Технологическая карта по русскому языку на тему Заглавная буква в именах собственных


Русский язык Тема «Заглавная буква в именах собственных»»
Тема Заглавная буква в именах собственных
Педагогические цели Познакомить учащихся с новой орфограммой - заглавной буквой в именах, отчествах и фамилиях, в кличках животных. Формировать представление о названия стран, городов, сёл, улиц, рек; учить распознавать имена собственные, отличать их от нарицательных. Развивать внимание, речь, память, орфографическую зоркость. Воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию, расширять кругозор учащихся.
Тип урока Открытие новых знаний
Планируемые результаты (предметные) Осознают безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; применяют орфо-графические правила и правила постановки знаков препинания при записи текстов; овладевают умением проверять написанное
Личностные результаты Владеют начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире
Универсальные учебные действия (метапредметные) Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления.
Познавательные:общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в учебном тексте; логические – выполняют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям).
Коммуникативные: умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Основное содержание темы, понятия и термины Заглавная буква, имя собственное.
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы,
методические
приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Приемы
контроля
осуществляемые
действия формируемые
умения 1 2 3 4 5 6
I. Мотивирование к учебнойдеятельности. (Организационный момент) Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя - Здравствуйте ребята! Меня зовут Кристина Александровна. Сегодня урок проведу у вас я. Тихо, как снежинки зимой, девочки за парту сели. Тихо, как осенние листочки, мальчики за парту сели. На меня все посмотрели.
Проверь дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке
Книжка, ручка и тетрадки!
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и ….. (внимательным)
Все пиши, не отставая,
Слушай …. (не перебивая)
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё (понятно)
Если хочешь отвечать,
Надо руку…. (поднимать)!
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя II. Чистописание Индивидуальная.
Практический. Письмо - А сейчас открыли свои тетради. Записали число, классная работа. Сегодня 29 февраля, последний день зимы.
1) Мм
2) Маша Миша Мурманск Мурка
- Посмотрите на доску.
- Назовите, какая это буква.
- Какие два звука она обозначает? ([М] твердый, мягкий)
- Пропишите эти соединения до конца строки.
- А теперь назовите первое слово.
- Как оно написано?
- Почему?
- Спишите эти слова точно так же, как на доске. Выполняют письмо
по образцу Вырабатывают калли-графический почерк Правильное написание
III. Постановка учебной задачи Фронтальная.
Словесный.
Беседа - Ребята, а как вы думаете, что мы сегодня с вами будем изучать, глядя на эти 4 слова?
- Сегодня мы будем изучать правописание слов с заглавной буквы в именах собственных.
Читают тему урока, предлагают свои варианты учебной задачи Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем Беседа по вопросам
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Фронтальная,
индивидуальная.
Словесный, практический. Чтение, беседа, письмо - А теперь в тетрадях, на следующей строчке с красной строки, запишите свое имя и свою фамилию.
- С какой буквы вы запишите?
- Запишите.
- А теперь прочитайте, что вы записали.
- Ребята, запомните! Имена, фамилии всегда пишем с большой буквы.
- Посмотрите на слайд. Как вы думаете, кто это?
- Это Александр Сергеевич Пушкин. А.С. Пушкин – это писатель, родился 26 мая (6 июня) 1799г. в Москве. А.С. Пушкин был очень талантливым человеком. В юном возрасте, в лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Вы наверняка, знаете сказки А.С. Пушкина. Он написал такие сказки, как «Сказка о рыбаке и рыбки», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и его работнике Балде». С некоторыми из этих сказок вы познакомитесь на уроках литературного чтения.
Александр Сергеевич Пушкин.
- Итак, посмотрите еще раз внимательно. Какие слова записаны с большой буквы?
- Помимо того, что имя и фамилия записано с большой буквы, так же с большой буквы записано отчество.
- Ребята, отчество образовано от имени отца.
- Как вы думаете, как звали отца А.С. Пушкина?
- Правильно, запишите это в тетради с новой строки.
- Помните, что имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы
Определяют имена собственные.
Правильно списывают. Беседа по вопросам, письмо
Физкультминутка Коллективная. Практический Мы веселые мартышки
Мы играем громко слишком,
Мы в ладошки хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочки
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесем к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик – на макушке.
Шире рот откроем,Гримасы все состроим.
Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя Осуществляют профилактику утомления Правильное выполнение дви-жений
V. Продолжение работы по теме урока Фронтальная.
Словесный,
практический.
Письмо - А теперь давайте с вами узнаем, какие еще слова пишутся с большой буквы.
