся к реактивам) в защитной спецодежде и очках (маске).
4.При разбавлении или укреплении растворов кислот льют кислоту большей концентрации в сосуд с кислотой меньшей концентрации; при изготовлении смеси кислот необходимо вливать жидкость большей плотности в жидкость с меньшей плотностью.
5.Приливают кислоту по стеклянной палочке с предохранительным резиновым кольцом внизу. Налив определенную порцию кислоты, размешивают содержимое сосуда, в котором готовят раствор. Первые порции обычно делают небольшими. Во время растворения следят за температурой жидкости и не допускают перегрева, иначе сосуд может лопнуть.
6.В случае пролива кислоты ее необходимо убрать. Лучший способ уборки — засыпать лужу сухим кварцевым песком. Его перемешивают на месте разлива, а затем, собрав в совок, выбрасывают или зарывают в землю. После уборки песка место разлива обрабатывают 10—15%-ным раствором соды, а затем моют водой.
7.Только в крайних случаях можно воспользоваться тряпками для уборки, т.к. некоторые кислоты (хлорная, азотная) активно взаимодействуют с органическими веществами, и в процессе реакции выделяется такое количество теплоты, что возможно воспламенение.
8. Наливать кислоту нужно в сосуды объемом не более 1 л.
Первая помощь.
1. Пораженный участок кожи промывают сильно скользящей струёй холодной воды в течение 10—15 мин.
2. После промывки на обожженное место накладывают пропитанную водным 2%-м раствором питьевой соды марлевую повязку или ватный тампон. Через 10 мин. повязку снимают, кожу обмывают, осторожно удаляют влагу фильтровальной бумагой или мягкой тканью и смазывают глицерином для уменьшения болевых ощущений.
3.При попадании капель кислоты в глаза их промывают проточной водой в течение 15 мин. и после этого — 2%-ным водным раствором питьевой соды. После этого пострадавшего отправляют в лечебное учреждение.
4.Отработанные кислоты собирают в отдельные сосуды и сливают в канализацию только после их нейтрализации (эту операцию проводит лаборант). В крайнем случае можно, предварительно открыв кран, медленно вылить реактив по стенке раковины. После этого вода должна литься еще 1—2 минуты.
Учащимся запрещается готовить растворы кислот для опытов. Пробы для опытов должны выдаваться учителем или лаборантом в готовом виде.
 
13.17ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ РАБОТЕ СО ЩЕЛОЧАМИ
Щелочи оказывают на организм в основном локальное действие, вызывая омертвение (некроз) только тех участков кожного покрова, на которые они попали. Однако в дальнейшем организм испытывает общее отравление в результате всасывания в кровь продуктов взаимодействия мышечных тканей и щелочей. Действие щелочей, особенно концентрированных, характеризуется значительной глубиной проникновения, поскольку они растворяют белок. В связи с этим очень опасно попадание щелочи в глаза: при запоздалой первой помощи оно сопровождается полной потерей зрения.
Твердые щелочи очень гигроскопичны, поглощают из воздуха углекислый газ с образованием соответствующих карбонатов.
Хранить твердые щелочи следует в емкостях из полиэтилена или в толстостенных широкогорлых стеклянных банках, плотно закрывающихся пропарафиненными корковыми пробками.
Из концентрированных аммиачных растворов, обладающих основными свойствами, выделяется большое количество газообразного аммиака. Он раздражающе действует на верхние дыхательные пути, а в высоких концентрациях — и на нервную систему. Хорошо растворяясь в воде, аммиак концентрируется во влаге слизистых оболочек, особенно в глазах, и это наиболее опасно, потому что если не принять мер первой помощи он проникает глубоко в ткани и вызывает необратимые изменения глазного яблока спустя длительное время с момента поражения, поэтому переливать концентрированные растворы аммиака нужно только под тягой. Опыты с аммиаком также должны проводиться в вытяжном шкафу.
Во время приготовления растворов щелочей твердые вещества из содержащих их емкостей берут только специальной ложечкой и ни в коем случае не насыпают, потому что пыль может попасть в глаза и на кожу. После использования ложечку тщательно моют, т. к. щелочь прочно пристает ко многим поверхностям.
При взятии навески используют тонкостенные фарфоровые чашечки. Бумагой, тем более фильтровальной, пользоваться нельзя, т. к. щелочь ее разъедает.
Растворы приготавливают в толстостенных фарфоровых сосудах в два этапа. Сначала делают концентрированный раствор, охлаждают его до комнатной температуры, а потом разбавляют до нужной концентрации
При оказании первой помощи необходимо немедленно каким-либо предметом удалить приставшие к коже кусочки щелочи и промыть пораженное место обильной струёй воды. Щелочь смывается плохо, промывание должно быть продолжительным (10—15 мин.) и тщательным. Для нейтрализации проникшей в поры кожи щелочи на пораженное место после промывания накладывают повязку из марли или ватный тампон, пропитанные 5%-м раствором уксусной кислоты. Через 10 мин. повязку снимают, кожу обмывают, осторожно удаляют воду фильтровальной бумагой или мягкой тканью и смазывают глицерином для уменьшения болевых ощущений.
Если щелочь попала в глаза, немедленно следует промыть их проточной водой из фонтанчика в течение 15-20 мин. После этого глаза ополаскивают 2%-м раствором борной кислоты и закапывают под веки альбуцид. После оказания первой помощи нужно незамедлительно обратиться к врачу-окулисту.
Запрещается учащимся готовить растворы щелочей для опытов. Пробы для опытов должны выдаваться учителем или лаборантом в готовом виде. 25%-ый раствор аммиака учащимся не выдается!
Группа хранения № 7 — вещества повышенной физиологической активности.