Система работы социального педагога с семьями, находящимися в социально опасном положении.




Система работы
социального педагога с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Содержание:

Вступление.
Семья, находящаяся в социально опасном положении.
Этапы работы социального педагога с семьей, находящейся в социально опасном положении.
Методика работы с противостоянием семьи.
Примерная индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении.
Заключение.


























Вступление.


Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.
В настоящее же время семья переживает тяжелый кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителям к детям, разрушен психологический склад семьи.
В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол семьи.
А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной платы, закрытии предприятий приводит к ухудшению детей в семье. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание психолого-педагогической помощи таким семьям и детям из этих семей.
Тема данного исследования, весьма актуальна для образовательных учреждений. Цель моей работы – систематизировать имеющиеся знания, практические наработки, вновь изученную литературу по раскрываемой проблеме и выявить наиболее эффективные, приемлемые для нас способы, методы и формы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.
Проблемным моментом при написании исследования явилась недостаточная оснащенность новинками учебно-методической литературы по этому вопросу.





Семья, находящаяся в социально опасном положении.

Семья, находящаяся в социально опасном положении – это семья имеющая детей, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют обязанности по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями при определении семей этой категории являются:
неисполнение родителями своих обязанностей по обеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и др.)
вовлечение детей в противоправные действия (попрошайничество, проституция и т.д.);
жестокое обращение с людьми со стороны родителей;
отсутствие контроля над воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Из этого следует, что неблагополучие в семье зависит не от состава и структуры семьи, не от уровня её материального благосостояния, а от сформировавшегося в ней психологического климата. Поэтому можно выделить следующие типы семей, находящихся в социально опасном положении:
конфликтная – наиболее распространённый тип (до 60% от числа всех семей категории), с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
аморальная – характеризующая забвением всяких моральных и этнических норм; конфликтную и аморальную семьи объединяет то обстоятельство, что положение в них оказывается в прямой зависимости от внутрисемейных отношений, а воспитательный фактор приобретает значение производного;
педагогически несостоятельная – с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры; характеризуется не только ошибками и дефектами в воспитании детей, но и нежеланием что-либо изменять и исправлять в содержании и методах воспитания: такая семья сознательно или невольно настраивает ребенка на неподчинение общественным нормам и требованиям, на конфронтацию с лидером.
асоциальная – в ней дети с ранних лет находятся в обстановке пренебрежения к общепринятым социальным и моральным нормам, воспринимают навыки отклоняющегося и противоправного поведения.
Семьёй, находящейся в социально опасном положении, может стать любая семья, так как существует ряд социальных проблем: трудные материальные условия, отсутствие рабочих мест, конфликты между супругами и многое другое. Ближе к этой ступени, конечно же, стоят семьи группы риска. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых социальных воздействий социального характера. К таким семьям относятся, например, малообеспеченные, многодетные; неполные семьи; матери-одиночки; семьи, имеющие детей инвалидов; родители, страдающие психическим расстройством, умственной отсталостью; семьи, имеющие детей под опекой или попечительством. Эти семьи требуют большого внимания со стороны школы. И задача социального педагога, как можно раньше начать профилактическую работу с этой категорией семей, чтобы они не переступили ту грань, которая приведет их к неблагополучию.





Этапы работы социального педагога с семьёй,
находящейся в социально опасном положении.

