Календарно-тематическое планирование по литературному чтению (УМК Перспектива)


Литературное чтение
№ п/п № п/р Тема урока Характеристика деятельности учащихся Домашнее задание Дата план Дата факт
1 1 Любите книгу — 10 час.
Знакомство с учебником. Урок-игра «Крестики-нолики» Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу в со держании учебника. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нем представлены. Объяснять, в чем ценность книги. Объяснять нравственный смысл стихотворений о книгах. Определять нравственный смысл слова «добро». Рассказывать о своем отношении к книге. Определять конкретный смысл понятий: рукописная книга, иллюстрация. Работать в паре, выслушивая мнения друг друга. Определять название выставки книг. Классифицировать книги по темам. Находить нужную книгу по заданным параметрам. Находить информацию о возникновении книг в детских, научно-энциклопедических статьях и художественных текстах. Находить нужную информацию в специальных справочных книгах — энциклопедиях. Учиться выбирать книгу в библиотеке. Находить значение слова в толковом словаре. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Объяснять смысл пословиц о книгах, высказывания М.Горького о книге. Рассматривать иллюстрации известных художников к детским книгам. Соотносить иллюстрацию и содержание детской книги. Определять главную мысль стихотворения 2 2 Основные понятия раздела: рукописная книга, иллюстрация 3 3 Любите книгу. Ю.Энтин и В.Боков о книге Стр. 5 — 6 выр. чт. 4 4 Г.Ладонщиков «Лучший друг». Пословицы о книге Стр. 6 — 7 выр. чт. 5 5 Книги из далекого прошлого Стр. 8 — 12 читать 6 6 Н.Кончаловская «В монастырской келье» Стр. 13 выр. чт 7 7 Справочная литература для детей 8 8 Мои любимые художники-иллюстраторы 9 9 Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». Главная мысль стихотворения Стр. 20 — 21 выр. чт. 10 10 Пословицы и поговорки о добре Задание 2 стр 23 11 1 Краски осени — 13 час.
Основные понятия раздела: сравнение, сборник Воспринимать красоту родного края в произведениях литературы и живописи. Рассказывать о красоте своей страны. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения а нем представлены. Сравнивать произведения живописи и произведения литературы. Сравнивать прозаический и поэтический тексты. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Определять название выставки книг. Классифицировать книги по подтемам. Находить нужную книгу по заданным параметрам. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Распределять роли. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Определять конкретный смысл понятий «сравнение», «сборник». Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Находить эпитеты, сравнения. Объяснять смысл понятий «темп», «интонация». Выбирать стихи для выразительного чтения. Наблюдать, как с помощью художественных средств автор передает читателю свои чувства и настроение, выраженные в прозаическом и поэтическом текстах. Наблюдать, как с помощью красок автор передает свои чувства и настроение, выраженные в репродукциях картин известных художников. Составлять рассказ об осени на основе репродукции картины, используя слова художественных текстов, на основе собственных наблюдений. Озаглавливать текст строчками из прочитанных произведений. Инсценировать произведение 12 2 Осень в произведениях А.Пушкина, С.Аксакова Стр. 25 — 26 выр. чт. 13 3 Осень в произведениях живописи В.Поленова, А.Куинджи Задание 6 стр. 26 14 4 Эпитеты и сравнения в стихах об осени А.Майкова, С.Есенина Стр. 28 — 29 наизусть 15 5 Стихи об осени И.Токмаковой, А.Плещеева Стр. 30 — 31 наизусть 16 6 Пословицы и поговорки об осени Найти пословицы об осени 17 7 Народные приметы. Осенние загадки Найти народные приметы об осени 18 8 Сборники стихов и рассказов о природе 19 9 Цвета осени в произведениях поэтов Стр. 35 — 36 выр. чт. 20 10 Создание текста по аналогии Задание 3 стр 39 21 11 Инсценирование рассказа Н.Сладкова «Осень» Стр. 40 — 41 читать по ролям 22 12 Маленькие и большие секреты страны Литературии Задание 9 стр 45 23 13 Пишем рассказ Дописать рассказ 24 1 Мир народной сказки — 16 час.
