Роль внеклассного мероприятия в развитии познавательного интереса к предмету физика


Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГБОУ «Шимкинская школа-интернат
среднего общего образования»
Доклад:
Роль внеклассного мероприятия
в развитии познавательного интереса
к предмету физика
учитель физики: Бадеева Антонида Петровна
Внеклассная работа представляет собой органическую часть и важный элемент учебно-воспитательной деятельности школы.
Цель ее - всестороннее развитие самодеятельности и творческих способностей учащихся в области науки, техники, искусства.
П. Л, Капица отмечает, что «физика является весьма подходящим предметом для начального воспитания в юношестве творческого мышления в области естествознания» Внеклассные мероприятия позволяют расширить и углубить знания школьников по физике, пробудить и развить интерес к ее изучению, ознакомить с новейшими достижениями науки и техники и вместе с тем воспитывать у учащихся инициативу, самостоятельность, чувство коллективизма и товарищества, упорство в достижении поставленной цели.
Внеклассные занятия оказывают положительное влияние и на уроки, поскольку многие учащиеся начинают более серьезно относиться к своим учебным обязанностям, проявлять большую познавательную активность, помогать учителю в оборудовании физического кабинета, в изготовлении, ремонте и подготовке приборов для уроков.
Главной задачей внеклассной работы по физике я считаю развитие познавательного интереса к предмету. Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет особую значимость. В своей книге «Великая дидактика» Ян Амос Коменский писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно». По мнению Коменского, в природе каждого ребёнка заложены нравственные и умственные возможности, которые позволили учёному отбросить старые методы воздействия, средства запугивания, постоянного контроля и подавления личности ученика, выдвинуть положение о лёгкости, приятности и основательности обучения.
От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробуждению научной любознательности и всё более устойчивой направленности личности на изучение предмета - таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия.
Формы проведения внеклассной работы по физике и их тематика разнообразны, Содержание, организация мероприятия, его форма выбираются с учётом возрастных особенностей учащихся и решаемых общеобразовательных я воспитательных задач. Это может быть физический турнир, который проводится как соревнование двух команд, физический вечер, предметная неделя, деловая игра, КВН, конкурс газет, презентаций, кроссвордов, физическая развлекательная игра, конференция, физико-литературный конкурс, викторина, устный журнал. Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах, которые условно можно разделить на следующие:
1. Индивидуальная работа - работа с отдельными учащимися с целью руководства их внеклассным чтением по физике, подготовка на этой основе рефератов, докладов; руководство детским творчеством; работа с учащимися-лаборантами и т. п.
2. Групповая работа - систематическая работа, проводимая с небольшим постоянным коллективом учащихся и направленная на удовлетворение определенных интересов, приобретение новых знаний и практический умений (физические кружки, секции, творческие группы).
3. Массовая работа эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом, - лекции, вечера, конференции; недели, декады физики; олимпиады и конкурсы, выставки, внепрограммные экскурсии и т. п.Новизна содержания - важный побуждающий познавательный интерес стимул, который вызывает ориентировочную реакцию учащихся. Наиболее важными состояниями человека, сопровождающими процесс его активной ориентировки, являются состояния неожиданности, озадаченности, удивления. Новизна и есть тот стимул внешней среды, который возбуждает эти состояния, несёт ученику по возможности положительные эмоции. Это - множество новых фактов, сведений, теорий, о существовании которых большинство учащихся ранее и не подозревало.
Обновление уже усвоенных знаний. Чтобы возбудить интерес, писал К.Д. Ушинский, предмет должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком ученикам. Ребёнок соприкасается с множеством элементов знаний до систематического обучения, приобретает знания на уроках других дисциплин. Новое знание приобретает особый смысл для школьника тогда, когда происходит сравнение того, что он знал ранее и чем он овладел сегодня, сейчас. Следовательно, невозможно использовать новизну содержания как постоянный стимул развития познавательного интереса. В школе изучается не всё новое, а многое из того, что стало привычным, утратило свою прелесть из-за частой повторяемости. Обновление прежних знаний, новый аспект рассмотрения уже известного, возможность видеть в прежних, уже сложившихся и ставших привычными знаниях новые грани, новые повороты, новые стороны, которые озадачивают, производят впечатление странности, - это важный стимул познавательного интереса.
Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, желается исторический аспект школьных знаний (историзм), сообщение сведений из истории науки, истории научных открытий с одной стороны, познавательный интерес опирается на менее известный, иногда совсем новый материал, овладевая которым учащиеся в ещё большей мере осознают то, что им даёт урок. С другой стороны, исторический подход в изучении учебных предметов в какой-то мере приближает процесс учения к научному познанию. Узнать, каким было соответствующее знание у своих истоков, как оно развивалось, соприкоснуться с научными поисками, ощутить и испытать их трудности и радости - это, значит, приблизиться и к осознанию собственного познавательного процесса, пусть не открывающего, а усваивающего научные положения, но сопряженного всё же с поисками истины.
Исторические сведения расширяют кругозор учащихся, помогают им понять, каких усилий стоит ученым что-либо изобрести, подготавливают учеников для восприятия нового материала. Так, изучение темы "Электризация тел'1 можно начать с мифа Древней Греции о происхождении янтаря.
Практическая необходимость в знаниях для жизни, для использования науки в целях практики. Трудно переоценить данный стимул познавательного интереса обучения. Например: во время грозы как себя вести, или почему в темноте мы видим искры, когда раздеваемся ...
Важным стимулом, связанным с содержанием обучения, является также показ учащимися современных научных достижений. Историю науки необходимо довести до современного этапа её развития, только тогда школьник увидит все её сложности, противоречия, мучительные поиски, гигантский труд, который стоит за внешним блеском открытий. На этом фоне и учебные знания возбудят интерес, станут необходимыми и значительными для подростков. Стимулировать переживание гордости за отечественную науку, заставлять восхищаться могуществом науки, силой ума человека без включения в содержание обучения данных о современных научных достижениях невозможно.
Другим приёмом, способствующим развитию познавательного интереса учащихся, является работа с ребусами и кроссвордами.
Удачное использование занимательного и исследовательского физического эксперимента не только оживляет урок, но и вызывает интерес учащихся к физическому явлению
Для снятия эмоционального напряжения использую игровые технологии, игровые обучающие программы, оригинальные задания и задачи. Введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации познавательной деятельности и т.п.
Деловая игра - это модель процесса принятия решений в реальной ситуации с четко выраженной структурой. Деловая игра позволяет создавать производственные ситуации, в холе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы, соответственно реальным обстоятельствам производства, имитированным в игре.
Викторина - игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. В моей методической копилке за годы работы собран материал по темам: «Сила трения», «Давление в жидкостях и газах», «Космическая викторина», «Тепловые явления», «Викторина в загадках», «Мир тепла и холода», «М. В. Ломоносов - Великий сын России», «Исаак Ньютон», «Принципы радиосвязи», «Правила дорожного движения» и другие.
Также провожу «Физические турниры» - закрепление материала или проверку навыков в решении задач.
Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы, Мои ученики ежегодно участвуют в научно-практической конференции «Шаг в будущее». В прошлом году приняли активное участие в открытой олимпиаде «Созвездие».
Оказывает влияние на познавательный интерес выполнение практических работ учащимися. Большую часть занятий по предмету составляют практические задания. Школьники выполняют их с охотой, при этом оттачиваются умения и применяемые знания становятся средством приобретения новых.
В 7 классе практикую Домашние лабораторные работы.
Для внеурочной работы характерны:• необходимость удовлетворения интересов и запросов учащихся;
• добровольность выбора ими вида работы;
• определенная самостоятельность участников работы;
• учет местных условий.
