Доклад Метапредметное обучение как инновационный процесс в современном образовании


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Лохвицы филиал Некрасовский
Доклад
«Метапредметное обучение
как инновационный процесс
в современном образовании»
Подготовила:
Вельган Мария Васильевна,
руководитель ШМО
учителей гуманитарного цикла
2017
Сл.2 «Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».  Роджер Левин
Сл.3 Мир, в котором мы живём, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах.
Сл.4 А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.
Сл.5 Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал об ученике: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Сл.6 Сам того не подозревая в XIX веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете внедрения ФГОС второго поколения. 
Как сделать так чтобы, всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да ещё и осознавалось не как мёртвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? 
Сл.7 И отсюда возникает ещё одна проблема- если нет жизненной необходимости- значит нет интереса и тогда…в голове ученика- ветер… 
И как писал в одном из своих стихотворений про школьников французский писатель Клод Руа:
Если ветер, если ветер В голове ученика, Что ни утро, что ни вечер - Он взлетает в облака. 
Удержи его, пожалуй... Вечно нужен глаз да глаз: В небесах гарцует малый - Возврати такого в класс! С ним забот - ну просто бездна! Весь его летучий вид Говорит: "Сейчас исчезну!.." Тут он! Там! Сидит! Летит! Вот была б такая скрепка Или специальный клей, Чтоб они держали крепко Улетающих детей! 
Что может служить такой "скрепкой" или "клеем"?
Сл.8 Чудодейственной скрепкой или специальным клеем является внедрение в процесс преподавания новых способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, а это есть не что иное как метапредметное обучение.
Что же это такое?
Сл.9 «Главные задачи современной школы- раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).
Сл.10 Сегодня все мы активно вовлечены в процесс внедрения новых стандартов образования. Внедрение новых стандартов является одной из ключевых линий текущего этапа модернизации образования. 
Стандарты задают новые ценностные и содержательные ориентиры образованию. Сделать стандарт работающим- дело посильное, но непростое. Оно требует серьезной работы – осмысленных и согласованных действий всех участников образовательного процесса: руководителей, педагогов, методистов, психологов, детей и родителей. Осмысленность и согласованность не приходят сами по себе, они требуют  обсуждения,  размышления,  выработки совместных действий.
Меняющийся мир диктует свои требования к личности, стремящейся к благополучию и успеху. Сегодня недостаточно владеть  предметными знаниями, важно обладать компетенциями, которые позволят освоить и применить любые знания, управлять собственной деятельностью, работать в команде. 
Сл.11 Немного истории:
В России метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году и называлась тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. 
Метапредметное обучение разделялось на ступени. На первой ступени- самой младшей- с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения.
На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников.
В 1930 году, был введен всеобуч (постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении»), а в 1932 году метод проектов жестоко осудили.
Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало опять-таки, предметное обучение. 
На предметном обучении выросло несколько поколений.
На мой взгляд, чтобы ввести метапредметное  обучение необходимо перестроить всю систему образования, и в первую очередь взгляды и подходы учителей. И если это произойдет, образование России, шагнёт далеко вперёд.
Сл.12 Учёные, занимающиеся изучением метапредметного подхода, (Асмолов, Хуторской, Громыко) сходятся в одном.
Актуальность метапредметного подхода основана на:
-разобщённости научных дисциплин;
-раздробленности учебных предметов.
В связи с этим назрела востребованность метапрадметного подхода, призванного соединить научные дисциплины и наладить связи между учебными предметами.
Сл.13 Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. 
Метапредмет — это то, что стоит за (над) предметом или за (над) несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности. А общеучебная деятельность относится к учению, а не к предметам. Можно сказать, что общеучебная деятельность стоит как бы «сбоку» или параллельно предметной, т.е. она независима от предметов и может применяться к любому из них.
