«Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»


«Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»
Создать воспитательную систему класса нелегко. Чтобы это сделать , надо, в первую очередь, иметь отчетливые представления о сущности воспитательной системы, ее структуре и основных компонентах.
Воспитательная система класса - это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества. Она как сложное социально-педагогическое явление состоит из большого количества компонентов. Выделю компоненты воспитательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных. Их оказалось пять:
- индивидно-групповой;
- ценностно-ориентационный;
- функционально-деятельностный;
- пространственно-временной;
- диагностико-результативный.
Рассмотрим кратко каждый из перечисленных компонентов.
Первый компонент - индивидно-групповой, представляющий собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса. Он состоит из нескольких элементов:
классного руководителя;
учащихся класса;
родителей учащихся;
педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
Индивидно-групповой компонент имеет исключительную важность. Именно члены классного сообщества (педагоги, учащиеся, родители), обладая субъектными полномочиями, решают, какую воспитательную систему создавать, как ее моделировать и строить, каким образом система должна функционировать и т.дГлавную роль в построении и функционировании воспитательной системы класса играет классный руководитель. Ценностные ориентации классного руководителя, его педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов.
Очень часто приходится наблюдать: если основу личности классного руководителя составляют духовно-нравственные ценности, то такие же ориентиры преобладают в классном коллективе; если учитель занимает активную позицию, то и ученики класса отличаются активностью и самостоятельностью. Не случайно при смене классного руководителя значительные изменения претерпевает воспитательная система класса.
Второй компонент воспитательной системы - ценностно-ориентационный, который представляет собой совокупность следующих элементов:
ключевая идея замысла системы;
цель и задачи воспитания;
перспективы жизнедеятельности классного сообщества;
принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности
класса.
Этот компонент называют ценностно-смысловым ядром системы.
В процессе разработки и реализации модельных представлений о воспитательной системе класса особое значение имеет определение ключевой идеи замысла системы. Эта идея является своеобразным внутренним стержнем системы, вокруг которого формируются все другие представления сообщества детей и взрослых: о целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в классе, о содержании, формах и методах совместной деятельности, о построении общения и отношений в классном коллективе. С ней часто связан выбор названия воспитательной системы.
Воспитания без цели не бывает. Под целью воспитания принято понимать вероятностное представление о результатах воспитательной деятельности и должна носить общий характер.
На пути к достижению целевых ориентиров и перспектив происходят изменения в жизнедеятельности классного коллектива, построении воспитательного процесса. Постепенно появляются и устанавливаются нормы и правила, которые принято соблюдать в данном сообществе и детьми, и взрослыми.
Третий компонент воспитательной системы класса функционально-деятельностный, который складывается из таких элементов, как:
системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения;
основные функции воспитательной системы;
педагогическое обеспечение жизнедеятельности классного сообщества.
Этот компонент выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных функций и связей.
Основу данного компонента составляет совместная деятельность членов классного сообщества.
Изучение воспитательной практики классных руководителей, успешно работающих с учащимися, показывает, что они, с одной стороны, пытаются использовать в воспитании и развитии школьников разнообразные виды и формы деятельности, а с другой - в широком спектре деятельности выделяют какой-то один вид в качестве системообразующего и с его помощью строят воспитательную систему класса, формируют неповторимую индивидуальность («лицо» классного коллектива). В качестве приоритетного и системообразующего используются различные виды и направления деятельности. Выбор системообразующего вида деятельности зависит прежде всего от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа учебного заведения и его структурных подразделений.
В настоящее время выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:
«контролер», обеспечивающий включение учащихся в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа с учащимися, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);
«проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование учащихся и родителей об особенностях школы и ее требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи учащимся в самообразовании; координация усилий всех учителей, работающих в классе);«нравственный наставник», содействующий соблюдению учащимися норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между учащимися, так и между учащимися и педагогами (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков учеников; индивидуальная работа с учащимися, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);
«носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, наоснове которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в школе и дома);
«старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об учащихся (формирование коллектива класса, организация коллективной творческой деятельности);
«социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем учащихся (создание нормальных условий обучения в школе и дома, защита прав ребенка, формирование навыков социальной жизни);
«фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа с учащимися).
Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы дети чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны педагога, заинтересованность его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности (диагностика «Степень адаптации к кл.рук.»).
Четвертый компонент воспитательной системы класса - пространственно-временной. Он состоит из таких элементов, как:
эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда жизнедеятельности и развития учащихся;
связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых;
место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения;
этапы развития воспитательной системы.
Каждая воспитательная система имеет среду - свое жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельность и общение членов классного сообщества. Основным «местом жительства» класса, как правило, является учебный кабинет, закрепленный администрацией школы за учащимися и классным руководителем данного класса. В нем происходят главные события классной жизни, специально создаются или стихийно возникают ситуации, которые существенно влияют на становление личности ребенка и формирование детского коллектива. Отсюда очевидна важность заботы классного руководителя, его питомцев и коллег об уютной и комфортной обстановке в учебном кабинете, об эмоциональном и духовно-нравственном насыщении жизненного пространства класса.
Однако это не означает, что воспитательная система класса должна быть закрытой системой с максимально ограниченными внешними связями и отношениями. Совершенно не так - лишь открытость системы позволяет ей эффективно действовать и интенсивно развиваться.
Пятый компонент воспитательной системы класса - диагностико-результативный, включающий в себя следующие элементы:
критерии эффективности воспитательной системы;
методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
Классные руководители должны отказаться от измерения результатов воспитательной деятельности «на глазок» и стараться овладеть диагностическими приемами и методами исследования эффективности учебно-воспитательного процесса.
Наличие у классного наставника представлений о сущности и строении воспитательной системы позволяет ему более осознанно и уверенно приступить к деятельности по моделированию и построению системы воспитания учащихся в классном коллективе.
Как организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной.
Составить план – значит продумать и представить себе в общем и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты. В процессе выбора и разработки воспитательной системе класса я ориентировалась на определение ключевой идеи замысла системы. Эта идея должна была стать своеобразным внутренним стержнем системы, вокруг которого сформируются все другие представления сообщества детей и взрослых: о целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в классе, о содержании, формах и методах совместной деятельности, о построении общения и отношений в классном коллективе. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Я выбрала программу воспитательной работы «МЫ РАЗНЫЕ – В ТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА» в начальной школе, в которой смогу реализовать потенциальные возможности учащихся.
«Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила». Над этими словами предлагается поразмышлять школьникам. Ключевое слово в этой фразе – «мы», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе россиян. Мы богаты  духовно, интеллектуально, возможностями, которые предоставляют наше культурное многообразие.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинения своих интересов его интересам. Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Цель данной программы:
- обеспечение целостного подхода к воспитанию и развитию конкурентоспособной личности, создание основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений обучающихся; - ведение целенаправленной и активной работы со всеми учащимися класса, раскрывая их способности, задатки, индивидуальность;- активизация широкого выбора видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.
Основные задачи программы.1. Смоделировать образовательно-воспитательный процесс, обеспечивающий формирование опыта самостоятельного и коллективного действия, самопознания, самореализации, на основе которых может быть осуществлено личностное, социальное самоопределение, воспитание культуры личности.2. Формировать коммуникативные навыки.3. Приобщить детей к традициям школы, города, края, к обычаям русской культуры, истории.4. Построить систему сотрудничества и социального партнёрства с семьей и учреждениями дополнительного образования.5. Создать условия для развития потребности в здоровом образе жизни.6. Создать условия для раскрытия творческого потенциала детей.7. Обеспечить рефлексивно-аналитическое и прогностическое сопровождение программы.
Воспитание гражданина страны – одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин – это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие «Гражданственность» предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Все это стало причиной выбора мной данной программы в качестве целевой для своих учащихся. Считаю, что формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Главное в программе «Я – Гражданин своей страны» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающихся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Цель программы:
Развитие у обучающихся активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, отражающих сопричастность к делам и достижениям старших поколений, готовность к активному участию в различных сферах жизни общества.
Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:
Создать систему целенаправленной деятельности коллектива педагогов, родителей и учащихся, самоуправления школьников по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского и патриотического долга перед Родиной.Развитие гуманных чувств милосердия, уважения к ветеранам войны и труда.
