Разработка урока по детской литературе и практикуму по выразительному чтению по теме «Корней Иванович Чуковский «Федорино горе»

Разработка урока по детской литературе
и практикуму по выразительному чтению по теме
«Корней Иванович Чуковский «Федорино горе»

Цели:
Образовательная: познакомить учащихся с авторской сказкой «Федорино горе», совершенствовать такие качества чтения, как правильность, беглость, гибкость и выразительность.
Развивающая: расширить словарный запас учащихся, развивать умение выразительно читать, рассуждать о прочитанном.
Воспитательная: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающим нас вещам, аккуратность.
Форма обучения: групповая
Тип урока: усвоение нового материала
Оборудование: слайды по теме, мультфильм, карточки с заданиями, выставка книг, синквейны, карта знаний, иллюстрации.

Ход урока

I Организационный момент
II Проверка домашнего задания
1.Фронтальный опрос
-Назовите настоящую фамилию поэта.
-Назовите годы жизни.
-Расскажите о детских годах поэта.
-Расскажите о творческой деятельности поэта.
-Перечислите его произведения для детей, написанные в прозе и стихах.
-Расскажите о наградах поэта.
2. Викторина по произведениям К. И. Чуковского. «Откуда эти строки?»
- Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам!
Стыд и срам! ( «Мойдодыр»)
-Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами и блинами,
И сушёными грибами. («Путаница»)
- И со слезами просил:
–Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене, и Тотоше. («Телефон»)
Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся Крокодил
И злодея Бармалея
Словно муху
Проглотил. («Бармалей»)
А в Большой Реке
Крокодил лежит
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное («Краденое солнце»)
Жил да был Крокодил
Он по улицам ходил
А за ним – то народ
И поёт и орёт:
«Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище?» («Крокодил»)
3. Составление кластера «К. И. Чуковский»
-Кем был К. И. Чуковский ?
III Изучение нового материала
1.Просмотр мультфильма по сказке К.И.Чуковского «Федорино горе»
2.Работа по содержанию мультфильма
- Ребята, смотрели ли вы раньше этот мультфильм? Знакомо вам содержание этого
произведения, чем закончился этот мультфильм?
-Как он называется?
-Кто автор этого произведения?
-Сегодня на уроке мы будем работать по содержанию данного произведения, будем
отрабатывать навыки выразительного чтения и составлять синквейны, карту знаний.
В поселке Переделкино, что под Москвой, есть веселый, обозначенный громадными разноцветными буквами терем – теремок. Местные жители называют его «дом дедушки Корнея». Целый день здесь звенят детские голоса. И почти все выходят отсюда с радостными лицами. Это детская библиотека, а построил ее на свои деньги К.И. Чуковский.
- Как К.И.Чуковский стал детским поэтом и сказочником? (рассказ о детях).
Все детские произведения написаны им в виде игры с назидательной целью, они веселые, поучительные, интересные, добрые, смешные, познавательные и мудрые.
3. Выставка книг.
IV Работа по закреплению новой темы
1. Чтение сказки учащимися по «цепочке»
2. Словарная работа
Корыто – продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна для стирки белья или других домашних надобностей.
Кочерга – толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи.
Кадушка – небольшая кадка-бочка с прямыми боками из дерева и одним днищем.
Ушат – небольшая кадка с ушами.
3.Работа по группам
1 группа - анализ 1 и 2 части сказки
- О чем же говорится в 1 части?
- Чего испугалась коза? Чему она удивилась? Какие слова передают ее испуг?
Перечитайте еще раз часть и постарайтесь передать голосом удивление, страх козы.
- С чем сравнивается кочерга во 2 части? Почему она не идет, не бежит, а скачет?
- Найдите и прочитайте строки о ножах.
- Сколько раз автор употребил слово «держи»? Как вы думаете, почему?
-Как бежит кастрюля?
- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник?
А теперь прочитайте, как это передано в тексте.
- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают?
- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся?
- Как нужно прочитать «дзинь-ля-ля»? Весело или грустно?
- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от
неряхи?
Теперь перечитайте эту часть и передайте голосом сутолоку, быстроту, стремительность движения.
2 группа- чтение 3,4,5 частей по ролям
3группа – инсценирование 6-7 части
- Понравилась ли вам сказка?
- Какое же горе случилось с Федорой? Почему?
- Как заканчивается сказка?
- Почему история закончилась для Федоры благополучно?
4. Составление синквейнов к словам Федора ,таз из меди ,метла, самовар, корыто
(стихотворение, состоящее из 5 строк, 1-заголовок, 2- два прилагательных, 3- 3глагола,
4- фраза, несущая определенный смысл, 5- вывод, одно слово, существительное )
5. «Кто есть кто?» составление облака слов
Главная героиня сказки – Федора. Какая она была до «побега» посуды, какая после
6.Анализ стихотворения и составление карты знаний по трем вопросам: тема сказки, герои сказки и подбор пословиц и поговорок о труде, лени, чистоте, бережливости и аккуратности, подходящих к сказке.
Жанр: __________________________________
Тема: __________________________________
Идея: __________________________________
Персонажи: ______________________________
Композиция:
завязка ___, развитие действия -_____________, развязка - ____
Сюжет: _________________________________________________
7.Краткое изложение основной схемы сюжета стихотворения «Федорино горе» по
иллюстрациям.
VI Систематизация полученных знаний
Синтез. Слово учителя:
- Ребята, а давайте представим, что было бы, если Федора не пошла вслед за своей посудой?
1.Составление своего варианта сказки.
-Почему К.И.Чуковский дал такое название своему произведению?
-Какой вывод можно сделать? Чему учит эта сказка?
2.Вывод.
VII Итог урока. Рефлексия.
Учащимся предлагается закончить фразы:
Сегодня на уроке я
Я узнал, что
Я не совсем понял
Я постараюсь
VIII Домашнее задание: выучить отрывок из произведения и нарисовать
иллюстрации к сказке.
IX Выставление и комментирование оценок.

15