Конспект занятия по внеурочной деятельности в 3 классе по ИЗО Тема: Осенний пейзаж «Золотая осень


Конспект занятия по внеурочной деятельности в 3 классе по ИЗО
Тема: "Осенний пейзаж «Золотая осень"
Цель: познакомить учащихся с произведениями художников, музыкантов, поэтов на осеннюю тематику, научить изображать пейзаж.
Задачи:
развивать у детей интерес к пейзажной живописи, помогать осмысливать свои чувства, отношение к воспринимаемому пейзажу;
развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности;
формировать поэтическое видение мира;
учить рисовать пейзаж, правильно располагать объекты первого и второго плана;
учить использовать разные нетрадиционные техники в процессе создания («по сырому», тычок полусухой жёсткой кистью, поролоном);
учить внимательно рассматривать художественную картину;
воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, восхищение русской природой, гордость за творчество русских художников;
вызвать у детей желание нарисовать золотую осень, пробудить воображение детей, их творческие способности
Оборудование: интерактивное оборудование; акварель, кисти, карандаши, поролон; банка с водой; презентация; картина И.Левитана "Золотая осень".
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Формы: индивидуальная, фронтальная, коллективная.
Приемы: беседа, презентация
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающиеТип занятия: комбинированный
Личностные УУД - навыки организации рабочего места для работы с красками; формирование эстетических чувств
Метапредметные -
Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения. Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа.
Выработка алгоритма действий.
Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.Познавательные УУД:
активизация знаний и умение делать обобщения, сравнения.
умение анализировать представленные работы и давать им характеристику;
понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы.
Ход занятия
1. Организационный момент.
1. Приветствие:
-Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Ребята день у нас сегодня необычный, к нам на занятие пришло много гостей – поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им.Мы за парты дружно селиДруг на друга посмотрели.Мы сегодня опятьУчиться будем рисовать!
2.Проверка готовности учащихся к занятию:
- Проверьте, все приготовили к уроку альбом, карандаш, краски, кисточки, баночку с водой и у вас на партах должна лежать салфетка и поролон.
3.Рефлексия
-Для начала мне бы очень хотелось узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на занятие.2. Подготовительный этап. 1.Музыка. Слушание музыки "Листья жёлтые". - О чём вам рассказала эта мелодия? - Если бы можно было нарисовать музыку, какие бы цвета вы использовали? Почему?
3. Актуализация знаний. - Какое время года у нас на дворе? - Расскажите, какая сегодня погода? - Всегда ли осенью погода одинакова? а) Послушайте, как писал об осени А.С.Пушкин (учитель читает стихотворение наизусть) Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса...
б) А теперь давайте вспомним стихотворение Ивана Бунина «Листопад», которое вы учили на уроке литературного чтения.
1 ученик.
Лес, точно терем расписной. Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.Березы желтою резьбойБлестят в лазури голубой,Как вышки, елочки темнеют,А между кленами синеютТо там, то здесь, в листве сквозной.Просветы в небо, что оконца.Лес пахнет дубом и сосной.За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…...
2 ученик.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора.
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылёк
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
3 ученик
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.
Заквохчет дрозд, перелетаяСреди подседа, где густаяЛиства янтарный отблеск льет;Играя, в небе промелькнетСкворцов рассыпанная стая —И снова все кругом замрет…
- Да, осень бывает разная, но больше всего у неё оттенков: золотого, оранжевого, коричневого, красного.
- Как красиво рассказали об осени поэты! Представители какой профессии тоже очень красиво и ярко изображают осень, природу? (Выслушать ответы детей) Конечно, художники. Каким же образом художник может рассказать о золотой осени? (Выслушать ответы детей) Ему нужно нарисовать, изобразить на холсте то, что он видел или видит в природе, что вызвало у него радость, удивление красотой осени. С помощью красок он может изобразить время года: зиму, лето, осень, весну. И свое настроение: радость, грусть, тревогу, спокойствие, тишину.
- Как называют картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)
4. Объяснение нового материала.
а) Рассказ об искусстве Исаака Левитана
-Ребята, многие художники передавали великолепие осени на холстах
- Посмотрите на слайд. Это Исаак Ильич Левитан, известный живописец 19 века. Осень на его картинах очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Левитан оставил около ста "осенних" картин, не считая этюдов.
б) Работа с репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень», 1895 г.
- Сегодня мне бы хотелось побеседовать с вами о прекрасном полотне Исаака Ильича Левитана «Золотая осень».
- Что изобразил художник? О чем эта картина? (Художник изобразил осеннюю природу, берёзовую рощу осенью, речку, луга золотой осенью. Эта картина о красоте природы золотой осенью.)- Какие деревья здесь занимают центральное место? (Центральное место в этой картине занимают русские берёзы. И, наверное, художник нарисовал их не зря, потому что берёза является символом России.)- Что изображено на дальнем плане? Когда лес бывает таким? (На дальнем плане изображена деревня. Лес таким бывает в солнечный осенний день)
- Как догадались, что день солнечный? Различается цвет неба? (День солнечный, потому что деревья, будто золотые, солнечные и от них падает тень на землю. Небо - голубое, даже бирюзовое, кое-где светлые облачка. Оно отражается в речке. Да, речка. Близко к нам она синяя, есть даже немного фиолетового цвета, а вдали - беловато-голубая.)- Что вы почувствовали, глядя на репродукцию? (Глядя на репродукцию, я почувствовал хорошее настроение, радость от окружающей красоты.)
- Вот так может рассказать художник о том, что ему понравилось.
- Величайший художник - природа, палитра её красок богата горящими цветами от светло - жёлтого до кроваво - бордового. Убедиться в этом можно, посмотрев зарисовки осенней природы.
5. Физкультминутка. Просмотр видеофильма «Осень в лесу» (Можно встать, подвигаться).
6. Практическая деятельность учащихся. Рисование осеннего пейзажа.
С целью усиления эмоционального восприятия детьми осеннего пейзажа звучит фрагмент из произведения П. И. Чайковского «Времена года»- «Октябрь».
- Сегодня мы услышали музыку, стихотворения об осени, рассмотрели картины художников. Нам было радостно и немного грустно. Музыка, стихи и картины подарили нам эту радость и легкую, светлую грусть.
А теперь попробуйте, как художники, нарисовать осень. Но не забудьте, что вы рисуете яркую золотую осень. Значит, нужно подобрать такие же звучные, чистые, насыщенные, яркие краски.
-Возьмите кисточки и напоите свои краски водичкой. Добавьте по капельке водички в желтый, красный, коричневый, оранжевый, зеленый, синий.
7. Этапы выполнения работы:
Рисуем эскиз будущей картины. Разметка карандашом.
- Ребята, вначале, необходимо расположить лист вертикально и простым карандашом, не надавливая на карандаш, провести линии.
Нанесем на лист воду большой кистью. Мы будем рисовать по мокрому. Цвета будут вливаться друг в друга.

