Статья по социальной педагогике на тему ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА И КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПСИХИКУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

УДК 159.922.7/.8
ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРА И КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА ПСИХИКУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
Фомич А.В.
(КГУ «Явленская средняя школа №1 им. Т. Позолотина – Героя Советского Союза»)

В современном мире встает актуальным вопрос о влиянии компьютера на психику несовершеннолетнего. Перед многими родителям возникает проблема как рационально занять своих детей в свободное время. Технический прогресс наложил отпечаток на современное молодое поколение, вместо привычных нам игр на свежем воздухе пришел компьютер со всем спектром негатива. Детская психика, как губка впитывает в себя все, что окружает ребенка. Специалисты считают, что родителям необходимо ответственно относиться к выбору компьютерных игр для своих детей. Детям младшего школьного возраста советуют использование компьютерных игр с логическим направлением, которые помогают развивать мышление. У компьютера есть как негативное, так и позитивное влияние на психику несовершеннолетнего.
Можно перечислить следующие позитивные моменты в использовании компьютера:
Доступ к большому объему информации с разных точек земного шара
Освоение компьютера приводит к адаптации несовершеннолетнего в современном мире, где современные технологии с каждым днем завоевывают все больше и больше позиций.
Овладение пользованием компьютером приводит к развитию мелкой моторики рук.
Средство связи между далеко расположенными между собой населенными пунктами. Уменьшение различий между возможностями городских жителей и жителей провинции.
К негативным моментам можно отнести:
1. Компьютерный мир может заменить ребенку реальность. Играя в игры с проявлением жестокости, ребенок может проявлять агрессию к окружающему его миру.
2. Развращение детской психики большим количеством эротической информации. Любой безобидный сайт может имеет рекламные ссылки на информацию порнографического характера.
Данный вопрос изучался и изучается многими ученными разных стран мира, все они обеспокоены нынешним состоянием дел. В некоторых странах приняты законопроекты оберегающие детей от просмотра телепередач и видеофильмов на телеканалах, содержащих сцены эротического характера и с проявлением жестокости, за неисполнение закона родителей могут привлечь к ответственности. Каждая телепередача и видеофильм имеют свой возрастной ценз. Однако, это не распространяется на компьютеры, где несовершеннолетний имеет беспрепятственный доступ к различному рода видеофильмам, компьютерным играм с хорошей графикой. Зависимость от компьютерных игр сравнивают с зависимостью от наркотиков, у игроков проявляются похожие симптомы.
К симптомам игромании можно отнести следующее:
1.Несовершеннолетний не может отвлечься о мыслях связанных с игрой, не зависимо от его место нахождения 2. Игры единственная отдушина для ребенка 3. Виртуальный мир игр - единственное средство общения несовершеннолетнего с внешним миром 4. Все попытки взрослых оградить несовершеннолетнего от игр, сопровождаются истериками ребенка. 5.Время проведенное за играми с каждым разом увеличивается 6. Ребенок долгое время не может обходиться без игры.
Физически и психически полноценные люди могут стать зависимыми от компьютерных игр в особенности от онлайн игр, любая зависимость – своего рода патология психики.
На основе своего учебного заведения я провел исследование, где изучал наличие компьютеров у учащихся и использование его для компьютерных игр. Было опрошено 134 ученика (это 30 % от общего числа учащихся) из них у 26 респондентов не имеют компьютеров дома. Все респонденты имеющие компьютер дома подтвердили, что время от времени играют в компьютерные игры, степень увлеченности варьирует от 1,5 часа до 3 часов в день. Мальчики делают предпочтение играм с использованием оружия одна из них counter strike, девочки игры с куклами и героями мультфильмов. Параллельно проводилось анкетирование учащихся старших классов под названием «Молодежь и досуг», где учащимся было предложено ответить на вопросы:
-Чем вы заняты в свободное время ?;
-Чего не хватает или мало в организации свободного времени для молодежи в селе Явленка ? ;
- Ваши предложения по занятости молодежи в селе Явленка ?;
В анкетировании приняло участие 79 учащихся школы (это 20 % от общего числа учащихся). Большая часть учащихся ответила, что в свободное время проводят в сети интернет. Учащиеся в своих ответах по предложению улучшению времяпровождения молодежи ответили о необходимости создания различного рода секций, дворовых клубов, дискотек, развлекательных центров. Опрошенные сетуют на то, что им нечем заняться в свободное время, вот поэтому они прибегают к помощи всемирной паутины и различных компьютерных игр. По данным анкетирования можно сделать вывод, что в нашем населенном пункте есть необходимость открытия заведений для молодежи.
Отдельно было проведено анкетирование с учащимися из «группы риска» по наличию компьютера и игр в компьютерные игры. Из 6 учащихся «группы риска» у трех из них имеются дома компьютеры и двое проводят время за играми в компьютер, где есть сцены насилия и убийства. Ребята «группы риска», которые проявляют агрессию к окружающим, проводят свободное время за играми в компьютер. Возможно, та агрессия которую они используют для подавления врага в играх, они частично проецируют в реальную жизнь.
Мировая статистика, говорит не в пользу компьютерных игр, где имеются сцены убийства и проявления жестокости. Можно привести пример когда в американском городе West Paducah (штат Кентуки) в 1997 году, учащийся школы убил троих одноклассников и пятерых ранил. Данному ученику было 14 лет, в свободное время он играл в игры Mortal Combat, Quake и DOOM (где присутствуют сцены убийства). В 1999 году два учащихся школы города Литлтон (штат Колорадо), расправились с 12 учащимися старших классов, после чего сами застрелились. В Германии в городе Эрфрут учащийся гимназии расстрелял 16 человек из которых 13 были детьми, десять человек были ранены. Как выяснилось позже, убийца большую часть времени проводил за игрой "Counterstrike". Реальность и виртуальный мир, у него перепутался. Свою жизнь он закончил словами"Теперь я наигрался...".
В нашей стране сделаны шаги для ограничения доступа несовершеннолетних к сайтам сомнительного характера. Многие образовательные учреждения используют систему e-Learning. Система электронного обучения e-Learning – масштабный государственный проект. Данная система оснащена защитной службой McAfee, которая блокирует выход учащихся на сайты сомнительного характера.
В своих исследованиях, я сделал вывод, что зависимость несовершеннолетних от компьютера существует. Виртуальный мир – это замена реальности, события происходят не здесь и сейчас, а где-то в не изведанном мире иллюзий. Сильно подвержены зависимости дети и подростки, которые еще не сформированы как личности. Компьютерную зависимость можно рассматривать, как одну из патологий современной молодежи. Игры в компьютер могут вызвать агрессию, однако есть и такие игры, которые являются инструментом для обучения.

Литература:
Шапкин А.С. «Компьютерная игра: новая область психологических исследований» // Психологический журнал 2004, №1
Шерстнева О.Е. Негативное влияние компьютерных игр: личносты\ные деформации школьника// Психология. Пермь – 2008. -№16. с. 40-41.
Рубцов В.В. Ученик за компьютером: что можно, что нельзя.// Основы социально-генетической психологии М. – Воронеж, 2006.
Исследование Интернета в психологии/ А.Е. Войкутинский // Интернет и российское общество/ Под ред. И. Семенова _ М.: Гендальф, 2002. – С. 235-236