ПЛАН СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМОГО ПРОЕКТА ДЕТИ ПРОТИВ НАРКОТИКОВ

СМОЛЕНСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЯЗЕМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


ОДОБРЕНО
УТВЕРЖДЕНО

Протоколом Методического совета
СОГБОУ СПО «Вяземский политехнический техникум»
Протоколом Педагогического совета СОГБОУ СПО «Вяземский политехнический техникум»

«27» августа 2015 г. № 1
«28» августа 2015 г. № 1







Программа социально-значимого проекта
«Дети против наркотиков»




Преподаватель Черепанова Лариса Степановна









Рассмотрен на заседании ПЦК «ОГСЭ и ЕН»
Протокол от «26» августа 2015 г. № 1
Председатель ПЦК_____________Плужникова М.А.













Программа рассчитана на 19 уроков, которые проводятся 1 раз в неделю (на классных часах).
Цели программы:
1) Помочь подросткам, проходящим программу, обрести знания о вреде наркотиков, опасности формирования наркотической зависимости, социальных и медицинских последствиях употребления наркотиков.
2) Научить подростков определять признаки употребления наркотиков у окружающих и сформировать к этому негативное отношение.
3) Обучить способам решительного противодействия попыткам вовлечения в употребление наркотиков.
4) Научить выработке собственного мнения и его отстаиванию.
5) Научить выработке правильной самооценки, самоуважению и уважению личности окружающих.
6) Обучить умению распознавать стресс в обыденной жизни и способам справляться с ним, не прибегая к наркотикам.
7) Научить разрешать конфликты мирным путем.
Урок 1. Представление программы, разъяснение ее целей. Почему люди употребляют наркотики.
Урок 2. Объяснение сути злоупотребления наркотиками. Видеоматериалы о наркотиках. Отрицательное воздействие наркотиков. Краткосрочные и долгосрочные действия наркотиков.
Урок 3. О последствиях злоупотребления наркотиками. Описание последствий.
Урок 4. Изменение убеждений в отношении использования наркотиков. Типы и источники влияния. Демонстрация влияния. Не все дети употребляют наркотики.
Урок 5. Способы предложения наркотиков. Способы противостояния наркотикам. Приемы сопротивления. Говори «НЕТ». Настаивай, говоря «НЕТ».
Урок 6. Построение самоуважения. Определение самоуважения. Почему люди имеют низкое и высокое самоуважение. Как достичь высокого самоуважения. Как продемонстрировать свое высокое самоуважение.
Урок 7. Обучение понятию высокой самооценки. Понятие самооценки. Ваши личные права. Права других.
Урок 8. Управление стрессом. Понятие стресс. Как определить ваш уровень стресса. Как контролировать стресс.
Урок 9. Контроль насилия. Понятие насилия. Вступать в драку или убегать? Как управлять конфликтом?
Урок 10. Средства массовой информации о наркотиках и насилии. Обсуждение конкретной передачи на эту тему.
Урок 11. Принятие решения в отношении грозящего тебе риска. Понятие риска. Принятие положительного или отрицательного решения. Как избежать неприятностей. Что такое компромисс и консенсус?
Урок 12. Говори «ДА» положительным альтернативам. Понятие альтернативы. Причины, по которым ты должен сказать «НЕТ». Пути, которые дадут тебе возможность сказать «ДА». Сделай что-нибудь полезное!
Урок 13. Модели позитивного ролевого поведения. Определение ролевых моделей. Ролевые модели поведения, приводящие к «НЕТ».
Урок 14. Сопротивление бандам и групповому насилию. Понятие банда, насилие, запугивание. Как банды и насильники влияют на ваше окружение. Почему люди объединяются в банды. Почему люди покидают банды.
Урок 15. История и география психоактивных веществ. Роль психоактивных веществ и психоактивных действий в развитии человечества. Зависимое поведение.
Урок 16. Наркотики и религия.
Урок 17. Повторение программы. Самое главное из пройденной программы. Свобода и ответственность.
Урок 18. Заключительный разговор. Сочинение на тему: Как быть свободным от наркотиков и групп насилия.
Урок 19. Конференция или концерт на темы программы. Поздравление учащихся с окончанием обучения по программе.
Формы проведения могут быть разные, но желательно избежать лекторского монолога, а больше использовать форму бесед коллективных, а при необходимости индивидуальныхПриложение
Примерная программа для родительских университетов «Родители против наркотиков»
Тема 1. Наркотики и наркомания
Общая характеристика наркотических веществ. Классификация наркотиков, основные их группировки. Характер влияния различных наркотиков на здоровье человека. Тяжелая инвалидность и деградация1 личности неизбежная судьба наркомана.
Последовательные реакции, организма на прием наркотиков: эйфория толерантность абстиненция. Формирование наркотической зависимости физической и психологической.
Наркомания самый тяжелый по социальным последствиям вид девиантиого поведения. Наркомания как социальная болезнь. Основные причины наркогениого заражения: любопытство, скука, безделье, общение с наркоманами-сверстниками и желание «быть как все», «подражать кумиру», бедность, отсутствие перспектив в жизни, одиночество, неполадки в семье и школе.
Опасность заболевания СПИДом, гепатитом В, С и другими неизлечимыми болезнями.
Тема 2. Современная наркоситуация в России
Откуда в Россию и в данный регион поступают наркотики? Положение региона но отношению к основным наркопотокам в Россию: республика, край, область.
а) являются пограничными зонами и подвержены риску прямого насыщения контрабандой наркопродукции;
б) находятся на пересечении важнейших магистралей пассажирских и грузовых перевозок, в силу чего могут стать перевалочными базами транзитных наркокурьеров и активным рынком сбыта наркотиков;
в) граничат с регионами, производящими наркосодержащие растения (конопля, мак) в промышленных масштабах и так же подвержены опасности наркоагрессии.
Другие пути поступления наркотиков в регион.
Наркотизм как фактор подрыва экономики и национальной безопасности, ослабления государства и снижения благосостояния народа, разрушения нравственных и духовных основ общества.
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА
В программах первичной профилактики для учителей существенное место отводится обучению педагогов созданию психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-концепции, эмпатии, аффилиации, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.
Программы предусматривают теоретические и практические занятия; лекции-беседы, обсуждения, ролевые игры и другие психотехнологии, направленные на осознание процессов взаимного психологического развития учителя и ученика.
При проведении профилактической работы очень важно установить в группе Доверительные, честные, эмоционально и социально поддерживающие отношения. Занятия с младшими подростками должны проводиться преимущественно в игровой форме, но также содержать и элемент серьезной интеллектуальной и психологической работы -
В рабочей группе необходимо выработать обязательные правила. Важнейшими из них должны быть умение слушать, оказывать взаимное доверие, проявлять уважение, соблюдать конфиденциальность, возможность открыто высказывать свое мнение и обозначать свою позицию, принимать на себя ответственность за активностьи успешность работы группы. Необходимо поддерживать согласованность в выполнении участниками заданий, а также решений, принимаемых группой.
Очень важным компонентом работы являются домашние задания, которые предназначены прежде всего для включения в профилактическую активность членов семьи, друзей. Это способствует улучшению взаимоотношений членов семьи с их социальным окружением и позволяет включаться в программу. Кроме того, выполнение домашних заданий способствует самостоятельному осмыслению опыта, полученного на занятиях и в жизни.
Еще одним важным компонентом профилактических программ является использование эффектов группового взаимодействия и развития. Это означает, что процесс занятий в группе представляет собой развивающуюся систему взаимоотношений, в которой происходит получение и осмысление информации и жизненного опыта. Члены фуппы действуют в направлении взаимного понимания и поддержки. Таким образом, происходит развитие важнейших качеств личности, позволяющих человеку управлять своим поведением и эффективно решать социальные проблемы, а впоследствии обучить этому других друзей, членов семьи и т.д. В процессе проведения программ выделяются группы волонтеров для дальнейшей профилактической работы: подростков, учителей и родителей. Участники этих групп в дальнейшем проходят специальную подготовку.
Важным моментом программы является работа с учителями школ, призванными в дальнейшем активно сотрудничать в профилактической работе. Предусматривается также проведение круглых столов для администрации региона и комиссий по делам несовершеннолетних.
В зависимости от поставленных целей используются как долговременные» так и краткосрочные программы. Однако следует понимать, что краткосрочные программы будут значительно менее Эффективны. Они используются в первую очередь для того, чтобы сформировать мотивацию на здоровое поведение и обеспечить возможность проводить в дальнейшем долгосрочные программы на основе делового и доверительного сотрудничества (иногда, если предварительная работа не проводится, такие программы встречают сопротивление со стороны администрации школ и некоторых общественных групп).
В начале и в конце профилактической программы предусматривается проведение межведомственных круглых столов для анализа и подведения итогов работы.
В профилактической работе применяются следующие методы:
тренинг поведения;
когнитивная модификация и терапия;
личностный тренинг;
дискуссии;
мозговые штурмы;
беседы;
лекции;
ролевые игры;
психогимнастика;
элементы психодрамы;
элементы индивидуальной и групповой психотерапии;
круглые столы;
совещания;
супервизии;
проведение методических занятий с супервизорами.
Любая профилактическая программа требует объективной оценки ее эффективности. Необходим выбор соответствующих критериев эффективности, а также строгого, но простого в применении измерительного аппарата батареи анкет, опросников и экспериментально-психологических тестов, которые позволяют с высокой степенью достоверности говорить о происходящих в результате профилактического вмешательства изменениях, корригировать действия, изменять направления работы, ее форму и содержание, если это необходимо.
В настоящее время существует много профилактических программ, не соответствующих профессиональному уровню. Для того чтобы программа была действительно результативной, она должна отвечать следующим критериям:
наличие концептуальной основы и ее адекватность современным направлениям профилактики;
четкость и реалистичность в постановке цели и задач программы;
направленность на усиление протективных и адаптационных факторов и уменьшение факторов риска;
направленность на работу со всеми психоактивными веществами как основная цель;
развитие ресурсов личности;
развитие социальной среды: включение модулей для родителей, учителей, воспитателей, соответствующих тематике детских и подростковых программ, для инициации внутрисемейного обсуждения и выработки четкой внутрисемейной политики;
формирование эффективных стратегий поведения;
применение интерактивных и тренинговых методов работы: моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь и т.п.;
соответствие возрастным категориям;
сопровождение в СМИ;
содержание блока правового регулирования повышение правовой компетентности;
привлечение общественного внимания к проблеме;
возможность дальнейшего распространения знаний, навыков и умений среди других групп населения;
долтосрочность, цикличность, повторяющееся воздействие программ;
интенсивность и четкий алгоритм действий;
учет местной специфики;
развитие местных ресурсов для обеспечения программы: подбор и обучение кадров; информационное и методическое обеспечение;
мониторинг и контроль над эффективностью программы;
конкретность формулировки ожидаемых результатов;
оправданность экономических затрат.
До начала программы и после ее завершения предполагается проведение экспериментально-психологического обследования ее участников по вышеназванным критериям. Проводится также отсроченное (спустя 68 месяцев после проведения программы) тестирование.
Если профилактическая программа соответствует выбранным критериям, то могут ожидаться такие результаты.
Уменьшение факторов риска употребления наркотиков и других психоактивных веществ у детей, подростков и молодежи.
Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у участников программ.
Развитие системного подхода к профилактике употребления психоактивными веществами в обществе.
Развитие профессиональной и общественной сети профилактики злоупотребления психоактивными веществами.

