Сувенирная кукла как средство формирования интереса к Русской национальной культуре у детей младшего школьного возраста


Сувенирная кукла как средство формирования интереса к Русской национальной культуре у детей младшего школьного возраста
Культура человечества движется вперед не путем перемещения в «пространстве времени», а путем накопления ценностей.
Д.С.Лихачев.
Во все века люди высоко ценили русскую национальную культуру. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о наших детях. В настоящее время размыты все ориентиры русской национальной культуры, подрастающее поколение можно обвинить в бездуховности, безверии, агрессивности.
Необходимость приобщения младших школьников к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как некогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны знать не только историю Российского государства, но традиции национальной культуры. Осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Самореализовать себя, как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.
Как отмечает специалист в области философии и культурологии Багдасарьян Н.Г., культура - это накопленное многими поколениями лучших умов и сердец твоей Родины богатство знаний в области искусства, образования и науки. Русская национальная культура задает образ мыслей, поведения в обществе, в семье и среди друзей, отношение к вечным ценностям в России. (1, с. 25)
Русская национальная культура в том состоянии, в котором она существует сейчас - это сложное сочетание материальных и духовных явлений, которые оказывают решающее влияние на жизнь русского народа. (2, с. 37)
Развитие интереса к культуре, основано на регулировании системы отношений человека и общества, формировании продуктивного отношения личности к людям, обществу, самому себе. Знания о культуре вводят ребенка в систему принятых в обществе норм, формируют опыт деятельности, позволяющих осознать разумность, объективность, необходимость тех или иных поступков, побуждают ребенка к добрым поступкам, формирует потребность личности сделать себя и окружающее жизненное пространство более совершенным. (4, с. 89)
Введение русской национальной культуры в обиход школьников предполагает понимание и ориентацию на психологию народа, которая вырабатывается веками и поэтому позволяет наиболее адекватно формировать личность. Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Интерес к народному творчеству является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения к народной мудрости, которая передаётся из поколения в поколение.
Приобщение детей к русской национальной культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром.
Включение детей младшего школьного возраста в деятельность по развитию интереса к русской национальной культуре позволяет расширить кругозор, а уровень навыков и интересов не позволяют рассчитывать на высокую степень самостоятельности. Поэтому значительно возрастает роль взрослых в создании условий для стимулирования направленного интереса детей.
Как, указывает русский литературовед, С.Д. Дрейден история куклы началась несколько тысячелетий назад. Понятие «кукла» достаточно сложно и многогранно, а сама она многолика и полифункциональна. Словари, как правило, дают два основных толкования слова «кукла»: как детская игрушка и как фигура в театральном представлении. Иногда кукла также рассматривается как фигура, выставленная в витрине. Кукла — это часть культурного наследия России, которая незаслуженно забыта. Это обычаи и обряды, связанные с самодельными куклами.
Сувенирные куклы по своему происхождению относятся к куклам – игрушкам, перешедшим в «пассивную «категорию интерьерных кукол, предназначенных для украшения. Сувенирная кукла представляет собой «сгусток» национально-этнической информации и является знаком страны производителя. Предками сувенирных кукол были этнические куклы Н.Штайнера, А. Монтанари, куклы-игрушки в костюмах крестьян различных губерний России, а также фарфоровые этнографические куклы.
Истории проиллюстрированные с помощью кукол, усиливают впечатления и конкретизируют представление детей о образе жизни людей, а также расширяют их кругозор за счёт дополнительных знаний о русской культуре. [3; 14]
Для ребенка наиболее полезны те куклы, которые он может сделать собственными руками. Так как куклы, купленные в магазине, чаще всего вызывают у детей лишь временный интерес. Под руководством педагога дети сами могут сделать сувенирные куклы.
Чтобы поддерживался интерес, в программу включены куклы в разнообразных костюмах:
Во-первых, они являются выразителями художественной культуры.
В каждой сувенирной кукле запечатлен фрагмент Великой России и её многонационального народа. Они отражают богатство национальных или местных особенностей, доносят историю нашего государства.
Во-вторых, они всегда обладают специфическими выразительными средствами и художественными достоинствами, воплощающими единство ремесла и искусства, сохраняющие традиционный характер и имеющие индивидуальный почерк.
Необходимые знания дети получают через чтение художественной литературы, беседу, наглядные материалы, экскурсии, кино, музеи. На основе этих знаний дети могут фантазировать, придумывать что-то свое.
Благодаря сувенирной кукле в жизнь детей входит искусство, влияющее на их эстетическое воспитание. Сувенирная кукла – это способ творческого самовыражения ребенка. (5, с. 125)
Процесс изготовления сувенирных кукол длительный и кропотливый, поэтому от детей младшего школьного возраста требуется усидчивость и желание обучиться мастерству. Дети не умеющие шить, в начале некоторые детали костюма соединяют с помощью клея и постепенно овладевают техникой шитья (от простого к сложному).
С помощью кукольных персонажей можно обыгрывать театрализованные действия. Именно в игре раскрывается динамика образа куклы, ее субъектно-объектный смысл. Играя с сувенирными куклами, ребенок включается в мир людей: здесь он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей.
Выставки сувенирных кукол – отличный способ презентации развивающего творчества детей. Главное назначение выставок – это формирование у ребенка положительной самооценки и внутренней мотивации к достижениям. Ведь как важно заметить что-то хорошее, а не акцентировать внимание на том, что ещё не умеешь. Работа над оформлением экспозиции выставки, подготовкой и проведением ее презентации позволяет сблизить всех ее участников: родителей, педагога, ребёнка и его сверстников.
А чтобы в истории семьи остался не только уникальный мини-музей сувенирных кукол, участникам выставки вручается ДИПЛОМ о детских достижениях.
В заключение необходимо отметить, что русская национальная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни – от первых шагов. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир русской национальной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Сувенирная кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим воспитанию младших школьников, так как она развивает в детях зарождающееся родительское чувство, является для ребенка партнером по общению в игре.
Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. (6, с. 106)
Литература:
1. Багдасарьян Н. Г. Культурология; Юрайт - Москва, 2013. - 560 c.
2. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития / М. П. Нечаев // Ж.Воспитание школьников, 2010. – № 7- С.79 - 204.
3. Давыдова О.И. Педагогический музей кукол // Ж. Дошкольная педагогика. ООО «Издательство «Детство-пресс» – 2015. - № 1.– С.14 – 72.
4. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе: Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе / «Воспитание школьников», 2012. - № 2.– 194 с.
5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие – СПБ.: Детство-Пресс, 2007. – 456 с.
6. Морозова Е. Ю. Кукла в жизни ребёнка и её роль в нравственном воспитании: Методическое пособие. – М. : Школьная пресса. - 2011. – 306 с.
Автор: Рябкова Е. Н.