Статья Творческие задания на уроках литературы: традиции и инновации

Н. Е. Гузаирова
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№41» - г.Белгород
Творческие задания на уроках литературы: традиции и инновации
Всякое творчество есть любовь.
Н.Бердяев
Творческие задания на уроках литературы – традиционная и продуктивная форма работы, стимулирующая интерес к изучению предмета, форма, которая делает обучающихся активными участниками процесса обучения. В данной статье мы представим своё видение места и значения творческих заданий в современной школе с новой системно-деятельностной образовательной парадигмой обучения.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования – их деятельностный характер, направленный на развитие ученика, и это, несомненно, благо. Но и десять, и двадцать лет назад учитель стремился содержанием своего предмета, в частности литературы, воздействовать на ученика, раскрывая бесценную роль русской словесности в развитии мировой духовной культуры , всегда думал о том, как научить детей жить по законам любви, нести в этот мир свет и добро -не это ли великие цели для каждого человека? Как же добиться результатов на этом трудном пути? Какие методы, приёмы, подходы, технологии использовать для достижения результатов ? «Универсальных технологий не бывает, да и быть не может», [1:1] - утверждает известный современный педагог В. А. Бухвалов в книге «Технологии работы учителя-мастера» .И это именно так, особенно если говорить о преподавании литературы -уникального предмета, вбирающего в себя историю литературы, литературоведение, литературу как искусство ,рождающее « из духа поэта» [1:2]чудо, становящееся «особым организмом», путь к изучению которого, по мнению Николая Гумилёва, «ещё не проложен».
Выдающийся немецкий философ Эдмунд Гуссерль утверждал: «Весь совокупный культурный мир пришёл из традиций». Современное образование, на наш взгляд, не отвергает этот принцип, гармонично сочетая старые и новые подходы: отказ от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, направленность ФГОС на реальные виды деятельности сочетаются с максимальной направленностью на творчество. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эти компетентности успешно формируются при выполнении творческих заданий разного характера и разного уровня.
В качестве примера традиционных творческих заданий, полностью, на наш взгляд, отвечающих требованиям современных стандартов, являются задания урока по теме: «Основной мотив романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Урок разработан на основе книги Д. Мережковского «Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники».
Почему один из самых выдающихся русских философов Николай Бердяев писал: «Достоевский-та величайшая ценность, которой оправдает русский народ своё бытиё в мире, то, на что может указать он на Страшном суде народов»?
Поиски определяющего мотива в полифонии романа путём анализа эпизодов и фиксирования выводов в таблице:

Содержание
«Основной мотив романа-»
Форма
«изображаю все глубины души человеческой» Как?

Эксперимент самоанализа (1ч., гл.7)Чего вам хочется больше, чтобы Раскольников убежал или чтобы Кох с товарищами его заметили?
Самое глубокое, самое художественное лицо романа – это? (Свидригайлов) Нарисуем его портрет цветными карточками-характеристиками. Что мы видим?
Назовите три главные завязки романа? (групповая работа-построение схемы)
Раскольников-подвижник-преступник- идёт к Добру через Зло;
Дуня-святая-преступница- идёт к Добру через Зло;
Соня-мученица-преступница- идёт к Добру через Зло;
. Достоевский великий реалист, но и великий мистик. Знакомство с исследовательской работой «Трагический элемент рока в романе».
Призрачен город, но страшно реальны герои. Анализ эпизода с Мармеладовым ( ч.1, гл.2)

1. Вывод: «Достоевский захватил сердце и уже не отпустит его, пока не вовлечёт в самую глубину настроения героя, не втянет душу в его жизнь, как водоворот втягивает слабую былинку в омут».
2. В небольшом эпизоде (ч.6, гл.5)«Свидригайлов и Дуня» Достоевский дважды рисует улыбку Свидригайлова. Сделайте психологическую расшифровку этих улыбок. Вывод: « Достоевский изображает тонкие, почти неуловимые психологические переходы.»
3. Вывод: все три завязки романа стремятся показать роковое смешение в жизни добра и зла.










4.Вывод: жизнь только покров, за которым таится непостижимое и навеки скрытое от человеческого ума. Этот покров и на призрачном Петербурге Достоевского (знакомство с выставкой пейзажей Петербурга).
5. Вывод: если столько веры и любви таится в человеке, так низко павшем, кто осмелится сказать про своего ближнего: «Он - преступник»! Душа человека и в падении сохраняет отблеск божественной красоты - «Чем глубже скорбь, тем ближе Бог»!