Активизировать интернациональное воспитание детей.
Скоординированное взаимодействие участников педагогического процесса, государственных и общественных организаций, семьи, самих обучающихся по обеспечению условий для эффективной идеологической и идейно-воспитательной работы.
Организация программы.
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, толерантности и рассчитана на 2 года обучения. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом различных возрастных категорий обучающихся, в связи со специфическими особенностями и задачами формирования готовности к защите Отечества у обучающихся разного школьного возраста и учитывается степень подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно. 3-4 классы.
Процесс формирования готовности к защите Отечества у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм военно-патриотического воспитания будет зависеть от того, насколько системно будут формироваться знания ребят о защите Отечества, их нравственное, эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите Родины. Задача заключается в том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость, развить у них чувства восхищения защитниками, вызвать желание в будущем встать в их ряды.
Основные направления реализации программы.
Программа включает в себя следующие основные направления, связанные между собой логикой формирования гражданина России.
Создание организационно-педагогических условий для формирования компетентности и установок на активную жизненную позицию в политико-правовой и социально-экономической сферах. Для этого предусматривается:
- ликвидация правовой безграмотности обучающихся посредством получение знаний о правовой системе России, об основных отраслях и нормах права, о личных правах и свободах гражданина;
- информирование и разъяснение политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве;
- профилактика противоправного поведения;
- организация жизнедеятельности обучающихся в духе уважения прав человека, толерантности как условие формирования правовой культуры;
- актуализация законов, норм школьной жизни и механизмов их поддержания;
- формирование у обучающихся осознанной необходимости участия в демократических избирательных процессах путем реализации ими своего как активного, так и пассивного избирательного права;- развитие способности критически мыслить (подвергать сомнению, сравнивать аргументы, строить контраргументы, выдвигать и проверять гипотезы, обновлять свои взгляды с учетом новых фактов и т.п.);
- формирование основ экономического мышления, содействия в приобретении некоторых навыков принятия экономических решений в повседневной жизни.
Формирование установки на приоритет духовно-нравственных основ жизнедеятельности как в рамках школьного сообщества, так общества в целом.
Для этого предусматривается:
- ознакомление школьников с духовно-нравственными традициями различных сообществ, разъяснение природы и формирование терпимости к различиям;
- формирование патриотизма как чувства уважения, гордости и ответственности перед своим сообществом, своим Отечеством;
- профилактика политического и религиозного экстремизма, расовой неприязни в молодежной среде;
- формирование экологической культуры и здорового образа жизни.
Создание организационно-педагогических условий для актуализации активной социальной позиции учащихся.
Для этого предусматривается:
- знакомство обучающихся с методами и процедурами, принятыми в сфере общественно-политической деятельности;
- создание условий для дальнейшей профессионально-деятельностной самореализации ученика,;- актуализация демократических установок в жизнедеятельности гимназии;
- развитие лидерских качеств и привлечение обучающихся к решению социально значимых проблем.
Данные направления реализуются на различных уровнях:
учебном (в рамках курса «Окружающий мир» и т.п.);
внеучебном ( в рамках курса «Культура добрососедства»);
социально-проектном (предложение и реализация общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями учащихся, педагогов и родителей).
Ожидаемые результаты.
Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.
Какой должна быть программа, построения, воспитательной системы класса? На этот вопрос педагог должен найти ответ самостоятельно. Главное, чтобы в программе были отражены этапы, направления и способы построения системы, которые в дальнейшем должны составить основу плана работы классного руководителя. Необходимо помнить, что главную роль в разработке модели воспитательной системы, несомненно, играет классный руководитель. Именно он является инициатором и организатором совместной деятельности по формированию модельных представлений, и от его профессиональной компетентности зависит педагогическая целесообразность создаваемой модели воспитательной системы. Также успешность моделирования находится в прямой зависимости от активности участия в данном процессе учащихся класса. МОДЕЛИРОВАНИЕ воспитательной системы класса — это очень сложный и длительный процесс, так как происходящие изменения в жизни общества, школы, класса, педагога, ребенка обусловливают внесение корректив в первоначально созданную модель.
«Совершенствование процесса воспитания учащихся посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

2015-2016 учебный год