Метапредметный подход при обучении в рамках ФГОС нового поколения


МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ИСТОРИИ В РАМКАХ НОВОГО ФГОС
Извольская О.Ф., учитель истории и обществознания «Ангарский педагогический колледж»
Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню.Дай мне действовать самому, и я научусь.
Конфуций
Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Используя такой подход, школа способна сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире (история), телах (физика), веществах (химия) и т.д.
 Метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а так же обеспечить преемственность всех ступеней образования.
В условиях системно-деятельностного подхода к обучению на первый план выходит проблема проектирования системы формирования и развития умений познавательной деятельности учащихся. Поскольку умение показывает степень владения школьником приемами учебной работы и входящими в их состав учебными действиями, речь должна идти о проектировании процесса развития способов действий, открывающих возможность широкой ориентации учащихся как в предметной области истории, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее операциональных характеристик.
Петербургскими учеными-методистами разработана система формирования умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся в процессе обучения истории. Данная система нашла свое отражение в учебно-методических комплексах (УМК) по истории Издательского центра «Вентана-Граф».
В рассматриваемой системе широко представлены метапредметные умения и, прежде всего, умения работать с разными источниками информации, в том числе текстовыми. Усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы ученик научился: осознавать принципиальные отличия прагматического текста от эстетического; относиться к чтению как творческому процессу; различать мнения/суждения по поводу прочитанного; адекватно понимать текст; различать процедуры анализа и оценивания текста и его фрагментов (или этапов анализа текста и личностной интерпретации); использовать основные стратегии смыслового чтения учебных (научно-популярных, учебно-познавательных) и художественных текстов.
Традиционный алгоритм действий с текстом включает, как правило, два этапа: 1) прочитать; 2) ответить на вопросы, направленные на усвоение прочитанного или воспроизведение прочитанного. Необходимо использование таких стратегий, которые позволяют не только сделать процесс работы с текстом управляемым, но и связать новую информацию с уже имеющейся, оценить и ранжировать ее. Такие стратегии имеют метапредметный характер, а значит, могут быть использованы в процессе обучения разным предметам, в том числе и на уроках истории.
Так, одна из стратегий, « Работа с таблицей », предполагает работу учащихся с текстом на основе заполнения и последующего анализа граф таблицы: «Знаю» (заполняется до чтения); «Хочу узнать» (заполняется до чтения); «Узнал» (заполняется после чтения); «Источники» (заполняется по ходу чтения); «Что осталось нераскрыто» (заполняется после чтения).
На уроках истории при работе с учебными текстами может быть применена стратегия «Инсерт», когда ученики, работая с текстом маркируют разного рода информацию: «V» – уже знал, «+» – новое, «–» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы.
Формированию метапредметных умений на уроках истории способствует использование стратегии « Чтение про себя с пометками ». С целью проверки понимания текста учащимся предлагается сделать соответствующие пометки в тексте или заполнить графы таблицы: «Понял (+)»; «Не понял (–)»; «Нужно обсудить (?)». Выяснению мнения ученика относительно текста будет способствовать заполнение и последующий анализ таблицы, содержащей графы: «Согласен (+)»; «Не согласен (–)»; «Требуется обсуждение (?!)». На критическое осмысление информации направлена работа с таблицей, где нужно заполнить графы: «Соответствует тому, что знаю (++)»; «Противоречит тому, что знаю (–)»; «Не понял, хотелось бы получить дополнительные сведения по этому вопросу (??)».
Эффективному формированию метапредметных умений на уроках истории способствует комбинация стратегий пред текстовой, текстовой и после текстовой деятельности. Рассмотрим возможности такой комбинации на примере работы с текстом учебника для VIII кл. «История России ХVI-ХVIII » А.А. Данилов, Л.Г. Косулина  
Пред текстовая деятельность.
Работа с текстом § 16 «Экономика России в первой четверти ХVIII века».
1) Прочитайте пункт 1 «Состояние экономики России на рубеже ХVII-ХVIII веков». Подумайте и предложите свой ответ на этот вопрос.
2) Работа в парах, в группе. Поделитесь своими соображениями с другими.
Текстовая деятельность. Критический анализ текста пункта параграфа.
Читая текст, делайте по ходу пометки: (++) соответствует тому, что знаю;(–) противоречит тому, что знаю; (+) новое; (??) надо обсудить.
Прочитав пункт параграфа, посмотрите на свои пометки. Заполните таблицу и занесите туда все то, что представляет для вас особый интерес (новое, требует обсуждения).
 После текстовая деятельность.
1) Работа в парах. Обсудите:
– Какие положения пункта параграфа соответствуют вашим представлениям об экономики России ХVII века?
– Что им противоречит?
– Что вы узнали нового?
– Какие положения ваша пара выносит на обсуждение?
2) Групповое обсуждение. Обсудите содержание пункта параграфа:
– Что вам было известно о состоянии экономики?
– Что противоречит предшествующим знаниям?
– Что осталось неясным?
– Что было новым?
– Что заинтересовало?
– О чем вы хотели бы получить больше информации?
Метапредметные умения – это ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности, однако процесс их формирования может иметь свою специфику на разных учебных предметах. Например, овладение логическими действиями анализа будет зависеть от специфики учебного предмета, на котором они формируются.
Анализ, как сложное мыслительное действие встречается при выполнении различных операций: сравнения (нахождения общего и разного); выделения главного (частей, связей, идей); классификации; выявления закономерностей; абстрагирования; конкретизации; систематизации; именно поэтому действие анализа на разных учебных предметах отличается.
В процессе изучения истории анализ подразумевает, прежде всего, поиск причин события или явления, раскрытие его сущности, вывод следствий. Соответственно, для формирования умения анализа исторических источников учащимся будет недостаточно овладеть собственно универсальными   приемами работы с текстом, например, выделять главное, составлять план, извлекать непосредственную информацию и т. д. Школьники должны также владеть специальными способами восприятия исторического текста, например, видеть историческую обусловленность создания текста, рассматривать излагаемые в нем сведения в историческом контексте, осуществлять анализ достоверности содержащихся в нем фактов и т. п.
Практика показывает, что все эти примеры вызывают у учащихся эмоциональный отклик, желание найти правдивые данные об исторических процессах, а также продемонстрировать то, что процесс формирования метапредметных умений может носить универсальный характер.
Список литературы
Концепция ФГОС общего образования: проект/Рос.акад.образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А.кузнецова. – М.:просвещение 2010
Аксенова Н.И. Метапредметное содержание образовательных стандартов Текст./ Н.И. Аксенова // Педагогика: традиции, инновации: материалы междунар.заочн.научн.конф., окт.2011, г.Челябинск.
Лазукова Н.Н., Искровская Л.В / Под общ.ред.Баранова П.А., История с древнейших времен до наших дней. Программа V-ХI кл. М., Вентана-Граф, 2011
Лебедков А.М. История средних веков . Проектирование учебного курса: методические рекомендации. М.. Вентана-Граф., 2011