Научно-информационная справка по теме:Одежда Донских казаков,от халата к мундиру.



Одежда Донских казаков, от халата к мундиру.
Одним из признаков, составляющих глубинный пласт материальной культуры, наименее подверженный изменениям, но в тоже время отражающий совокупность местных традиций и внешних влияний является одежда.
В отношении исконно русских регионов можно говорить о значительной устойчивости традиции в одежде, так как имеющиеся материалы позволяют отследить ее на протяжении очень длительного времени.
В отношении же территорий, заселенных казаками (в данном случае — территории области войска Донского) эти традиции попадают в поле зрения исследователей только с того периода, когда внешний наблюдатель получает возможность пребывания в казачьей среде, то есть с начала — середины XVI века.
Своеобразный вид донской одежды складывался веками. Приходили беглые на Дон в своей русской одежде, а здесь носили то, что давало войско. Казаки любили одежду ярких живописных расцветок, которую они привозили из походов. В костюме донцов имели место различия, обусловленные особенностями заселения края. Среди казаков было принято одеваться «по-татарски». [1].
В XVI веке костюм донских казаков носил восточный отпечаток – последствия многолетней борьбы с хазарами, татарами, турками. Все платья были ярких цветов из сукна, бархата, шёлка, расшитые галунами и позументами. Казаки любили блеснуть необыкновенной пышностью в одежде. Они носили бархатные и камлотовые кафтаны, опоясанные дорогими турецкими и персидскими кушаками и шалями. Одним из развлечений у казаков того времени было что-то вроде модных дефиле – они с удовольствием демонстрировали наряды из своего гардероба[2].
Вот как описывает выходные костюмы казаков донской историк В. Д. Сухорукое: "... один являлся в лазоревом атласном кафтане с частыми серебряными нашивками и жемчужным ожерельем; другой - в камчатном узорчатом или бархатном полукафтане без рукавов и в темно-гвоздичном суконном зипуне, опушенном голубою каймою, с шелковою, гвоздичного цвета, нашивкою; третий - в камчатном или бархатном кафтане с золотыми турецкими пуговками, с серебряными позлощенными застежками и в лазоревом настрафильном зипуне (Если перевести дословно на современный русский язык, то получится темно-голубой (голубой) кафтан из плотной шерстяной ткани. Настрафиль как особого рода сукно имела яркую окраску. Более дорогой считалась настрафиль ярко малинового (черчать, червчатый), желтого, синего (тмосинь), а более дешевой - голубого и зеленого цветов). У всех шелковые турецкие кушаки, и на них булатные ножи с черенками из рыбьего зуба в черных ножнах, оправленных серебром; красные или желтые сафьяновые сапоги и кунья шапка с бархатным верхом. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленным с азиатской роскошью серебром и золотом под чернию" (Сухоруков В. Д. Общежитие донских казаков в XVII-XVIII столетиях. Исторический очерк. Новочеркасск, 1892. С. 43). Старики носили длиннополые до пят халаты и высокие меховые шапки. В костюме донского казачества в течение длительного времени не существовало социальных различий - только территориальные, обусловленные особенностями заселения донских земель[3].
Казаки верхнедонских станиц одевались весьма непритязательно, практически одинаково с жителями южно-русских губерний. Примером такого костюма служит одежда казаков-некрасовцев. У них традиционный мужской костюм включал белую рубаху, отделанную красной полосой (кырмызом) по нижнему краю (подолу). Юноши и женатые мужчины носили рубахи с "воротом" - яркой вышивкой счетным крестом на груди (т. е. крестиком, который имел равные лучи и который использовался в счете как зарубка на память). Рубаха подвязывалась поясом, плетеным из шерстяных нитей, и одевалась навыпуск поверх портков-шаровар. Портки отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Сверху рубахи надевали бешмет - стеганый зипун без застежки, желто-оранжевого цвета. Он служил в качестве будничной и праздничной, в том числе свадебной, одежды.
Костюм низовых казаков поражал своей необычностью не только европейских, но и русских путешественников, так как представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов.
Мужской костюм низовых казаков включал рубаху калмыцкого покроя (с прямым разрезом на две полы), широкие шаровары, вбиравшиеся в сапоги, зипун, кафтан, шапку, пояс.
Зипун - это вид распашной одежды полу прилегающего, расширенного к низу силуэта, с узкими рукавами, без ворота, надевавшийся поверх рубахи. Он считался настолько важным элементом костюма, что походы за военной добычей часто назывались "походами за зипунами". Не случайно в казачьих песнях часто звучал мотив: "По синю морю гулять, зипунов-то доставать". Популярность зипунов можно объяснить их удобством, особенно при верховой езде, обусловленным небольшими объемными размерами, а также относительно мягкими климатическими условиями донского края.
