Статья «ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ, ОТ БЛИЗКОГО К ДАЛЕКОМУ»

«ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ, ОТ БЛИЗКОГО К ДАЛЕКОМУ»

Буймилова Светлана Владимировна,
учитель кубановедения
МБОУ СОШ № 42
муниципального образования
Абинский район


В ряду эффективных путей активизации исследовательской, поисковой активности учащихся особое место занимает экспедиция, которая является одной из форм организации учебной деятельности и используется при проведении детьми собственных исследований. Экспедиция позволяет изучать материал в его первозданном виде. Она позволяет увидеть множество интересных проблем для собственных изысканий, продуцировать большое количество самых разных гипотез. В ходе исследовательской работы активно используется эта форма работы. Большое количество источников для получения новых сведений создаёт прекрасную базу для аналитической работы мысли, выработки собственных суждений, умозаключений и выводов.
Экспедиция, как и любая другая форма работы, начинается с постановок целей и задач.
Цель экспедиции должна быть обозначена в путевом листе и известна всем участникам. Исходя из целей и задач, определяется район исследования, составляется график движения. Во время экспедиции подробно изучаются, осматриваются и описываются природные объекты, делаются основные замеры, делаются зарисовки, фото и видео съёмка. Также учащиеся знакомятся с памятниками истории Абинского района. Результатом экспедиции является отчёт, который представляется на конференцию «МАН: итоги года и лета» и далее, в форме научно–исследовательских проектов, на конференцию «Первые шаги в науку», где заслушивается на секции «ИЗО и прикладное творчество».
Главным формальным результатом творческой деятельности являются итоговые работы, представленные учащимися на конкурсы и научно–практические конференции (районные, краевые, всероссийские). Важно, что при реализации творческой деятельности главным является не состав источников, на основе которых выполняется работа. На одних и тех же источниках возможно выполнить и реферативную и исследовательскую работу. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведённых на его основе выводах. Суть реферативной работы – в подборе материала из первоисточников наиболее полно освещающих избранную проблему. Научный (исследовательский) подход является одним из способов познания человеком окружающего мира. Этот подход имеет чётко установленные и принятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской.
Что же должно присутствовать в исследовательской работе?
Во–первых, должна быть сформулирована цель исследования. Цель исследования обычно состоит в изучении определённых явлений. Очень часто, читая текст, трудно понять, зачем он написан. В исследовательских работах композиция и структура стандартны, от этихработах композиция и структура стандартны.й. Очень часто й работе?ира. и реферативную и исследовательвриложение ), котор стандартов (или правил) нельзя отступать.
Во–вторых, в исследовании важно выдвинуть гипотезу. Это позволяет конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т.е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.
После этого необходимо поставить задачи исследования. В работе должен присутствовать литературный обзор, т.е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении работают другие исследователи. В обзоре нужно показать, хорошие знания в области исследования по нескольким источникам и ставить новую задачу, используя доступную литературу.
Описание методики исследования так же должно присутствовать в исследовательской работе. Далее представляются собственные данные. Необходимо чётко понимать разницу между рабочими данными и данными, представленными в тексте работы.
И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследования, и отвечать на поставленные вопросы.
По итогам районной конференции «Первые шаги в науку» победителей награждают грамотами, а авторы лучших работ направляются на краевой конкурс «Моя малая Родина» и российские конференции, форумы, конкурсы.
Все мы в свое время изучали дидактику. И, конечно, помним один из ее принципов: от частному к общему, от близкого к далекому. Этот принцип я считаю основополагающим при изучении кубановедения.
В последние десятилетия наше подрастающее поколение во всем старается подражать всему зарубежному, западному. И довольно пренебрежительно относятся к отечественному. Винить молодёжь в этом сложно. Противостоять обрушившемуся на неё потоку хвалебных од забугорной продукции их хрупкие еще души и сердца не могут. В этой ситуации только от нас зависит, вырастут ли наши дети Иванами, родства не помнящими, или настоящими гражданами своей страны, патриотами своего родного края. А возможно ли любить свою огромную Родину, если ты пренебрежительно относишься к прекрасному ее уголку, где тебе довелось родиться и жить?
Изучая прошлое и настоящее нашего края, мы с ребятами очень часто путешествуем. Прежде всего потому, что я в своей работе придерживаюсь принципа «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», а, во-вторых, потому что такая форма изучения всегда вызывает у детей живой отклик, оставляет более глубокий след в их памяти, пробуждает пытливость и стремление к познанию.
Сегодня я приглашаю и вас попутешествовать вместе с нами. А заодно поближе познакомиться с моей системой работы.