В начале каждого учебного года социальный педагог на основе полученной информации от классных руководителей составляет социальный паспорт школы, в который вносятся все семьи группы риска. В дальнейшем эти семьи всегда находятся под пристальным контролем. Такую работу провожу и я.
Существуют различные подходы к выявлению семейного неблагополучия, которые используются социальным педагогом:
через диагностику супружеских и родительско-детских отношений;
через изменение в поведении детей и подростков;
через изучение отношений детей и подростков к оценке своего поведения.
Для диагностики супружеских отношений широко используются методы, позволяющие определить степень удовлетворенности (неудовлетворенности) браком, изучить межличностные отношения супругов, выявить нарушения семейных отношений и особенности поведения в конфликтных ситуациях. Для изучения родительско-детских отношений широко используются рисуночные тесты, позволяющие проанализировать взаимоотношения в семье и выявить дефекты семейного воспитания. Используя диагностику и наблюдения, в случае проявления неблагополучия в семье, она ставится на учёт. Вначале на внутришкольный, а потом в ПДН и КДН. Чтобы поставить семью на учёт, я, опираясь на рекомендации Министерства образования Саратовской области, разработала положение, которое утверждено школьным советом по профилактике, согласно которому постановке на учёт подлежит та или иная семья (положение прилагается). В нём также отмечена система последовательного усиления мер воздействия на родителей, не выполняющих свои обязанности по воспитанию. А в случае отсутствия положительной динамики, социальный педагог совместно с органами опеки и попечительства готовит материалы в суд для применения к родителям мер в соответствии с гражданским законодательством.
Но торопиться лишить родителей родительских прав, отправив детей в детский дом, не следует. Каждая семья, даже, находящаяся в социально опасном положении, требует индивидуального подхода. Изучая ситуацию, сложившуюся в семье, надо прислушиваться к тому, что необходимо детям.
Поэтому, задача социального педагога приложить максимум усилий к работе с такой семьёй. Для определения наиболее эффективной формы работы с семьёй необходимо очень хорошо знать её проблемы. В какой помощи нуждается семья, какую, прежде всего помощь предоставить? Медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую. Для этого, на семью, находящуюся в социально опасном положении заводится папка, которая включает следующие документы:
Психолого-педагогическая характеристика. (Образец прилагается).
Социальный паспорт семьи. (Образец прилагается).
Карточка семьи для индивидуальной работы с ней. (Образец прилагается).
Акты первичного обследования ЖБУ семьи и контрольных посещений.
Анкета.
Выписки из протоколов совета по профилактике при проведении анализа ситуаций в семье (не реже 2х раз в год).
План работы с семьёй, в который входит:
более подробное изучение семьи и осознание существующих в ней проблем;
продолжение знакомства с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни;
знакомство с теми службами, которые уже оказывал помощь семье, изучение их действий, выводов;
изучение причин социально опасного положения семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций;
изучение личностных особенностей членов семьи;
беседы с родителями;
вынесение родителям социально-педагогического предупреждения;
вызов на совет по профилактике;
подача представлений или ходатайства на КДН;
оказание помощи в устройстве несовершеннолетних детей в приют;
оказание помощи в устройстве несовершеннолетних детей на работу в каникулярное время;
подготовка совместно с органами опеки и попечительства материалов в суд на лишение или ограничение родительских прав.
Когда выявлена семья, находящаяся в социально опасном положении, составлен план работы, начинается непосредственно работа с семьёй.
Задачи социального педагога в процессе работы с семьёй:
установление контакта с семьёй;
выявление проблем и трудностей в семье;
стимулирование семьи и отдельных её членов к участию в совместной деятельности; оказание посреднических услуг в установлении связей со специалистами – психологами, социальными работниками, врачами, юристами, а также с представителями органов власти и органами внутренних дел;
использование индивидуальных методик работы с семьями, нуждающимися в особой помощи.
Возвращаясь к формам работы социального педагога с семьёй, хочу обратить внимание на такую форму, как патронаж, то есть посещение детей и подростков на дому с адаптационно-реабилитационными, а также социально-педагогическими и социально экономическими целями. Патронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные связи с детьми и семьями, в которых они проживают или проживали, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж помогает принять профилактические меры, направленные на противодействие возможным (предполагаемым) негативным формам и следствиям неблагоприятной ситуации, в которой оказался ребенок.
Правила, которые должен соблюдать социальный педагог при посещении семьи.
Посещение семьи на дому начинается с налаживания контакта. Семья намного лучше воспринимает человека, который готов выслушать, понять. Задачи первого визита в семью: показать, что вы как специалист настроены на результативное сотрудничество; снять напряжённость, которая может возникнуть при посещении социального педагога их дома. Основные элементы первого визита – знакомство. Представляясь, надо быть доброжелательной, спокойной и , если получится, уверенной в себе.
Социально – психологическая беседа.
Из моего опыта я поняла, что если волнуюсь, чувствую, что сама или члены семьи не готовы к содержательной части диалога, в этом случае договариваюсь о времени следующего визита и прощаюсь.
Содержательная часть.
Начиная беседу:
надо объяснить, что хорошего может получить семья от общения с вами как с профессионалом;
спросить, согласна ли семья сотрудничать. Помнить, что отказ семьи от сотрудничества не является окончательным;
обязательно проверить, как члены семьи вас поняли и как восприняли;
оценить качество контакта с семьёй. Спокойно выслушать ответы членов семьи, принять их за основу вашего будущего диалога. Ответы семьи могут и не понравиться, но они являются той первоначальной базой, на которой придётся налаживать отношения.
Во время второго визита:
не надо сосредотачивать особое внимание на проблемах семьи;
не надо чувствовать себя скованно;
не надо «включать негативное программирование»;
не надо говорить, что правильно, что неправильно, прежде чем узнаешь причину проблемы;
не надо противопоставлять себя семье;
не надо форсировать события: семья может оказаться не готовой и будет защищаться;
не надо сомневаться в собственном профессионализме.
Для установления хорошего контакта во время первого визита в семью необходимо:
настроить себя на сотрудничество;
активизировать профессиональную установку на оказание социально педагогической помощи;
быть уверенным, что совместно возможно улучшить ситуацию в семье.
Наряду с индивидуальными формами работы с родителями в последние годы в практике социальных педагогов всё чаще используются групповые тренинги, групповое консультирование, родительские семинары и лектории.
Групповая работа с родителями может быть организована на родительском собрании, где социальный педагог, кроме информирования по определённой теме организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться, проводит небольшие ролевые игры и др.
В семьях, находящихся в социально опасном положении редко можно наблюдать какой-то один вид проблем, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Но, к сожалению, не всегда семья, находящаяся в социально опасном положении встречает социального педагога с радостью.