3.Закончите фразу: «Основной мотив романа - (вечная загадка жизни, смешение добра и зла)».
4.Что следует из этого рокового закона жизни? Основа жизни -любовь и милосердие.
5.Обращение к эпиграфу («И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» -Евангелие от Иоанна, гл.1, стр.5.)
6.Ответ на проблемный вопрос(1) начала урока (мини-сочинение).
Данные творческие задания формируют целый ряд универсальных учебных действий: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, владение монологической и диалогической формами речи, действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
Задания, связанные с творческим письмом, помогают учащимся поверить в свои силы, разбудить творческую индивидуальность и почувствовать «крылья» за спиной. Недоумение, трудности сочинения и рождение новых и неожиданных рифм, радость от удачи – всё станет основой восприятия творчества . Главные принципы таких уроков:
- каждый человек, родившийся на этой земле, неповторим;
- старайтесь использовать наилучшим образом то, что дала вам природа;
- не подражайте другим, найдите себя и всегда оставайтесь собой.

Примеры текстов, созданных на мастерских творческого письма:
- мастерская по лирике В.В.Маяковского «А вы могли бы?»:
Я читаю Маяковского
Дерзко, отчаянно, метко
Бьются слова и строчки,
Словно ястребы в клетке.
Рвутся мысли на части,
Чувства все сносят запреты,
И я, несомненно, счастлив,
Я – с поэтом!
(Прокопенко Дмитрий)
Ведь если Маяковского
читают-
значит - это всё-таки нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый почувствовал однажды
безмаяковскую муку!
(Маслий Виктория)
- Мастерская по лирике М.И.Цветаевой «Неба дочь»
Мир разбился на части.
Ах, осколки так остры!
Руки – в кровь, вот несчастье!
И всё сердце в иголках.
Надо выжить и выстоять!
Или смириться?..
Цвет то белый, то красный -
Вся Россия в зарницах
(Прокопенко Дмитрий)
Приведём ещё несколько примеров творческих заданий.
Всем известен факт биографии А.С.Пушкина, когда юным лицеистам было предложено описать розу стихами. Приглашаем учащихся посостязаться с лицеистами, а потом познакомиться со стихотворением А.С.Пушкина «Роза».
Делая сравнительный анализ стихотворений «Поэт и толпа» А.С.Пушкина и «Поэт и гражданин» Н.А.Некрасова, даём задание написать несколько строк, в которых выражалось бы жизненное и поэтическое кредо одного из поэтов. За несколько минут урока рождаются строки, не лишённые шероховатости, но написанные в творческом полёте личного поиска:
И не для сладостного пенья-
Впустую тратим мастерство-
Мы рождены все для сраженья
За честь Отчизны, убежденья и вечных истин торжество!
(Коломыцев Виталий)
Лишь тот Отчизне верный сын,
Кто вместе с ней - в огонь и в воду,
Кто все стремленья посвятил
Служенью своему народу!
(Князева Светлана)
Задание продолжить стихотворение М.Ю.Лермонтова «Парус», сохраняя образ одиночества, воплощается в строки:
Давно покинув свой причал,
Плывёт он в море одинокий
По бурям, видимо, скучал
В стране, теперь такой далёкой
(Пчелинцев Дмитрий)
Читаем первые четыре строки стихотворения Ф.И.Тютчева «Песок сыпучий по колени» , предлагаем продолжить, сохраняя пафос миниатюры, затем анализируем стихотворение Ф.И.Тютчева. Примеры работ учащихся:
Заходит солнце за горами,
Уж слышен голос соловья,
Уж дремлет роща меж холмами –
Готовится ко сну Земля
(Мищенко Александр)
Их обожгло, но не убило
Дыханьем ночи ледяной.
Лицо цветка на миг застыло
В воспоминании о былом
(Ветренко Виталий)
Этот приём используем не только на уроках, посвящённых поэзии. Традиционный интерес вызывают такие задания:
После знакомства с « Поучением Владимира Мономаха» предлагаем шестиклассникам написать поучение современным школьникам в стилистике 12 века.
В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» есть обращение Наполеона к солдатам. А каким было бы обращение Кутузова?
В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» есть эпизод, где в семье Ростовых читают письмо Николая из армии. Напишите письмо Николая Ростова из армии домой.