ПРОГРАММА ВТОРИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ
Вторичная профилактика наркомании и алкоголизма, как правило, проводится с детьми и подростками, проявляющими поведение риска употребления психоактивных веществ или уже употребляющими их, но еще не имеющими сформированного заболевания или статуса больного. Обычно контингент вторичной профилактики имеет выраженные поведенческие расстройства или, по крайней мере, симптомокомплекс, проявляющийся рядом поведенческих отклонений, связанных с употреблением психоактивных веществ. Этиология этих расстройств может быть различна. Иногда их причиной является врожденная или приобретенная психическая патология (и тогда эти расстройства могут проявляться достаточно рано в 6 7 дет) либо психосоциальная дезадаптация, связанная с нарушенным воспитанием, проблемами в семье, психическими травмами или насилием, перенесенным в детстве и подростковом возрасте (тогда эти расстройства могут проявиться в более старшем возрасте пубертате). В любом случае они могут по-разному протекать и иметь характер девиантного и делинквентного поведения или выражаться каким-либо иным образом.
Важно одно: как правило, они никогда не бывают моносимптомными и не могут рассматриваться как проблема сугубо наркологическая. Скорее всего в рамках вторичной профилактики наркомании и алкоголизма мы сталкиваемся с психолого-психиатрическими проблемами развития ребенка и подростка.
Чаще всего специалист, занимающийся вторичной профилактикой, сталкивается с целым комплексом проблем.
1. Индивидуальные характеристики:
низкий уровень навыков вербального общения;
поведенческие стратегии, связанные с антисоциальными формами поведения;
психопатологические симптомы (единичные или в комплексе);
не соответствующее возрасту когнитивное развитие; когнитивные предубеждения в отношении других: преувеличение их значимости или, напротив, агрессивное отношение к ним; зависимость от других или эмоциональное и социальное одиночество.
2. Семейные характеристики:
низкий уровень родительского мониторинга;
неэффективные и неадекватные дисциплинарные меры;
недостаток тепла и эмоциональной поддержки во внутрисемейных отношениях;
родительские проблемы злоупотребление алкоголем, наркотиками, психопатологические состояния, криминальность и др.
3. Характеристики взаимоотношений со сверстниками:
сверстники с асоциальным, девиантным поведением или наркотизирующиеся;
слабые навыки межличностного взаимодействия со сверстниками, низкий уровень социальной компетентности;
слабый контакт со сверстниками с просоциальным поведением.
4. Характеристики, связанные со школой:
плохая успеваемость;
пропуски занятий;
слабая ответственность по отношению к школьным заданиям и обязательствам;
слабая структурированность и хаотичность связей с социальной средой.
5. Характеристики территориального поведения:
высокая мобильность;
низкий уровень восприятия социальной поддержки со стороны семьи, взрослых, другого социального окружения (родственников, соседей);
высокая дезорганизованность;
контакты с представителями криминальных и наркоманических субкультур.
При проведении вторичной профилактики необходимо соблюдать следующие принципы.
Основной задачей является идентификация проблем ребенка или подростка и их связи с психологическим контекстом социальных систем, в которых он развивается и с которыми взаимодействует.
Терапевтический контакт с ребенком должен быть позитивным, основанным на осознании и развитии его личностных и средовых ресурсов, использовании систематической стратегии формирования и усиления мотивации на изменение поведения.
Психотерапевтическая работа включает развитие у членов семьи ответственного поведения и уменьшение безответственности. В данном контексте ответственное поведение понимается как ответственность не только за ребенка, но и за собственное, поведение, изменение и развитие.
Работа всегда основывается на эмоциональной и социальной поддержке ребенка, сочетающейся с идентификацией проблем и их терапией.
5. Терапевтические действия всегда соответствуют, а не противоречат возрастным потребностям ребенка или подростка.
При терапевтическом воздействии всегда оценивается его эффективность с точки зрения многоаспектных изменений. Это необходимо для того, чтобы определить сферы, в которых произошло улучшение, и барьеры, препятствующие позитивным изменениям, с целью наиболее успешной терапии.
Вторичная профилактика зависимости от алкоголя и наркотиков всегда длительный и непрерывный процесс изменений, следующих за друг другом, включает в себя работу с личностью ребенка, его семьей и социальной средой в целом.
Возможно ли выздоровление в случаях зависимости от наркотических веществ? Возможно. Но это длительный процесс, длиною во всю жизнь. Он, разумеется, предусматривает специфическое медикаментозное лечение, связанное с необходимостью детоксикации и купирования психопатологических симптомов и синдромов, определенное психотерапевтическое воздействие, медицинскую и социальную реабилитацию, но самое главное он связан с психологией преодоления болезни.
Человеку, зависимому от алкоголя или наркотика, очень важно осознать процесс развития его болезни и понять, что ему необходимо делать, чтобы идти по пути выздоровления, как накапливается опыт выздоровления, как пройти этот путь.
Основная ошибка зависимых от наркотиков желание немедленно получить результат. Человек должен сам осознанно продвигаться к здоровью, изменить свое мышление и представление о жизни и о мире, обучаться навыкам здорового поведения и жизни в обществе. Если зависимый человек не приходит к пониманию необходимости изменений своего мышления и стиля жизни, лечение не будет удачным.
Так как зависимость от наркотиков является комплексной личностной, организменной, психологической и социальной -проблемой, лечение это работа во всех этих областях. Именно в них возникают определенные обстоятельства, которые могут привести к срыву и возвращению к прежней болезни, изменениям поведения и жизненного стиля, препятствующим выздоровлению.
МОДЕЛЬ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА
Разработанная авторами модель профилактического тренинга [Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О. В. и др., 2001] относится к первичной и вторичной профилактике и основывается на понимании того, что формирование определенных форм поведения человека, является результатом его адаптации к проблемным и стрессовым ситуациям, постоянно возникающим в процессе жизни. При взаимодействии с другими людьми каждый индивид привносит в этот контакт свой опыт, стратегии поведения, ресурсы и возможности. Однако поведение человека далеко не всегда осознается им самим. Неэффективные дезадаптивные формы поведения, как правило, неосознанны и препятствуют продуктивному формированию жизненного стиля. Из-за неспособности решать проблему у человека возникает ощущение собственной безуспешности, беспомощности, неудовлетворенности собой. В результате этого он начинает искать способы ухода от решения проблем, использует алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества. Они приносят временное облегчение, но их употребление формирует дезадаптивные формы поведения и зависимость.
Для того чтобы избежать этого, быть успешной личностью, эффективно преодолевающей стрессы, человек должен объективно оценивать свои возможности, проблемные ситуации и развивать имеющиеся у него ресурсы.
Поэтому в процессе тренинга его участники должны осознать (а тренер должен им в этом помочь) следующие важные моменты:
1) эффективное профилактическое воздействие возможно на основе формирования стрессоустойчивой личности, способной продуктивно строить свою жизнь, эффективно преодолевать трудности и стрессы без употребления психоактивных веществ;
2) необходимо осознать собственные возможности и формы поведения, иметь мотивацию на дальнейшее личностное развитие и обучение навыкам стресспреодолевающето поведения;
3) каждый человек способен актуализировать имеющиеся у него ресурсы и эффективно использовать их в жизни, мотивируя окружающих людей на здоровый жизненный стиль без употребления наркотиками и алкоголем.
В процессе работы участники группы часто становятся в позицию другого человека ребенка, подростка, родителя, учителя и на собственном опыте проживают чувства и проблемы других людей. Тренер актуализирует возможности участников в понимании себя и окружающих, мотивирует их на личностный рост и продолжение дальнейшей работы над собой и на принятие поддержки окружающих, обучает навыкам формирования здорового жизненного стиля, дает знания, необходимые для дальнейшей жизни, свободной от психоактивных веществ.
Выделяют пять стадий работы с группой.
1. Мотивация на эффективное участие в работе. Каждый участник группы приходит на тренинг с определенными ожиданиями и желаниями (порой неосознаваемыми). Поэтому очень важно, чтобы с самого начала он смог определить для себя цели нахождения в тренинговой группе: каких результатов или изменений он хочет достичь, какими возможностями для этого обладает и что ему нужно изменить в своем поведении для достижения эффективного результата. Задача тренера - помочь в этом. Для этой цели он просит членов группы рассказать о том, почему они считают для себя важным включиться в программу. Обычно у участников выявляются сходные запросы, потребности, проблемы. Это помогает снять напряжение в группе. Тренер дает возможность участникам почувствовать понимание со стороны окружающих, создает атмосферу взаимопринятия, заключает с группой соглашение о плане работы. Более эффективным является заключение соглашения на отдельные этапы работы, когда цели ставятся на короткий период времени (например, на один день тренинга). Это даст возможность участникам достичь определенных результатов, почувствовать себя успешными в достижении поставленных краткосрочных целей, позволяет тренеру гибко реагировать на процессы, происходящие в группе.
2. Изучение поведенческих стратегий и ресурсов участников.
А.Поиск «внутреннего ребенка».
Основная задача данного этапа создать для участников группы обстановку, в которой они могут раскрыться, проявить свои естественные состояния. Тренер предлагает им отправиться в путешествие на поиски своего «внутреннего ребенка». Для этого используются техники эмоциональной регрессии из актуального состояния «здесь и теперь» в более раннее детское состояние «там и тогда». Данные техники позволяют перенестись из одного возраста в другой и вызвать из глубин бессознательного ранние детские воспоминания. Этот этап очень важен. Он является ключевым для дальнейшей работы группы. Регрессия на более раннюю стадию развития дает возможность ослабить защитные механизмы участников группы. Вновь ожившие ранние детские переживания помогут отыскать в себе «ребенка»; если это не удается, то тренер ведет группу таким образом, чтобы открыть для участников возможности к проявлению и осознанию проблем и ресурсов более раннего возраста. Участники начинают вести себя более открыто, естественно, раскрепощению. Одновременно с этим у них начинают оживать наиболее сильные переживания, присущие детскому возрасту. На данной стадии могут проявляться детские страхи и проблемы, спрятанные глубоко в бессознательном, демонстрироваться защитные механизмы. Основная задача ведущего прояснить чувства и проблемы участников, поощрить их на рассказ о своих ощущениях. На данном этапе участники начинают обсуждать свои переживания, но еще не готовы сопоставить их с реальными проблемами действительности, понять и принять интерпретации ведущего. Его вмешательство должно быть очень осторожным, помогающим ощутить чувство безопасности и доверия к группе, чтобы дать ее членам возможность самораскрытия.
Б. Оценка актуальных поведенческих стратегий и ресурсов участников.
Тренер сосредоточивает внимание на взаимоотношениях участников, выявляет их личностные ресурсы и формы поведения. Он делает наблюдения, которые могут помочь в дальнейшей работе, проясняет, какие проблемы существуют у участников, какие способы поведения могут помочь или помешать их разрешению и какие из имеющихся возможностей следует для этого актуализировать. Это осуществляется при помощи специальных психопрофилактических технологий, которые дают возможность участникам оказаться в позиции другого человека: ребенка, педагога, родителя, подростка, употребляющего наркотики и т.п. При режиссировании этих ролей и в процессе их проигрывания членами тренинговой группы ведущий задает участникам уточняющие вопросы о возникающих у них чувствах и ощущениях. Предпринимаемые действия направлены на то, чтобы приблизить их к осознанию ресурсов своей личности, окружающей социальной среды и форм собственного поведения, а также показать им связь между неэффективными стратегиями поведения и употреблением наркотиков, алкоголя и других психоактивных веществ. Этот этап является «мощным прыжком» из состояния регрессии к прогрессивному эмоциональному, когнитивному и поведенческому развитию, переходом от неосознанных форм поведения к их осознанию.