Свое первое путешествие мы с ребятами совершаем, не выходя за порог родного дома. Дети знакомятся с родословной своей семьи. Эту работу они начинают довольно рано, а завершить порой не успевают и к окончанию школы. Ведь узнавая что-то новое о своих предках, расширяя свои знания об истории своей семьи, ребята сталкиваются все с новыми и новыми проблемами, вопросами. Сразу же выясняется, что некоторым нечем гордиться. И совсем не потому, что не было в их роду достойных, а потому что в суматохе повседневности во многих семьях утрачены какие бы то ни было сведения о предках. Большинство ребят могут проследить свою родословную не далее дедушек и прадедушек. Все собранные материалы систематизируются, с любовью оформляются в папки и альбомы. Но самый главный результат этой работы, конечно же, не созданная папка, а то, что у ребят пробуждается интерес к истории своей семьи, к заслугам предков, совершаются настоящие открытия, они знакомятся с героями, которые, оказывается, живут рядом с ними и являются их родными бабушками и дедушками, теми самыми, которых привыкли видеть в домашней обстановке. Ребята помладше так и говорят: «Я не думал, что мой дедушка настоящий герой труда». И это не пафос. Ведь мы живем в поселке нефтяников. А среди них много людей, не раз рисковавших здоровьем, а порой и жизнью. С собранными материалами ребята знакомят, прежде всего, одноклассников. И снова открытия. Оказывается, рядом с тобой учится внучка известного на Кубани поэта Василия Савельевича Носенко. А семья Вики и Даши Ухиных – это семья талантливых художников. Интерес ребят перерастает в творческие встречи с талантливыми земляками, в желание посетить выставки их работ.
Далее наше путешествие проходит по родной школе. Мы не только знакомимся с каждым её уголком, но и принимаем активное участие в благоустройстве. Ребята знакомятся с историей школы, поддерживают и умножают ее традиции и достижения. Их руками создан школьный музей, собраны, систематизированы и оформлены материалы по истории школы, об ее учителях и учениках. Активное участие в этой работе принимали многие ребята, но особо хочется отметить теперь уже выпускницу школы Вику Чернобровкину, которая систематизировала все материалы по истории средней школы № 42. А Гузева Аня и Дима Морозов, ныне уже тоже выпускники, создали фильм о своей любимой школе и учителях – ветеранах Великой Отечественной войны.
Этот фильм стал победителем краевого этапа конкурса «Растим патриотов России».
Далее мы с ребятами совершаем путешествие по нашему родному поселку. Посещаем все замечательные уголки. И не только посещаем, но и облагораживаем место, где живём. Так силами наших ребят заложен новый парк, за которым мы теперь ухаживаем. О проводимой работе по благоустройству родного поселка учащийся нашей школы Юра Кириченко выступал на краевом форуме экологов.
Дальнейший наш путь лежит на предприятия поселка Ахтырского, о которых собрано много материала, хранящегося в нашем музее. Учащиеся школы частые гости у нефтяников, коммунальщиков, на хлебозаводе. Особенно любят ребята бывать в пожарной части. Здесь их всегда встречают с радостью, знакомят с прекрасной музейной экспозицией, показывают машины и оборудование. Уже стало традицией, что на ежегодном празднике пожарных, в котором принимают участие пожарные расчеты всего края, именно наши ребята выступают с приветственными словами, а затем они с огромным интересом наблюдают за учениями представителей этой мужественной профессии.
Одна из экскурсий всегда вызывает у детей особые чувства. Они знакомятся с уникальным предприятием, которых во всей России всего несколько – это военизированный отряд по предупреждению возникновения и ликвидации нефтяных и газовых фонтанов. Ребята узнают, что здесь работают специалисты очень высокого класса. Им доверяли ликвидацию фонтанов не только в нашем крае, но и в Чечне, в других регионах, и даже в Ираке и Кувейте. И здесь ребят ждет еще одно открытие, которое подводит их к пониманию того, что судьба отдельно взятого человека всегда тесно связана с судьбой родного поселка. Ученики узнают, что основателем этого предприятия был Петр Артемович Степанов, а в нашей школе работает его дочь Ольга Петровна Карабут и его младшая внучка Надежда. Именно она еще в девятом классе написала исследовательскую работу о своем дедушке и его службе в военизированном отряде. Её работа «История моей семьи – история моего посёлка» отмечена на краевом конкурсе «Моя малая Родина», где Надежда Карабут заняла 3 место.
Наши путешествия становятся все продолжительнее, а маршруты все длиннее и длиннее.