Основные понятия раздела: сказка, сказочный персонаж, вымысел Читать самостоятельно учебный материал. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выбирать вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Определять конкретный смысл понятий: сказка, сказочный персонаж, вымысел. Называть имена известных русских собирателей сказок: А.Н.Афанасьева, В.И.Даля. Находить в библиотеке книгу по заданной теме. Высказываться о своем отношении к народным сказкам. Восстанавливать сказку по иллюстрациям; на основе картинного плана. Рассказывать сказку с использованием опорных слов. Определять качества главных героев сказки; называть их. Делить текст на части. Объяснять, что в сказке является правдой, а что вымыслом. Сравнивать героев, события сказки. Выявлять особенности сказочного текста с учетом места проживания людей. Находить в тексте сравнения слов «будто», «как», «словно». Распределять роли; договариваться о совместном представлении сказки. Читать сказку по ролям, определять речевую задачу персонажей. Выразительно читать сказочные диалоги. Составлять план сказки; дополнять составленный план. Определять главную мысль на основе пословиц. Соотносить пословицу и содержание сказки. Подготовить выставку книг: группировать книги по подтемам; находить нужную книгу на основе характеристики; рассказывать о книге по составленному плану. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Сочинять текст на основе опорных слов и прочитанных произведений о лисе 25 2 Собиратели русских народных сказок А.Афанасьев, В.Даль 26 3 Русская народная сказка «Заячья избушка». Пересказ по серии иллюстраций Прочитать сказку «Заячья избушка» 27 4 Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Восстановление событий на основе рисунков Задания 4, 5 стр. 56 28 5 Корякская сказка «Хитрая лиса». Сравнение героев сказок Задание 5 стр. 59 29 6 Русская народная сказка «Зимовье». Чтение по ролям Стр. 60 — 63 читать по ролям 30 7 Русская народная сказка «У страха глаза велики». Составление плана сказки Задание 3 стр. 67 31 8 Белорусская сказка «Пых». Сравнение сказок Стр. 68 — 69 пересказ 32 9 Русские народные сказки 33 10 Хантыйская сказка «Идэ». Главная мысль сказки Стр. 71 — 73 пересказ 34 11 Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Анализ сказки Задание 4 стр. 78 35 12 Нанайская сказка «Айога». Выразительное чтение диалога Стр. 79 — 81 читать по ролям 36 13 Ненецкая сказка «Кукушка». Сравнение событий сказок Задание 4 стр. 83 37 14 Инсценирование русской народной сказки «Лиса и журавль» Стр. 84 — 85 читать по ролям 38 15 Маленькие и большие секреты страны Литературии Задание 10 стр. 88 39 16 Сочинение-описание лисы Дописать сочинение 40 1 Веселый хоровод — 10 час.
Основные понятия раздела: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод Читать самостоятельно учебный материал. Находить вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения представлены в разделе. Различать понятия: закличка, небылица, прикладное искусство, перевод. Составлять устный рассказ по картине. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Работать в группе, распределять задания в группе, договариваться друг с другом. Находить нужный материал на основе экспонатов, книг, статей. Готовить сообщение по заданной тематике. Находить книгу в библиотеке по заданной теме. Объяснять назначение справочной и энциклопедической литературы. Сочинять свои стихи на основе художественного текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике. Читать выразительно небылицы, заклички 41 2 Устное сочинение по картине Б.Кустодиева «Масленица» 42 3 Проект «Мы идем в музей народного творчества» 43 4 Народные заклички, приговорки, потешки, перевертыши Стр. 94 — 97 выр. чт 44 5 Переводная литература. Небылицы, перевертыши, веселые стихи Стр. 98 — 99 выр. чт 45 6 Справочная литература для детей 46 7 Стихи Д.Хармса Задание 3 стр. 103 47 8 Небылицы. К.Чуковский «Путаница» Стр. 104 — 107 выр. чт 48 9 Маленькие и большие секреты страны Литературии Задание 8 стр. 111 49 10 Проект «Подготовка и проведение праздника «Веселый хоровод» 50 1 Мы — друзья — 10 час.