Поверх зипуна надевался кафтан, спускавшийся ниже колен. Кафтан имел сходство с польским, благодаря рукавам, очень широким и пышным у плеча и узким от локтя до кисти. Кафтан изготавливался из парчи, бархата, атласа, камки (шелк с одноцветным рисунком) ярких расцветок, застегивался серебряными или позолоченными площами (род пуговиц). Дополнением к кафтану служил пояс, украшенный золотом или турецкий кушак, на котором носили булатный нож или шашку, сафьяновые ножны которой декорировали вышивкой золотом и серебром, бляхами и драгоценными камнями. Поверх кафтана иногда одевали черкеску из сукна с разрезными рукавами и заковражьями (обшлага), отделанную золотым позументом (Позумент - золотая, серебряная или мишурная (медная, оловянная) тесьма; золототканная лента, повязка, обшивка, оторочка: галун) с блестками. В костюм входили также сапоги татарского образца с сильно загнутой носочной частью и фигурной линией верхнего канта, выделанные из сафьяна ярких цветов: красного, желтого, зеленого. Завершала старинный костюм казака шапка с околышем из меха соболя или куницы, верх которой изготавливался из голубого или красного бархата, вышивался золотом или обкладывался позументом.
В зимнее время казаки носили шубы из лисьих и собольих мехов, покрытые бархатом и по краям украшенные опушкой из меха бобра или соболя.
Походная одежда казаков состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя, подпоясанного ремнем, широких шаровар, убранных в голенища сапог, и шапки из овчины. Любимыми цветами казаков были красный и синий, которые использовались и в походном костюме.
Атаман имел символы власти, выделявшие его из среды казачества: насеку и пернач. Насека - первоначально прямая палка со стилизованным навершием, на которой делались насечки по числу лет атаманских служений с момента образования войска, а позже длинная деревянная трость с вырезанными на ней узорами в виде ветвей, окрашенная под орех и снабженная серебряной головкой или иным шаровидным навершием. Пернач - ударное холодное оружие, разновидность булавы; состоял из короткого древка длиною около 80 сантиметров, оковываемого в более поздние времена серебром, и металлического навершия (медного, серебряного или серебряного с позолотой) грушевидной формы, делившегося на 8-10 и более долей* напоминавших птичьи перья (отсюда и название). Пернач в старину считался орудием нападения и иногда использовался в этом качестве донскими атаманами, однако чаще они выступали с ним на войсковом круге Кроме того, атаман носил трехменку - серую папаху с красным шлыком (верхом).
Что же касается одежды донского атамана-предводителя, то, судя по описи 1630 г., когда в Москве арестовали казачье посольство во главе с атаманом, она состояла из золотого кафтана с серебряными пуговицами, атласного или шелкового халата, штанов из такой же ткани. Зимой добавлялись теплая шуба на куньем или другом ценном меху[4].
В последней половине XVII века, а особенно после покорения Азова, когда морские поиски совершенно прекратились, общежитие Донцов стало развиваться, приходить в улучшение: они начали постепенно оставлять азиадскую одежду и совсем выводя её из употребления. С 1700 года полки казачьи постоянно стали ратовать в слияние с войсками отечества, хотя казаки, как в домах, так и в полевой службе, в продолжение целого XVIII столетия, носили одежду весьма разнообразную в цвете и в качестве материи, по желанию и возможности каждого, но в формах своих она постепенно изменялась, согласно вкуса и удобства, по роду службы их. Таким образом, под конец столетия, из старинных зипунов, черкесок, кофтанов были составлены теперешные: халаты, чекмень и куртка и обращены в общий мундир войска Донского[5].
Реформы Петра I в области костюма, предписывавшие повсеместное употребление немецкого платья и запрет на бороды, не коснулись территории Войска Донского. Очевидно, великий реформатор решил сохранить для потомков своеобразие народной культуры, да и не пожелал он лишний раз тревожить беспокойные казачьи станицы. Казаки, радуясь этому решению, послали в Мескву атаманов с выражением благодарности монарху: "Мы взысканы твоею милостию паче всех подданных: до нас не коснулся твой указ о платье и бородах; мы живем по древнему нашему обычаю - всякий одевается, как ему угодно: один черкесом, другой - по-калмыцки, иной - в русское платье старого покроя; мы это любим; немецкого же платья никто у нас не носит и охоты к нему вовсе не имеет"[6]. В 1769 году при Екатерине II была введена военная форма, которая некоторыми исследователями начала рассматриваться как национальная казачья мужская одежда. В дальнейшем форма изменялась многократно - по велению свыше, то есть сам народ в моделировании фасонов участия не принимал. В конце XVII - начале XVIII века сложился традиционный тип мужского костюма, обязательной принадлежностью которой являлся зипун. Зипун был настолько обязательным элементом, что походы за добычей назывались «походами за зипунами». С зипуном носили рубахи, бешметы (кафтаны), шаровары, сапоги. Походная одежда казака состояла из грубого суконного зипуна кавказского покроя подпоясанного ремнём, широких шаровар, убранных в голенища сапог и шапки из овчины.Всю мужскую одежду можно разделить на служебную, военную и домашнюю. Служебная состояла из мундира или чекменя синего сукна, с красными выпушками фуражки и папахи с красным верхом и военной синей шинели[7].
