Родительское собрание на тему Вредные привычки — профилактика в раннем возрасте


Родительское собрание на тему: «Вредные привычки – профилактика в раннем возрасте»
Щелыканцева Елена Владимировна
учитель начальных классов
МБОУ Кочуновская ООШ
Цели: 1. Информировать родителей о системе профилактике вредных привычек в школьном возрасте.
2. Сформировать воспитательные подходы.
Ход собрания
«Каждый – кузнец собственного здоровья».
Аппий Клавдий - древнеримский государственный деятель
Вопросы здоровья всегда волновали людей. А что такое здоровье? Здоровье – это прежде всего состояние полного физического благополучия. Но отсутствие болезней или каких-либо физических недостатков, - это ещё не совсем здоровье. Оно невозможно без духовного и социального благополучия.
Подрастают наши дети… Из маленьких беспомощных детишек они превращаются в подростков. Растут дети, и более серьёзными становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся. Сегодня я хотела бы предложить вам задуматься о вредных привычках, подстерегающих любого человека на жизненном пути, а иногда и перечёркивающих всю его жизнь. Как уберечь своего ребёнка от курения, алкоголя, наркотиков? Возможно мы не найдём сегодня уникального рецепта, но попробуем разобраться.
Будучи уверенными в том, что их дети «ничего не знают» об алкоголе и табаке, взрослые не считают нужным специально объяснять, чем опасно знакомство с этими веществами. Между тем установлено, что уже к 7-9 годам мальчики и девочки обнаруживают определённую осведомлённость в отношении одурманивающих веществ. Младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они имеют представление и о том, как действуют никотин и алкоголь на организм человека, даже если личного опыта использования одурманивающих веществ у них нет: возникает головокружение, меняется настроение и т.д. Информированность «в теме» довольно противоречива. С одной стороны, дети, конечно в курсе, что употребление алкоголя и курение опасны для здоровья. Однако они далеко не всегда понимают и могут объяснить, в чём конкретно заключается эта опасность, повторяя очередные «страшилки» взрослых: «Если будешь курить – заболеешь, от вина живот будет болеть» и т.д.
С другой стороны, дети почти ежедневно оказываются свидетелями сцен, демонстрирующих «привлекательность» одурманивающих веществ или во всяком случае их «безвредность»: реклама пива на экране телевизора, праздничное застолье дома, красивая дама на скамейке парка с дымящейся сигаретой… В сознании ребёнка возникает так называемый информационный диссонанс – одновременное присутствие противоречивых сведений об алкоголе или курении. Именно этот диссонанс является основой для возникновения любопытства к одурманивающим веществам. Ребёнку становится интересно: а что же на самом деле представляют эти «таинственные» вещества?
Сегодня возраст начала наркотизма – приобщение к одурманивающим веществам – постоянно снижается. Чем раньше ребёнок знакомится с одурманивающими веществами, тем выше риск того, что в более «зрелом» возрасте у него возникнет пристрастие к алкоголю, курению.
Особенности, способные провоцировать риск раннего приобщения к алкоголю, курению, наркотикам
1) Позаботиться о том, чтобы у ребёнка не формировался комплекс неполноценности.
Ребёнок, чувствующий себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего. Тут все способы хороши, в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя «вещества взрослых».
Необходимо постоянно давать понять, что ребёнок успешен в каком-либо деле. Эффективно сравнение его сегодняшних результатов с вчерашними.
Наиболее типичной схемой поведения младших школьников является реакция имитации, или подражания. Дети копируют черты человека, наиболее авторитетного для него. Чаще всего таким образцом являются родители. И тут особое значение имеет отношение взрослого к одурманивающим веществам. Неслучайно в семьях, где есть курильщики, дети раньше приобщаются к курению.
3) Огромное значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг к другу.
Очень опасно воспитание по типу гипоопеки, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых, оказываются предоставленными самим себе.
Но опасна не только гипоопека, но и прямо противоположный тип воспитания – гиперопека. В этом случае родители с раннего детства контролируют буквально каждый шаг ребёнка, не давая ему возможности проявить самостоятельность. Привыкнув к постоянному контролю, подчинению указаниям взрослых, мальчик или девочка становятся подвластны любому внешнему влиянию. Они просто не могут отказаться от сомнительного предложения – ведь этому их в семье не научили.
Никотин – сильнейший нервный яд. Про судьбу бедной лошади, погибающей от капли этого вещества, известно всем. А вот о том, что для человека смертельной дозой является 0,008 г никотина (такое количество содержится всего в 10 сигаретах), знают немногие. Понятно, что далеко не весь дым поступает в лёгкие. Курильщику достаётся около 25% этого «дымного букета». Приблизительно 60% рассеивается в атмосфере, а вот 15% попадает в лёгкие окружающих. Кстати, если курильщик в той или иной мере защищён сигаретным фильтром, то про некурящих этого сказать нельзя.
В организме ребёнка механизмы, позволяющие за счёт работы печени, почек, лёгких по возможности быстро освобождаться от токсических веществ только формируются. Отсюда и печальная статистика: заболеваемость у детей курильщиков простудными инфекциями в 3 раза выше, бронхиальной астмой в 4 раза выше, аллергиями в 2 раза выше по сравнению с детьми из семей некурящих.
Меры избежания пассивного курения
- в семье должно быть наложено табу на курение в присутствии ребёнка;
- научить ребёнка правильному поведению в присутствии курящих людей.
Это касается не только детей курильщиков, но и детей из некурящих семей. Ребёнок должен знать, что ему нельзя находиться в одном помещении с курящими. Он имеет право попросить взрослых людей прекратить курение в его присутствии.
Спиртное – непременный атрибут праздничного стола. Конечно, ребёнок должен присутствовать за столом на общих семейных праздниках. Но родителям стоит заранее объяснить ребёнку, что алкогольные напитки предназначены для взрослых, а ему их попробовать пока нельзя, так как это помешает ему вырасти. За столом обязательно должен быть любимый напиток ребёнка. Но совместные праздники с участием ребёнка ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки.
И наконец, самый сложный этап нашего разговора. Он посвящён проблеме, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснётся. Но Сенека был прав, говоря: «Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание» Чтобы противостоять злу, надо много знать о нём, надо быть сильнее его.
Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребёнка к наркотикам:
Резкая смена друзей
Резкое ухудшение поведения.
Изменение пищевых привычек.
Случаи забывчивости, бессвязная речь.
Резкие перемены настроения.
Полная утрата прежних интересов.
На фоне полного здоровья – расширение зрачков, покраснение глаз, кашель, насморк, рвота.
Частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.
В подобной ситуации нужно помочь подростку, поддержать его, проявлять терпение, тактичность и деликатность, знакомить с научными фактами и сведениями о вреде наркотиков.
Следующие вопросы и доводы помогут подростку устоять в ситуации противостояния попробовать наркотические вещества:
Почему предлагают бесплатно дорогостоящее вещество, которое можно достать только за деньги?
Употребляет ли сам предлагающий наркотики или только угощает других?
Если он сам не употребляет, то почему предлагает другим? Если же употребляет, то способен ли без них обходиться? Как он это докажет.
Семейная профилактика вредных привычек должна заключаться не только в беседах об опасности одурманивающих веществ, гораздо важнее сформировать у ребёнка культуру здоровья. Культура здоровья – один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Уже в младшем школьном возрасте дети должны понимать: здоровье – это одно из важнейших условий для счастливой жизни, его нужно беречь и укреплять.
Литература
1. Н.И.Дереклеева «Родительские собрания» 1 – 4 классы «ВАКО» Москва