Основные нравственные понятия раздела: доброжелательность, терпение, уважение Читать самостоятельно учебный текст. Определять вопросы, на которые предстоит ответить при чтении раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Выбирать их для заучивания наизусть. Обсуждать с другом значение понятий: доброжелательность, терпение, уважение. Объяснять смысл пословиц о дружбе. Обсуждать в классе проблемы «Кого можно назвать другом», «Что такое настоящая дружба», «Как найти друзей», «Правильно ли поступили герои рассказа А.Гайдара?». Придумывать рассказы на основе рисунков. Восстанавливать порядок событий на основе рисунков. Составлять план пересказа, сопоставлять придуманный план с планом в учебнике. Подробно пересказывать от имени героя. Определять главную мысль произведения, соотносить главную мысль с пословицей. Распределять роли для инсценировки, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг, группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике 51 2 Стихи М.Пляцковского, В.Орлова о дружбе Стр. 116 — 117 выр. чт 52 3 Сочинение на основе рисунков 53 4 Н.Носов «На горке». Подробный пересказ от имени героя Задание 5, 6 стр. 122 54 5 Рассказы о детях 55 6 Главная мысль рассказа С.Михалкова «Как друзья познаются» Задание 3 стр. 125 56 7 Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья». Обсуждение проблемы «Как найти друзей» Стр. 126 — 127 пересказ 57 8 Обсуждение рассказа А.Гайдара «Чук и Гек» Задание 2 стр. 131 58 9 Инсценирование басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей» Стр. 132 — 133 читать по ролям 59 10 Маленькие и большие секреты страны Литературии Задание 12 стр. 136 60 1 Здравствуй, матушка-зима — 11 час.
Основное понятие раздела: выразительное чтение Читать выразительно понравившийся текст. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении произведений раздела. Предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены. Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Находить в тексте стихотворения средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Придумывать свои сравнения, подбирать эпитеты, олицетворения. Читать наизусть стихотворения. Распределять роли для инсценировки, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы, находить нужный материал для подготовки к празднику. Рассказывать о празднике Рождества Христова. Отгадывать загадки, соотносить загадку с отгадкой. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы 61 2 Проект «Готовимся к новогоднему празднику» 62 3 Лирические стихи о зиме А.Пушкина, Ф.Тютчева Стр. 140 — 141 наизусть 63 4 Средства художественной выразительности в стихах С.Есенина Стр. 142 — 143 наизусть 64 5 Праздник Рождества Христова. Стихи С.Черного, К.Фофанова Стр. 144 — 145 выр. чт 65 6 Выразительное чтение стих. К.Бальмонта «К зиме» Стр. 146 выр. чт 66 7 Средства художественной выразительности в стих. С.Маршака «Декабрь» Стр. 147 наизусть 67 8 Сказочное в лирических стихах А.Барто, С.Дрожжина Стр. 148 — 149 выр. чт 68 9 Загадки зимы. Соотнесение отгадки и загадки 69 10 Проект «Праздник начинается, конкурс предлагается ...» 70 11 Урок-игра «Поле чудес» 71 1 Чудеса случаются — 16 час.
Основное понятие раздела: литературная сказка Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нем представлены. Осмысливать понятие «литературная сказка». Давать характеристику героев, называть их качества. Обсуждать с друзьями проблему, можно ли рыбку из сказки А.Пушкина назвать благодарной, справедливой, доброй. Определять основные события сказки. Называть главную мысль сказки. Соотносить смысл сказки с пословицей. Соотносить рисунки и текст. Подробно пересказывать сказку. Сравнивать сказки: героев, события. Распределять роли для инсценирования, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг, группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике 72 2 Мои любимые писатели. Сказки А.Пушкина 73 3 А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Герои сказки Стр. 6 — 16 выр. чт 74 4 А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка? Задание 6 стр. 17 75 5 Д.Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» Стр. 18 выр. чт 76 6 Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца ...». Герои сказки Стр. 19 — 23 выр. чт 77 7 Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца ...». Чему учит сказка? Задания 6, 7 стр. 23 78 8 Дж.Харрис «Братец Лис и братец Кролик». Особенности литературной сказки Задание 2 стр. 27 79 9 Сравнение литературных сказок Д.Мамина – Сибиряка и Дж.Харриса 80 10 Э.Распе. Из книги «Приключения барона Мюнхгаузена» Задание 2 стр. 29 81 11 Литературные сказки 82 12 Сказки К.Чуковского 83 13 К. Чуковский. Из книги «Приключения Бибигона» Стр. 32 — 38 выр. чт 84 14 Л.Толстой «Два брата». Основная мысль Стр. 39 — 41 выр. чт 85 15 Инсценирование сказки К.Чуковского «Краденое солнце» Стр. 42 — 47 читать по ролям 86 16 Маленькие и большие секреты страны Литературии 87 1 Весна, весна! И все ей радо! — 11 час.