Правильное сочетание урочных занятий с внеклассной работой способствует формированию познавательных интересов учащихся, позволяет активизировать весь учебный процесс, придавая ему творческий характер, теснее связывая с жизненной практикой, пробуждая у учащихся потребность пополнять свои знания путем самообразования.
Среди всех массовых внеклассных мероприятий наибольшей популярностью у школьников пользуются недели, декады занимательной физики или наук, связанных с ней. Однако подготовка таких мероприятий представляет большие трудности.
Во-первых, это развлекательное мероприятие и его главная цель - стимулировать учащихся к более глубокому и всестороннему изучению предметов, привить им интерес и вкус к занятиям данной темой.
Во-вторых, необходимо тщательно продумать не только содержание, но и форму проведения. Она должна быть живой и увлекательной, но вместе с тем занимательность не должна заслонить главного - познавательной ценности.
Задача организаторов не просто развлекать учащихся, а максимально активизировать их. Для тех учащихся, которые еще не имеют серьезного интереса к физике, еще пассивны по отношению к ней, средства занимательности могут служить первым шагом на пути заинтересованности предметом. Следующим шагом должно быть воспитание более глубокого и серьезного отношения к знаниям. По отношению к другой группе учащихся, интересующихся предметом, элементы занимательности будут служить дополнительным средством оживления учебного материала и разнообразия процесса его восприятия.
Физические вечера - распространенный вид внеурочной работы. Их форма и тематика могут быть самыми разнообразными. В последнее время широкое распространение получили вечера по физике, проводимые в форме соревнований. Примером тому могут служить вечера-конкурсы веселых и находчивых - так называемые КВН, викторины «Счастливый случай» и т. д., которые пришли в нашу школьную жизнь с экранов телевизоров и до сих пор являются популярными развлекательными передачами для молодежи. На практике такие вечера проводятся в основном после изучения какой-либо темы. Такие вечера, являясь одновременно развлекательными и тематическими, имеют большую познавательную ценность.
При подготовке и во время проведения вечера, а также при обсуждении его итогов можно решить целый комплекс общеобразовательных и воспитательных задач, как, например, расширить и углубить знания по данной теме, показать разнообразие использования физических знаний на практике и в повседневной жизни, воспитать устойчивый интерес к физике, научить его работать самостоятельно.
Организация и подготовка физического вечера оказывают на учащихся огромное воспитательное воздействие. Остановимся подробнее на вопросах организации и методики проведения вечеров-состязаний по физике.
Предоставление учащимся большой творческой самостоятельности и широких возможностей для проявления инициативы, конечно, не означает, что все дело подготовки к вечеру пускается на самотек. Организуя вечер, учитель четко представляет себе его цель и содержание, твердо знает, какие конкретные учебные и воспитательные задачи должны быть им решены. Именно поэтому он должен очень тактично и незаметно направить инициативу ребят по составлению программы вечера в нужное русло и вескими мотивированными аргументами отклонить все неподходящие предложения и варианты.
Основная задача учителя в период подготовки вечера заключается в том, чтобы раскрыть каждому ученику стоящую перед ним цель, помочь взять всем нужное направление в работе, подсказать, с чего ее следует начать и как вести; учитель должен проинформировать выступающих о тех требованиях, которые предъявляются к докладам, демонстрациям, рассказать, как пользоваться библиографическими указателями, как работать над литературным материалом.Подготовка вечера всегда идет одновременно по многим направлениям. Поэтому учителю - главному организатору вечера - полезно иметь особую таблицу-«график», в которой обозначены намеченные сроки и ход выполнения различного рода заданий. В этом случае он сможет в любой момент иметь четкое представление о том, как продвигается работа, сможет вовремя помочь советом.
Таким образом, познавательный интерес - избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного интереса учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.
Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности учащихся и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности школьника и оказывает сильное влияние на его умственное развитие.