МС по теме Взаимодействие школы с семьями, находящимися в социально опасном положении


Творческая группа: Акимова Наталья Викторовна Социальный педагог 1 категории Прокофьева Надежда Александровнапедагог-психолог ПЛАН РАБОТЫ СЕМИНАРА: 1. Презентация школы.2. Взаимодействие школы с семьями, находящимися в социально опасном положении. (Акимова Н.В.- социальный педагог)3. Психологическое сопровождение выпускников при подготовке к ЕГЭ и ГИА. (Прокофьева Н.А.- педагог-психолог)4. Обратная связь.  Взаимодействие школы с семьями, находящимися в социально опасном положении. (Акимова Н.В.- социальный педагог)  Семья, находящаяся в социально-опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а так же семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.ФЗ «об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.ФЗ «об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» Типы семей, находящихся в социально опасном положении: КонфликтнаяАморальнаяПедагогически несостоятельнаяАсоциальная обеспечить помощь родителям в решении проблем, возникающих в процессе воспитания и обучения;оказывать помощь родителям в развитии индивидуальных особенностей их ребенка;координировать учебную помощь родителей их детям;обеспечить помощь родителям в решении возникающих проблем;организовывать психолого-педагогическое просвещение родителей;оказывать помощь в разрешении конфликтных ситуаций. На протяжении работы с семьей решаются следующие задачи: - проверка жилищно-бытовых условий семьи;- сбор информации о семье, выявление причин неблагополучия;- составление плана работы с семьей;- проведение консультаций, лекций для родителей;- оказание им социально-психологической, посреднической и правовой помощи;- отслеживание успеваемости и посещаемости учащихся из неблагополучных семей;- организация досуговой занятости детей из данных семей во внеурочное время и во время каникул;- помощь в организации трудовой занятости подростков во время летних каникул. В работе с семьями можно выделить основные направления работы:  ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка»; Семейный Кодекс РФ; ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Конвенция «О правах ребёнка»; Областной Закон «О социальной поддержки детства в Ростовской области» (от 07.10.04г); Основные направления деятельности социального педагога школы, план работы социального педагога на каждый учебный год. Нормативно-правовые акты на уровне ОУ, регламентирующих профилактическую деятельность: Этапы работы школы с семьёй, находящейся в социально опасном положении. 1 этап. Раннее выявление семей, находящихся в СОП и формирование банка данных. 2 этап. Работа классного руководителя по работе с семьёй СОП . 3 этап. Семья рассматривается на педагогическом совете и заседании школьного Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних 4 этап. Постановка на профилактический учет семьи в школе. 5 этап. Представление на Совет профилактики правонарушений при администрации сельского поселения. 6 этап. Представление на комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. В работе с семьей, находящейся в СОП/ТЖС социальным педагогом используется алгоритм:Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей). Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.Изучение причин неблагополучия семьи.Составление карты семьи.Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ОПД, КДН и ЗП, Совет профилактики при сельской администрации, образовательные учреждения, отел опеки и попечительства).Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.Текущие и контрольные посещения семьи.Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй. 1. Титульный лист (Ф.И.О. родителей, Ф.И.О. детей, дата рождения)2. Акт обследования условий проживания семьи.3. Копия свидетельства о рождении несовершеннолетнего или паспорт.4. Копии паспортов родителей (при возможности)5. Индивидуальная комплексная программа реабилитации6. Акты и справки о посещении семьи. 7. Характеристика на несовершеннолетнего 8. Индивидуальная работа с родителями и несовершеннолетними (им) (объяснительные, заявления, расписки и т.д.). Личное дело семьи: Педагогическая Психологическая Материальная Медицинская Иной вид помощи Коррекционная Правовая помощь Привлечение родителей к ответственности: к административной (ст.5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях) к уголовной (ст.150, 151, 156, 242 . Уголовного кодекса РФ) Психологическое сопровождение выпускников при подготовке к ЕГЭ и ГИА. (Прокофьева Н.А.- педагог-психолог)  Системность работы педагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов. Психологическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление. Целью психологического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является: обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте); привитие психологической культуры (умения заботиться о собственной психической сфере, умение работать с чувствами, эмоциями, мыслями);изучение простейших способов психологической саморегуляции и психогигиены. Задачи психологического сопровождения: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психологической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. разработки индивидуальных образовательных маршрутов; формирование адекватной самооценки; охрана и укрепление физического и психологического здоровья; профилактика неврозов. Виды (направления) работ по психологическому сопровождению: Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг). Консультирование (индивидуальное и групповое). Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная и групповая). Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры.Профилактика. Экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды). Главный принцип организации психологической службы – системность: психолог, реализовывает все 5(6) функций и делает это систематически. Кто же такой психолог? Психолог – это тот  специалист по психолого-педагогическому сопровождению, который  обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация) с целью успешного обучения ученика и как следствия успешного сдачи ЕГЭ, окончания школы и органичного вхождения во взрослую жизнь. Цель   психологической  службы:  – формирование системы, способствующей созданию социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника. Основная идея психологической службы – идея сопровождения, которая  направлена на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития. Стратегии деятельности психолога при подготовке к ЕГЭ: ресурсно-ориентированная стратегия – поиск сильных сторон и путей использования их на этапе подготовки и на самом экзамене;технологически-ориентированная стратегия – освоение  некоторой технологии, последовательности действий, обеспечивающих успешность выпускника. Таким образом,  можно сформулировать цель данного исследования следующим образом: разработка и апробация модели психологической подготовки учащихся к ЕГЭ через систему  психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения. 1. Психодиагностическая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ2. Консультативная  работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ Особенностью консультативной работы психолога по психологической подготовке к ЕГЭ является то, что  целью таких консультаций является   формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей знаний о  проблемах, возникающих у учащихся  при подготовке к ЭГЕ, и желания преодолевать  трудности  обучения; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. В целом задача консультативной работы психолога по психологической подготовке к ЕГЭ составляет контроль за возникновением трудностей обучения ребёнка. Указанная  задача  включает следующие конкретные составляющие:1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;2) своевременное первичное выявление детей с различными трудностями обучения  и их психологическое сопровождение;3) составление (совместно с педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;4) коррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах при консультации с детьми и родителями;5) психологическое просвещение всех участников учебного процесса с помощью лекционной и других форм работы. 3. Коррекционно-развивающая работа  психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ Цель коррекционно-развивающей работы психолога по психологической подготовке к ЕГЭ заключается в составлении системы работы с учащимися «групп риска», испытывающими трудности обучения.Исходя из результатов диагностики учащихся  школы, становится ясно, что развивающая работа должна вестись по трём основным направлениям: Развитие познавательной сферы учащихся: внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.;Снятие тревожности, формирование адекватной самооценки;Развития произвольности, навыков  самоорганизации и самоконтроля; Кроме этого, в систему  коррекционно-развивающей работы по психологической подготовке к ЕГЭ следует включить следующие направления: Обучение способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения;Повышение сопротивляемости стрессу;Актуализация внутренних ресурсов. 4. Психопрофилактическая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ Целью психологической профилактики в работе школьного психолога является предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работника, родителям  по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития. Задачу  психопрофилактической работы  по  психологической подготовке к ЕГЭ можно сформулировать следующим образом: предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием. Это могут быть следующие направления работы: обучение психической саморегуляции;формирование уверенности в своих силах;выработка навыков мобилизации в стрессе;развитие творческого потенциала. 5. Психопросвещение в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ Задачи психологического просвещения в рамках психологической подготовки к ЕГЭ можно охарактеризовать следующим образом: ознакомление родителей  с актуальными проблемами детей и сообщение подходящих на данном этапе развития ребенка формы детско-родительского общения;создание условий для получения  необходимых психолого-педагогических знаний и навыков, которые помогли бы педагогам в  работе с учащимися, имеющими трудности обучения;вооружение учащихся знаниями о своих психологических особенностях и умениями  эффективно организовывать свою учебную деятельность в соответствии с этими особенностями;информирование учащихся и их родителей о процедуре проведения ЕГЭ. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная работа, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации направленных на успешную подготовку к ЕГЭ. * Обратная связь«Всё в твоих руках» Спасибо за внимание!