C именем Павла 1 связано рождение лейб-гвардии Казачьего полка и установление первой форменной казачьей одежды, которая существовала не только на бумаге, но и в жизни. Первоначально она была установлена в 1796 году для казаков лейб-гвардейцев и состояла из меховой шапки, кафтана, полукафтана, плаща, кушака, шаровар и сапог. При ее создании учитывали обычаи, привычки и традиции казачества, но также отдали дань немецкой моде. Это нашло во введении галстуков и перчаток с крагами, меховой шапки со шлыком – свисающим набок верхом, наподобие головного убора прусских гусар. Сходство с гусарами усиливалось расшивкой офицерской формы двойными серебряными шнурами в шесть рядов и украшениями на шапках. Но в отличие от гусар лейб-казаки носили не обтягивающие штаны (чакчиры) в сапоги, а свободные шаровары с небольшим напуском на сапоги. Эта форма одежды не вызвала отторжения у придворных донских казаков, и с наступлением XIX века возникла идея распространить одежду такого покроя на все служилое донское казачество. Как известно, решения по вопросам униформы принимались непосредственно императорами.
Новой «домашней» форменной одежде  была  уготована  долгая жизнь. Во-первых, она оказалась тёплой и удобной и соединила в себекафтан и полукафтан, органично дополнявшийся свободными шароварами с высоким верхом. Во-вторых, эта форменная одежда была овеянаславой в сражениях Отечественной войны 1812 года и стала символом доблести и мужества. В разные годы она дополнялась петлицами,погонами, эполетами и другими знаками различия, неуклонно превращаясь в строевую униформу. В-третьих, она последовательно, с некоторыми изменениями, распространялась на все степовые войска. Признанный повсюду длинныйчекмень со стоячим воротником и застёжкой на крючки с удовольствием носился даже в начале XX века. При Николае I чекмень стал не только повседневной, но и парадно-выходной одеждой. В парадном исполнении он стал немного короче (длина полы 18 см). К традиционной папахе добавилась фуражка — без козырька у нижних чинов и с козырьком у офицеров. Закрепляются цвета чекменей по войскам, в основном — тёмно-синие, у оренбургских казаков — тёмно-зелёные; регламентируются погоны у нижних чинов.При Александре II к строгости и функциональности казачьего костюма добавилась ещё и красота. У степовых казаков в качестве головного убора вводятся невысокие папахи. Всписке обязательных вещей появляются офицерский шарф — общий всем войскам для парадных форм и кушак из шёлковой цветной материи — для всех прочих форм. Вводятсяофицерские галунные погоны с просветами (у генералов с зигзагообразным узором). На основе чекменя в 1867 году разработали типовой парадный мундир степовых казачьих войск, с закруглённым воротником, обшлагами с мыском (с 1875-го — прямыми), отрезной юбкой, имевшей сзади шесть продольных складок. При этом вводится в официальное употребление термин «лампас», взамен прежней выкладки.Такие же по покрою мундиры гвардейских казаков (алый, голубой и малиновый) с двойными белыми петлицами на воротнике и обшлагах в 1867 году украсили восемьюрядами петель из шнуров, с застёжкой на костыльки, жёлтого цвета у лейб-казаков, белого у атаманцев (с 1878-го — жёлтых) и уральцев. Длинные петли с обоих концов завивалисьтремя кольцами: одно в середине, продолжая петлю, и два по бокам. К цветным мундирам полагались тёмно-синие шаровары с двурядным лампасом приборного цвета. Следует отметить, что при Александре II были окончательно установлены цвета мундирного и прикладного сукна: Донскому казачьему войску присваивались соответственнотёмно-синий и алый, Уральскому — тёмно-синий и малиновый, Астраханскому — тёмно-синий и жёлтый, Сибирскому — тёмно-зелёный и красный, Семиреченскому —тёмно-зелёный и малиновый, Оренбургскому — тёмно-зелёный и светло-синий, Забайкальскому и Амурскому — тёмно-зелёный и жёлтый.