3. Наносим синюю акварель на верхнюю часть рисунка – это небо.
4. Не дав листу просохнуть, возьмём кусочек поролона, смочим его в воде, немного отожмём и примакнём несколько раз к окрашенной поверхности. Таким образом, получатся облака.
5. Используя ту же технику, раскрасим речку.

6. Теперь возьмём кисть с мягким ворсом и закрасим лес. Чтобы вдалеке изобразить деревья разной высоты, используем разные оттенки зелёного цвета и технику «примакивания».
7. Светло-коричневой краской закрашиваем поверхность поляны на втором (дальнем) плане.
8. Когда краска подсохнет, возьмём кисть с жёсткой щетиной и прорисуем траву. Выполняем короткие резкие штрихи. (Техника полусухой жёсткой кисти)
Используем краску более темных оттенков.
Приступим к объектам первого (переднего) плана. С помощью тоненькой кисточки закрасим ствол берёзы и стебли кустарника.
Продолжайте использовать разные оттенки.

8. Подведение итогов. Рефлексия.
- Давайте сейчас посмотрим наши рисунки о золотой осени. Удалось ли нам рассказать о том, какая она нарядная? Полюбуемся, какие мы художники. Получилась ли у нас радостная, нарядная, золотая осень? (Обсуждаются рисунки детей.) Да, очень красивые краски вы подобрали, придумали интересные пейзажи - как настоящие художники! Молодцы!
- Чему вы сегодня научились? - Что узнали нового? - Что вам больше всего понравилось на занятии?
А сейчас мне бы очень хотелось узнать, с каким настроением вы уходите сегодня с занятия.
9. Выставка и анализ работ учащихся.