Летом 1849 года Н.Г.Чернышевский записывает: «Если бы мне теперь власть в руки, тотчас» Продолжите мысль относительно нашего времени.
Евгений Базаров утверждает: «Природа не храм, а мастерская» Составьте свой афоризм об отношении природы и человека.
Средневековый философ Ориген утверждал, что существует три уровня постижения текста Священного писания .Попробуйте назвать их. (На уроке «Ф.И.Тютчев-мыслитель»)
За внешней простотой этих заданий - своеобразных мотиваторов деятельности на уроке литературы – глубинное понимание взаимосвязей, стилистическая чуткость, знание текстов, понимание образов и возможность почувствовать себя творцом. И тогда самое банальное задание написать миниатюру «Зимний вечер» получается таким:
Вот и вечер
Гаснут свечи остывающих домов
Кто-то спит или ждёт встречи,
Ну а кто-то в путь готов.
Снег мечтательно кружится
Тихо, нежно и любя
На весь город он ложится, засыпает вся Земля
Вот теперь по праву Белым
Город наш мы назовём,
Хоть и знаем: из-за мела
В старину так назван он.
(Редина Татьяна)
Традиционные творческие задания по-прежнему новы для учащихся и очень актуальны. Но традиция - «это не сохранение пепла, как утверждал французский историк и философ Жан Жорес, а раздувание огня». Наряду с традиционными творческими заданиями в современной школе уже широко применяются инновационные формы обучения - исследовательские работы и проектная деятельность. Они позволяют обеспечить ценностно-смысловую ориентацию учащихся, формируют все виды универсальных учебных действий. В качестве примера предлагаем несколько тем исследовательских и проектных работ , выполненных учащимися нашей школы.:
Исследовательская работа по лирике С.А.Есенина «Мир, где всё живое равноправно» (Растительный мир. Животный мир. Приём персонификации в лирике поэта.). Это исследование мы проводили в нескольких 11 классах, и, как правило, оно вызывало большой интерес у учащихся. Самое важно, что в поисках особенностей изображения мира природы и человека, открывающих философскую концепцию мира С.А.Есенина, учащиеся, опровергая бытующее мнение о мало читающей молодёжи, знакомились с десятками стихотворений поэта, самостоятельно раздвигая рамки исследования, подтверждая мысль польского поэта, философа и автора афоризмов Станислова Ежи Леца : «До глубокой мысли нужно дотянуться».
Исследовательская работа «Цвет в лирике С.А.Есенина и в русской иконописи» (11 класс). Наблюдая цветовую гамму стихотворений С.А.Есенина и сравнивая её с традиционными цветами русской иконописи, старшеклассники не только пришли к выводу о перекличке, но и нарисовали портрет С.А.Есенина красками его лирики.
Исследовательская работа по стихотворению Б.Пастернака «Ландыши»(8 класс)- попытка раскрыть удивительный художественный мир, созданный поэтом.
Исследовательская работа по философской сказке Виктора Пелевина «Затворник и Шестипалый» (11 класс).
Проектная работа «И.Н.Шидловский и Ф.М.Достоевский»(10 класс), в которой соединились музыка, художественное слово, краеведческий материал.
Проектная работа по русскому языку и литературе «Электронное сопровождение рубрики учебника «Русский язык»(5 класс, 1 часть) под редакцией Л. М. Рыбченковой «Лингвистические задачки и упражнения». (Разновозрастная группа.)
Подводя итог, мы обращаемся к словам известного культуролога, философа и поэта П.Н.Савицкого: «Сила традиций и сила творчества в их сочетании – животворящий источник всякой культуры».


Литература
Асмолов А.Г. ,Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе.- М.: Просвещение, 2010г.
Бухвалов В.А. Технологии работы учителя-мастера. –Р.:Эксперимен, 1995г.
Н.С.Гумилёв. Письма о русской поэзии .Жизнь стиха., П.г.,1923г.
Ерёмина Т.А. Мастерские по литературе.- Санкт-Петербург: «Паритет», 2004г.
Д.Мережковский. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. -М:»Республика»,1995г.



 В. А. Бухвалов. «Технологии работы учителя-мастера»
 Н. С. Гумилев. «Жизнь стиха»