В. Воссоединение с «внутренним ребенком».
На данном этапе тренер должен особенно внимательно следить за процессами, происходящими в группе. Участники уже открыто обсуждают реальные проблемы и трудности, делятся чувствами по поводу происходящего. Детские ощущения и переживания вновь переживаются ими, но уже из состояния «здесь и теперь» в ситуации социальной поддержки, взаимопонимания, бережного отношения к себе и к другим членам группы. Переживании могут вызывать у участников очень бурные реакции: слезы, агрессию на ведущего и других членов группы, признание собственной беспомощности или, наоборот смех, отрицание собственных проблем.
Основная задача тренера помочь участникам интериоризировать опыт детских переживаний, объединить его со своим актуальным опытом и научиться использовать свои вновь обретенные возможности для разрешения проблем. Он помогает участникам увидеть себя «со стороны», получить обратную связь от окружающих, осознать возможности выхода из кризисных ситуаций.
3. Осознание собственных стратегий поведения и ресурсов.
На этом этапе происходит более полное осознание участниками собственных проблем, трудностей и возможностей их разрешения. Участники вплотную подходят к пониманию себя, начинают оценивать свое поведение с разных позиций: «я могу», «я не могу», отношение к своим ошибкам, к еще недостаточной ресурсной состоятельности. Происходит переосмысление системы взаимоотношений с окружающими, начинается поиск новых паттернов поведения.
4. Переосмысление к модификация стратегий поведения и ресурсов.
Участники тренинга переосмысливают свои поведенческие стратегии, ищут новые, более адаптивные формы поведения; составляют планы на будущие изменения, которые закрепляются при помощи проведения ролевых игр. Задача ведущего - поддержать у участников мотивацию на изменения, сделать акцент на возможном использовании в жизни имеющихся у них ресурсов. Чтобы добиться этого, ведущий активизирует социально-поддерживающую атмосферу в группе для получения участниками позитивной обратной связи со стороны друг друга. В результате они начинают использовать и развивать позитивные аспекты своей личности. Выявляется группа лидеров, желающих участвовать в дальнейшей профилактической работе.
5. Систематизация происходящих изменений и полученных знаний.
В конце тренинга ведущий помогает участникам обобщить весь опыт, полученный на занятиях, и систематизировать его. Он еще раз проводит параллели между проблемами, возникающими в жизни, неэффективными стратегиями их разрешения и возникновением зависимости от психоактивных веществ, мотивирует участников тренинга на использование имеющихся у них ресурсов, создание у себя в семье и коллективе системы социально-поддерживающих отношений.
Тренер обсуждает с участниками планы на будущее, закрепляет тенденции к изменениям, помогает смоделировать жизненные ситуации, в которых группа смогла бы использовать и закрепить полученные знания и применить новые формы поведения, выясняет удовлетворенность работой.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ
Профилактическая работа с детьми и подростками относится к программам первичной и вторичной профилактики и может проводиться с использованием различных программ. Главное в ней соблюдение определенных принципов и требований. Приведем пример одной из подростковых программ, рассчитанных на работу с детьми 1213 и 1415 лет. Эта программа имеет свои специфические особенности в зависимости от возраста участников, однако в практике профилактической деятельности может использоваться рассмотренная далее структура [Сирота Н.Л., Ялтонский В.М. и др., 2001].
Программа состоит из 18 занятий, которые проводятся в течение двух часов два раза в неделю. Это желательное временное распределение.
До и после цикла занятий проводится тестирование с целью определения эффективности программы и необходимых изменений, которые могут быть в нее внесены в дальнейшем, Обязательно исследуется отношение участников к программе. Очень важно, чтобы оно было позитивным. Если участники рассматривают программу как обычные уроки, значит, ее ведущие используют неверные ролевые позиции и нуждаются в дополнительном инструктировании и обучении. Характер и стиль проведения программы для детей и подростков должен соответствовать их возрасту, быть привлекательным, а само участие в программе значимым для участников. Если у членов группы возникает сопротивление, следует тщательно проанализировать ситуацию, определить причины и пути их устранения.
Темы занятий.
Представление программы, знакомство. Ознакомление с задачами и правилами труппы.
Понятие личности. Структура моей и твоей личности. Кто Я! Кто Ты"! Что во мне и в тебе есть? Понятие границ личности. Развитие личности.
Чувства. Сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние.
Отношение к себе, самооценка, развитие и личностный рост. Ценность моей и твоей личности.
Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. Понятие зависимости. Зависимость как деструктивная форма защиты личности, как иллюзорный способ ухода от проблем. Мое отношение к алкоголизму и наркомании.
Человек как социальное существо. Общение. Формирование навыков общения.
Человек как социальное существо. Формирование навыков эмпатии, умения принимать и оказывать поддержку, разрешения конфликтных ситуаций. Самооценка и отношение к другим.
Принятие себя и другого как личности.
Человек как сексуальное существо. Проблемы общения между людьми разного пола.
Семья как единый организм. Понятие здоровой семьи и ее отличие от семьи дисфункциональной. Зависимость от психоактивных веществ в семье. Какой я вижу свою будущую семью?
Понятие группового давления и принятие собственного решения. Навыки выражения и отстаивания собственного мнения, поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению. Понятие насилия и права защищать свои границы.
Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я. Умение говорить «нет».
Развитие зависимости от психоактивных веществ и выздоровление. Выбор и ответственность. Альтернативные употреблению психоактивных веществ способы решения проблем и времяпровождения.
Понятие стресса и проблем-разрешаюшего поведения.
Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения.
Способы решения проблем, личностных сложностей. Понятие личностных кризисов.
Формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их.
Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей.
Завершение работы, подведение итогов. Требования, предъявляемые к ведущему группы.