Александр III провёл эксперимент с казачьей форменной одеждой, не затрагивавшийгвардию. На гвардейских мундирах только стало меньше украшений, отменили шнуры.Чекмень был оставлен в употреблении, но в казачьих степовых войсках вместо короткогомундира установили длинный мундир-татарку, папахи стали повыше и имели сужениекверху.Николай II вернул степовым казакам их прежний традиционный вид. Начало преобразованиям было положено при проектировании форменного костюма новогочетырёхсотенного лейб-гвардии Сводно-казачьего полка. В 1907 году для его чиновустановили следующую форму одежды: папахи чёрные и фуражки с верхами цвета парадныходнобортных мундиров на крючках, которые, в свою очередь, шились из сукна прикладного цвета, присвоенного войскам (малинового, красного, голубого и жёлтого), с белым кантом наворотниках и обшлагах и эполетами на плечах; повседневные мундиры (с погонами) былитёмно-синего цвета, такими же, как и шаровары. В 1909 году провели полноепереобмундирование всех степовых войск в  параднуюформу мирного времени, которая  повторяла существовавшую при Александре П. Казачьипапахи сохранили прежний покрой и размеры. Фуражки были двух типов — зимние (цветные суконные, с 1910-го у нижних чинов без козырька) и летние (защитные скозырьком). Мундир со стоячим закруглённым воротником и пришивными обшлагами мыском; на них — серебристые петлицы у офицеров и белевые у казаков. Для всех чиноввводились серо-синие    (носились   тёмно-синие)   шаровары с лампасами прикладного цвета, которые заправлялись в чёрные сапоги. После  крушения  Российской  империи и в последующие годы императорскую казачью форму сделали символом контрреволюции. Однако синие шаровары с краснымилампасами и чёрные папахи с алым верхом продолжали носить «красные» казаки, а как официальные предметы форменной одежды — личный состав 1-го Конного корпусаЧервонного казачества. В апреле 1936-го парадную казачью форму дореволюционного образца возвратили вновь образованным донским казачьим частям. При этом мундир накрючках был назван казакином, сзади он имел не шесть, а восемь продольных складок. На воротнике-стойке нашивались кавалерийские петлицы с обозначением звания. На рукавахкомандного состава на 2,5 см выше мыска нашивались знаки различия. Шаровары лампасами имели покрой общеармейских брюк. В качестве головных уборов устанавливалисьтрадиционные чёрная папаха и цветная фуражка с красной звездой. После ликвидации казачьих частей эта форма стала достоянием музеев и шкафов[8].В конце XX века возрождающееся качество символично оделось в чекмени, дореволюционные парадные мундиры и шаровары с лампасами, вернуло в современную жизнь «дедовские» цветные фуражки, папахи и многое другое.
Источники:
1. Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов н/Д., 1998. С. 448
2.Логинов, А. Н. Костюм донского казачества в XVI-XIX веках / А. Н. Логинов. – Волгоград: Принт Терра, 2008. – 192 с., 40 с. цв. ил.
3. Сухоруков В. Д. Общежитие донских казаков в XVII-XVIII столетиях. Исторический очерк. Новочеркасск, 1892.C. 44
4. Броневский В. Б. История Донского Войска. СПб., 1834. Ч. 1. С. 40
5.Статистическое описание земли Донских казаков, составленное в 1822-32 годах. Новочеркасск .1891.С.128
6.Броневский В. Б. История Донского Войска. СПб., 1834. Ч. 1. С. 40
7. Логинов, А. Н. Костюм донского казачества в XVI-XIX веках / А. Н. Логинов. – Волгоград : Принт Терра, 2008. – 192 с., 40 с. цв. ил.
8. Агафонов, О. Шапки из черных смушков: Казачья одежда от императоров /О. Агафонов //Родина. – 2011. - № 7. – С. 25-26.
Илюстрации:

Одежда Донцев 16-17 века, илюстрация из энцеклопедии: Сидоров В. С. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Ростов н/Д., 1994. Т. 1. С. 96

Одежда Донцев 18 века, илюстрация из энцеклопедии: Сидоров В. С. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Ростов н/Д., 1994. Т. 1. С. 96

Форма Донцев 19-20 века. Илюстрация из статьи: Агафонова, О. Шапки из черных смушков: Казачья одежда от императоров /О. Агафонов //Родина. – 2011. - № 7. – С. 25-26.
Волжский историко-краеведческий музей
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБУ «ВМВК»
_____________________С.А.Анисин
«_____»___________________________2016 г.
Научно-информационная справка по теме:
«Одежда Донских казаков, от халата к мундиру».
Составил:
заведующий отделом ВИКМ
В.А.Ваулин
г. Волжский2016 год.