Основные понятия раздела: олицетворение, воображение Читать самостоятельно учебный текст. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нем представлены. Находить в тексте олицетворения, объяснять своими словами значение понятия «воображение». Читать текст осознанно, правильно целыми словами, замедлять и увеличивать темп чтения. Выразительно читать стихотворения. Определять тему произведений, рассматриваемых на уроке. Сравнивать образы, представленные в лирическом стихотворении. Сравнивать произведения живописи и литературы. Создавать собственные тексты по произведению живописи. Представлять свою творческую работу в группе, в классе. Задавать вопросы по прочитанным произведениям. Оценивать вопросы учащихся. Распределять роли для инсценирования, договариваться друг с другом. Находить олицетворения в лирическом стихотворении, придумывать свои сравнения. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг, группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике 88 2 Ф.Тютчев «Зима недаром злится…» Приём контраста в лирическом стихотворении Стр. 51 наизусть 89 3 Весна в лирических стихотворениях И.Никитина, А.Плещеева, И. Шмелёва, Т.Белозёрова Стр. 52 — 53 наизусть 90 4 Картины весны в произведениях А.Чехова, А.Фета, А.Барто Стр. 54 — 55 выр. чт 91 5 Стихи русских поэтов о весне 92 6 Стихи о весне С.Маршака, И.Токмаковой, С.Чёрного Стр. 57 — 59 выр. чт 93 7 Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна» 94 8 А. Майков «Христос Воскрес!» Стр. 60 выр. чт 95 9 Инсценирование сказки С. Маршака « Двенадцать месяцев» Стр. 61 — 65 читать по ролям 96 10 Маленькие и большие секреты страны Литературии 97 11 Сочинение стихов о весне 98 1 Мои самые близкие и дорогие — 8 час.
Основные нравственные понятия раздела: семья, согласие, ответственность Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения в нем представлены. Обсуждать в паре, в группе, что такое согласие, ответственность. Рассказывать о традициях своей семьи. Рассказывать о своей маме. Размышлять, в чем заключается семейное счастье. Соотносить содержание текста и пословицу. Выразительно читать стихотворение. Называть качества героев произведения. Читать диалог по ролям. Инсценировать произведение. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Составлять каталог книг на тему «Моя любимая мама». Называть выставку книг, группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике 99 2 Стихи о маме и папе Ю.Энтина, Б.Заходера Стр. 70 — 71 выр. чт 100 3 Главная мысль стихов А.Барто, Р.Сефа Стр. 72 — 73 выр. чт 101 4 Произведения о маме 102 5 Стихи Э.Успенского и Б.Заходера
о маме Стр. 76 — 78 выр. чт 103 6 Басни Л.Толстого Стр. 79 — 80 выр. чт 104 7 Инсценирование рассказа Е.Пермяка «Как Миша хотел ...» Стр. 81 — 82 читать по ролям 105 8 Маленькие и большие секреты страны Литературии Задание 7 стр. 85 106 1 Люблю все живое — 16 час.