Иметь достаточное представление о проблеме употребления психоактивных веществ, обладать необходимыми знаниями и информацией. Он должен четко понимать, что:
зависимость от психоактивного вещества это комплексное хроническое заболевание, имеющее определенные причины, симптоматику и развитие; это болезнь, имеющая биологические, психологические, социальные и духовные корни; это семейное заболевание;
подростки имеют определенные физиологические особенности, и они имеют право быть не такими, как взрослые люди;
существует группа риска в отношении развития зависимости от психоактивных веществ среди подростков и ведущий должен уметь ее определить.
Иметь свою собственную определенную позицию по отношению к употреблению психоактивных веществ. Подростки, как никто другой, остро чувствуют ложь и замешательство взрослых. До начала работы по предлагаемым программам ведущий должен прояснить для себя, какое место в его жизни занимают психоактивные вещества и быть готовым говорить об этом с детьми. По нашему опыту, в 80 % случаев ребята на занятиях спрашивают ведущего о том, пьет ли он спиртные напитки, курит ли сигареты, и если да, То зачем. Ведущие должны стремиться к полному исключению психоактивных веществ из своей жизни.
Обладать достаточно высоким уровнем личностного здоровья, быть ответственным за свою жизнь, уметь делать выбор, иметь адекватную самооценку и навыки общения и решения своих личных проблем. Это важный момент, потому что иначе ребенок не сможет овладеть необходимыми навыками и решить психологические задачи, которые ставятся перед ним в ходе работы по программе.
Обладать определенными профессиональными навыками, а так же способностями к работе с детьми и подростками. Далеко не каждый человек, даже обладающий хорошими профессиональными знаниями, способен эффективно работать с детьми, устанавливать с ними партнерские отношения. Ведущий до начала работы должен четко осознать, в каких ролевых позициях он будет выступать перед детьми и к каким последствиям это может привести. Специалисты, имеющие опыт ведения детских и подростковых профилактических групп, выделяют такие важные способности ведущего, как:
умение войти в мир подростков, не нарушая границ личности (своей и подростка);
умение создать безопасную и поддерживающую обстановку;
умение нести знания «между слов», т.е. пользоваться невербальным компонентом общения;
память о себе и уважение себя в детском и подростковом возрасте;
знание подростковых стилей и способов овладения материалом; большой «багаж» различных форм активности;
умение получать удовольствие от работы с подростками и веселиться вместе с ними.
Весьма желательно, чтобы ведущих было несколько (не менее двух). Такая форма работы, как малые группы, предполагает не более 910 участников. Соответственно, если в учебной группе 30 человек, то ведущих должно быть не менее трех. Это значительно облегчает работу тренеров и дает возможность взаимоподдержки, что крайне необходимо в работе с подростками. Кроме того, это помогает анализировать работу ведущих и, что очень важно, предлагает подросткам для наблюдения пример здоровых партнерских отношений между взрослыми людьми.
Требования к помещению, в котором проводится профилактический тренинг.
Помещение должно быть достаточно просторным для проведения подвижных игр, но не слишком большим, чтобы не нарушать ощущения безопасности.
В помещении не должно быть ничего лишнего предметов, плакатов и т.д.
Не должно быть острых и опасных углов.
Помещение всегда должно быть одним и тем же, иначе нарушается ощущение безопасности.
Помещение должно быть не проходным и не просматриваемым для посторонних.
Стулья должны быть легко перемещаемыми и не скрепленными друг с другом (иногда их приходится отодвигать к стенкам).
В помещении должно быть достаточно светло.
Помещение должно быть достаточно звукоизолированно в процессе проведения тренинга часто бывает шумно.
В помещение не должны проникать посторонние звуки.
Во время занятий дверь должна быть закрыта.
Оптимально, если есть возможность сидеть и лежать на полу.
Должна быть возможность крепить листы бумаги (ватман) к стенам.
Помещение должно проветриваться.

