Доклад по технологии«Здоровьесберегающая образовательная среда в обучении технологии – приоритетного направления в современном образовании»



Здоровье – величайшая ценность а особенно в нашем современном мире (где дети полностью погружены в современные технологии телефоны, компьютеры,планшеты и тд)
. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для успешной самореализации личности. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. С другой стороны, школьная среда чаще всего не создает условий для укрепления здоровья..Здоровьесберегающие технологии на уроках технологии - задача особой важности для преподавателей этого предмета.
На уроках прежде всего создаю условия для здорового развития детей:
1.Соблюдаю физиологические основы учебно-воспитательного режима:
- время трудоспособности, утомляемости учащихся;
- учебная нагрузка, дозирование домашних заданий,
-физкультминутки.
2.Произвожу гигиеническую оценку условий и технологий обучения:
-воздушно-тепловой режим;
-световой режим;
-режим и организация учебно-воспитательного процесса.
3.Формирую здоровый образ жизни.
На уроках провожу мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), для глаз. Создана папка комплексов физкультминуток. Упражнения сочетают в себе движение глазами, головой и туловищем. Активно использую на своих уроках физкультминутки из интернета, постоянно их меняя. Для себя я выделила несколько правил для проведения физкультминуток:
 - Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания;- Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность; - Физкультминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даёт желаемого результата. - Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.  
-   Активное поведение учащихся обеспечивается за счет использования стихотворений, песен на основе движений т.е   физкультминутки и музыкальные паузы , производственная гимнастика- норма— на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого (движение, физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, эмоциональные разрядки и «минутки покоя»(пож спакойную музыку), самомассаж, при первых симптомах усталости глаз, нужно порекомендовать отводить взгляд вдаль на несколько секунд, тем самым формируются устойчивые привычки, которые в дальнейшем помогут сберечь: остроту зрения, осанку и т.п.)
Большое внимание уделяю нормированию домашних заданий, для недопущения перегрузок. Обращаю особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом.
В кабинете технологии воздушно-тепловой и световой режим соблюдается полностью. Кабинет регулярно проветривается.
В течении всего урока обращаю внимание на технику безопасности , посадку учащихся за столом, за швейной машиной и при различных видах рукоделия. Число видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, работа на компьютере, ответы на вопросы, практические занятия, игровые, соревновательные моменты) и частота их чередования. Лучший вид отдыха – смена деятельности. Норма 4-7 видов за урок по — 7-10 минут. Число и чередование использованных видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок, не позже чем через 10-15 минут. Применяю на уроке:
-методы свободного выбора : свободная беседа, выбор способа действий, свобода творчества;
- активные методы - обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия.
- методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, воображения, самооценки.
Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашних заданий.
При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.
При изучении тем по материаловедению и раздела «Проектирование и изготовление одежды» учащиеся знакомятся с натуральными, искусственными и химическими волокнами, из которых изготавливают ткани, их свойствами, применением и влиянием одежды и тканей, из которых она сшита, на здоровье человека.
В результате изучения такого раздела как «Интерьер жилого дома» дети узнают о требованиях, предъявляемых к кухне, прихожей, детской комнате, о роли и влиянии освещения на эмоциональное состояние человека.
Особое место на уроках технологии занимают такие разделы как «Гигиена, косметика» и «Уход за одеждой и обувью».
Школьники получают знания по гигиеническим требованиям и правилам ухода за кожей, волосами, ногтями, знакомятся с приёмами хранения одежды и обуви, учатся подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями, что, несомненно, влияет на ведение учащимися здорового образа жизни.
Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.
Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую деятельность, более эмоциональную.
Но одним из самых важных здоровьесберегающих действий, считаю создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке.
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
- улыбок,
- использования поговорок,
- афоризмов с комментариями,
- музыкальных минуток и т.д.
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:
- учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,
- учитель мог прокомментировать задание на дом,
- попрощаться со школьниками.
«Дайте ребёнку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, и, если вы сумеете ими воспользоваться, они дадут в результате больше целой недели занятий», - советовал великий педагог К. Д. Ушинский.
Доклад
На тему «Здоровьесберегающая образовательная среда в обучении технологии – приоритетного направления в современном образовании»
Подготовил (а)
учитель технологии
МОУ «СОШ п.Первоцелинный»
Татару. О.Н.
Проверил(а)
Руководитель РМО
Синотова И.А.