Основные нравственные понятия раздела: сочувствие, сопереживание Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут в нем изучаться. Обсуждать в классе, что такое сочувствие, сопереживание. Определять авторское отношение к изображаемому. Находить слова, которые помогают представить картину, героя, событие. Выразительно читать, отражая авторскую позицию. Определять основные события произведения. Обсуждать с друзьями поступки героев. Придумывать продолжение историй. Составлять план произведения в соответствии с планом в учебнике на основе опорных слов. Характеризовать героя произведения. Читать диалог по ролям. Инсценировать произведение. Сравнивать художественный и научный тексты. Участвовать в проектной деятельности, договариваться друг с другом. Отбирать необходимый материал в фотоальбом. Составлять рассказ по серии картинок. Задавать вопросы к тексту, оценивать эти вопросы. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Называть выставку книг, группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике 107 2 С.Черный «Жеребенок». Авторское отношение к изображаемому Стр. 87 выр. чт 108 3 С.Михалков «Мой щенок». Дополнение содержания текста Задание 5 стр. 91 109 4 Г.Снегирев «Отважный пингвиненок». Поступки героев Задание 5 стр. 93 110 5 М.Пришвин «Ребята и утята». Составление плана рассказа Задание 5 стр. 96 111 6 Е.Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов Задание 7 стр. 99 112 7 Сравнение художественного и научно-познавательного текстов 113 8 Проект «Создание фотоальбома о природе» 114 9 Рассказы и сказки о природе В.Бианки 115 10 Мои любимые писатели. В.Бианки Задание 3 стр. 107 116 11 Маленькие рассказы Н.Сладкова Задание 4 стр. 109 117 12 В.Сухомлинский «Почему плачет синичка?» Стр. 110 — 111 выр. чт 118 13 Г.Снегирев «Куда улетают птицы на зиму?» Постановка вопросов к тексту Стр. 112 — 113 выр. чт 119 14 Инсценирование сказки В.Бианки «Лесной колобок» Стр. 114 — 116 читать по ролям 120 15 Шутки-минутки В.Берестова Стр. 117 выр. чт 121 16 Маленькие и большие секреты страны Литературии Задание 10 стр. 119 122 1 Жизнь дана на добрые дела — 15 час.
Основные нравственные понятия раздела: взаимопонимание, трудолюбие, честность, сочувствие Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять систему вопросов, на которые предстоит ответить при чтении содержания раздела. Обсуждать с друзьями, что такое честность, сочувствие, трудолюбие, взаимопонимание, кого можно назвать честным, трудолюбивым. Объяснять смысл заголовка. Придумывать свои заголовки. Объяснять смысл пословиц, соотносить содержание текста с пословицей. Обсуждать поступки героев произведения. Рассуждать о том, кого можно назвать сильным человеком, что значит поступать по совести. Участвовать в работе группы, договариваться друг с другом. Составлять рассказ на тему. Инсценировать произведение. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно. Находить нужную книгу в библиотеке по заданным параметрам. Определять тему выставки книг, группировать книги по подтемам. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике
123 2 С.Баруздин «Стихи о человеке и его делах». Смысл заголовка Стр. 123 выр. чт 124 3 Л.Яхнин «Пятое время года». Смысл заголовка Стр. 124 - 126 выр. чт 125 4 В.Осеева «Просто старушка». Смысл заголовка Задание 2 стр. 127 126 5 Кого можно назвать сильным человеком? Э.Шим «Не смей» Стр. 128 — 129 выр. чт 127 6 А.Гайдар «Совесть». Соотнесение содержания рассказа с пословицей Стр. 130 — 131 пересказ 128 7 В.Осеева «Три товарища» Стр. 134 читать по ролям 129 8 И.Пивоварова «Сочинение» Стр. 135 — 137 пересказ 130 9 Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме» 131 10 Рассказы Н.Носова 132 11 Н.Носов «Затейники». Деление рассказа на части Задание 5 стр. 142 133 12 Н.Носов «Фантазеры». Чтение по ролям Стр. 143 — 149 читать по ролям 134 13 Смысл басни И.Крылова «Лебедь, Щука и Рак» Стр. 150 выр. чт 135 14 Инсценирование сказки С.Михалкова «Не стоит благодарности» Стр. 151 читать по ролям 136 15 Маленькие и большие секреты страны Литературии