Основные компоненты работы с детьми и подростками.
Профилактическая работа должна включать в себя три компонента.
1. Образовательный компонент.
Специфический - знание о действии психоактивных веществ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях, к которым она приводит.
Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении психоактивных веществ.
Неспецифический знание и понимание своих чувств, эмоций, а также возможных способов работы с ними и заботы о себе.
Цель: формирование развитой Я-концепции у подростка,
2. Психологический компонент - коррекция определенных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления психоактивных веществ; создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др. Работа с чувствами вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности.
Цели: психологическая поддержка подростка; формирование адекватной самооценки, навыков принятия и выполнения решений; формирование умения сказать «нет», отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться в случае необходимости за помощью.
3. Социальный компонент-- помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости и т.д.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проводимая у нас в стране реформа общеобразовательной и профессиональной школы вносит серьезные коррективы в систему подготовки молодежи к трудовой деятельности. Сегодня уже недостаточны рекомендации, касающиеся только гигиенических нормативов и физиологических параметров учащихся. Задача сохранения психического здоровья школьников в нашей стране приобретает права законного гражданства.
Как показывает многолетний опыт задачей современной практической психогигиены обучения является организация психогигиенических кабинетов в школах, профессионально-технических училищах. Весь режим обучения должен быть проникнут психогигиеническими мероприятиями. Положительные эмоции, пронизывая весь учебный процесс и всю сферу внеучебного общения подростка, способствуют повышению работоспособности школьника, раскрытию его резервных творческих возможностей, моральному удовлетворению и личностному гармоническому самовыражению и саморазвитию.
Большую роль играет санитарное просвещение школьников, привитие им навыков психогигиены умственного труда и отдыха.
Комплекс мероприятий по охране психического здоровья школьников будет способствовать укреплению их личностных качеств (эмоционально-волевой сферы, мотивации и пр.), оптимизации работоспособности, оздоровлению взаимоотношений, что является залогом гармоничного развития и служит делу профилактики вредных привычек.
Психогигиена обучения наука молодая. В наш век интенсификации и ускорения научно-технического прогресса предъявляются все более высокие требования к человеческой личности. Оптимизация человеческого фактора гуманная задача современной медицины и психологии. Непосредственным проводником этих идей в жизнь выступает и педагог,


