статья Влияние воспитательной работы на развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории

Влияние воспитательной работы на развитие познавательного интереса и интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории
Важнейшая задача цивилизации-
научить человека мыслить.
Т.Эдисон
Изучение предмета история Казахстана подразумевает в процессе работы исследовательскую деятельность учащихся, анализ их собственных выводов, умозаключений, которые развивают у них способность рассуждать, выражать свои мысли. Что же необходимо сделать для того, чтобы заинтересовать детей, повысить у них мотивацию к обучению, создать коллаборативную среду? На мой взгляд, на уроках необходимо использовать активные методы самостоятельной работы, в том числе с различными ресурсами, для того, чтобы сформировать у учащихся навыки компетентности, т.е. способность понимать реальность и правильно оценивать происходящие события, высказывать гипотезы по мере приобретённого опыта, рефлексировать.
Бразильский педагог Пауло Фрейре придерживается мнения, что «обучение, будет успешным, если ученики будут формулировать проблемы политические, экономические на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности, которые даёт ему школьное образование». А это во многом зависит от учителя. Он должен создать такие условия , при которых «ученики имеют то, что Чиксентмихайи называет «самоцелью», а Райан и Деки «внутренней мотивацией»
Методическая тема моего исследования над которой я работаю, пройдя курсы учителей по изучению семи модулям Программы Кэмбриджского университета второго уровня - «Возможно ли создать в классе коллаборативную среду обучения через использование приёмов критического мышления». Я считаю, что она актуальна тем, что создание коллаборативной среды обучения в классе, через использование приёмов критического мышления способствует созданию комфортной обстановки в классе, атмосферы открытого и ответственного взаимодействия между учащимися и учителем. Что это даст учащимся? Сотрудничая  в парах и малых группах, учащиеся научатся задавать «толстые» и «тонкие» вопросы и находить на них ответы, проявлять лидерские качества , а это в свою очередь поможет обеспечить ситуацию успеха практически каждому учащемуся и самое главное, повысить мотивацию к обучению. Что это даст учителю? Независимо от предмета, ученики, работающие в группах, как правило, больше узнают о том, что преподаётся и сохраняют дольше полученные в результате знания Ученики, которые работают в коллаборативных группах, также кажутся более удовлетворёнными своими классами (Руководство. с.229)

На сегодняшний момент, изучив модуль обучение критическому мышлению, методы и подходы в работе учителя и убедившись, что Кэмбриджским университетом всё приведено в систему понимаешь, что польза от этого очевидна. Мне очень хочется, чтобы выпускники нашей школы имели хорошие знания, умели применять их в жизни, для преодоления барьеров могли находить нестандартные решения, быть конкурентоспособными.
Например, при обобщении темы в 6 классе «Регионы Казахстана в период раннего железа» для активизации памяти учащихся я использовала приём «Мнемоника». Учащиеся должны были решить головоломку для того, чтобы отгадать тему урока, зашифрованную в цифрах. Такая форма организации начала урока шестиклассникам очень понравилась. Также применила приёмы «Дневник юного исследователя», «Пополни музеи Казахстана археологическими находками». Интересным моментом на уроке стало присутствие представителей Казахско- турецкого лицея, которые приняли участие в работе групп в составлении флипчартов. У каждой группы было своё творческое задание. В первую группу вошёл преподаватель казахско-турецкого лицея из Турции, который общался с учащимися на английском языке. Он оценил их идею по оформлению флипчарта приёмом «большой палец». Это вдохновило ребят. На уроке они были раскрепощены, работали творчески, чувствовали себя свободно, у них развивался командный дух.
В настоящее время учителю даётся возможность выбирать программы, учебники, использовать рабочие тетради, использовать весь свой творческий потенциал. Сегодня особенно ощущается недостаток в хороших, с точки зрения преподавания, учебниках. Не все учебники достаточно грамотно составлены методически, фактический материал, подбор источников, иллюстраций, карт , не дают учителю в полной мере разнообразить формы и методы работы. Учитель должен идти к ученику не с параграфом и учебником, а с проблемой. Но любой учебник в процессе преподавания может быть творчески переработан учителем. Поэтому учителю приходится много работать над обеспечением уроков необходимой источниковой базой и исторической литературой. Каждый ученик имеет склонности и задатки к определенным предметам, но учитель обязан создать такие условия, чтобы эти склонности проявились и чтобы заинтересовать предметом всех учеников. Проблема развития познавательного интереса учащихся волновала и волнует многие поколения учителей и ученых, и каждый педагог-предметник решает ее в своей деятельности по- своему. Поэтому я считаю, что новизна опыта заключается в отборе содержания и в отборе форм и методов работы учителя.
Внеклассная работа по предмету, как совместная творческая или игровая, учебно-познавательная деятельность учащихся позволяет по-новому строить процесс обучения и воспитания, формировать необходимые качества личности для жизни в современном обществе, решать имеющиеся проблемы. Направления внеклассной работы - творческая, исследовательская и проектная деятельность, а также игровая. В современных условиях под учебным проектом подразумевается комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно (в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов способствует формированию критического и творческого мышления учащихся, умению работать с информацией, что в полной мере отвечает основной задаче современной школы – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию. Также большую роль во внеклассной работе играют эссе, сочинения по истории, информационные, рефераты, презентации.
Учитель истории Л.Галимова,
КГУ СОШ №1
Абайский район
15