- Прочитайте эти предложения.
У Вити собака Жучка.
У Кати попугай Кеша.
- Вы обратили внимание, какие еще слова пишутся с большой буквы?
- Ребята, запомните название животных (кот, собака, попугай и т.д.) пишем с маленькой буквы. А вот клички животных, (Рыжик, Кеша, Персик, Мурка, Жучка) пишем с большой буквы.
- Итак, кто мне скажет какие еще слова, мы пишем с заглавной буквы?
- А вот у вас есть домашние животные?
- А как их зовут?
- Как вы ухаживаете за ними?
- Ребята, с животными нужно обходиться очень бережно, проявлять к ним заботу, любовь. Помните, что мы в ответе за тех, кого приручили.
- Посмотрите на слайды.
- Как вы думаете, какой это город? (Москва)
- Правильно. Москва – это столица России, город-герой. Крупнейший в стране промышленный, научный и культурный центр. Достопримечательности Москвы: Красная площадь, Кремль. В Москве много театров, музеев. Так же в Москве находится правительство РФ, президент России В.В. Путин.
- Ребята, а теперь запишите в тетрадь словосочетание
город Москва
- И поставьте в конце знак препинания запятую.
- Посмотрите на слайд. Это город Белгород. Белгород является областным городом, городом Воинской славы. Здесь была организована в годы гражданской войны Первая Конная армия.  В период Великой Отечественной  наш край стал главной ареной танковых сражений на Курской Дуге. Так же Белгород - город первого салюта, потому что  5 августа 1943 года в ходе Курской битвы был освобожден от немецко-фашистских захватчиков. По приказу И. В. Сталина  в этот день в Москве был дан артиллерийский салют войскам, освободившим Орёл и Белгород. Этот салют был первым за время Великой Отечественной войны, поэтому за Орлом и Белгородом закрепилось название «город первого салюта».
- А теперь после словосочетания город Москва, запишите в тетрадь словосочетание город Белгород и поставьте знак препинания запятую.
- С какой буквы напишем слово город? А слово Белгород?
Записывают и запо-минают правописание слов. Записывают словосочетания, ставят в конце знаки препинания. Внимательно слушают учителя. Запоминают что клички животных, название городов, сел и рек пишется с заглавной буквы.
Осмысленно читают текст, извлекают необходимую информацию из него
Думают, размышляют, высказывают свое мнение Письмо, беседа по вопросам
Разминка для рук Коллективная. Практический Мы писали, мы писали
Наши пальчики устали.
Мы не много отдохнем
И опять писать начнем.
Выполняют движения
по тексту под руковод-ством учителя Осуществляют профилактику утомления рук Правильное выполнение дви-жений
Закрепление знаний и способов действий. Фронтальная,
индивидуальная.
Словесный, Чтение, беседа, письмо - Это город Старый Оскол. Старый Оскол – это город где мы живем. Это город Воинской славы. Подвиг героев в Старом Осколе не забыт и  одна из улиц в  городе носит название 17 героев. 
- Запишите так же название нашего города в тетрадь, после города Белгорода, напишите город Старый Оскол.
- С какой буквы напишем слово город?
- С какой буквы напишем название города?
- Дальше после запятой запишите село Незнамово.
- Ребята, название сел также пишем с большой буквы.
- Село Незнамово находится недалеко от Старого Оскола, может, кто-то из вас был там.
- Ребята, еще название рек тоже пишутся с большой буквы. Например, запишите после запятой, река Оскол.
- Раньше это река была глубокой и чистой, но сейчас люди не ценят, ту красоту, какую нам дает природа. Сейчас вода грязная и даже не советуется в некоторых местах купаться. Поэтому ребята, никогда не бросайте мусор в реку, природу нужно беречь и охранять.
Читают, отвечают
на вопрос. Записывают словосочетания.
Работают с текстом Думают, размышляют, высказывают свое мнение. Объясняют лексическое значение слов.
Извлекают новую информацию из текста
Письмо, беседа по вопросам
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) Фронтальная.
Словесный.
Беседа - Итак, сегодня мы с вами узнали, что имена собственные пишутся с большой буквы.
- Назовите, что относится к именам собственным.
- С какой буквы мы будем писать имена собственные?
- Молодцы, вы отлично потрудились.
– Закончите предложения: • Урок помог мне…
• Для меня было сложным…
• Мне понравилось… Заканчивают предло-
жения в зависимости
от своего состояния, впечатления от урока Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Беседа по вопросам. Саморе-гуляция