Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении химии


«Использование информационно-коммуникационных технологий
в обучении химии»


В последнее десятилетие 20 века информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Многие развитые и развивающиеся страны в полной мере осознали те колоссальные преимущества, которые несет с собой развитие и распространение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что движение к информационному обществу - это путь в будущее человеческой цивилизации. Именно это фиксирует Окинавская хартия глобального информационного общества, которая подписана руководителями 7 ведущих стран и Президентом России В.В. Путиным в августе 2000 года.
“Движение к информационному обществу в мире – объективный процесс, обеспечивающий формирование и развитие рынков информации и знаний”[]
В проекте концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года» выделяется три стратегических направления пути России к информационному обществу и первым из них определено следующее:
информатизация всей системы общего и специального образования – от детского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов. Информатизация системы общего образования, ориентированная на формирование нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества – основная перспективная задача перехода к информационному обществу.
Цель работы :
Проанализировать на основании имеющихся источников состояние использования ИКТ в образовании и обучении химии;
выяснить возможности, предоставляемые ИКТ учителю в учебно-воспитательном процессе.


1. ИКТ. Основные понятия и определения.

Применение новых информационных и коммуникационных технологий в школьном образовании обсуждается на страницах всех методических газет и журналов. При этом каждому учителю, безусловно, очевидна целесообразность применения компьютеров для обучения в среднем и старшем звеньях школы.
Процесс информатизации образования затрагивает все сферы функционирования школы. Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Использование информационно-коммуникационных технологий в школе позволяет существенно изменить профессиональную деятельность всех участников образовательного процесса. Уровень применения средств информационно–коммуникационных технологий в педагогической деятельности является одним из важных показателей развития информационных компетенций педагога.
ИКТ-компетенция учителя:
преподавание учебного предмета с использованием средств ИКТ;
осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса в условиях использования потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной компьютерных сетей;
экспертная оценка психолого-педагогической, содержательно-методической значимости электронных изданий образовательного назначения, электронных средств учебного назначения и учебно-методических комплексов, в состав которых они включены;
предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовательном процессе;
автоматизация информационно-методического обеспечения учебно - воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением на базе средств ИКТ, в которых учитель должен быть хорошо осведомлен.
У информационно-коммуникативных технологий существует множество определений, и почти все они сходятся на том, что эти технологии включает в себя текстовую, графическую, анимационную, видео- и звуковую информацию в интегрированном представлении, допускающую различные способы структурирования и представления.
В условиях компьютеризации обучения химии, перед учителем стоит интегрированная педагогическая цель, сочетающая в себе задачи формирования естественнонаучных знаний, умений и навыков и информационно – компьютерной грамотности школьников.

2. Применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

2.1. Особенности планирования урока с использованием ИКТ.

Эффективность педагогической деятельности зависит от того, насколько полно при ее планировании и реализации были учтены индивидуальные особенности обучаемых. Нельзя забывать и о верном методическом подходе при построении урока с использованием ИКТ. Так же как в обычном уроке, здесь должны присутствовать цели и этапы урока.
Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
При анализе целесообразности использования компьютера в учебном процессе нужно учитывать дидактические возможности компьютера:
расширение возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
привитие навыков самоконтроля и самостоятельного исправления  собственных ошибок;
развитие познавательных способностей учащихся;
интегрированное обучение предмету;
развитие мотивации к учению у учащихся.

При этом компьютер может представлять:
источник учебной информации;
наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций);
тренажер;
средство диагностики и контроля.

В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и химии.(х) Не подменяя собой, учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы.

2.2. Положительные и отрицательные стороны внедрения ИКТ.

Программное обеспечение включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники по предмету. При помощи этих программ ученик самостоятельно может проверить свой уровень знаний по теории, выполнить теоретико-практические задания. Здесь имеются теоретические вопросы, образцы выполнения заданий, задания для самопроверки.(У) Программы удобны своей универсальностью. Они могут быть использованы и для самоконтроля, и для контроля со стороны учителя.
В своей практике преподаватель может использовать обучающие и контролирующие программы по отдельным темам курса химии для  работы  с учащимися, способными достаточно быстро усваивать  учебный материал на обязательном уровне. Такие ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом, в результате которого они заинтересованы.
Также полезно применять обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно при помощи компьютера повторяет практически весь материал по теме. Предъявляются учебные задачи по степени трудности, учащимся дается возможность запросить  определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и т.д.  Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях.  В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающейся программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Создается благоприятный психологический климат, так как ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания при помощи обучающей программы. Но это вовсе не понижает уровень принадлежности преподавателя к проведению урока. Преподаватель на информационном уроке лишь перестает быть авторитарным и единственным источником знания, и становится руководителем и помощником обучающихся в образовательном процессе.
Обучающимся предоставляется возможность самостоятельно искать нужные им знания в быстро меняющемся мире, и поэтому им требуется значительное количество индивидуальных стратегий обучения, которые позволили бы каждому из них стать активным участником учебного процесса.
Особое внимание, при этом, следует обратить на уровень предметных (естественнонаучных) и информационно – компьютерных знаний и умений школьников. Низкий уровень сформированности у учащихся хотя бы одного из указанных компонентов не дает возможности реализовать весь дидактический потенциал средств новых информационных технологий.
Владение компьютером на высоком уровне при условии отсутствия базовых знаний по предмету не позволит школьнику за отведенное на уроке время решить поставленные учебные задачи. Отрицательный результат наблюдается и в противоположном случае, а именно, когда школьнику, хорошо владеющему естественнонаучным материалом, но с низким уровнем информационно – коммуникационной грамотности, предлагается изучить тему при помощи педагогических программных средств (ППС). В этом случае использование компьютера не только не помогает, но даже мешает изучению учебного материала.
Как правило, в настоящее время создание графики для многих педагогов намного сложнее, чем написать обычный учебный план. Так как, создание графики требует от педагога не только отличного знания темы, программы, но и хорошего знания и владения информационными технологиями. Это трудоемкий процесс, но «цель оправдывает средства».

2.3. Отношение к использованию ИКТ коллектива лицея
Проведенный опрос старшеклассников и педагогов лицея показал следующее:
Заключение

Из всего выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. В нашем обществе информационные технологии в образовании играют все более существенное значение. Современный учебный процесс уже сложно представить без использования электронных учебников, обучающих программ, тренажеров, лабораторных практикумов и тестирующих программ.
2. К основным преимуществам информационно-коммуникативных технологий можно отнести следующее:
создаются условия для самостоятельной проработки учебного материала;
развитие творческих способностей и исследовательских навыков, повышающих мотивацию к учению;
возможность работы с объемными стереохимическими моделями изучаемых объектов;
возможность поиска информации и более удобного доступа к ней;
представление в мультимедийной форме редких информационных материалов;
возможность автоматизированного контроля;
более объективное оценивание знаний и умений.
3. народ поддерживает

Из выше изложенного следует, активная роль информационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения определенных педагогических задач, но и стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования.
Литература



15