Нормативно правовое обеспечение деятельности социального педагога с семьями находящимися в социально – опасном положении


Нормативно правовое обеспечение деятельности социального педагога
с семьями находящимися в социально – опасном положении.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ)Критерии и показатели социально опасного положения
Критерии социально опасного положения несовершеннолетнего Показатели социально опасного положения несовершеннолетнего
1. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию ребенка Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей: своим поведением лишают ребенка минимальных жизненных благ, необходимых для проживания и развития, не заботятся о его здоровье, нравственном, физическом и психологическом развитии, материально-бытовом обеспечении, обучении, подготовке к труду и самостоятельной жизни в обществе, проявляют к нему безразличие, уклоняются от уплаты алиментов и др. (отсутствие адекватного возрасту ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от медицинского обследования, наблюдения и лечения ребёнка; отсутствие внимания, что может привести к несчастному случаю, стать жертвой повреждений и др.; недостаток заботы, обусловленный болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью)
Факты оставления ребенка без пищи, тепла, присмотра, отказ от ребенка, изгнание ребенка из дома
Родители лишены родительских прав в отношении братьев, сестёр
2. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) злоупотребляют родительскими правами Склонение ребенка к попрошайничеству, занятию проституцией, азартным играм. Вовлечение ребенка в преступную деятельность, антиобщественное поведение. Незаконное расходование родителями имущества, принадлежащего ребенку.Запрещение ребенку посещать общеобразовательное учреждение Систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия
3. Несовершеннолетний воспитывается в семье, где родители (другие законные представители) отрицательно влияют на его поведение (воспитание носит антиобщественный характер) Приобщение ребенка к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ
Родители ведут аморальный образ жизни (злоупотребление алкогольных напитков, хронический алкоголизм, наркомания, проституция, состоят на учёте в органах внутренних дел и др.) 
4. Жестокое обращение с несовершеннолетним Физическое насилие – преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами их заменяющими, или лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые могут привести к смерти ребенка, или вызывают серьезные, требующие медицинской помощи нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии; телесные наказания, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Сексуальное насилие или развращение несовершеннолетнего. Психическое (эмоциональное) насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности (открытое неприятие и критика ребенка, оскорбление и унижение его достоинства, угрозы, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия, преднамеренная физическая или социальная изоляция, предъявление ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму)
5. Несовершеннолетний совершает правонарушения и иные антиобщественные действия Рост нарушений дисциплины, увеличение пропуска занятий в учреждении образования, прогулы (если несовершеннолетний состоит в трудовых отношениях). Укрепление асоциальных связей, бродяжничество несовершеннолетнего.Несовершеннолетний совершает действия, влекущие административную либо уголовную ответственность, состоит на учёте в инспекции по делам несовершеннолетних. Несовершеннолетний является членом экстремистской группировки, деструктивной секты
6. Несовершеннолетний находится в неблагоприятных условиях, экстремальной жизненной ситуации Проживание несовершеннолетнего в семье в ситуации конфликта, с наличием стрессовых факторов: безработица, тунеядство, финансовые проблемы, невыносимая нравственная атмосфера. Социальная изоляция несовершеннолетнего. Негативное влияние на несовершеннолетнего культурных или религиозных факторов. Жестокое обращение с несовершеннолетним со стороны сверстников, взрослых. Несовершеннолетний, пострадавший в результате аварии, катастрофы, бедствий и др.Несовершеннолетний предоставлен сам себе, не имеет места жительства или места пребывания
 