2.3 Методика работы с противостоянием семьи.
Первичные реакции противостояния семьи:
-отрицание;
-обвинение;
-клеймить кого-либо;
-хрупкость отношений;
-импульсивность родителей, детей;
-провоцирование;
-отказ от встреч;
-неприятные помощи, безнадежность, окружение семьи (препятствия, опасности);
-сопротивление специалистам, в том числе социальному педагогу;
-кризисы семьи, детей;
-определение членов семьи (реакция и чувства на противостояние), суеверия, страхи (чего больше всего боятся семьи).
По каждому пункту стараюсь тщательно обдумать все полученные данные на основе наблюдений во время визитов, при собеседовании и т.д. Затем составляю краткосрочный план, результаты которого сразу же дают положительный эффект. Очень важно, чтобы члены семьи почувствовали, что их положение может меняться к лучшему, и это не ведет ни к потерям, ни к новым переживаниям. Например, планируется срочно посетить врача, записать ребенка к специалистам. Для этого с семьей обсуждается , что необходимо сделать и чем можно помочь.
По итогам проделанной работы у каждой категории семей, находящихся в социально опасном положении, будут свои положительные результаты.
Можно выделить следующие показатели:
- уровень жизни семьи доведен до среднего;
- восстановлены контакты семьи с её окружением, ребенок посещает детский сад, школу, училище и т.д.
- употребление алкоголя уменьшилось;
- решены иные специфические для данной семьи проблемы.
Большое внимание необходимо уделять бытовым условиям, в которых проживает семья. Изменение бытовых условий – это самый положительный показатель. Стало чище в квартире – легче строить взаимоотношения, дверь стала закрываться на ключ – безопаснее детям и взрослым и т.д.
Самая большая проблема – это проблема алкоголизма в семье. Такие семьи чаще всего составляют контингент семей, находящихся в социально опасном положении. К сожалению, излечение от алкогольной зависимости – процесс длительный и сложный, а также дорогой, особенно если пристрастие к спиртному длится не один год. Даже после интенсивного лечения в медицинских наркологических диспансерах остаётся опасность возврата к прежнему состоянию, неверием человека в свои возможности.
Задачи социального педагога составить такую программу работы для каждой тяжелой семьи, в которой будут учтены все возможности влияния на семью, как со стороны социального педагога, так и других заинтересованных ведомств. Она включает достижение краткосрочных целей, которые позволяют семье увидеть свои первые изменения в положительную сторону, затем среднесрочные и, наконец, цели, направленные на будущее семьи.
Непременным условием оказания помощи в семье, находящейся в социально опасном положении является вовлечение родителей и детей в совместную деятельность с любым центром и другими организациями для расширения педагогического поля и воспитательного пространства. Помощь эффективна только в том случае, если потребность в ней осознанна. Задача социального педагога мотивировать потребность семьи измениться к лучшему.
В приложение приведён образец анкеты, которую может заполнить социальный педагог при работе с семьёй, увидеть результаты своего влияния на семью, отметить положительные сдвиги семье, помочь подобрать необходимые формы и виды работ.