Мы писали эту книгу, будучи убежденными, что, не смотря на масштабы национальной трагедии, на устрашающие темпы распространения наркомании среди населения России, прежде всего среди подрастающего поколения россиян, фатального исхода избежать можно, и самовырождения нации не случиться.
Мы оптимисты, и поэтому утверждаем, что потенциал для интенсификации работы по преодолению и темпов роста и сужения ареала распространения наркомании среди детей, подростков и юношества есть. Авторы старались показать этот потенциал и пути его реализации в практической жизнедеятельности общества и разных его сфер.
Подчеркнем еще раз: наркомания является несомненно общегосударственной проблемой, решение которой должно быть комплексным, с использованием современных научно-медицинских, правовых, педагогических и социальных технологий. Все меры должны быть скоординированы на общенациональном и региональном уровнях.
Но школе и родительской общественности принадлежит исключительное право инициирования мер контроля за выполнением Федеральной и региональных программ преодоления наркомании. Не стоит давать покоя чиновникам всех рангов пусть они не забывают простую истину, что в семье и школе происходит формирование юного гражданина и определение его жизненного пути, его судьбы.
Именно через семью и школу происходит сегодня наркофронт. Борьба за каждого ребенка вступает в самую напряженную стадию.
Не считаясь со временем и бесконечными заботами самые близкие юным наркоманам люди любящие родители и учителя проявляют нравственные и волевые усилия, чтобы в полной мере осознать наркоопасность. Без этого не удастся борьбу с наркоманией превратить в общенародную, сделать так, чтобы в Вашем городе, районе, у руководителей она стала задачей номер один. В противном случае задачи номер два, три и пр. отпадут сами собой решать их будет не для кого. Да и кто останется, чтобы их решать?
В нелегком труде но преодолению наркоагрессии, по спасению жизни и души подрастающего поколения пусть придает Вам силы убежденность многих специалистов наркофронта:
НАРКОМАНИЮ ПОБЕДИТЬ МОЖНО!
НЕКОТОРЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА
Все специалисты, работающие с детьми, и в первую очередь учителя, воспитатели, детские психоневрологи и др., отмечают, что наибольшие трудности возникают при общении с 1217-летнимн подростками. И это не случайно. Подростковый (пубертатный) период характеризуется тем, что вчерашний ребенок вступает в процесс полового созревания. У ребенка формируется социально-психологическое отношение к окружающим, и в первую очередь к сверстникам, учителем, родителям; начинают довольно четко вырисовываться особенности характера, складываются интересы, наклонности к той или иной деятельности, т. е. проявляются основы личности.
Становление характера и личностных свойств неразрывно связано со стремлением к самостоятельности, отсюда попытки освободиться от опеки родителей и старших, определить свое отношение к окружающему. Отсутствие жизненного опыта и еще нечеткая направленность стремлений и убеждений нередко создают для подростка целый ряд трудностей, в частности при общении с окружающими. Эти трудности в большинстве случаев болезненно переносятся подростками и в зависимости от темперамента и характерологических особенностей подростка, или проявляются подчеркнутой резкостью в поведении, или становятся малозаметными для окружающих, мучительными внутренними переживаниями. Второе характерно для обидчивых и легкоранимых подростков. При внимательном наблюдении можно заметить их «грустную» отгороженность от сверстников, а иногда, особенно у девочек, повышенную плаксивость.
В подростковом возрасте происходят гормонально-физиологические процессы, способствующие широкой психической и физической адаптации к окружающей подростка среде. Именно в этот период бурного роста очень важно, чтобы физическое развитие шло параллельно с психическим и душевный мир подростка постоянно обогащался и совершенствовался.