Теперь мы уже путешествуем по Абинскому району. Исколесили и прошли по многим уголкам нашей малой Родины. Но есть некоторые места, которые особенно любимы нами. К ним смело можно отнести знаменитую ромашковую поляну. Большинство ребят побывало в этом великолепном месте уже много раз. Но каждая новая экскурсия в это сказочно красивое место не может вместить всех желающих. Еще один замечательный памятник – это дольмены. Ребята очень много уже знают об этих уникальных достопримечательностях района, но стараются найти все новую и новую информацию о них, делятся своими находками с товарищами, пишут творческие и научные работы.
С историей района знакомимся и во время путешествия в Абинский краеведческий музей. А с замечательными земляками - на выставках местных художников, на фестивалях народного творчества.
Подрастая, ребята расширяют географию путешествий по родному краю, отмечая маршруты на карте, а также создавая дневники впечатлений. Одна из ниточек на нашей карте ведет на Тамань, где мы посетили исторические места, связанные с великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Другая ниточка ведет в г.Краснодар, где мы побывали во многих музеях, на выставках, познакомились с архитектурой храмов. Еще одна ниточка соединяет посёлок с Анапой, его археологическим музеем. Мы, конечно, любим и с огромным удовольствием отдыхаем и в благоустроенных пансионатах, и в палаточных лагерях. Кстати, последний вид путешествий пользуется у наших ребят особой популярностью.
Не один раз мы побывали с ребятами в Гуамском ущелье, в Лаго-Наки. В последнее время обычное стремление к познанию переросло у учеников в стремление к исследованию. Именно поэтому мы все чаще и чаще отправляемся не просто на экскурсию и прогулку по родным местам, а в исследовательские экспедиции. Участвовали в историко-краеведческой экспедиции по местам боев в Абинском районе, в эколого-биологической экспедиции «ЭКО–11» в Мостовской район. Собранные материалы зовут ребят уже в новое, более сложное, но не менее интересное путешествие – путешествие в мир науки. Свои исследовательские работы они представляют на районной научно-практической конференции «Первые шаги в науку» и получают вполне заслуженные награды – дипломы призеров и победителей. Работы наших учащихся рассматриваются на краевых и всероссийских конкурсах, где также отмечены дипломами, грамотами, значками, ценными призами.
Мне очень хочется верить в то, что, уйдя из школы в дальнее путешествие по дорогам жизни, ребята не забудут о том, что узнали на наших уроках кубановедения, тех чувств, которые им довелось пережить, того восторга и восхищения, который они испытывали, любуясь красотой и величием Кубани, той гордости за своих знаменитых земляков. Также хочется верить, что, став взрослыми, они всегда и везде будут с достоинством говорить: «Я родился и вырос на Кубани!». Надеюсь, их путешествие на этом не закончится, они будут шагать все новыми и новыми дорогами, узнавать все больше и больше о своем родном крае и возьмут с собой в путешествие уже своих детей и внуков, вырастят и их настоящими патриотами родной земли. Ведь история Кубани такая же древняя, как и история человечества, а ее природа так же не познана, как наша вселенная. И чтобы все узнать, не хватит жизней сотен и тысяч поколений. Главное, чтобы было желание познавать, беречь, преумножать исторические традиции своего народа. Именно в этом я вижу свою главную задачу – сформировать у ребят это желание к познанию. Ребёнок не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь.
Залог успеха в работе состоит в том, чтобы учебные и внеклассные занятия были пронизаны творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом, эмоциональны накалом. Важно, чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге. Откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, которые волнуют их, учились извлекать уроки, выводы из событий истории родного края, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций народов Кубани.
Литература:
Еремеева Н.И., Павлоградская С.А. Формирование экологического мировоззрения через научно- исследовательскую деятельность учащихся 2002-2007гг. Программа. - Абинск: Дом детского творчества, 2002г.
Изобразительное искусство. Методическое пособие по курсу «Кубановедение».- Краснодар: ККИДППО,2005г.
Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 кл. - Москва: «Просвещение», 2005г.
Лях В.И., Денисов Н.Г. Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. - Краснодар: Департамент образования, 1997г.
Примерное учебно-тематическое планирование по курсу «Кубановедение» 1-11кл. общеобразовательных учреждений Краснодарского края. - Краснодар: «Перспективы образования», 2004г.
Сборник материалов по программе «Одарённые дети». В помощь организаторам работы со школьниками, занимающимися научно-исследовательской деятельностью. – Краснодар: ОИПЦ ««Перспективы образования», 2004г.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




15