Для осуществления эффективной и согласованной работы по поддержке и
сопровождению семей, находящихся в социально опасном положении социальные педагоги должны, во-первых: знать нормативно-правовое законодательство и владеть информацией об его изменении, а, во-вторых, уметь применять правовые знания на практике.
Четкое понимание последовательности и правомочности своих действий становится залогом эффективности работы по социальной работе при защите прав несовершеннолетних.
Нормативно-правовая база деятельности социального педагога.
Нормативно-правовая база по защите прав и законных интересов,
несовершеннолетних можно разделить на три основных уровня
Нормы международного права:
􀂃 Всеобщая декларация прав человека
􀂃 Конвенция о правах ребенка
Нормы Российского законодательства:
􀂃 Кодексы
􀂃 Законы
􀂃 Постановления
Нормы регионального законодательства:
􀂃 Законы
􀂃 Постановления
Нормы международного права:
◊ Всеобщая декларация прав человека принята Генеральной Ассамблей
Организацией Объеденных Наций 10 декабря 1948 года. В ней нашли
отражения и вопросы, касающиеся прав и интересов детей:
􀂃 принцип равенства детей;
􀂃 нормы о защите материнства и младенчества;
􀂃 нормы о защите детей от эксплуатации;
􀂃 право детей на образование.
◊ Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблей
Организацией Объеденных Наций 20 ноября 1989 года (ратифицирована СССР (Россией как правопреемником 15.09.1990 г.)), где впервые ребенок стал рассматриваться не только как объект, требующий специальной защиты, но икак субъект права, которому представлен весь спектр прав человека.
Конвенция содержит 54 статьи, которые охватывают практически все области жизнедеятельности ребенка. Все ее положения сводятся к четырем
требованиям, обеспечивающим права детей. Это выживание, развитие, защита и обеспечение участие в жизни общества.
Нормы Российского законодательства
К нормам Российского законодательства по защите детей от насилия
относятся:
􀂃 Конституция Российской Федерации;
􀂃 Семейный Кодекс Российской Федерации (СК РФ);
􀂃 Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ);
􀂃 Кодекс об административных правонарушениях РоссийскойФедерации (КоАП РФ);
􀂃 Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации (ГПК РФ)
Федеральные законы Российской федерации:
􀂃Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124 – ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
􀂃 Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах
системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Законодательство субъектов РФ.
В каждом субъекте РФ существует законодательство, направленное на защиту детей от жестокого обращения, разрабатываются и внедряются социальные программы и проекты, призванные содействовать разрешению проблемы домашнего насилия.
В Воронежской области структуру и механизм защиты прав ребенка регулирует
Закон Воронежской области от 04.10.2005 N 62-ОЗ (ред. от 29.12.2010) "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 23.09.2005)
Закон Воронежской области от 26.07.1999 N 101-II-ОЗ (ред. от 15.11.2010) "О защите прав ребенка на территории Воронежской области" (принят Воронежской областной Думой 01.07.1999)
Общие подходы к защите прав и интересов детей
Правовой механизм по защите прав и законных интересов ребенка

Семейное
право
регулирует
отношения,
возникающие
между
гражданами
из факта
родства,
брака,
рождения
детей,
принятие навоспитание всемью Административное
право осуществляет
защиту личности,
охрану прав и
свобод человека,
защиту
общественной
нравственности Гражданское
право
Регулирует
имущественные и
связанные с ними
неимущественные
отношения
участников
гражданского оборота Уголовное право
охрана прав и свобод
человека, собственности,
общественного порядка и
общественной безопасности Жилищное
право
регулирует
защиту
жилищных
прав

Семейный
кодекс Кодекс обадминистративных
правонарушенияхКодекс обадминистративных
правонарушенияхУголовный
кодекс Уголовно-
процессуальный
кодекс Жилищный
кодекс