Приложение №
Примерная структура одного занятия

Этапы
Время, мин
Задачи
Средства
Роль ведущего

Приветствие
5
Обозначить
начало занятия,
создать особую
атмосферу, подчеркнуть безопасность
Определенные ритуалы
Обеспечить для
каждого участника
максимально
комфортное
вхождение в группу

Начало работы
5-10
Самоопределение участников (с чем они пришли на группу, как себя сейчас ощущают)
Ритуализированная форма,
которая каждый раз наполняется новым содержанием
Предоставить
каждому участнику
возможность
поделиться своими
переживаниями,
помочь осознать и
принять свои чувства

Разминка
5-10
1. Объединение,
сплочение группы
2. Развитие меж-
личностных связей
3. Включение в
совместную деятельность
Более или менее подвижные игры
с четко определенными
правилами
1. Обозначение
правил и границ
2. Обеспечение
безопасности
участников

Работа по теме
30
Задачи соответствуют теме занятия
Самые разнообразные формы активности
(игры, рисование, элементы психодрамы и т.д.)
1, Дать определен-
ную информацию в
доступной форме
2. Предоставить возможность выразить свои чувства
3. Помочь овладеть
новыми навыками,
основываясь на по-
лученной информации

Завершение занятия
10
1. Возможность
«выплеснуть»
накопившееся
напряжение
2. Завершение
работы в позитивном эмоциональном состоянии
Подвижные
и/или
релаксационные игры
Обеспечение безопасности участников

Прощание
5
Обозначить
конец занятия
Определенные ритуалы
Эмоциональная
поддержка детей





15