Приведем пример метапредметной деятельности- наблюдение. У неё есть свои предметные воплощения:
наблюдение естественнонаучное;
наблюдение историческое;
наблюдение математическое;
самонаблюдение рефлексивное и тому подобное.
Другой существенный момент: метапредметность- не только деятельность, но и содержание. Таким образом, метапредметное содержание образования и метапредметная деятельность обучающегося рассматриваются в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью. 
Сл.14 В основе метапредметного подхода- понимание того, что является главным, чему надо учить в школе,- это творческое мышление.
Метапредметный подход предполагает, что ребёнок не только осваивает систему знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью, сможет сам добывать информацию о мире.
Сл.15 Новый стандарт ориентирует нас не только на предметные, но и на метапредметные и личностные результаты. 
Сл.16 Метапредметные результаты представляют собой освоенные учащимися на базе учебных предметов обобщённые, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. 
Сл.17 Обучающийся узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы обучающийся начал рефлексировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как он мысленно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.
Установленные новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.
Что следует понимать под метапредметным уроком?
Сл.18 Метапредметный урок-это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося.
Знания, полученные на метапредметном занятии, являются универсальными и переходят из категории "теория" в категорию "практика".
Сл.19 Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщённых способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Сл.20 Результатом образования является не просто получение знаний, а познавательное и личностное развитие учащихся. Происходит слияние педагогических и психологических целей обучения и воспитания.
Сл.21 Совершенно очевидно, что предметные, метапредметные и личностные результаты обучения не могут быть отделены друг от друга и представляют собой триединую задачу современного образования. Эти способности, умения, установки, квалифицируются в новом образовательном стандарте как универсальные учебные действия, подлежащие формированию и развитию у учащихся на всех ступенях обучения - УУД.
Сл.22 Следовательно, для достижения метапредметных результатов учащихся необходимо у них сформировать и отработать систему УУД. Перечень УУД содержится в документе, который называется «Фундаментальное ядро содержания общего образования», а описание, рекомендации по формированию УУД содержатся в программе формирования универсальных ученых действий. Современному педагогу необходимо овладение теоретическими и практическими знаниями специфики метапредметного подхода в обучении и сложившихся точек зрения в отечественной педагогике в отношении данного направления в педагогической теории и практике.
Сл.23 Профессионалы XXI века — специалисты самого широкого профиля, для которых не существует непроходимого водораздела между гуманитарным и естественнонаучным знанием, между смежными и, наоборот, совершенно не смежными дисциплинами. Это те, кто легко понимает разные профессиональные языки, кто может включаться в полипрофессиональное взаимодействие при решении очень сложных комплексных проблем и без труда профессионально двигаться в разных полях практики.
Именно таких специалистов должно готовить среднее и высшее образование, поэтому возникают новые требования к педагогу XXI века. 
Сл.24 Можно считать, что инновационные процессы в современном образовании являются результатом развития новой образовательной парадигмы, которая выражает глобализационные процессы современного мира, в котором локальные социальные области все больше начинают интегрироваться в глобальное социокультурное пространство человеческой цивилизации. Инновационные процессы, таким образом, становятся актуальными и являются единственными источниками развития образовательных систем.
Сл.25 XXI век — век рефлексивных форм знания, это изменение роли участников педагогического процесса. Это время, когда мало быть погруженным в «свой» предмет, необходимо знать его особенности, прорывные зоны развития и методы конфигурирования с другими типами знаний. Любой педагог-предметник должен быть ещё хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. Здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы с ними, не обойтись.
Сл.26 Подводя итог, хочу отметить, что реализация метапредметного подхода позволяет создать необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению задач. Повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, повышается мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению.
Метапредметное образование создает условия для формирования личностного развития учащихся, для социальной и социально- психологической ориентации в окружающей действительности.
Так что, как сказала Нина Громыко (кандидат философских наук, разработчик метапредметного подхода) «Метапредметы – это не заумь и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться».
Сл.27 Спасибо за внимание!