Статья Образовательное пространство как пространство развития


Образовательное пространство как пространство развития
учитель математики
МБОУ лицей с. Хлевное
Воронина Е.А.
«Образовательное пространство» определяется как совокупность информационных, технологических и педагогических условий, создающих возможность для организации процессов обучения, самообразования и саморазвития. Образовательное пространство – это база для осуществления на практике идеи гуманитаризации образования, обращения образовательного процесса к потребностям человека в общекультурном и общегуманитарном смысле, т.е. форма трансляции социального опыта от поколения к поколению. Образовательное пространство характеризуется объёмом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации, образовательной инфраструктурой общества.
Иначе говоря, образовательное пространство – это деятельность учащихся и учителей в рамках образовательных учреждений и оказания индивидуальных образовательных услуг.
Образовательное пространство нашего лицея представлено урочной и внеурочной деятельностью учащихся.
В условиях урочного пространства через урок реализуется основное направление образовательной деятельности - это учебная деятельность. В рамках урочной деятельности идет развитие общей познавательной и математической одаренности.
Для создания условий развития ребенка в образовательном пространстве лицея, поддержку стремления к учебной самостоятельности, позволяющей выходить за границу своих возможностей, расширять собственные знания и умения, в лицее организована внеурочная деятельность школьников, которая объединяет все виды деятельности, в которых возможно и целесообразно решение задач их развития и воспитания.
Существует множество различных форм внеурочной работы с учащимися. Наиболее часто используются следующие:
факультативные и элективные курсы;
научно-исследовательская работа;
участие в олимпиадах лицейского и муниципального уровней;
участие в заочных математических конкурсах
внеклассные мероприятия по предмету
Главной целью внеурочных занятий по математике является углубление и расширение знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их математических способностей.
Программа основного курса математики вместе с программой внеурочной деятельности по математике для средней ступени обучения составляют программу повышенного уровня по предмету для учащихся данного класса.
Возможность 1-2 часа в неделю дополнительно работать со школьниками, проявляющими повышенный интерес и способности к математике, представляет собой одно из проявлений такой формы обучения математике, как дифференцированного обучения.
Важно отметить, что главным направлением дополнительных занятий является изучение специальных математических курсов, которые дополняют школьный курс математики. Мною были разработаны и апробированы элективные курсы «Решение уравнений и неравенств» для 11 класса и «Решение текстовых и логических задач» для 7 класса, цель которых состояла в том, чтобы научить учащихся применять полученные на уроках теоретические знания при решении задач практического назначения и заданий из материалов ГИА и ЕГЭ по математике.Целесообразное использование образовательного пространства наряду с систематически проводимой внеурочной деятельностью позволяет:
-укреплять и расширять математические знания учащихся, приобретенные ими на уроках и математический кругозор.
- развивать уровень познавательной активности учащихся;
- развивать самостоятельность;
- формировать индивидуальную деятельность учащихся;
- рост мотивации к участию в исследовательской деятельности, олимпиадах, интеллектуальных играх и т.д.;
- выявление и поддержка одаренных детей;
Используемые литература и средства:
http://kopilkaurokov.ru/vsemUchitelam/prochee/sushchiestvuiushchiie-podkhody-k-ponimaniiu-informatsionno-obrazovatiel-nogho-prostranstva-i-informatsionno-obrazovatiel-noi-sriedy
Шумилова Т.А. Использование образовательного пространства школы
для развития одаренных детей
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 .
Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
Савенков А. Образовательная среда: основные теоретические модели образовательной среды // «Первое сентября»: Школьный психолог. – 2008 - №8