2.4 Примерная индивидуальная программа реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении.

направления
формы
исполнители
Отметка об исполнении

1
Контрольные посещения семьи
По графику
Соц. педагог
Кл. руководитель.


2
Психологическая и педагогическая помощь
Сбор информации о семье, профилактические беседы с родителями, наблюдение и контроль за несовершеннолетними по месту учёбы, жительства, организации консультаций психолога.
Соц. педагог
Кл. руководитель.


3
Материальная помощь
Направление ходатайств в Управление образованием, обращение к администрации школы о льготном питании несовершеннолетним во время учебного процесса, а также об обеспечении бесплатными учебниками и портфелями для начальной школы. Организация помощи семьям (формирование банка одежды, обуви, бывшей в употреблении, но пригодной для использования)
Соц. педагог



4
Трудоустройство родителей и несовершеннолетних.
Содействие в поиске подходящей (постоянной, временной) работы. Консультирование о постановке на учёт в центр занятости.
Соц. педагог



5
Правовая защита
Выступление на КДН. В судах в пользу семьи.
Соц. педагог



6
Организация досуга и отдыха несовершеннолетних и родителей.
Вовлечение в кружки, секции. Привлечение к участию в праздниках, соревнованиях, походах и т.д., в том числе в каникулярное время
Соц. педагог
Кл. руководитель.


7
Оздоровление совершеннолетних
Ходатайства о предоставлении бесплатных путёвок в загородные оздоровительные лагеря и на детские площадки.
Администрация школы
Соц. педагог
.



Заключение.
Рассмотрев проблему семей, находящихся в социальном опасном положении, изучив имеющуюся литературу, я систематизировала и отобрала для своей работы наиболее эффективные формы и методы работы.
Наиболее эффективной формой работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении, я считаю, индивидуальную форму. Помочь в работе с семьёй может диагностика, патронаж, беседы оказание психолого-педагогической материальной помощи.
А также я поняла, что какую бы работу с семьёй, находящейся в социально опасном положении не делала, для получения положительного результата её надо делать в системе. Процесс должен быть непрерывным. Ослабление контроля над жизнью детей из этих семей может привести к необратимым последствиям, так как чаще всего дети из таких семей вынуждены ступить на путь правонарушений и преступлений, порой для самоутверждения, а порой для выживания, оставшись один на один с окружающим их жестоким миром.


15