Технологическая карта урока обучения грамоте по теме Звук и буква ц, Ц. Дифференциация звуков и букв Ц-Ч.


1 класс Б.
План – конспект урока обучения грамоте (чтение).
Тема урока «Твёрдый звук [ц], буквы Ц,ц. Дифференциация звуков [ц] и [ч], букв Ц – Ч».
Цель: 1. Закрепить умение детей читать слоги и слова с буквами Ц, Ж, Ш. 2. Упражнять учащихся в различении звуков и букв Ц – Ч в устной и письменной речи на базе слогов, слов, предложений. 3. Активизировать у учащихся наблюдательность и внимание, совершенствовать навыки самоконтроля. 4. Формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.
Оборудование: презентация Microsoft Word.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
№ п/пЭтапы урока № слайда Действия учителя Действия учеников
Организационный момент. Фонетическая зарядка. Заборчик – зубы ровно мы смыкаем и заборчик получаем. Тянуть губы прямо к ушкам, очень нравиться лягушкам.
Хоботок – подражаю я слону. Губы хоботом тяну. Буду долго так держать, свои губы укреплять. А теперь их отпускаю и на место возвращаю.
Блинчик – домик открывается, язычок появляется. Язык блинчиком положи и спокойно поддержи. Язык надо расслаблять и под счет его держать. 1,2,3,4,5 язычок можно убрать.
Иголочка – язык в иголку превращаем, напрягаем и сужаем. 1,2,3,4,5 язык умеешь ты держать.
Часики – влево вправо, влево вправо, твой язык скользит лукаво. Словно маятник часов, покачаться он готов.
Качели – на качелях я качаюсь, вверх-вниз; вверх –вниз, я до крыши поднимаюсь, а потом спускаюсь вниз.
Почистим зубки – чищу зубы, чищу зубы и снаружи и внутри, не болели, не темнели, не желтели, чтоб они.
Горка – а язык у нас сильно в зубы упирается, сильно напрягается, горкой выгибается.
Дети выполняют упражнения.
Повторение изученного материала. Работа букв русской азбуки. Слайд № 1 Игра «Кто здесь лишний?»
– Прочитайте ряд букв.
– Определите, какую из них можно назвать «лишней», и объясните свой выбор
Учитель убирает букву Ь.
– Какую теперь букву можно назвать «лишней»? Почему?
Учитель убирает букву Я.
– Назовите «лишнюю» букву среди оставшихся.
Учитель убирает букву И.
– Какая буква теперь оказалась «лишней»?
Учитель убирает букву Т.
– Есть ли среди оставшихся «лишняя» буква? Почему?
Учитель убирает букву Ч.
Давайте перечитаем оставшиеся буквы и расскажем о них всё, что знаем.
Какой буквы не хватает? Почему? Дети читают: И Ц Я Ч Т Ь Ш.
- Буква Ь является «лишней», потому что она не обозначает звука.
- Буква Я, потому что она может обозначать 2 звука, а другие только 1.
- Буква И, потому что она гласная, а другие – согласные.
- Буква Т, потому что она может обозначать и твёрдый звук, и мягкий, а остальные буквы могут обозначать только один.
- Буква Ч, потому что она обозначает всегда мягкий звук, а остальные – Ц, Ш – обозначают всегда твёрдые согласные звуки.
- Ц, Ш. Эти буквы обозначают согласные звуки, глухие, всегда твёрдые.
- Не хватает буквы Ж, она тоже обозначает всегда твёрдый согласный звук. Только она звонкая согласная.
Отработка умения правильно читать слоги и слова с буквами Ц,Ш,Ж. Слайд № 2.
Слайд № 3.
- Прочитайте слоги.
Обратить внимание детей на слоги, которые читаются одинаково, несмотря на разные гласные буквы в их составе.
Прочитать слова, помня об особенностях чтения некоторых слогов. Дети читают слоги, находят среди них такие, которые читаются одинаково: ШО – ШЁ, ЖО – ЖЁ, ЦЫ – ЦИ. Объясняют, почему эти слоги читаются одинаково.
Дети читают слова.
Физминутка. Вы, наверное, устали?Ну, тогда все дружно встали.Ножками потопали,Ручками похлопали,Покружились, повертелисьИ за парты все уселись.Глазки крепко закрываем.Дружно до пяти считаем.Открываем. ПоморгаемИ работать продолжаем. Дети повторяют стихи вместе с учителем и выполняют движения.
Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы. Слайд № 4.
Учитель проговаривает скороговорку, чётко выговаривая звуки:
У четырёх черепах по четыре черепашонка. – Какой звук повторяется в скороговорке? Купили кapaкaтице кружевное платьице. Ходит кapaкaтицa, хвaстaется платьицем. – Какой звук повторяется в этой скороговорке? - Какие звуки - Р, Ц, Ч - похожи между собой настолько, что можно их спутать?
Сегодня мы будем учиться различать звуки Ч и Ц, а также буквы Ц и Ч. Дети повторяют скороговорку, сначала медленно, потом быстрее.
- Повторяются звуки Р и Ч.
Дети повторяют вторую скороговорку, сначала медленно, потом быстрее.
- Повторяется звук Ц.
- Очень похожи между собой звуки Ц и Ч. Их можно спутать.
Определение сходства и различия звуков Ц-Ч, букв Ц-Ч. Учитель предлагает ученикам проверить артикуляцию Ц-Ч, определить разницу в артикуляции и дать сравнительную характеристику этих звуков.
«На что похожа буква?» Учитель предлагает сравнить буквы Ч и Ц.
Да, вы правильно решили:Ч мы пишем, как четыре.Только с цифрами, друзья,Буквы путать нам нельзя.
Повторение стихотворения:
Вот какая буква ЦС коготочком на конце.
Коготок – царапка, как кошачья лапка. Оба звука короткие, взрывные. При произнесении звука Ц кончик язычка упирается в зубки, а при произнесении звука Ч язычок широкий, не касается зубов. Согласные глухие непарные, ц - всегда твердый, ч - всегда мягкий.
Печатная буква Ч похожа на цифру 4(Четыре).

У буквы Ц есть элемент, похожий на коготок – Царапку у кошки.
Первичное закрепление. Работа в тетрадочках по печатанию.
Учитель читает загадку, если в отгадке есть звук Ц, то дети должны записать букву Ц, если в отгадке слышится звук Ч, то дети записывают букву Ч.
Явился в желтой шубке:- Прощайте, две скорлупки!
Я пыхчу, пыхчу,Больше греться не хочу.Крышка громко зазвенела:"Пейте чай, вода вскипела!"
Длинный, зелёный,
вкусный, солёный.
Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают все на свете. Стучат, стучат -Не велят скучать.Идут, идут,А все тут как тут.Нарядные сестренки Пчёл весь день встречают, Нектаром угощают. Кто на свете ходитВ каменной рубахе?В каменной рубахеХодят...На одной ноге стоит,В воду пристально глядит,Тычет клювом наугад,Ищет в речке лягушат.
Проверка. Учитель повторно читает слова. Вместе с детьми вычленяет звук, проводит корректировку ошибок.
Дети отгадывают загадку, проговаривают отгадку, выделяют нужный звук и записывают его буквой.
цыпленок 
чайник 
огурец.
цифры
часы 
цветы
черепахи 
цапля
Дети называют букву, которую записали.
Физминутка. Зарядка для глаз.
Наша цапля стояла на одной ноге. А мы так сможем? Встали. Физминутка   Очень трудно так стоять,Ножку на пол не спускать.И не падать, не качаться,За соседа не держаться. Зарядка для глаз. Глазки видят все вокруг,Обведу я ими круг.Глазкам видеть все дано:Где окно, а где – крыльцо.Обведу я снова круг –Посмотрю на мир вокруг. Дети повторяют движения.
Практическая работа Слайд № 5
Слайд № 6 1. Учитель даёт задание: спиши слова, вставляя буквы Ц и Ч. Каждое слово обязательно прочитывается вслух.
Вол_и_а, _ареви_, _ервя_ок, у_ени_а, гор_и_а, _вето_ки, _ари_а, _епо_ка, отли_ни_а.
2. Закончите предложения. После среды наступает .... На концерте выступали…… Ручей мельче .... Пчёлы разносят цветочную .... Слова для справок: пыльцу, четверг, скрипачи, речки. Дети проговаривают слова, выделяя опасные места.
После предварительного разбора дети составляют предложение и записывают его. Подчёркивают «опасные» места.
Взаимопроверка.
Итог урока Чем мы сегодня занимались? Как различить звуки Ц и Ч? Как различить буквы Ц и Ч?