Законы
Постановления
приказы Законы
Постановления
приказы Законы
Постановления
приказы Законы
Постановления
приказы Законы
Постановления
приказы Законы
Постановления
приказы
Проявления жестокого обращения с детьми и пренебрежения их основными
потребностями могут быть разнообразны. В связи с этим для защиты
детей от насилия и пренебрежения используются нормы гражданского,
семейного, уголовного и административного права. Каждая из этих трех
отраслей права имеет собственные, отличные от других отраслей, цели и задачи, используемые правовые средства и области применения, которые с учетом конкретных обстоятельств и определяют целесообразность применения того или иного правового механизма для защиты интересов ребенка.
Уголовное право призвано охранять наиболее значимые права и свободы человека путем установления запрета совершать определенные деяния
под угрозой наказания. Для осуществления этой задачи Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) определяет, какие действия считаются преступлением, и какое наказание может быть назначено за каждое изних. Причем круг преступлений ограничен только теми деяниями, которые
причиняют значительный вред правам и интересам детей (наиболее опасными формами жестокого обращения с детьми). Основным инструментом уголовного правосудия является наказание преступника, которое применяется для восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения новых преступлений.
Действия родителей или лиц, их заменяющих, нарушающие права и
интересы детей, зачастую не представляют значительной общественной опасности и по этому не являются преступлениями. Ответственность за такие проступки установлена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ). Подобно Уголовному кодексу основным средством воздействия КоАП РФ является наказание (наложение административного взыскания). Однако административные взыскания могут применяться при значительно более широком круге проступков, поэтому они имеют большое профилактическое значение как средство предупреждения преступных форм
жестокого обращения с детьми.
Семейное законодательство направлено на укрепление семьи, построение семейных отношений на основе любви и взаимной ответственности. Забота о благосостоянии и развитии детей, защита их прав считаются приоритетными задачами семейного права, на что указывает ст. 1 Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ). Принципиальным положением семейного законодательства является запрет осуществления одним из членов семьи своих прав и интересов в ущерб правам, свободам и законным интересам других членов семьи, в том числе, и детей (ст. 7 СК РФ). Из этого положения вытекает недопустимость реализации родителями своих прав по воспитанию ребенка в ущерб его интересам. Семейное право применяется при любых внутрисемейных конфликтах, для устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также для организации
жизни детей в интернатных учреждениях и приемных семьях. Административное право предусматривает возможность наложения взыскания на родителей за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка. Конкретный перечень административных правонарушений родителей и иных законных
представителей ребенка КоАП РФ не установлен. Уголовное право применяется вне зависимости от родственных отношений жертвы и виновного, но только в тех случаях, которые согласно УК РФ, признаются преступлениями.
Семейное право призвано разрешать внутрисемейные конфликты и
защищать интересы ребенка путем поиска взаимного согласия, компромисса,
добровольного отказа родителей от жестокого, грубого, пренебрежительного или унижающего человеческое достоинство ребенка обращения. Неисполнение родителями или иными законными представителями ребенка своих обязанностей по его воспитанию или содержанию влечет наложение на них административного взыскания. В тех случаях, когда родители длительное время уклоняются от исполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка или осознанно злоупотребляют своими правами в ущерб правам и интересам ребенка, они могут быть ограничены в родительских правах или лишены их. Главным же правовым средством уголовного правосудия является наказание виновного, поэтому цель уголовного судопроизводства сводится к установлению преступника, доказательству его вины и назначению справедливого наказания.
Для профилактики жестокого обращения с детьми в СК РФ установлены
основные принципы реализации родительских прав, механизм выявления детей, оставшихся без родительского попечения, и детей, родители которых
злоупотребляют своими правами, а также порядок дальнейшего устройства
судьбы таких детей. Профилактическое действие уголовного закона и КоАП РФ основано на запрете совершать определенные действия под страхом наказания(наложения административного взыскания).
Для назначения уголовного наказания необходимы веские доказательства,
полученные следователем или дознавателем в точном соответствии с
установленными законом правилами. Для применения мер, предусмотренных
Семейным кодексом, используются нормы Гражданского процессуального
кодекса РФ, согласно которому сбор доказательств и обязанность доказывания возлагаются на стороны (истца и ответчика). Для привлечения к
административной ответственности КоАП РФ устанавливает простую и короткую процедуру, позволяет использовать широкий круг доказательств.
Таким образом, нормы семейного и административного права могут
применяться во всех случаях жестокого обращения с детьми. Уголовное право, призванное наказать совершившего насилие взрослого, применяется реже, только в случаях преступных посягательств на детей. Нормы семейного и уголовного, семейного и административного права могут использоваться одновременно, обеспечивая более полную защиту интересов ребенка. Так, родитель, осужденный за физическое насилие над своим ребенком, может быть лишен родительских прав, что защитит ребенка от контактов с ним в будущем. Родитель, привлеченный к уголовной ответственности за жестокое обращение с ребенком, может быть
ограничен в родительских правах еще до вынесения приговора, что позволит
обеспечить ребенку безопасность уже на этапе предварительного расследования, даже в тех случаях, когда родитель не арестован.
Организация работы по защите детей,
находящихся в социально опасном положении
Алгоритм выявления и организация работы с детьми, находящимися в социально опасном положении
1.     Учреждения образования выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:
- изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;
- анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждения образования;
- анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;
- учёта посещения несовершеннолетними учреждений образования;
- учёта детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования;
- выявления несовершеннолетних, не получающих общего базового образования;
- учёта и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;
- контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними.
2. В случае выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, формируется комиссия в составе педагогических работников учреждения образования (социальный педагог, педагог-психолог, зам. директора по воспитательной работе), которая не позднее следующего дня после получения информации проводит обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего. Комиссия определяет меры по устранению причин, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего, которые записываются в заключение акта обследования условий жизни и воспитания.
3.   Учреждение образования письменно информируют органы системы профилактики о выявлении ребёнка находящегося в социально опасном положении.
4. Оказание педагогической и психологической помощи семье.